Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А46-6526/2014
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2015 года . |
Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2015 года . |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Бушмелевой Л.В.,
ФИО1,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска (заинтересованного лица) на постановление от 17.11.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-6526/2014 (судьи Золотова Л.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по заявлению общества
с ограниченной ответственностью «Экологические технологии» (644065,
<...> «Е», ОГРН <***>,
ИНН <***>) к департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (644043, <...>,
ОГРН <***>, ИНН <***>), администрации города Омска (644099, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании действий органа местного самоуправления.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью «Экологические технологии» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области
с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ),
к департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее – департамент архитектуры и градостроительства), администрации города Омска (далее – администрация) о признании незаконным отказа, изложенного в письме департамента архитектуры и градостроительства от 04.03.2014 № 09/2365, в предоставлении под строительство базы по сбору и сортировке утильсырья земельного участка с кадастровым номером 55:36:190110:75, местоположение которого установлено в 252 м юго-западнее относительно 1-этажного здания, имеющего почтовый адрес: Омская обл., г. Омск, Кировский административный округ, ул. 3-я Казахстанская, д. 18; об обязании департамента архитектуры и градостроительства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем подготовки проекта правового акта администрации о предоставлении в аренду указанного земельного участка; об обязании администрации предоставить обществу в аренду под строительство базы по сортировке утильсырья указанного земельного участка.
Требования со ссылкой на статьи 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) мотивированы необоснованным отказом заинтересованных лиц в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка и нарушением им прав и законных интересов последнего.
Решением от 01.09.2014 Арбитражного суда Омской области (судья Ярковой С.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 17.11.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении заявления общества в полном объеме.
В кассационной жалобе департамент архитектуры и градостроительства просит отменить постановление, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Ссылаясь на пункт 8 статьи 31 ЗК РФ, департамент архитектуры и градостроительства считает, что на момент предоставления ему сведений о регистрации 06.06.2012 муниципальной собственности на испрашиваемый земельный участок, истек трехгодичный срок действия решения от 04.06.2009 № 493-р о предварительном согласовании места размещения объекта.
Указывает, что общество пропустило срок подачи заявления в суд, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу общество возражает против удовлетворения кассационной жалобы.
Общество, департамент архитектуры и градостроительства, администрации о времени и месте слушания дела извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании заявления общества распоряжением департамента от 04.06.2009 № 493-р утвержден акт о выборе земельного участка для строительства базы по сбору и сортировке утильсырья по Русско-Полянскому тракту, предварительно согласовано место размещения базы и рекомендовано обществу обеспечить проведение работ по формированию земельного участка и постановке его
на государственный кадастровый учет.
Общество обратилось в департамент имущественных отношений администрации города Омска (далее – департамент имущественных отношений) с заявлением от 10.05.2012 № 50 о предоставлении в аренду следующих земельных участков:
- с кадастровым номером 55:36:190110:75, местоположение которого установлено в 252 м юго-западнее относительно здания, расположенного
по адресу: ул. 3-я Казахстанская, дом 18;
- с кадастровым номером 55:36:000000:1408, местоположение которого установлено в 810 м юго-западнее относительно здания, расположенного
по адресу: ул. 3-я Казахстанская, дом 30.
Департамент имущественных отношений письмом от 15.05.2012 № Исх.дио/7052 сообщил обществу о проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:190110:75 и о необходимости обращения общества в департамент архитектуры и градостроительства с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду для строительства базы по сбору и сортировке утильсырья.
Общество обратилось в департамент архитектуры и градостроительства с заявлением от 24.05.2012 № 60, в котором просило осуществить подготовку проекта правового акта администрации о предоставлении под строительство земельного участка с кадастровым номером 55:36:190110:75.
Департамент архитектуры и градостроительства письмом от 29.05.2012 № 09/5616 уведомил общество, что предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:190110:75 для строительства объекта возможно после получения свидетельства о государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный земельный участок.
Не располагая информацией о регистрации права муниципальной собственности на испрашиваемый земельный участок, общество повторно 30.01.2014 обратилось в департамент имущественных отношений (письмо № 4) и департамент архитектуры и градостроительства (письмо № 5) о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:190110:75 и заключении договора аренды указанного земельного участка.
Департамент архитектуры и градостроительства письмом от 04.03.2014 № 09/2365 известил заявителя о том, что срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта истек 04.06.2012, вследствие чего право на предоставление земельного участка с кадастровым номером 55:36:190110:75 в аренду для строительства объекта в соответствии со статьями 31, 32 ЗК РФ обществом утрачено. Кроме того, заинтересованное лицо указало, что регистрация муниципального права собственности на испрашиваемый земельный участок осуществлена 06.06.2012; вопросы договорных отношений на земельные участки в соответствии с решением Омского городского Совета от 26.10.2011 № 452 входят в функции департамента имущественных отношений.
Общество оспорило данный отказ в арбитражном суде.
Суд первой инстанции счел правомерным отказ департамента архитектуры и градостроительства, поскольку срок действия решения от 04.06.2009 № 493-р о предварительном согласовании места размещения объекта истек 04.06.2012, и не усмотрел оснований для удовлетворения заявления общества.
Апелляционный суд, отменяя решение и удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что заявление общества поступило в департамент архитектуры и градостроительства (24.05.2012) в пределах трехлетнего срока действия распоряжения от 04.06.2009 № 493-р, установленного пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ, вследствие чего у заинтересованного лица не имелось оснований для отказа в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка в аренду.
Выводы апелляционного суда отвечают установленным им по делу фактическим обстоятельствам и применимому к спорным правоотношениям законодательству.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (пункт 1 статьи 32 ЗК РФ).
В пункте 2 статьи 32 ЗК РФ закреплено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, на основании заявления юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд, установив, что предоставление обществу земельного участка для строительства базы по сортировке утильсырья осуществлялось с предварительным согласованием места размещения объекта и на момент обращения общества с заявлением о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка предусмотренный пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ трехлетний срок действия распоряжения департамента архитектуры и градостроительства от 04.06.2009 № 493-р не истек, удовлетворил требования заявителя.
При этом правомерно отметил, что нормами земельного законодательства не предусмотрены последствия истечения срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта; данный срок не является пресекательным, поскольку закон не содержит положения о невозможности его восстановления или продления, поэтому истечение названного срока само по себе не лишает заявителя права при наличии к тому оснований требовать совершения действий, необходимых для предоставления земельного участка.
Кроме того, правильно указал, что, разрешая соответствующий спор, суд должен учитывать соблюдение норм земельного и градостроительного законодательства, требований нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, действующих на момент рассмотрения спора, установить наличие либо отсутствие препятствий для предоставления испрашиваемого земельного участка, причины пропуска заявителем установленного пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ срока.
В рассматриваемом случае суд признал не пропустившим обществом трехлетний срок, а подачу обществом заявления 30.01.2014 – повторным обращением заявителя с требованием о предоставлении земельного участка.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом того, чтодепартамент архитектуры и градостроительства в двухнедельный срок (пункт 2 статьи 32 ЗК РФ), который исчисляется со дня подачи обществом заявки, не принял решение по своевременному исполнению распоряжения от 04.06.2009 № 493-р (о предоставлении заявителю земельного участка в аренду), к моменту обращения общества с заявлением о предоставлении земельного участка – 24.05.2012 трехлетний срок не истек, апелляционный суд обоснованно посчитал противоречащим закону отказ заинтересованного лица, изложенный в письме от 04.03.2014 № 09/2365, а также нарушающим права и законные интересы общества.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно удовлетворил требования общества.
Доводы, приведенные департаментом архитектуры и градостроительства в кассационной жалобе, направлены, по существу, на переоценку выводов апелляционного суда о фактических обстоятельствах, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Что касается ссылки департамента на пропуск заявителем предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока, то она не принимается во внимание суда кассационной инстанции, так как податель жалобы не заявлял об этом ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции.
Неправильного применения апелляционным судом норм материального права и нарушений норм процессуального права не допущено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 17.11.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-6526/2014 оставить без изменения, кассационную
жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья С.И. Шуйская
Судьи Л.В. Бушмелева
ФИО1