ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-4191/17 от 31.08.2017 АС Омской области

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

06 сентября 2017 года

                                                          Дело № А46-4191/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2017 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сидоренко О.А.,

судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Журко А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-10216/2017 ) Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 20.06.2017 по делу № А46-4191/2017 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению акционерного общества «Вимм-Билль-Данн» (ИНН 7713085659, ОГРН 1027739768924) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области о признании незаконным решения № 55-0-1-125/3003/2016-1318 от 17.02.2017,

при участии в судебном заседании представителей:

от акционерного общества «Вимм-Билль-Данн» - ФИО1 (личность удостоверена паспортом, по доверенности от 15.10.2015 сроком действия 3 года);

от Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области – ФИО2 (личность подтверждена служебным удостоверением, по доверенности № 228 от 29.12.2016 сроком действия по 31.12.2017),

установил:

Акционерное общество «Вимм-Билль-Данн» (далее – АО «Вимм-Билль-Данн», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Омской области, Учреждение) о признании незаконным решения № 55-0-1-125/3003/2016-1318 от 17.02.2017 об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта, в качестве способа восстановления нарушенного права просило суд обязать орган кадастрового учета поставить на кадастровый учет нежилое здание «Склад», общей площадью 71,6 кв.м, местоположение здания: РФ, <...>.

Решением Арбитражного суда Омской области от 20.06.2017 по делу № А46-4191/2017 заявленное требование удовлетворено, отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в осуществлении кадастрового учета признан незаконным.

На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области возложена обязанность осуществить постановку на кадастровый учет склада, общей площадью 71,6 кв.м, местоположение здания: РФ, <...>.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что суд первой инстанции необоснованно отнес спорный объект к вспомогательному, не требующему разрешения на строительство, исходя из имеющегося заключения государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства».

Податель жалобы обращает внимание на то, что представленный в орган кадастрового учета технический план сооружения должен был быть подготовлен на основании проектной документации, а в состав его приложения необходимо включить заключение уполномоченного органа, подтверждающее отсутствие необходимости получения разрешения на строительство в отношении такого объекта недвижимости.

Оспаривая доводы подателя жалобы, АО «Вимм-Билль-Данн» представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Управление Росреестра по Омской области поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представитель АО «Вимм-Билль-Данн» возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.

02.11.2016 Общество обратилось в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости (№ 55-0-1 125/3003/2016-1318 от 02.11.2016).

Для осуществления кадастрового учета АО «Вимм-Билль-Данн» были представлены: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершённого строительства № б/н от 24.10.2016; экспертное заключение № б/ц от 14.10.2015; доверенность № б/н от 21.10.2016; свидетельство (или уведомление) о постановке на учёт в налоговом органе с указанием ИНН № б/н от 04.03.1993; протокол № 04-02 от 04.02.2014.

По результатам проверки сведений об объекте недвижимости и представленных документов, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре), действовавшим на момент подачи документов, разделом III Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 № 42 (далее — Порядок), Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) и Порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.12.2015 № 943, заинтересованным лицом установлено, что имеются основания для приостановления государственного кадастрового учёта объекта недвижимости расположенного по адресу: <...>.

Решением заинтересованного лица от 17.11.2016 в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре осуществление кадастрового учета приостановлено.

В качестве основания приостановления указано на то, что представленный в орган кадастрового учета технический план здания вспомогательного назначения должен был быть подготовлен на основании проектной документации, а в состав его приложения необходимо включить заключение уполномоченного государственного органа, подтверждающее отсутствие необходимости получения разрешения на строительство в отношении такого объекта недвижимости. Кроме того, в состав приложения технического плана не включен документ о присвоении адреса объекту недвижимости.

Ввиду того, что в течение срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета причины, повлекшие принятие решения о приостановлении, устранены не были, заинтересованным лицом принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...>, на основании статьи 27 Закона о регистрации.

Полагая, что решение об отказе в кадастровом учете объекта - нежилое здание «Склад», общей площадью 71,6 кв.м, местоположение здания: РФ, <...>, является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

20.06.2017 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене на основании следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла приведенной нормы, а также части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8, следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

В рассматриваемом случае, Общество оспаривает решение об отказе в кадастровом учете объекта - нежилое здание «Склад», общей площадью 71,6 кв.м, местоположение здания: РФ, <...>.

В силу статьи 16 Закона о кадастре государственный кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21, 25-29 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости.

Пунктом 3 статьи 22 Закона о кадастре установлено, что необходимым для кадастрового учета документом является, в том числе, технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) – копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.

В силу части 8 статьи 41 Закона о кадастре сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, площади застройки, площади таких объектов недвижимости, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости, выданного до 13 июля 2015 года разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости. Если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление проектной документации или принятие решения о вводе объекта строительства в эксплуатацию, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.

Представленный Обществом технический план здания был подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости. В разделе «Заключение кадастрового инженера» технического плана кадастровым инженером указано, что объект недвижимости является объектом вспомогательного использования (пониженного уровня ответственности) и выполняет вспомогательную (обслуживающую) функцию по отношению к зданию главного производственного корпуса и не требует разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию.

Пунктом 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» определено, что к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного сезонного назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

В силу утвержденного Приказом Росстандарта от 23.12.2010 № 1059-ст национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 54257-210 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования» к сооружениям пониженного уровня ответственности относятся теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, бытовки вахтового персонала и другие подобные сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей.

В силу части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе, в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

По смыслу норм законодательства под объектом вспомогательного назначения следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности.

Критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение, или сооружение имеет непосредственную связь (технологическую, функциональную, целевую, эксплуатационную и т.п.) и выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.

Таким образом, вспомогательный объект должен иметь самостоятельное хозяйственное назначение и предназначаться для обслуживания и эксплуатации основного объекта.

Как следует из материалов дела, недвижимое имущество, которое заявитель просил поставить на кадастровый учет, является зданием вспомогательного использования, обслуживающим другое здание заявителя (здание Главного производственного корпуса), является зданием пониженного уровня ответственности, расположено на земельном участке принадлежащим на праве собственности заявителю.

Указанное недвижимое имущество, принадлежащее Обществу, подпадает под понятие сооружения вспомогательного использования и для его постановки на кадастровый учет не требуется предъявление разрешения на строительство.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что для учета объекта недвижимости в государственном кадастре, не требующего в силу пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации получения разрешения на строительство и соответственно, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, достаточно предъявления в орган кадастрового учета технического плана.

При подаче пакета документов для осуществления кадастрового учета заявителем было предоставлено заключение Государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» из которого следует, что нежилое здание «Склад», площадью 71.5 кв.м, является вспомогательным объектом и выполняет вспомогательную функцию по отношению к зданию главного производственного корпуса и как следствие согласно пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не требует получения разрешения на строительство, приложением к данному заключению является декларация.

Действующее законодательство не содержит норм о необходимости получения заинтересованным лицом соответствующего технического заключения только у уполномоченного на выдачу разрешений на строительство органа местного самоуправления.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы заинтересованного лица о необходимости получения заключения уполномоченного органа, подтверждающее отсутствие необходимости получения разрешения на строительство в отношении такого объекта недвижимости, так как указанные доводы не основаны на нормах права.

Также суд первой инстанции признал ошибочными выводы заинтересованного лица об отсутствии в составе приложенных к заявлению документов сведений об адресе объекта недвижимости.

Поскольку каких-либо доводов, возражений относительно данного вывода суда первой инстанции подателем жалобы не заявлено, то у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его переоценки.

В то же время суд апелляционной инстанции находит, что вывод о правомерности составления в рассматриваемом случае технического плана на основании декларации, сделан судом первой инстанции при неправильном истолковании закона.

Как уже было указано выше, в силу части 8 статьи 41 Закона о кадастре сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, площади застройки, площади таких объектов недвижимости, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости, выданного до 13 июля 2015 года разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости. Если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление проектной документации или принятие решения о вводе объекта строительства в эксплуатацию, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.

Согласно пункту 16 Требований к подготовке технического плана здания, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2010 № 403, предусмотрено, что сведения о здании, за исключением сведений о местоположении здания на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации здания, разрешения на ввод здания в эксплуатацию или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания. Копии указанных документов включаются в состав Приложения.

Если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление или принятие указанных документов, сведения о здании указываются в техническом плане на основании декларации, подготовленной в соответствии с формой и требованиями к подготовке декларации, установленными органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений на основании части 10 статьи 41 Закона № 221-ФЗ. В указанном случае декларация в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона № 221-ФЗ является неотъемлемой частью технического плана и включается в состав Приложения.

Если для подготовки технического плана использовались иные документы, предусмотренные федеральными законами, их копии также включаются в состав Приложения.

В случае подготовки технического плана на основе проектной документации в состав Приложения включаются копии тех листов проектной документации, которые содержат включенные в состав технического плана сведения.

Пунктом 4 Требований к подготовке декларации об объекте недвижимости, являющихся приложением № 2 к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.12.2010 № 628 «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требований к ее подготовке», предусмотрено, что декларация заполняется в случае отсутствия разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации объекта недвижимости (если указанные документы в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности не изготавливались) или технического паспорта на объект недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года.

В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Частью 2 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Перечень случаев отсутствия необходимости выдачи разрешения на строительство установлен частью 17 статьи 51 ГрК РФ.

Согласно части 3 статьи 48 ГрК РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется только при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что декларация об объекте недвижимости, являясь неотъемлемой частью технического плана, может быть составлена правообладателем объекта недвижимости в отношении здания, если законом не предусматривались для конкретного случая изготовление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, или подготовка проектной документации, или отсутствовал технический паспорт на объект недвижимости, изготовленный до 1 января 2013 г. Аналогичная правовая позиция изложена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.09.2015 № АКПИ15-791.

Таким образом, для строительства объекта недвижимости, заявленного к кадастровому учету, требовалась разработка проектной документации. Следовательно, технический план должен был быть подготовлен на основании такой документации, а не на основании декларации.

Использование проектной документации при подготовке технического плана в рассматриваемом случае является обязательным (иное заявителем не доказано) и положения части 8 статьи 41 Закона № 221-ФЗ не освобождают кадастрового инженера от необходимости использовать для подготовки технического плана предусмотренные градостроительным законодательством для соответствующих объектов капитального строительства документы.

В данном случае судом установлено, подтверждается материалами дела и подателем жалобы не оспаривается то, что в пакете документов, представленных Учреждению с заявлением о постановке на кадастровый учет спорного объекта, проектная документация, на основании которой возведено здание, отсутствовала.

К заявлению приложен технический план, выполненный на основании декларации об объекте недвижимости, однако, как обоснованно указано заинтересованным лицом, названная декларация не может заменить вышеназванные документы, необходимые при постановке на кадастровый учет спорного объекта.

В силу пункта 5 части 2 статьи 26 Закона № 221-ФЗ осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 6 части 2 статьи 27 Закона № 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.

В данном случае в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об устранении Обществом выявленных Учреждением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у Учреждения имелись установленные статьей 27 Закона № 221-ФЗ основания для отказа в постановке на кадастровой учет спорного объекта, в связи с чем, заявленные Обществом требования удовлетворению не подлежали.

Следовательно, апелляционная жалоба Управления Росреестра по Омской области подлежит удовлетворению, а обжалуемое решение – отмене как принятое при неправильном истолковании закона.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 и пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области удовлетворить.

Решение Арбитражного суда Омской области от 20.06.2017 по делу № А46-4191/2017 отменить, принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении требований акционерного общества «Вимм-Билль-Данн» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области о признании незаконным решения № 55-0-1-125/3003/2016-1318 от 17.02.2017 отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

О.А. Сидоренко

Судьи

Л.А. Золотова

А.Н. Лотов