Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А46-4764/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2024 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи и аудиозаписи помощником судьи Ким А.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Омскэлектро» на решение от 11.07.2023 Арбитражного суда Омской области (судья Солодкевич И.М.) и постановление
от 26.09.203 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Дубок О.В., Иванова Н.Е.) по делу № А46-4764/2023 по заявлению акционерного общества «Омскэлектро» (644027, Омская область, город Омск, улица Лизы Чайкиной, 8,
ОГРН 1135543015145, ИНН 5506225921) к Управлению Федерального казначейства
по Омской области (644099, Омская область, город Омск, улица Красногвардейская,
дом 9, ОГРН 1025500741530, ИНН 5503029414) об оспаривании представления.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент городского хозяйства Администрации города Омска (644099, Омская область, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1, ОГРН 1035507001199, ИНН 5504061072), общество с ограниченной ответственностью «Квантор-Строй» (620109, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Крауля, строение 9а, помещение 409, ОГРН 1146685032383, ИНН 6685072452).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Третинник М.А.) в заседании участвовали представители:
от акционерного общества «Омскэлектро» – Гусева М.В. по доверенности
от 26.01.2023;
от Управления Федерального казначейства по Омской области – Зима Ю.Р.
по доверенности от 27.12.2023.
Суд установил:
акционерное общество «Омскэлектро» (далее – общество, АО «Омскэлектро») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным
представления Управления Федерального казначейства по Омской области (далее – управление, казначейство) от 23.12.2022 № 52-19-11/8186 в части пункта 1 мотивировочной части и пункта 1 резолютивной части в части требований о возврате денежных средств в сумме 18 615,60 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент городского хозяйства Администрации города Омска (далее – департамент), общество с ограниченной ответственностью «Квантор-Строй» (далее – ООО «Квантор-Строй»).
Решением от 11.07.2023 Арбитражного суда Омской области, оставленным
без изменения постановлением от 26.09.203 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт от удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к ошибочному выводу о соответствии законодательству оспариваемого представления, поскольку обществом были устранены замечания
по объемам фактически выполненных работ в соответствии с актом контрольного обмера (замера) от 19.10.2021 Департамента финансов и контроля Администрации города Омска (далее – департамент финансов); судами не учтено, что результаты проверок органов финансового контроля не могут противоречить друг другу.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу общества – без удовлетворения.
Департамент и ООО «Квантор-Строй» отзывы в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нееи выступленияхприсутствующих
в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между департаментом
и АО «Омскэлектро» заключено соглашение от 23.12.2019 № 907 865/2019 (далее – соглашение) о предоставлении в 2019 году из бюджета города Омска субсидии (далее – субсидия) в целях финансового обеспечения затрат получателя на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в которых на дату приватизации первого жилого помещения требовалось оказание услуг
и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области (278 многоквартирных домов согласно приложению № 1); пунктом 77 приложения № 1
к указанному соглашению предусмотрено выполнение капитального ремонта фасада многоквартирного дома 15 по улице 22 Партсъезда в городе Омске (далее – многоквартирный дом).
В целях исполнения условий соглашения обществом на основании Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» проведен отбор подрядных организаций, по результатам которого
с ООО «Квантор-Строй» заключен договор от 03.09.2020 № 312-161/20 на выполнение работ по капитальному ремонта фасада многоквартирного дома (дополнительные соглашения от 26.10.2020 № 1, от 19.11.2020 № 2, от 31.12.2020 № 3, от 31.05.2021 № 4,
от 30.06.2021 № 5, далее – договор подряда) стоимость работ по которому составила
6 802 261,20 руб. (пункт 2.1 договора подряда).
Согласно справке от 15.07.2021 о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и акту от 15.07.2021 о приемке выполненных работ по форме КС-2
ООО «Квантор-Строй» предъявлено работ на сумму 8 437 686 руб., АО «Омскэлектро» принято и оплачено выполненных работ на сумму 6 802 261,20 руб.
Управлением на основании письма Федерального казначейства от 15.03.2022
№ 21-03-03/5853 и приказов управления от 24.03.2022 № 18-кд «О назначении внеплановой выездной проверки АО «Омскэлектро», от 30.09.2022 № 18/1-кд
«Об изменении состава проверочной группы внеплановой выездной проверки
АО «Омскэлектро», назначенной приказом управления от «24» марта 2022 г. № 18-кд»,
от 30.09.2022 № 18/2-кд «О внесении изменений в абзац 3 пункта 3 и пункт 5 приказа управления от «24» марта 2022 г. № 18-кд «О назначении внеплановой выездной проверки АО «Омскэлектро» проведена проверка использования средств субсидии.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что в нарушение статей 309,
720 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), частей 1, 3 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 8.1.5 договора подряда АО «Омскэлектро» неправомерно оплачены невыполненные работы
по капитальному ремонту фасада (ремонт входных козырьков, балконных плит) многоквартирного дома на сумму 18 615,60 руб.
Указанные обстоятельства зафиксированы казначейством в акте выездной проверки от 10.11.2022 и послужили основанием для выдачи обществу представления от 23.12.2022 № 52-19-11/8186 о принятии мер по устранению нарушений путем возврата неправомерно использованной субсидии, в том числе в указанном размере, в департамент до 15.05.2023.
Не согласившись с пунктом 1 мотивировочной части, пунктом 1 резолютивной части представления управления в части требований возврата указанной суммы денежных средств, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о соответствии представления управления в оспариваемой обществом части требованиям действующего законодательства и отсутствии нарушения прав и законных интересов общества.
Суд округа, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит
из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам регулируется положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).
В силу подпунктов 2, 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет
в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат
в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Соответствующее правовое регулирование согласуется с принципами бюджетной системы Российской Федерации, определенными статьей 28 БК РФ, в том числе принципами эффективности использования бюджетных средств, а также адресности
и целевого характера бюджетных средств, и позволяет осуществить возврат бюджетных средств в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.01.2017 № 134-О).
Постановлением Администрации города Омска от 19.01.2018 № 40-п утверждено Положение о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов
(далее – Положение № 40-п).
Согласно пункту 2 Положения № 40-п субсидии предоставляются в целях финансового обеспечения затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Фактически осуществленные затраты по капитальному ремонту подтверждаются получателем субсидии на основании актов о приемке выполненных работ
по капитальному ремонту (форма КС-2), справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), подписанных лицом (лицами), которое (которые) уполномочено (уполномочены) действовать от имени получателя субсидии, срок предоставления которых устанавливается в соглашении (пункт 17 Положения № 40-п).
Согласно пункту 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся исполнительными органами субъектов РФ (органами местных администраций).
Исходя из пункта 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий
по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Как следует из материалов дела, управлением в ходе внеплановой выездной проверки установлено (зафиксировано в акте контрольного замера (обмера)
от 21.10.2022), что обществом приняты и оплачены невыполненные работы на сумму 18 615,60 руб. по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома: устройство мелких покрытий (брандмауэры, парапеты, свесы и т.п.) из листовой оцинкованной стали 0,226 (100 м?); сталь оцинкованная в рулонах с полимерным покрытием, толщина 0,5 мм, 0,127634 т (не в полном объеме выполнены работы по отделке балконных плит стальным оцинкованным листом).
Указанный акт подписан АО «Омскэлектро» с замечаниями: «Облицовка выполнена в полном объеме, при подсчете не учтена облицовка ограждения балкона», которая была учтена департаментом финансов.
Так, на основании приказа от 12.10.2021 № 141 департаментом финансов в октябре 2021 был проведен контрольный обмер выполненных работ в многоквартирном доме (акт контрольного обмера от 19.10.2021), в ходе которого установлены расхождения фактически выполненных объемов работ с объемами, указанными в акте от 15.07.2021 по форме КС-2; вместо работ по монтажу обрамления балконных плит из профильного проката в количестве 1,101 т выполнены работы по устройству мелких покрытий
из листовой оцинкованной стали 55 м?; в соответствии с указанными замечаниями обществом ООО «Квантор-Строй» направлены претензии на возврат 406 431,30 руб.; согласно акту от 15.02.2022 по форме КС-2 (корректировочный) обществом исключены выполненные работы на сумму 406 431,30 руб. денежные средства возвращены
в департамент (платежное поручение от 17.02.2022 № 805).
Между тем суды двух инстанций, учитывая положения пункта 1 статьи 290 ГК РФ, частей 2, 5 статьи 15, части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, обоснованно указали, что балконные плиты (плиты лоджии) входят в состав общего имущества многоквартирного дома как ограждающие несущие конструкции, в отличие от балконов (лоджий), расположенных в квартире и предназначенных для использования исключительно лицами, проживающими в этой квартире, в связи с чем поддержали доводы управления о том, что при определении затрат на облицовку балконных плит
не могли быть учтены затраты на облицовку ограждений балконов.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, в том числе акт контрольного замера (обмера) от 08.06.2023
(с ведомостью перерасчета стоимости работ), фотоматериалы, суды установили, что
до начала проведения ремонтных работ на средства субсидии часть балконных плит уже была отделана стальным оцинкованным листом; работы по отделке балконных плит стальным оцинкованным листом, отраженные в акте от 15.02.2022 по форме КС-2 (корректировочный), выполнены не в полном объеме; фактически устройство мелких покрытий балконных плит выполнено ООО «Квантор-Строй» на 24 балконах; обратным перерасчетом, исходя из данных, приведенных ООО «Квантор-Строй» в ведомости перерасчета стоимости работ, установлено, что с учетом использования материала 55 м2 ООО «Квантор-Строй» должно было отремонтировать 49 балконов, вместе с тем в доме только 48 балконов, из которых 23 не отремонтированы, 1 балкон отремонтирован собственником; поскольку в акте от 15.02.2022 по форме КС-2 (корректировочный) применены федеральные единичные расценки ФЕР 12-01-010-01 и ФССЦ-08.3.05.05-0081, управлением проверялись объемы фактически выполненных работ относительно указанных расценок.
Под представлением в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях
и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование
об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).
Поскольку в ходе проведенного контрольного мероприятия управлением установлен факт оплаты АО «Омскэлектро» из средств субсидии фактически невыполненных
ООО «Квантор-Строй» работ, оспариваемое представление по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, суды обоснованно отказали
в удовлетворении заявленного обществом требования.
Довод общества относительно того, что результаты проверок органов финансового контроля не могут противоречить друг другу, был предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу сводятся
к переоценке установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений статей 286, 287 АПК РФ
не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Иное толкование подателем кассационной жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора
не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями
для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 11.07.2023 Арбитражного суда Омской области и постановление от 26.09.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-4764/2023 оставить
без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий С.Т. Шохирева
Судьи Ю.Ф. Дружинина
О.Ю. Черноусова