ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
22 ноября 2018 года | Дело № А46-8140/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме ноября 2018 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-12545/2018 ) Министерства труда и социального развития Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 29.08.2018 по делу № А46-8140/2018 (судья Захарцева С.Г.),
принятое по заявлению Министерства труда и социального развития Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федерального казначейства по Омской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об оспаривании представления Управления Федерального казначейства по Омской области от 26.04.2018 № 52-19-20/2672,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства труда и социального развития Омской области – ФИО1 (личность удостоверена паспортом, по доверенности № ИСХ-17/МТСР-173863 от 07.12.2017 сроком действия по 31.12.2018); ФИО2 (личность удостоверена паспортом, по доверенности № ИСХ-17/МТСР17380 от 27.12.2017 сроком действия по 31.12.2018); ФИО3 (личность удостоверена паспортом, по доверенности № ИСХ-18/МТСР-11794 от 17.08.2018 сроком действия по 31.12.2018);
от Управления Федерального казначейства по Омской области – ФИО4 (удостоверение РУ № 55 00828 выдано 25.03.2018, по доверенности № б/н от 16.07.2018 сроком действия по 31.12.2019); ФИО5 (удостоверение РУ № 55 00622 выдано 22.04.2016, по доверенности № 521610/6752 от 31.08.2018 сроком действия по 31.12.2019),
установил:
Министерство труда и социального развития Омской области (далее – заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Омской области (далее – заинтересованное лицо, Управление, Казначейства) от 26.04.2018 № 52-19- 20/2672, направленное Министерству труда и социального развития Омской области по результатам внеплановой камеральной проверки соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.08.2018 требование Министерства о признании недействительным представления Управления от 26.04.2018 № 52-19-20/2672, оставлено без удовлетворения.
При этом суд исходил из того, что субъект РФ должен осуществлять выплату, исходя из пропорции, рассчитанной исходя из сумм средств выделяемой субсидии из федерального бюджета, установленной в Соглашении, и суммы расходного обязательства, взятого на себя субъектом и также указанного в Соглашении (в пункте 2).
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 29.08.2018 отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных Министерством требований.
В обоснование апелляционной жалобы Министерство указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом допущено неправильное применение норм материального права, а именно: суд не учел отсутствие в нормативных правовых актах, действующих в период существующего Соглашения от 22.01.2016 № 12-2/606/31 (далее – Соглашение), условий о необходимости осуществления субъектом Российской Федерации (в том числе Омской областью) ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ), предусмотренной пунктом 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (далее – Указ № 606), исходя из пропорции, рассчитанной из суммы субсидии; судом оставлены без внимания доводы Министерства, относительно того, что пунктами 2 и 8.3 Соглашения, устанавливающими условия предоставления субсидий, не предусмотрен уровень софинансирования, суд первой инстанции не обосновал доказательствами свое утверждение относительно необходимости применения пропорции.
Управление в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с доводами жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Министерства поддержали требования, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители Управления с доводами апелляционной жалобы не согласились, поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителей Министерства и Управления, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в период с 18.01.2018 по 05.04.2018 на основании поручений Федерального казначейства от 13.12.2017 № 07-04-05/17- 960, от 29.12.2017 № 07-04-05/09-1038, от 01.01.2018 № 07-04-05/17-1621 и в соответствии с приказом УФК по Омской области от 17.01.2018 в Министерстве проведена внеплановая камеральная проверка по соблюдению условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в частности, соблюдения условий, определяющего объем финансового обеспечения расходных обязательств поручателя субсидии, в целях софинансирования которых представлена субсидия.
Проверяемый период с 01.01.2016 по 31.12.2017.
В результате проведенной проверки установлено:
В соответствии с пунктом 2 Указа № 606 высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано установить до 01.07.2012 нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Пунктом 1 Указа № 606, Правительству Российской Федерации предписано:
- осуществлять начиная с 2013 года софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении выплаты, предусмотренной пунктом 2 настоящего Указа, в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по Российской Федерации (подпункт в);
- определить до 01.11.2012 объем средств для софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, исходя из уровня его расчетной бюджетной обеспеченности, до 90 процентов от необходимых в 2013 году средств с постепенным увеличением собственных средств субъекта Российской Федерации до 50 процентов к 2018 году, а также утвердить правила софинансирования расходных обязательств, предусмотренных подпунктом «в» настоящего пункта (подпункт д).
Во исполнение данного Указа Постановлением Правительства РФ от 31.10.2012 № 1112 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (далее – Правила № 1112).
22.01.2016 между Министерством и Правительством Омской области (далее – высший исполнительный орган) заключено Соглашение №12-2/606/81 о предоставлении в 2016 году субсидии из федерального бюджета бюджету Омской области на софинансирование вышеназванных расходов, в соответствии с которым федеральное Министерство взяло на себя обязательство предоставить в 2016 году субсидию в размере 177 895 100 рублей.
В пункте 2 Соглашения установлено, что условиями предоставления субсидии являются наличие в бюджете Субъекта бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства Субъекта, возникающего при назначении ежемесячной выплаты, в размере 188 547 480 рублей.
В ходе камеральной проверки установлено, что фактические расходы средств в финансовом году на ежемесячную выплату по Соглашению составили 260 338 113,00 рублей, в том числе:
- за счет средств федерального бюджета выплачено 130 483 319,84 рублей (50,1%);
- за счет средств бюджета Омской области - 129 854 793,16 рубля (49,9%).
Полагая, что заявителем нарушена пропорция софинансирования, установленная Соглашением, Управление вынесло оспариваемое представление, согласно которому в действиях Министерства установлено нарушение бюджетного законодательства, которое составило в денежном выражении 4 098 240,23 руб.
Как указано в представлении, Управление требует:
- рассмотреть информацию об указанном нарушении, принять меры по устранению причин и условий их совершения в течение 25 дней с момента получения представления;
- о результатах исполнения представления проинформировать не позднее 5 дней с даты исполнения представления.
Далее представление содержит указание на то, что неисполнение в установленный срок настоящего представления влечет административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Министерство полагая, что данное представление не соответствует требованиям закона, нарушает его права и законные интересы обратилось в суд с заявлением об спаривании указанного выше представления.
29.08.2018 Арбитражным судом Омской области принято решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям.
Согласно абзацу 5 статьи 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг. Субсидии указанным субъектам предоставляются из средств бюджетов (статья 78 БК РФ).
К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов (статья 69 БК РФ).
В соответствии со статьей 6 БК РФ межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Получателями межбюджетных трансфертов являются нижестоящие бюджеты бюджетной системы РФ, условия предоставления которых, в том числе по возврату остатков, устанавливаются правовыми актами Правительства РФ и соответствующими соглашениями.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (статья 129 БК РФ).
В соответствии с правилами пунктов 1, 3 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (статья 130 БК РФ).
Правоотношения сторон в рамках заключенного соглашения в настоящем случае регулируются Указом № 606, Правилами № 1112, а также БК РФ.
Правила предоставления субсидий должны соблюдаться всеми без исключения участниками межбюджетных отношений, получающими субсидии из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 Указа № 606 высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано установить до 01.07.2012 нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Правительство Российской Федерации осуществляет, начиная с 2013 года, софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа № 606 (подпункт «в» пункта 1 Указа № 606).
При этом, Правилами № 1112 (пунктам 1 и 2), принятыми в целях реализации Указа № 606, предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа № 606.
Названные Правила № 1112 содержат ряд обязательных условий, к которым отнесены такие как:
а) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, возникающего при назначении ежемесячной денежной выплаты;
б) формирование и ведение в субъекте Российской Федерации реестра получателей ежемесячной денежной выплаты;
в) обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению соответствия значения показателя, устанавливаемого нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, значению показателя результативности использования субсидии, установленному соглашением между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии;
г) возврат субъектом Российской Федерации средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16 и 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (далее - Правила № 999).
Правила № 1112 содержат финансовые условия предоставления субсидий, определяющие объемы субсидий, порядок расчетов объемов предоставляемых субсидий, уровни софинансирования и порядок использования предоставляемых субсидий с учетом принципа софинансирования.
Правилами № 1112 предусмотрено, что в случае если объем бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом субъекта Российской Федерации на финансирование расходного обязательства, возникающего при назначении ежемесячной денежной выплаты, не соответствует установленному уровню софинансирования за счет средств федерального бюджета, размер субсидии подлежит сокращению до соответствующего уровня софинансирования (п. 21 Правил № 1112).
При этом термин «уровни софинансирования» закреплен как уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которого является субсидия, который определяется исходя из среднего уровня софинансирования и уровня расчетной бюджетной обеспеченности i-ro субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год после распределения дотаций, рассчитанный в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2004 № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации» (пункт 8, 9 Правил № 1112).
В соответствии с пунктом 9 Правил уровень софинансирования расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации, возникающего при назначении ежемесячной денежной выплаты, определяется по формуле: Yi=У ср / РБО i , где: Уср - средний уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, возникающего при назначении ежемесячной денежной выплаты; i РБО - уровень расчетной бюджетной обеспеченности i-го субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год, рассчитанный в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2004 № 670.
Определяющим критерием при предоставлении субсидии, согласно Правилам № 1112 (подпункт «а» пункта 3), является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, возникающего при назначении ежемесячной денежной выплаты.
Указанное условие предполагает не только наличие в региональном бюджете Омской области на 2016 год средств на соответствующие цели, но и фактическое принятие в 2016 году расходных (бюджетных) обязательств Омской области по финансированию ежемесячной денежной выплаты с учетом установленного уровня софинансирования (в долевом соотношении (в суммах рублей).
При этом, Правилами № 1112 устанавливаются границы уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации.
Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации на 2016 год не может быть установлен выше 66 процентов и ниже 5 процентов расходного обязательства (пункт 10).
Следовательно, субъекты РФ должны предусматривать в своих законах о бюджетах средства на исполнение расходных обязательств субъекта РФ за счет собственных средств бюджетов субъектов РФ не менее 5 % и до 34%.
Указанное выше свидетельствует о том, что правила предоставления субсидий из федерального бюджета № 1112 содержат условия софинансирования, определяемые долевым соотношением между средствами субсидии из федерального бюджета и средствами бюджета субъекта РФ, направляемыми на исполнение расходных обязательств субъекта РФ.
В этой связи, довод Министерства о том, что условие о перечислении субсидии в бюджет субъекта РФ в процентном соотношении, установленным в соглашении об ее определении, установлено федеральным законодательством только с 2017 года подлежит отклонению.
Соотношение об объемах средств федерального и регионального бюджетов устанавливается в заключаемом между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным государственным органом субъекта Российской Федерации соглашении о предоставлении субсидий из федерального бюджета, где стороны согласуют между собой уровни софинансирования, устанавливая в соглашении конкретные суммы расходов за счет двух бюджетов на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа № 606, и одновременно принимают на себя расходные обязательства в объемах сумм бюджетных средств, указанных в соглашении.
Такие соглашения заключаются в соответствии с пунктом 6 Правил № 1112.
При этом, Правила № 1112 содержат положения об обязательном возврате остатков средств субсидии, неиспользованной в текущем финансовом году субъектом Российской Федерации, в федеральный бюджет по окончании соответствующего финансового года (пункт 17).
Более того, Правилами № 112 предусмотрено условие принудительного возврата средств (путем взыскания в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации) неиспользованных субсидий либо использованных с нарушением целевого назначения или условий предоставления (расходования) субсидий, а также в случае отсутствия потребности в субсидиях (пункт 17, 25, 27 Правил № 1112, пункт 22 Правил № 999).
Положения, регулирующие обязательный и принудительный возврат неиспользованных средств субсидий (межбюджетных трансфертов) и (или) образовавшихся их остатков в федеральный бюджет, предусмотрены пунктом 5 статьи 242 БК РФ.
Положения пункта 5 статьи 242 БК РФ являются императивными и подлежат неукоснительному соблюдению всеми участниками бюджетных отношений (в том числе получателями межбюджетных субсидий).
Таким образом, с учетом вышеуказанных положений законодательства об обязательствах, Российская Федерация и Омская область, заключая соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета, и, предусматривая в соглашении конкретные суммы расходных обязательств за счет двух бюджетов, вытекающие из федерального закона о федеральном бюджете, распоряжений Правительства Российской Федерации о предоставлении субсидий, из закона Омской области об областном бюджете на 2016 год одновременно принимают на себя расходные (публичные) обязательства по осуществлению ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа № 606, на софинансирование которой в соответствующей доле (пропорции) предоставляются субсидии из федерального бюджета.
Как указывалось выше, основанием для предоставления субсидии из федерального бюджета является соглашение, заключенное между соответствующими субъектами о предоставлении в 2016 году субсидии из федерального бюджета бюджету Омской области на софинансирование расходных обязательств Омской области, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа № 606, от 22.01.2016 № 12-2/606/31.
С момента заключения Соглашения Министерством приняты обязательства по финансовому обеспечению ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям в связи с рождением третьего или последующих детей, предусмотренной пунктом 2 Указа № 606.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации обязалось предоставлять бюджету субъекта субсидии на цели, в размере, порядке и на условиях, предусмотренных соглашением (пункт 6.1 Соглашения).
В соответствии с условиями Соглашения высший исполнительный орган власти обязуется обеспечить направление бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта на финансовое обеспечение ежемесячной денежной выплаты, в объеме и на цели, установленные соглашением (п. 8.3 Соглашения № 12-2/606/31).
Также Соглашением предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по соглашению, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 11 Соглашения № 12-2/606/31).
Указанные выше условия Соглашения в их совокупности позволяют прийти к выводу, что в случае сокращения расходных обязательств Омской области, подлежащих исполнению в объемах, установленных соглашением, предоставленные средства субсидий из федерального бюджета подлежат сокращению, а возникшие остатки субсидий по состоянию на 1 января текущего финансового года, подлежат возврату в федеральный бюджет.
В случае невозврата остатков субсидий в федеральный бюджет, последние подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
Более того, условия указанного Соглашения № 12-2/606/31 и Правил № 1112 устанавливают принцип соблюдения долей между средствами субсидий и собственными средствами бюджета Омской области при расходовании бюджетных средств, то есть принцип соблюдения пропорции между средствами двух бюджетов при софинансировании расходных обязательств Омской области.
При соблюдении указанных условий (пропорции) в случае сокращения общего объема расходов (за счет двух бюджетов), такая экономия расходов не может возникнуть только у бюджета области, она возникает также и в отношении средств субсидии соответственно, предоставленной из федерального бюджета.
При этом установленная соглашением пропорция средств бюджетов, вытекающая из объемов принятых сторонами расходных обязательств, должна применяться к общему остатку неиспользованных бюджетных средств при осуществлении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям в связи с рождением третьего или последующих детей.
Возникновение остатка средств только в средствах областного бюджета указывает на нарушение баланса интересов Российской Федерации, предоставившей субсидии, которые были израсходованы.
Соответственно, при фактическом расходовании бюджетных средств как федерального, так и областного бюджетов, Омская область не вправе в одностороннем порядке изменять уровни софинансирования в обход условий соглашения и в целях оправдания получения остатков (экономии) средств областного бюджета, а также в силу абзаца пятого статьи 31 БК РФ о принципе самостоятельности бюджетов.
Как следует из содержания Правил № 1112 о предоставлении и распределении субсидии, а также текста Соглашения № 12-2/606/31, конкретный объем субсидии (сумма выделяемых средств) устанавливается лишь при условии, что субъект РФ берет на себя расходное обязательство в конкретном объеме и это обязательство установлено в законе о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и заключенном соглашении.
Следовательно, субъект РФ должен осуществлять выплату, исходя из пропорции, рассчитанной из сумм средств выделяемой субсидии из федерального бюджета, установленной в соглашении, и суммы расходного обязательства, взятого на себя субъектом, и также указанного в соглашении.
Как следует из материалов дела, на финансовое обеспечение ежемесячной денежной выплаты в 2016 году Соглашением № предусмотрены средства в размере 366 442 580,00 рублей, в том числе:
- 177 895 100,00 рублей - объем финансирования за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета;
- 188 547 480, 00 рублей - объем финансирования за счет средств бюджета Омской области.
Из текста соглашения усматривается, что средства федерального бюджета в виде субсидии предусмотрены отдельно от средств, предоставляемых регионом, и не входят в состав расходных обязательств, взятых на себя Омской областью на основании Соглашения.
При этом, фактические расходы средств составили в общей сумме 260 338 113,00 рублей в том числе:
- 130 483 319,84 рублей - объем финансирования Мероприятий за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета (или 73,35 % от планового показателя);
- 129 854 793,16 рубля - объем финансирования за счет средств бюджета Омской области (или 68,87 % от планового показателя);
Таким образом, из указанных объемов фактических расходов следует, что субъектом РФ получена экономия средств, тогда как средства федерального бюджета израсходованы с перерасходом на сумму 4 098 240,23 рублей.
В силу положений статьи 306.2 БК РФ к финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, могут применяться бюджетные меры принуждения.
В соответствии с правилами статьи 306.8. БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Пунктом 1 статьи 270.2 БК РФ предусмотрено, что в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Проанализировав представленные в дело доказательства и установив фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что вопреки заключенному соглашению заявителем не исполнены принятые на себя обязательства. Заявитель не представил доказательств того, что оспариваемое представление не соответствует закону и нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности.
Доводы апелляционной жалобы относительно содержания пунктов 2 и 8.3 Соглашения от 22.01.2016 № 12-2/606/31, которыми не предусмотрен уровень софинансирования, выраженный в процентах, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку нормами действующего законодательства предусмотрено такое условие, как определения уровня софинансирования (выраженный в процентах), что в свою очередь определяет реализацию указанного соглашения в соответствии с действующим законодательством.
Также подлежит отклонению и довод апелляционной жалобы в части экономии средств федерального бюджета в 2016 году, поскольку данное обстоятельство не относится к предмету рассматриваемого спора.
В этой связи не может быть принят во внимание довод Министерства в части того, что кассовые расходы на выплату ЕДВ в 2016 году как федеральным, так и областным бюджетом произведены фактически ниже сумм указанных в соглашении, поскольку основанием для вынесения оспариваемого постановление послужило нарушение условий софинансирования расходных обязательств.
Событием правонарушения является несоблюдение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечение уровня софинансирования, предусмотренного Соглашением, что повлекло перерасход средств федерального бюджета.
Довод Министерства в части того, что суд первой инстанции не обосновал доказательствами свое утверждение относительно необходимости применения пропорции, отклоняется судом апелляционной инстанции, как противоречащий материалам дела и выводам суда, поскольку при принятии решения, суд первой инстанции в своих выводах ссылался на действующие нормы материального права, в том числе, на нормы которые приведены в настоящем постановлении (в пункты 9, 10 Правил № 1112).
Не принимается во внимание судебной коллегией и то обстоятельство, что денежные средства в размере 4 098 240, 23 руб. на основании приказа Минфина взысканы из бюджета Омской области, поскольку указанное обстоятельство также подтверждает факт нарушения уровня расходования денежных средств.
Судебная коллегия считает, что при осуществлении расходного обязательства субъекта, получатель бюджетных средств должен был обеспечить в соответствующем году такой уровень софинансирования (то есть, процентного соотношения средств федерального бюджета и средств региона), какой был определен при принятии решения о предоставлении субсидии из федерального бюджета (при заключении соглашения) (при этом процентное соотношение высчитывается из соотношения долей вкладываемых средств, предоставляемых каждой стороной соглашения, в суммовом выражении).
В связи с чем, требования Министерства обоснованно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют доводы поданного в суд первой инстанции заявления, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по результатам рассмотрения апелляционной жалобы распределению не подлежат, поскольку в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Министерства труда и социального развития Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 29.08.2018 по делу № А46-8140/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.
Председательствующий | Л.А. Золотова | |
Судьи | О.А. Сидоренко Н.А. Шиндлер |