ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-5423/2021 от 16.12.2021 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                     Дело № А46-5423/2021

Резолютивная часть постановления объявлена   декабря 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме   декабря 2021 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Сириной В.В.

судей                                                    Тихомирова В.В.

                                                             Щанкиной А.В.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьиБелевич Н.В. рассмотрел
в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Омской области на решение от 01.07.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Ярковой С.В.) и постановление от 06.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н.,
Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу № А46-5423/2021 по заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Омской области (644001,
г. Омск, ул. Куйбышева, д. 63, ОГРН 1115543007359, ИНН 5504224070)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (107078, г. Москва, пер. Орликов, д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Омской области о признании незаконным отказа.

Другие лица, участвующие в деле: индивидуальный предприниматель Гладышев Илья Владимирович.

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Луговик С.В.) в заседании участвовали представители:

от Министерства природных ресурсов и экологии Омской области –
Якимов Я.Г. по доверенности от 07.12.2021;

от Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Омской области –
Кирничная Н.А. по доверенности от 10.12.2020.

Суд установил:

Министерства природных ресурсов и экологии Омской области (далее – Минприроды Омской области, министерство, заявитель) обратилось
в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра
и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра», учреждение, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа, выраженного
в письме от 18.02.2021 № 1644-13-ВИ, а также об обязании в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу внести сведения о границах лесопаркового зеленого пояса города Омска в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Гладышев Илья Владимирович (далее – ИП Гладышев И.В.).

Решением от 01.07.2021 Арбитражный суд Омской области, оставленным без изменения постановлением от 06.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.

ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Омской области обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований министерства.

По мнению подателя жалобы, в числе видов зон с особыми условиями использования территорий отсутствуют виды, к которым можно отнести лесопарковый зеленый пояс.

В отзыве на кассационную жалобу Минприроды Омской области просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы
и возражения.

Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов
в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам
и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованные решение и постановление подлежат оставлению
без изменения в связи со следующим.

Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением законодательного собрания Омской области от 29.11.2018 № 319
«О создании лесопаркового зеленого пояса города Омска и о его площади» принято решение о создании лесопаркового зеленого пояса города Омска (далее – ЛЗП).

В целях установления границ лесопаркового зеленого пояса города Омска и включения их в ЕГРН, министерство заключило государственный контракт от 16.09.2019 № Ф.2019.47191312 (далее – государственный контракт) с ИП Гладышевым И.В.

В соответствии с пунктом 7 технического задания к государственному контракту исполнитель ИП Гладышев И.В. обязан предоставить министерству уведомление о внесении сведений о границах ЛЗП в ЕГРН
с указанием даты внесения и номера учетной записи. Без внесения сведений о границах ЛЗП в ЕГРН государственный контракт не может быть исполнен.

Постановлением правительства Омской области от 23.12.2020 № 575-п установлены границы ЛЗП города Омска.

В целях установления границ ЛЗП и внесения сведений о них в ЕГРН ИП Гладышев И.В. направил документы и сведения о границах
ЛЗП в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области (письмо
от 21.01.2021).

По итогам рассмотрения документов учреждением направлен отказ
во внесении сведений о границах ЛЗП в ЕГРН, мотивированный тем, что
в соответствии с положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) не предусмотрено внесение в ЕГРН сведений о границах ЛЗП (письмо
от 18.02.2021 № 1644-13-ВИ).

Полагая, что оспариваемый отказ является неправомерным и ставит под угрозу реализацию основных целей создания зоны с ограниченным режимом природопользования: охраны окружающей среды, природных комплексов
и объектов, расположенных на территориях, вошедших в границы такой зоны, министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением
по настоящему делу.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования заявителя, исходили из того, что Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) предусмотрен порядок создания лесопаркового зеленого пояса, а также необходимость включения в ЕГРН сведений о границах лесопарковых зеленых поясов, таким образом, оспариваемый отказ противоречит предусмотренной пунктом 12 статьи 62.2 Закона № 7-ФЗ обязанности по включению в ЕГРН границ лесопаркового зеленого пояса; оспариваемый отказ ставит под угрозу реализацию основных целей создания зоны с ограниченным режимом природопользования – охрана окружающей среды, природных комплексов
и объектов, расположенных на территориях, вошедших в границы такой зоны; оспариваемый отказ нарушает права заявителя.

Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.

По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту
и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для признания незаконными действий (бездействия), ненормативного правового акта органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд
с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 АПК РФ, пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8
«О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Порядок государственной регистрации прав и кадастрового учета объектов недвижимости регулируется Законом № 218-ФЗ, в соответствии
со статьей 3 которого государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее – орган регистрации прав).

В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от 18.10.2016 № П/0515, полномочиями по ведению государственного реестра недвижимости в части внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий, наделено ФГБУ «ФКП Росреестра».

В силу пункта 3 части 2 статьи 7 Закона № 218-ФЗ ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения)
и состоит из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории
и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее – реестр границ).

Часть 1 статьи 10 Закона № 218-ФЗ предусматривает внесение в реестр границ сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах,
о лесничествах, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях, о Байкальской природной территории и ее экологических зонах.

Статьей 32 Закона № 218-ФЗ предусмотрена обязанность органов государственной власти и местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов), в том числе,
об установлении, изменении или о прекращении существования зоны
с особыми условиями использования территорий; об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

Орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней
с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в ЕГРН, вносит соответствующие сведения в ЕГРН
в соответствии с порядком ведения ЕГРН, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (часть 1 статьи 34 Закона № 218-ФЗ)

Документы (содержащиеся в них сведения), указанные в частях 1, 3 – 15 статьи 32 настоящего Федерального закона и полученные органом регистрации прав в связи с принятием органом государственной власти, органом местного самоуправления, судом соответствующих актов, заключением соглашения о создании особой экономической зоны или полученные органом регистрации прав в соответствии с нормативными правовыми актами, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, являются основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (часть 3 статьи 34 Закона № 218-ФЗ).

03.07.2016 был принят Федеральный закон № 353-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов», вступивший в силу с 01.01.2017.

Указанным законом введена в действие глава IX.1 «Лесопарковые зеленые пояса» Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с пунктом 1 статьи 62.1 Закона № 7-ФЗ в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду могут создаваться лесопарковые зеленые пояса – зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие
в себя территории, на которых расположены леса, водные объекты или
их части, природные ландшафты, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему
и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

Решение о создании лесопаркового зеленого пояса и о его площади либо решение об отказе в его создании принимается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 62.2 Закона № 7-ФЗ)

Пунктом 8 статьи 62.2 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в течение 180 дней после дня принятия решения о создании лесопаркового зеленого пояса устанавливают его границы.

В соответствии с пунктом 12 статьи 62.2 Закона № 7-ФЗ границы лесопарковых зеленых поясов подлежат включению в ЕГРН в соответствии
с законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены
по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Из подпункта 1 пункта 2 той же статьи следует, что могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах
с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 104 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства;

3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия;

4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного
и растительного мира;

5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.

В статье 105 ЗК РФ отражены виды зон с особыми условиями использования территорий (28), в числе которых лесопарковые зеленые пояса не названы.

Вместе с тем в статье 106 ЗК РФ содержится порядок установления зон
с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающих на основании федерального закона.

Как установлено пунктом 6 статьи 106 ЗК РФ, если иное
не предусмотрено настоящей статьей, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления.

В силу пункта 24 статьи 106 упомянутого Кодекса зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне
с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в ЕГРН.

В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 – 13, 15, 15 (1), 15.2 статьи 32 Закона № 218-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532 (далее – Правила № 1532), в случае принятия решения об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий орган государственной власти, орган местного самоуправления, принявшие такое решение, направляют в течение 5 рабочих дней со дня его принятия в орган регистрации прав документы, воспроизводящие сведения, содержащиеся в решении об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе ее наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в ее границах.

В случае если зона с особыми условиями использования территорий возникает в силу федерального закона, органы государственной власти, установившие границы такой зоны с особыми условиями использования территорий, в течение 5 рабочих дней со дня установления ее границ направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) о такой зоне.

Из материалов дела следует, что постановлением Законодательного собрания Омской области от 29.11.2018 № 319 «О создании лесопаркового зеленого пояса города Омска и о его площади» принято решение о создании ЛЗП, постановлением правительства Омской области от 23.12.2020 № 575-п установлены границы ЛЗП.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся
в материалах дела доказательства, поскольку необходимость внесения границ лесопарковых зеленых зон прямо предусмотрена пунктом 12 статьи 62.2 Закона № 7-ФЗ и Правилами № 1532, что соответствует части 1 статьи 10 Закона № 218-ФЗ, суды первой и апелляционной инстанций пришли
к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований министерства.

Доводы учреждения об отсутствии в Законе № 218-ФЗ обязательных требований о внесении сведений о границах лесопарковых зон и отсутствии
в статье 105 ЗК РФ лесопарковых зон как отдельного вида зоны, относящейся к особым условиям использования территории, обоснованно отклонены судами.

Таким образом, доводы подателя жалобы не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку
и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии
со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 01.07.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 06.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу
№ А46-5423/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу –
без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     В.В. Сирина

Судьи                                                                  В.В. Тихомиров

                                                                            А.В. Щанкина