Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А46-534/2015
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2015 года | |
Постановление изготовлено в полном объеме октября 2015 года |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Тихомирова В.В.
ФИО1
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Перминовой Ю.Г.,рассмотрел
кассационную жалобу открытого акционерного общества «Омскгазстройэксплуатация» на решение Арбитражного суда Омской области от 14.05.2015 (судья Яркова С.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу № А46-534/2015 по заявлению открытого акционерного общества «Омскгазстройэксплуатация» (644527, Омская область, Омский район, п. Ростовка, здание сельской администрации, ИНН 5528201579, ОГРН 1085543024599) к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (107078,
г. Москва, переулок Орликов, 10, стр. 1, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Омской области о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 16.01.2015 № 291-10-шш.
Другие лица, участвующие в деле: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Беседина Т.И.) в заседании участвовали представители: открытого акционерного общества «Омскгазстройэксплуатация» ФИО2 по доверенности от 02.09.2015 № 77; Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ФИО3 по доверенности
от 18.02.2013 № 55/2013-02.
Суд установил:
открытое акционерное общество «Омскгазстройэксплуатация» (далее – ОАО «Омскгазстройэксплуатация», общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в котором просит:
1. Признать незаконным отказ Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Омской области (далее – кадастровая палата), выраженный
в письме от 16.01.2015 № 291-10-иш, исключить из раздела государственного кадастра недвижимости «особые отметки» земельного участка
с кадастровым номером 55:20:02 08 03:7 сведения о том, что «граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства»;
2. В целях устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя, обязать кадастровую палату:
- исключить из раздела государственного кадастра недвижимости «особые отметки» земельного участка с кадастровым номером
55:20:02 08 03:7 сведения о том, что «граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства»;
- включить в сведения раздела государственного кадастра недвижимости «особые отметки» земельного участка с кадастровым номером
55:20:02 08 03:7 о том, что «площадь земельного участка соответствует материалам межевания», указанные в кадастровом плане земельного участка от 21.01.2004 № 119.
Заявленные требования мотивированы со ссылками на статьи 198 – 201 АПК РФ.
Определением суда от 28.01.2015 к участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.05.2015, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015, в удовлетворении требований общества отказано.
ОАО «Омскгазстройэксплуатация» обратилось в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных ОАО «Омскгазстройэксплуатация» требований.
Заявитель считает, что при вынесении обжалуемых судебных актов судебными инстанциями неправильно применены нормы материального права.
ОАО «Омскгазстройэксплуатация» отмечает, что вывод о незаконности кадастрового учета 21.01.2004 судами не делается и заинтересованным лицом не доказан.
Заявитель указывает, что если кадастровый учет 21.01.2004 был осуществлен законно и последующие действия органов, ответственных за ведение кадастрового учета, по фактической утере сведений о таких координатах не могут привести к появлению обязанности заявителя фактически повторно осуществлять кадастровый учет.
По его мнению, координаты ранее учтенного объекта недвижимости должны содержаться в действующем сейчас государственном кадастре недвижимости, полагает, что судами был неправильно применен пункт 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ).
ОАО «Омскгазстройэксплуатация» считает незаконным отказ заинтересованного лица исключить из раздела государственного кадастра недвижимости сведения о том, что «граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства».
В отзыве на кассационную жалобу кадастровая палата указала, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, обжалуемые судебные акты просит оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Представитель ОАО «Омскгазстройэксплуатация» в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Представитель кадастровой палаты в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что 18.12.2014 ОАО «Омскгазстройэксплуатация» обратилось в кадастровую палату с заявлением № 01-04/2679-ОАО о включении в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 55:20:02 08 03:7, в том числе о координатах характерных точек границ земельного участка и исключении из раздела государственного кадастра недвижимости «особые отметки» сведений о том, что «граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства».
Письмом от 16.01.2015 № 291-10-иш кадастровой палатой в удовлетворении заявления было отказано.
Полагая, что оформленный указанным письмом отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, ОАО «Омскгазстройэксплуатация» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из отсутствия правовых оснований для их удовлетворения.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В статье 65 АПК РФ закреплен принцип состязательности участников арбитражного процесса, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулирует Закон
№ 221-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 Закона № 221-ФЗ кадастровый и технический учет объекта недвижимости представляет собой описание и индивидуализацию объекта недвижимого имущества, в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества; учет объекта недвижимого имущества сопровождается присвоением ему кадастрового номера.
Согласно части 1 статьи 45 Закона № 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости вносятся в Единый государственный реестр объектов недвижимости в порядке, предусмотренном приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 № 1 «О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости».
Частью 2 статьи 47 Закона № 221-ФЗ предусмотрено, что кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
По части 3 статьи 45 Закона № 221-ФЗ сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 данного Закона состава сведений и содержащие такие сведения документы, включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых правоотношений.
Пунктом 7 статьи 45 Закона № 221-ФЗ установлено, что если сведения и документы о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него.
Согласно материалам дела, сведения о земельном участке с кадастровым номером 55:20:02 08 03:7 внесены в государственный кадастр недвижимости 21.01.2004 (кадастровый паспорт земельного участка от 12.12.2014 № 55/201/14-531007).
Заявителем представлены материалы межевого дела земельного участка, расположенного по адресу: <...>, Омский район Омской области, подготовленного в 2003 году муниципальным унитарным предприятием «Омский центр Земельного Кадастра».
Суд первой инстанции, изучив материалы межевого дела рассматриваемого земельного участка, установил, что указанное межевое дело не содержит достоверных сведений о координатах и границах земельного участка.
Кроме того, положениями статьи 24 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» установлено, что на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства формируется государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими в результате проведения землеустройства землеустроительной документации.
Согласно ответу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от 13.01.2015 № 46 в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, отсутствуют документы в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:20:02 08 03:7.
В кадастровом деле объекта недвижимости и в государственном фонде данных отсутствуют сведения о геодезических данных земельного участка с кадастровым номером 55:20:02 08 03:7.
Между тем, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона № 221-ФЗ описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, относится к уникальным характеристикам объекта недвижимости, которые вносятся в государственный кадастр недвижимости. При этом местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ.
Приказом Федеральной службы земельного кадастра России
от 02.10.2002 № П/327 были утверждены Требования к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет (далее – Требования), подлежащие применению в рассматриваемом случае.
В соответствии с пунктами 3 – 6 Требований и приложений № 1 – 5 к ним документы о межевании, представляемые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет, а также для внесения в государственный земельный кадастр уточненных сведений о ранее учтенных земельных участках оформляются в виде описаний земельных участков (далее – описание), которое представляет собой документ, оформляемый на основании материалов межевания и (или) иной землеустроительной документации о формировании вновь образуемых (образовании новых) земельных участков или уточнении сведений о ранее учтенных земельных участках. При оформлении описаний используется градостроительная и иная документация, содержащая необходимые для государственного кадастрового учета земельных участков сведения. Описание должно содержать сведения о местоположении, площади, категории земель и разрешенном использовании земельных участков, а также описание границ земельных участков и их отдельных частей. Описание содержит чертеж земельных участков, описание границ с координатами XY и описание закрепления на местности условно обозначенных точек.
В соответствии с пунктом 11 Требований одним из разделов Описания земельных участков является раздел «описание границ».
Согласно пункту 30 Требований в данный раздел обязательно включались координаты. Необходимость указания значения точек с координатами X и Y в качестве обязательных атрибутов следует также из приложения № 4 Требований.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра и при использовании его сведений, на момент внесения сведений о земельном участке с кадастровым номером 55:20:020803:7 в Единый государственный реестр земель регулировались Федеральным законом от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», согласно которому для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подавали в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки, документы о межевании земельных участков.
Аналогичное требование содержалось и в Приказе Минэкономразвития России от 28.12.2012 № 831 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории», действовавшем до 31.12.2014, то есть на момент выдачи кадастрового паспорта от 12.12.2014 № 55/201/14-531007, на который и ссылается заявитель.
Судебные инстанции правомерно посчитали, что отказ внести сведения о координатах характерных точек при их отсутствии не может быть признан незаконным, равно как не могут быть исключены из раздела государственного кадастра недвижимости «особые отметки» земельного участка с кадастровым номером 55:20:02 08 03:7 сведения о том, что «граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства».
Кроме того, судебные инстанции правильно указали на отсутствие доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым отказом кадастровой палаты, поскольку, даже если удовлетворить требования общества, это не повлечет восстановления предполагаемого нарушения его права, так как в силу пункта 1 статьи 45 Закона № 221-ФЗ рассматриваемый земельный участок является учтенным ранее объектом недвижимости, сведения о нем внесены и никто, кроме ОАО «Омскгазстройэксплуатация», не может уточнить сведения об этом земельном участке.
В нарушение статьи 65 АПК РФ иное обществом не доказано.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что оспариваемый отказ кадастровой палаты не противоречат действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы суда первой инстанции по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 14.05.2015
и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2015 по делу № А46-534/2015оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий С.Н. Тамашакин
Судьи В.В. Тихомиров
С.И. Шуйская