Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Тюмень Дело № А46-6234/2016
Резолютивная часть постановления объявлена января 2017 года . | |
Постановление изготовлено в полном объёме января 2017 года . |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лошкомоевой В.А.
судей Доронина С.А.
ФИО1
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области на решение от 01.08.2016 Арбитражного суда Омской области (судья Беседина Т.И.) и постановление от 25.10.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А., Золотова Л.А.) по делу № А46-6234/2016, принятые
по заявлению территориального управления Федерального агентства
по управлению государственным имуществом в Омской области
о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Омской области в государственной регистрации права собственности.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия».
Суд установил:
территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее – ТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточнённым
в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа от 01.02.2016
№ 55/001/035/2015-6244 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – Управление Росреестра) в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества: лаборатория ремонта узлов и агрегатов автомобиля общей площадью 32,8 квадратных метра, расположенный по адресу: <...>;
обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на указанный объект недвижимого имущества.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия» (далее – ФГБОУ ВО «СибАДИ»).
Решением суда от 01.08.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.10.2016, в удовлетворении заявления отказано.
С решением от 01.08.2016 и постановлением от 25.10.2016 не согласно ТУ Росимущества, в кассационной жалобе просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, право собственности Российской Федерации на спорный объект в силу части 1 статьи 7 Закона РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР» возникло с момента возведения его хозяйственным способом (1993 год). Однако отказ в государственной регистрации права собственности мотивирован Управлением Росреестра со ссылкой на статью 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая подлежалаприменению к гражданским правоотношениям только с 01.01.1995.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения
и постановления, суд кассационной инстанции не находит оснований
для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в собственности Российской Федерации находится земельный участок, категория земель: земли населённых пунктов – для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, искусства, религии, общей площадью 61 827 квадратных метров, кадастровый номер 55:36:050208:3029, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного
в границах участка. Ориентир учебный корпус № 3. Почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Советский административный округ, проспект Мира, дом 5.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права
от 22.11.2013 серии 55-АА № 999600 указанный выше земельный участок принадлежит ФГБОУ ВО «СибАДИ» на праве постоянного (бессрочного) пользования.
ТУ Росимущества 18.12.2015 обратилось в Управление Росреестра
с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимости, расположенный
на указанном земельном участке, – лабораторию ремонта узлов и агрегатов автомобиля, площадью 32,8 квадратных метра, ссылаясь на то, что данный объект на праве оперативного управления принадлежит ФГБОУ ВО «СибАДИ» (свидетельство о государственной регистрации права серии 55-АА № 345443), числится в реестре федерального имущества (реестровый номер П12560005456 согласно выписке из реестра федерального имущества № 41/22 от 18.02.2015); возведён учреждением за счёт собственных средств в 1993 году и используется по назначению.
Управление Росреестра сообщением от 01.02.2016 № 55/001/035/2015-6244 в государственной регистрации права собственности отказало в связи с отсутствием документов, подтверждающих возникновение или наличие права собственности Российской Федерации на вышеуказанный объект недвижимого имущества.
Полагая отказ в государственной регистрации права собственности
на объект недвижимого имущества противоречащим статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 17 – 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ), нарушающим права заявителя как собственника объекта, ТУ Росимущества обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из законности принятого Управлением Росреестра решения на основании абзаца десятого пункта 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции поддержал вывод суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов соответствующими нормам законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений, действия (бездействия) должностных лиц необходима совокупность двух условий: несоответствие их закону и нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 16 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявлений
с приложением документов, необходимых для её проведения.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые
в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают такие права. Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию правоустанавливающих документов проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав (пункт 1 статьи 17 Закона № 122-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество
и представляемые на государственную регистрацию прав, согласно пункту 1 статьи 18 Закона № 122-ФЗ должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав
на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав
на недвижимое имущество и сделок с ним.
Реестр федерального имущества – федеральная информационная система, представляющая собой совокупность содержащихся в единой
базе данных сведений (документов) о федеральном имуществе
и информационных технологий, обеспечивающих обработку таких сведений и реализующих процессы учёта федерального имущества и предоставления сведений о нём (пункт 2 Положения об учёте федерального имущества, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации
от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учёта федерального имущества»).
Выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения постоянного реестрового номера федерального имущества, является документом, необходимым при совершении государственной регистрации прав
на федеральное имущество, сделок с ним.
Правила заполнения форм реестра федерального имущества, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации
от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учёта федерального имущества», предписывают в строках «Документы – основания возникновения» указывать основные реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов, на основании которых возникло вещное право (подпункт «г» пункта 5).
Для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимости необходимо подтверждение оснований возникновения права собственности Российской Федерации, а именно: документы о регистрации права до вступления в силу Закона № 122-ФЗ,
акт государственной приёмочной комиссии.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций, правильно применив вышеназванные нормы права, установили, что в представленной ТУ Росимущества на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на объект недвижимости выписке из реестра федерального имущества от 11.12.2015 № 41/1 ссылка на документы – основания возникновения права собственности Российской Федерации на спорный объект отсутствовала, в связи с чем пришли к выводу о правомерности отказа Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества
на основании абзаца десятого пункта 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ.
Не является безусловным основанием подтверждения возникновения права собственности Российской Федерации ссылка ТУ Росимущества на создание объекта ФГБОУ ВО «СибАДИ» в 1993 году за счёт собственных средств.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона № 122-ФЗ право собственности
на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения
на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
До введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации приёмка в эксплуатацию законченных строительством объектов осуществлялась в соответствии с требованиями действовавших на тот момент строительных норм и правил (СНиП) 3.01.04-87 «Приёмка
в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения», постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 № 105 «О приёмке в эксплуатацию законченных строительством объектов».
Приёмка в эксплуатацию всех объектов непроизводственного
и производственного назначения, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, производилась государственными приёмочными комиссиями и оформлялась актами. До предъявления объектов государственным приёмочным комиссиям объекты подлежали приёмке рабочими комиссиями. По результатам проверок рабочая комиссия должна составить акт о готовности зданий, сооружений, законченных строительством, для предъявления государственной приёмочной комиссии.
Исходя из вышеизложенного, основанием возникновения права собственности Российской Федерации на объект, построенный в 1993 году, мог являться акт государственной приёмочной комиссии, который заявителем на государственную регистрацию прав не представлен.
Учитывая положения статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ТУ Росимущества не доказало незаконности решения Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации права собственности на лабораторию ремонта узлов и агрегатов автомобиля общей площадью 32,8 квадратных метра, расположенную по адресу: <...>.
Приведённые заявителем в кассационной жалобе доводы основаны на неправильном истолковании Закона № 122-ФЗ. Имеющаяся в сообщении об отказе в государственной регистрации права ссылка на статью 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не свидетельствует о нарушениях Управлением Росреестра норм материального права, поскольку выводы о самовольности строения не сделаны.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанций не установлено.
Оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 01.08.2016 Арбитражного суда Омской области и постановление от 25.10.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу
№ А46-6234/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В.А. ФИО2
Судьи С.А. ФИО3
ФИО1