Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А46-4132/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2023 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Щанкиной А.В.,
судей Зиновьевой Т.А.,
Сириной В.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Гайшун И.А.,рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение от 14.07.2023 Арбитражного суда Омской области (судья Колмогорова А.Е) и постановление от 29.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Котляров Н.Е., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу № А46-4132/2023 по иску Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (644024, г. Омск, ул. Краснофлотская, д. 8, ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003) к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (644007, г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 56, ОГРН 1045504038524, ИНН 5503085391) об исключении из Единого государственного реестра недвижимости вида разрешенного использовании здания, о восстановлении сведений о наименовании нежилого здания.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: индивидуальный предприниматель Рудак Алексей Витальевич (г. Омск, ОГРНИП 319554300010834, ИНН 550712669608), индивидуальный предприниматель Баер Сергей Николаевич (г. Омск, ОГРНИП 317554300013807, ИНН 550408984701), Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (644099, г. Омск, ул. Гагарина, д. 32, корп 1, ОГРН 1025500761142, ИНН 5503031117).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Самович Е.А.) в помещении Арбитражного суда Омской области присутствуют представители:
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Гугнюк В.А. по доверенности от 28.08.2023 (срок действия 1 год), представлено служебное удостоверение, диплом,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Паскотина А.А. по доверенности от 09.01.2023 (срок действия по 31.12.2023), представлено служебное удостоверение, диплом.
Суд установил:
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской (далее - Управление Росреестра по Омской области, регистрирующий орган, ответчик) об обязании исключить из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) вид разрешенного использования здания с кадастровым номером 55:36:120102:4772 «Объекты дорожного сервиса (код 4.9.1)», восстановить в ЕГРН сведения о наименовании нежилого здания с кадастровым номером 55:36:120102:4772 «Кафе, рестораны» и установить в ЕГРН вид разрешенного использования нежилого здания с кадастровым номером 55:36:120102:4772 «Общественное питание (код 4.6)».
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Рудак Алексей Витальевич (далее - ИП Рудак А.В.), индивидуальный предприниматель Баер Сергей Николаевич (далее - ИП Баер С.Н.), Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - ДАГ Администрации г. Омска).
Решением от 14.07.2023 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 29.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований Департамента отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы приведены следующие доводы: виды разрешенного использования «общественное питание (код 4.6)» и «объекты дорожного сервиса (код 4.9.1)» являются самостоятельными видами разрешенного использования, не связанными между собой назначением; вывод суда первой инстанции о том, что вид разрешенного использования «Кафе» для земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в территориальной зоне ОД-2, в соответствии с правилами землепользования не предусмотрен, не соответствует действительности; в территориальную зону ОД-2 включен вид разрешенного использования «общественное питание»; регистрирующий орган в нарушение действующего законодательства изменил вид разрешенного использования объекта капитального строительства на «Объекты дорожного сервиса», в то время как вид разрешенного использования земельного участка на момент внесения изменений в ЕГРН установлен как «Кафе, рестораны», а разрешительная документация на объект капитального строительства, в том числе разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства выданы на «Кафе, рестораны», а не на «Объект дорожного сервиса; Росреестр по Омской области не провел надлежащей правовой экспертизы заявления ИП Рудака А.В., ИП Баера С.Н.
Отзыв ИП Баера С.Н. на кассационную жалобу приобщен к материалам дела, но при рассмотрении кассационной жалобы не учитывается в связи с отсутствием надлежащих доказательств направления лицам, участвующим в деле (часть 2 статьи 279 АПК РФ).
В судебном заседании представители сторон поддержали ранее изложенные правовые позиции по делу.
Проверив судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с выпиской из ЕГРН от 09.11.2022 № КУВИ-001/2022-197433682 земельный участок с кадастровым номером 55:36:120102:4277, расположенный по адресу: г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 203 Б, корп. 2 (далее - участок), находится в собственности муниципального образования город Омск.
По результатам открытого аукциона 23.05.2017 между Департаментом (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Научно-технический центр «Спец» в лице директора Рудака Алексея Витальевича (арендатор) заключен договор аренды участка № Д-Ц-31-11378 (далее - договор) сроком на 1 год 6 месяцев с целью строительства и видом разрешенного использования: кафе, ресторан.
13.06.2018 в отношении объекта капитального строительства с наименованием «Кафе» ДАГ Администрации г. Омска выдано разрешение на строительство № 55-ru55301000-136-2018.
29.12.2018 объект капитального строительства «Кафе» введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод в эксплуатацию № 55-ш55301000-2418-2018 (Распоряжение ДАГ Администрации г. Омска от 29.12.2018 № 425).
25.03.2022 собственниками нежилого здания с кадастровым номером 55:36:120102:4772 (далее - здание), расположенного на участке, в Управление Росреестра по Омской области подано заявление о внесении сведений в ЕГРН о виде разрешенного использования объекта капитального строительства, на основании которого 28.03.2022 в ЕГРН внесены сведения о виде разрешенного использования здания «Объекты дорожного сервиса».
19.05.2022 на основании Распоряжения ДАГ Администрации г. Омска от 18.05.2022 № 480 в ЕГРН внесены изменения о виде разрешенного использования участка в соответствии со сведениями о виде разрешенного использования здания.
ИП Баер С.Н. и ИП Рудак А.В. обратились к департаменту с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов участка, в ходе рассмотрения которого, как указано истцом, им установлено следующее.
Согласно сведениям из ЕГРН и результатам осмотра участка, проведенного специалистами департамента, в границах участка расположено здание с назначением «Объект дорожного сервиса», принадлежащее ИП Баеру С.Н. и ИП Рудаку А.В. на праве общей долевой собственности.
Заявителем выявлено изменение вида разрешенного использования находящегося в муниципальной собственности участка с «Кафе, ресторан» на «Объекты дорожного сервиса (код 4.9.1)» и изменение назначения находящегося в частной собственности здания с «Кафе, ресторан» на «Объект дорожного сервиса».
Департамент полагает, что виды разрешенного использования «Общественное питание (код 4.6)» и «Объекты дорожного сервиса (код 4.9.1)» являются самостоятельными видами разрешенного использования, не связанными между собой назначением.
В соответствии с Картой градостроительного зонирования территорий муниципального образования городской округ город Омск Омской области, содержащейся в Правилах землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» (далее - Правила землепользования и застройки), участок (по состоянию с марта 2022 по апрель 2023) определяется в границах территориальной зоны ОД-2.
Вид разрешенного использования здания был изменен на основании заявления собственников до изменения вида разрешенного использования участка в отсутствие документов, предоставляющих право на реконструкцию объекта капитального строительства с кадастровым номером 55:36:120102:4772 и ввод в эксплуатацию здания с назначением «Объект дорожного сервиса».
ДАГ Администрации г. Омска разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства с кадастровым номером 55:36:120102:4772 в порядке статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) не выдавал.
По мнению заявителя, на участке расположен самовольно реконструируемый объект недвижимости, а в результате действий ИП Баера С.Н. и ИП Рудака А.В., направленных в обход установленной процедуры по реконструкции здания, кадастровая стоимость участка значительно снижена с 6 666 355 руб. 80 коп. до 3 631 819 руб. 98 коп.
Поскольку ответчиком не проведено надлежащей правовой экспертизы поступившего в регистрирующий орган заявления третьих лиц, а факт того, что вид разрешенного использования объекта капитального строительства должен соответствовать разрешительной документации на объект капитального строительства, проигнорирован, ввиду чего в нарушение действующего законодательства внесены изменения в вид разрешенного использования, постольку, по мнению Департамента, именно Управление Росреестра по Омской области является надлежащим ответчиком по предъявленному требованию, Департамент обратился в суд с настоящим иском об обязании исключить из ЕГРН вид разрешенного использования здания с кадастровым номером 55:36:120102:4772 «Объекты дорожного сервиса (код 4.9.1)», восстановить в ЕГРН сведения о наименовании нежилого здания с кадастровым номером 55:36:120102:4772 «Кафе, рестораны» и установить в ЕГРН вид разрешенного использования нежилого здания с кадастровым номером 55:36:120102:4772 «Общественное питание (код 4.6)».
Руководствуясь статьями 1, 39.1, 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статьями 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ), Правилами землепользования и застройки, установив, что выбранный собственниками вид разрешенного использования соответствует одному из видов разрешенного использования, установленных для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что в силу положений статьи 37 ГрК РФ не требует разрешения и согласований со стороны органа местного самоуправления, поскольку избранный вид разрешенного использования соответствует Правилам землепользования и застройки, признали требования не подлежащими удовлетворению.
Кассационная инстанция, проверив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, считает выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального и процессуального права.
В силу пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
На основании пункта 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственный регистратор проводит правовую экспертизу документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов, при этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям органа местного самоуправления, наделенного соответствующими правами на распоряжение земельным участком.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Пунктом 1 статьи 85 ЗК РФ установлено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Градостроительный регламент для каждой территориальной зоны устанавливается индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне (часть 2 статьи 37 ГрК РФ).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в ЕГРН в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 ГрК РФ).
Разрешенное использование земельного участка определяется как теми видами разрешенного использования, которые предусмотрены для той или иной территориальной зоны, так и видом разрешенного использования земельного участка, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Согласно части 1 статьи 43 Правил землепользования и застройки зона обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности (ОД-2), включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения объектов торгового, административного назначения, логистических и многофункциональных комплексов, производственных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон более 100 м.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Как следует из Классификатора «Объекты дорожного сервиса (код 4.9.1)» возможно использовать под размещение зданий и сооружений дорожного сервиса. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 4.9.1.1 - 4.9.1.4, в том числе «Обеспечение дорожного отдыха» (код 4.9.1.2) - размещение зданий для предоставления гостиничных услуг в качестве дорожного сервиса (мотелей), а также размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов дорожного сервиса.
Оценив все представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что: спорное здание расположено в пределах территориальной зоны ОД-2, одним из основных видов разрешенного использования объекта капитального строительства в территориальной зоне ОД-2 является «Объекты дорожного сервиса»; согласно части 1 статьи 43 Правил землепользования и застройки зона обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности (ОД-2), включает в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения объектов торгового, административного назначения, логистических и многофункциональных комплексов, производственных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон более 100 м; как следует из Классификатора «Объекты дорожного сервиса (код 4.9.1)» возможно использовать под размещение зданий и сооружений дорожного сервиса, содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 4.9.1.1 - 4.9.1.4, в том числе «Обеспечение дорожного отдыха» (код 4.9.1.2) - размещение зданий для предоставления гостиничных услуг в качестве дорожного сервиса (мотелей), а также размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов дорожного сервиса, суды первой и апелляционной инстанций пришли к законным и обоснованным выводам о том, что размещение здания с видом разрешённого использования «Объекты дорожного сервиса (код 4.9.1)» не противоречит Правилам землепользования и застройки г. Омска.
Исходя из того, что вид разрешенного использования земельного участка «Объект дорожного сервиса» установлен не отмененным и не оспоренным распоряжением ДАГ Администрации г. Омска от 18.05.2022 № 480, при этом собственники здания вправе самостоятельно в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и Правилами землепользования и застройки выбрать вид разрешенного использования здания - «Объекты дорожного сервиса», суды пришли к мотивированным выводам о том, что выбранный собственниками вид разрешенного использования здания соответствует одному из видов разрешенного использования, установленных для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок.
Выводы судов в данной части соответствуют предоставленным в материалы дела доказательствам и примененным нормам материального права, в связи с чем оснований для иных выводов у суда округа не установлено.
Поскольку при рассмотрении заявления собственников здания регистрирующим органом оснований для приостановления государственного учета в силу положений статьи 26 Закона № 218-ФЗ обоснованно не установлено, правомерны выводы судов о том, что регистрирующий орган, осуществляя внесение сведений в ЕГРН, действовал в соответствии с требованиями Закона № 218-ФЗ, исходя из указаний Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» и Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.07.2017 № 278.
Иного из материалов дела не следует и кассатором не доказано.
На основании изложенных установленных обстоятельств суды обоснованно отклонили довод Департамента о том, что регистрирующий орган не провел надлежащей правовой экспертизы заявления третьих лиц, что повлекло нарушение прав и законных интересов истца.
Доводы жалобы о признаках самовольного строительства подлежат отклонению как не являющиеся предметом исследования и оценки в порядке заявленного иска о признании действий Управления не законными. Указанный довод выходит за пределы предмета настоящего спора и может быть заявлен в порядке самостоятельного иска.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций суд округа не усматривает, поскольку ими установлены все существенные обстоятельства дела, правильно применены правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм материального и процессуального права.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и представленных доказательств и не могут быть положены в основу отмены обжалуемых судебных актов, так как заявлены без учета положений части 2 статьи 287 АПК РФ, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в порядке статьи 288 АПК РФ, окружным судом не установлено.
На основании изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 14.07.2023 Арбитражного суда Омской области и постановление от 29.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного по делу № А46-4132/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.В. Щанкина
Судьи Т.А. Зиновьева
В.В. Сирина