ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-7465/16 от 21.03.2017 АС Омской области

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                     Дело № А46-7465/2016

Резолютивная часть постановления объявлена марта 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме марта 2017 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                             Забоева К.И.,

судей                                                           Фроловой С.В.,

                                                             ФИО1,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу департамента имущественных отношений администрации города Омска на решение
от 25.10.2016 Арбитражного суда Омской области (судья Глазков О.В.)
и постановление от 26.12.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судья Кудрина Е.Н., Солодкевич Ю.М., Тетерина Н.В.) по делу
№ А46-7465/2016 по иску открытого акционерного общества «ОмскВодоканал» (644042, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) к департаменту имущественных отношений администрации города Омска (644043, <...>, ИНН <***>,
ОГРН <***>) о взыскании задолженности по оплате расходов
на установку общедомовых приборов учета холодной воды.

Третьи лица,не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: департамент финансов и контроля администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>), департамент городского хозяйства администрации города Омска (ИНН <***>,
ОГРН <***>).

Суд установил:

открытое акционерное общество «ОмскВодоканал» (далее – водоканал) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском, уточненным
в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к департаменту имущественных отношений администрации города Омска (далее - департамент) о взыскании 132 756 руб. 59 коп. задолженности по оплате расходов на установку общедомовых приборов учета холодной воды (далее – ОДПУ).

К участию в деле в качестве третьих лиц,не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент финансов и контроля администрации города Омска
и департамент городского хозяйства администрации города Омска.

Решением от 25.10.2016 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 26.12.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.

Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение, постановление и принять новый судебный акт об отказе
в удовлетворении иска.

В обоснование кассационной жалобы департамент указывает на то,
что установка коллективных приборов учета относится к удовлетворению потребностей жильцов многоквартирного жилого дома в определении объемов коммунального ресурса, поданного в данный дом, в связи с чем
к спорным отношениям подлежат применению нормы жилищного законодательства, в соответствии с которыми органы местного самоуправления несут расходы на содержание жилых помещений
и коммунальных услуг только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Заявитель жалобы полагает, что на основании части 1 статьи 154,
статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) после заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда обязанность по внесению платы за содержание общего имущества жилого дома и коммунальных платежей, в том числе по компенсации расходов ресурсоснабжающей организации по установке ОДПУ, несут наниматели.

В отзыве на кассационную жалобу водоканал просит отказать
в ее удовлетворении и оставить без изменения судебные акты.

Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ законность решения
и постановления в пределах доводов, приведенных в кассационной жалобе, суд округа не находит оснований для их отмены.

Судами установлено, что во исполнение требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ) водоканал в 2013 году произвел установку ОДПУ холодной воды в ряде многоквартирных домов (далее – МКД) в городе Омске.

Для установки ОДПУ по результатам конкурса заключены договоры поставки от 08.02.2013 № 334, от 10.04.2012 № 030/404 и договоры подряда от 08.02.2013 № 335, от 10.07.2013 № 979 с обществом с ограниченной ответственностью Научно-техническое объединение «Рациональные энергетические системы» (далее – общество «НТО «РЭС»).

В соответствии с договорами поставки общество «НТО «РЭС» поставило ОДПУ холодной воды, а водоканал их оплатил,
что подтверждается товарными накладными от 15.05.2013 № 20,
от 19.12.2012 № 45, от 11.04.2013 № 10, счетами-фактурами от 15.05.2013
№ 20, от 19.02.2012 № 45, от 11.04.2013 № 10, счетами-фактурами, платежными поручениями от 06.06.2013 № 5025, от 15.02.2013 № 1021,
от 15.07.2013 № 6667.

Во исполнение договоров подряда в МКД установлены ОДПУ,
что отражено в актах монтажа общедомового узла учета холодной воды.

За выполненные работы водоканал на основании выставленных к оплате счетов-фактур от 30.08.2013 № 50, от 30.09.2013 № 58, от 15.10.2013 № 363, от 31.05.2013 № 23 произвел оплату обществу «НТО «РЭС» (платежные поручения от 31.07.2013 № 7138, от 17.12.2013 № 12822, от 27.11.2013
№ 12270, от 30.08.2013 № 50).

Водоканал обратился к департаменту, как к органу, осуществляющему от имени муниципального образования права собственника в отношении муниципального имущества, с письмом от 14.04.2016 № 4955/16, к которому были приложены счета-фактуры и расчет доли расходов, приходящихся
на муниципальное образование, и просил произвести оплату затрат
по установке ОДПУ.

Отсутствие оплаты явилось основанием для обращения водоканала
с настоящим иском в арбитражный суд.

Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того,
что поскольку собственники помещений в МКД в установленный Законом
№ 261-ФЗ срок (до 01.07.2012) не исполнили возложенную на них обязанность по установке ОДПУ холодной воды, обязанность
по оборудованию МКД указанными приборами в срок до 01.01.2013 перешла к истцу по закону.

Судами отмечено, что доля расходов на установку ОДПУ, бремя которых несет собственник помещения, определяется на основании его доли в праве общей собственности на общее имущество, а поскольку в спорных МКД имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности, что не оспорено департаментом, то последний обязан оплатить водоканалу понесенные им расходы на приобретение и установку таких приборов учета.

При этом судами дана оценка расчету площади, находящихся
в муниципальной собственности жилых помещений, произведенному водоканалом по формуле: Si / Sобщ * Qруб, где Si - площадь помещения, Sобщ - общая площадь жилых и нежилых помещений, Qруб - расходы
на установку общедомового прибора учета. Ответчиком расчет не оспорен, контррасчет не представлен.

Выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и примененным нормам права.

В силу части 1 статьи 13 Закона № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

В соответствии с частью 4 статьи 13 Закона № 261-ФЗ до 01.01.2011 собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Частью 5 статьи 13 Закона № 261-ФЗ предусмотрено, что в срок
до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных
в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными
и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

С 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией
или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих
в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9 статьи 13 Закона № 261-ФЗ).

Частью 12 статьи 13 Закона № 261-ФЗ предусмотрено, что до 01.01.2012 (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 01.01.2019 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее
в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

Абзацем 2 пункта 38 (1) Правил содержания общего имущества
в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, предусмотрено, что счета
на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона № 261-ФЗ установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли
в праве общей собственности на общее имущество.

Оценив представленные в материалы дела доказательства
в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суды, установив, что в срок, предусмотренный частью 4 статьи 13 Закона
№ 261-ФЗ, департамент, осуществляющий полномочия собственника по ряду объектов, обязанность по их оснащению ОДПУ не исполнил, а водоканал произвел работы по установке ОДПУ, пришли к обоснованному выводу
об удовлетворении исковых требований.

Отклоняя доводы департамента о том, что нормами жилищного законодательства обязанность по возмещению заявленных в иске расходах лежит на нанимателях квартир, суды исходили из положений пункта 2
части 1 статьи 154 ЖК РФ, в соответствии с которыми капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда. При этом согласно пункту 6 части 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.

Суд округа отмечает, что приборы учета в спорных МКД установлены
и введены в эксплуатацию впервые, в связи с чем произведенные работы
по их установке правомерно отнесены судами к капитальному ремонту,
в результате которых увеличен объем общедомового имущества.

В соответствии с требованиями жилищного законодательства расходы, связанные с капитальным ремонтом, несет собственник, то есть муниципальное образование в порядке пункта 1 статьи 126, абзаца второго пункта 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.

Суд кассационной инстанции считает, что при принятии решения
и постановления судами не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Основания для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии
со статьей 288 АПК РФ отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 25.10.2016 Арбитражного суда Омской области и постановление от 26.12.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу
№ А46-7465/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу –
без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                      К.И. Забоев

Судьи                                                                                 С.В. Фролова

                                                                                     О.Ф. Шабалова