ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-7785/17 от 11.01.2018 АС Омской области

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                     Дело № А46-7785/2017

Резолютивная часть постановления объявлена   января 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме   января 2018 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Киричёк Ю.Н.

судей                                                    Черноусовой О.Ю.

                                                             Шабановой Г.А.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Рязановым И.А.рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента транспорта Администрации города Омска на постановление от 26.10.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) по делу № А46-7785/2017 Арбитражного суда Омской области по заявлению индивидуального предпринимателя Занина Владимира Викторовича (ОГРНИП 311554321500046)                                     к Департаменту транспорта Администрации города Омска (644043,                              город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1, ИНН 5503054185,                         ОГРН 1025501179736) о признании недействительным решения, выраженного в отказе от 15.02.2017 № Ис-Дт/345, и об обязании совершить действия.

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Восьмого арбитражного апелляционного суда (судья Еникеева Л.И.) в заседании участвовали представители:

от Департамента транспорта Администрации города Омска – Шевченко Е.В. по доверенности от 10.01.2018;

от индивидуального предпринимателя Занина Владимира Викторовича - Пилипенко Игорс по доверенности от 20.09.2017.

Суд установил:

индивидуальный предприниматель Занин Владимир Викторович (далее по тексту – заявитель, ИП Занин В.В.) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента транспорта Администрации города Омска (далее по тексту – заинтересованное лицо, Департамент транспорта), выраженного в отказе от 15.02.2017 № Ис-Дт/345 в выдаче свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 312 и новых карт этого маршрута.

В качестве способа восстановления права заявитель просил суд обязать Департамент транспорта выдать ИП Занину В.В. свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по муниципальному маршруту регулярных пассажиров № 312 «Пос. Большие Поля – Трикотажная фабрика», регистрационный номер 1.113 в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров на территории города Омска, новые карты маршрута, на срок, предусмотренный в части 5 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 220-ФЗ).

Решением от 15.08.2017 Арбитражного суда Омской области заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Постановлением от 26.10.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, заявленные ИП Заниным В.В. требования удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа, Департамент транспорта просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и оставить в силе решение суда первой инстанции.

По мнению подателя кассационной жалобы, при принятии решения об отказе ИП Занину В.В. в выдаче свидетельства об осуществлении перевозок и новых карт маршрута Департаментом транспорта не нарушены действующие нормы права, а также отсутствует нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает ее подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, по результатам решения конкурсной комиссии № 131 от 04.03.2013 с ИП Заниным В.В., имеющим лицензию № АСС-55-027307 от 15.09.2011 на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, был заключен договор № 413 от 01.04.2016 об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования по маршруту № 312 сроком до 31.03.2019.

По заявлению ИП Занина В.В. маршрут № 312 «Пос. Большие Поля – Трикотажная фабрика» был внесен под регистрационным номером 1.113 в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров на территории города Омска, в связи с чем заявителю были выданы карты маршрута регулярных перевозок серия 55 № 0005815, серия 55 № 0005816, серия 55 № 0007534, серия 55 № 0007535, серия 55 № 0007536, серия 55 № 0007537, серия 55 № 0007538, серия 55 № 0007539, серия 55 № 0007540, серия 55 № 0007541, серия 55 № 0007542, серия 55 № 0007543, серия 55 № 0007544, серия 55 № 0007545, серия 55 № 0007546, серия 55 № 0007547, сроком действия с 25.03.2016 по 31.03.2019.

На основании заявления ИП Занина В.В. от 18.01.2017 о выдаче свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 312 и карт соответствующего маршрута регулярных перевозок Департамент транспорта письмом от 15.02.2017 №ИС-ДТ/345 уведомил заявителя о невозможности их выдачи в 2017 году в связи с тем, что в соответствии с документом планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам в границах города Омска, утверждённым постановлением Администрации города Омска от 15.06.2016 №735-п (далее по тексту – документ планирования), выдача свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам запланирована в течение 2019 года с учетом мероприятий по оптимизации городской маршрутной сети, запланированных на втором этапе.

Полагая, что у Департамента транспорта отсутствовали основания для отказа в выдаче свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 312 и новых карт этого маршрута, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал обоснованными доводы Департамента транспорта об отсутствии у него обязанности выдачи свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам до осуществления мероприятий по оптимизации городской маршрутной сети, предусмотренных документом планирования.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные ИП Заниным В.В. требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что на дату введения в действие Закона № 220-ФЗ регулярные перевозки по спорным маршрутам осуществлялись заявителем на законных основаниях, его маршрут был учтен в реестре муниципальных маршрутов до 31.03.2019, заявителю выданы карты маршрута на этот же срок, а им подано в Департамент транспорта предусмотренное частью 6 статьи 39 Закона № 220-ФЗ заявление о выдаче свидетельства и новых маршрутных карт, в связи с чем у заинтересованного лица отсутствовали основания для отказа в осуществлении этих действий. Положения пункта 6 документа планирования признаны судом апелляционной инстанции не подлежащими применению как противоречащие частям 4 – 6 статьи 39 Закона № 220-ФЗ.

Между тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Законом № 220-ФЗ.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ документом, подтверждающим право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок, является свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Частью 2 данной статьи установлено, что свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

В силу пункта 20 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ карта маршрута представляет собой документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.

Согласно части 1 статьи 39 Закона № 220-ФЗ в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.

Часть 2 статьи 39 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что по истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:

1) организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;

2) размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.

В соответствии с частью 3 статьи 39 Закона № 220-ФЗ до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования названного Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной названным Федеральным  законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов.

Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования данного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 4 статьи 39 Закона № 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута.

В соответствии с частью 5 статьи 39 Закона № 220-ФЗ указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее, чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи. Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена данного маршрута или изменение вида регулярных перевозок по данному маршруту. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены об отмене маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня вступления соответствующего решения в силу.

Согласно части 6 статьи 39 Закона № 220-ФЗ указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на основании заявлений, поданных в письменной форме юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договоров простого товарищества в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления.

Таким образом, Департамент транспорта осуществляет выдачу свидетельств об осуществлении регулярных перевозок и новых карт маршрута в соответствии с возложенными на него законом правами и обязанностями до истечения срока действия выданных ранее карт, в целях обеспечения законности пассажирских перевозок, с учетом факта надлежащего осуществления пассажирских перевозок в рамках существующего обязательства, целесообразности и обоснованности функционирования маршрута в рамках актуальной на конкретный период времени маршрутной сети.

При этом обязанность заинтересованного лица по выдаче карт ограничена не датой, а событием - моментом истечения срока действия временных карт.

Законом № 220-ФЗ не определены дата и событие начала течения срока для выдачи уполномоченным органом свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и новых карт маршрутов.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Согласно части 3 статьи 2 Закона № 220-ФЗ отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные законодательством Российской Федерации в области организации регулярных перевозок, законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 7 Устава города Омска в систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты Администрации города Омска, иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом.

Пунктом 27 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ установлено, что документ планирования регулярных перевозок - нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.

Таким образом, поскольку документ планирования, в соответствии с которым выдача свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам запланирована в течение 2019 года с учетом мероприятий по оптимизации городской маршрутной сети, запланированных на втором этапе, не был оспорен и не признан недействительным, принят во исполнение Закона № 220-ФЗ, вывод суда апелляционной инстанции о его несоответствии статье 39 Закона № 220-ФЗ является ошибочным. 

При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод о том, что отвечая ИП Занину В.В. о невозможности выдачи свидетельств об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 312 и карт соответствующего маршрута регулярных перевозок в 2017 году, Департамент транспорта действовал в соответствии с положениями Закона №220-ФЗ и документа планирования.

Согласно части 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В соответствии с частью 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

С учетом изложенного суд округа считает, что требования ИП Занина В.В. не соответствуют принципам добросовестности. Так, получение заявителем новых карт маршрута в любой момент действия текущих карт противоречит принципу разумности, поскольку ни одна из сторон правоотношений не может обладать информацией о будущем того или иного перевозчика: будет ли у него через 5 лет лицензия, сможет ли он осуществлять пассажирские перевозки надлежащего качества в рамках существующих правоотношений, будет ли у самого юридического лица намерение продолжить деятельность по осуществлению пассажирских перевозок.

Кроме того, отказ Департамента транспорта, изложенный в письме от 15.02.2017 № ИС-ДТ/345, не лишает ИП Занина В.В. возможности получить свидетельство об осуществлении регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута регулярных перевозок после проведения мероприятий по оптимизации городской маршрутной сети, запланированных на втором этапе документа планирования.

С учетом изложенного у суда апелляционной инстанции не имелось правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции
и признания недействительным действий Департамента транспорта.

При таких обстоятельствах постановление от 26.10.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда подлежит отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ, а решение суда первой инстанции,  в соответствии
с которым в удовлетворении требования заявителя было отказано, – оставлению в силе.

Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 26.10.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-7785/2017 Арбитражного суда Омской области отменить.

Оставить в силе решение от 15.08.2017 Арбитражного суда Омской области по указанному делу.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                    Ю.Н. Киричёк

Судьи                                                                                 О.Ю. Черноусова

                                                                                           Г.А. Шабанова