Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А46-8212/2021
18 марта 2022 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
судьи Буровой А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу департамента городского хозяйства Администрации города Омска на постановление
от 07.12.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судья
Лотов А.Н.) по делу № А46-8212/2021 Арбитражного суда Омской области, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению департамента городского хозяйства Администрации города Омска
(644099, Омская область, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1, ИНН 5504061072, ОГРН 1035507001199) к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Новый сервис» (644110, Омская область, город Омск, улица Бородина, дом 44, ОГРН 1165543093363, ИНН 5501178788) о взыскании денежных средств в размере 38 389 руб.
в порядке возврата субсидии, предоставленной из бюджета города Омска
на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Суд установил:
департамент городского хозяйства Администрации города Омска
(далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Омской области
с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Новый сервис»
(далее – Общество) денежных средств в размере 38 389 руб. в порядке возврата субсидии, предоставленной из бюджета города Омска
на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Решением от 22.10.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Захарцева С.Г.) заявленное Департаментом требование удовлетворено.
Постановлением от 07.12.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции изменено, заявленное требование Департамента удовлетворено частично: с Общества взыскано в пользу Департамента 7 669,20 руб. в порядке возврата субсидии, предоставленной
из бюджета города Омска на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение
и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Согласно части 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационные жалобы
на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются
в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, между Департаментом и Обществом заключено соглашение от 21.06.2019 № 907-240/2019 о предоставлении
из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечения затрат
по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (далее – Соглашение).
Предметом Соглашения (с учетом дополнительных соглашений) является предоставление из бюджета города Омска в 2019 году субсидии
в целях финансового обеспечения затрат управляющей компании, связанных с проведением капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного вдоль гостевого маршрута в городе Омске, на котором планировалось выполнить капитальный ремонт в целях подготовки
к проведению в 2019 году в городе Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации, по адресу: города Омск, улица Красный Путь, дом 72.
Во исполнение Соглашения и на основании актов о приемке выполненных работ, справок о стоимости выполненных работ и затрат
Департаментом в адрес Общества перечислена субсидия в размере 7 570 154,40 руб. из средств бюджета города Омска.
30.12.2020 в адрес Департамента поступила информация, в соответствии с которой Прокуратурой города Омска в ходе обследования с участием специалиста департамента финансов и контроля Администрации города Омска произведен контрольный обмер выполненных работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома 72 по улице Красный Путь в городе Омске, по результатам которого установлено, что выполнены работы
по наружной облицовке поверхности стен по металлическому каркасу
(с его устройством) металлосайдингом без пароизоляционного слоя – 50 кв.м., при это по акту формы КС-2 – 70 кв.м., стоимость выполненных работ завышена на 38 389 руб.
11.02.2021 Департамент в адрес Общества направил требование
о возврате суммы субсидии.
Поскольку требование о возврате указанных средств Обществом
не было выполнено в добровольном порядке, Департамент обратился
в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел
к выводу о ненадлежащем исполнении Обществом условий Соглашения
и о наличии оснований для взыскания с него денежных средств в размере 38 389 руб.
Изменяя решение суда первой инстанции и частично удовлетворяя заявленное требование, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 28, 38, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пришел к выводу о доказанности факта завышения объема выполненных работ на сумму 7 669,20 руб.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы суда апелляционной инстанции, исходит из положений норм материального права, указанных
в судебном акте, и обстоятельств, установленных по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются
на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам
(за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять,
в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3
статьи 78 БК РФ).
Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Постановлением Администрации города Омска от 19.01.2018 № 40-п
«О предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов» утверждено Положение о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения субсидии предоставляются
в целях финансового обеспечения затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевого маршрута в городе Омске, на которых планируется выполнить капитальный ремонт в целях подготовки
к проведению в 2019 году в городе Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации.
Условиями предоставления субсидий являются, в том числе осуществление получателем субсидии деятельности по управлению и (или) обслуживанию многоквартирных домов; согласование перечня видов работ
и объема затрат по капитальному ремонту, подлежащих финансированию
за счет субсидий, с департаментом; в случаях проведения мероприятий
по капитальному ремонту многоквартирных домов вдоль гостевого маршрута наличие прошедшей соответствующую экспертизу сметной документации
в лицензированной организации, в том числе с учетом федеральных единичных расценок (пункт 5 Положения).
Пунктом 22 Положения предусмотрено, что Департаментом, департаментом финансов и контроля Администрации города Омска, Контрольно-счетной палатой города Омска в обязательном порядке проводятся проверки соблюдения получателями субсидий условий, целей
и порядка предоставления субсидий.
В случае установления Департаментом, Контрольно-счетной палатой города Омска, департаментом финансов и контроля Администрации города Омска факта (фактов) нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидий Департамент в течение 3 рабочих дней со дня обнаружения указанных нарушений направляет получателю субсидии требование о возврате субсидии (пункт 23 Положения).
Субсидии подлежат возврату в бюджет города Омска в течение 10 рабочих дней со дня получения получателем субсидии требования и (или) уведомления о возврате субсидии (пункт 26 Положения); в случае нарушения получателями субсидий срока возврата субсидий, установленного
пунктом 26 Положения, субсидии возвращаются в бюджет города Омска
в соответствии с действующем законодательством (пункт 27 Положения).
Предоставление субсидии в рамках настоящего дела производилось
на основании Соглашения.
Судами установлено, что по условиям заключенного Соглашения Департамент предоставляет из бюджета города Омска субсидии в целях финансового обеспечения затрат, связанных с проведением капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: города Омск, улица Красный Путь, дом 72.
Подпунктами 5, 11 пункта 11 Соглашения предусмотрена обязанность получателя субсидии обеспечивать достижение значений показателей результативности предоставления субсидии, установленных в Приложении 2 к настоящему Соглашению, а также обязанность получателя вернуть неиспользованный остаток субсидии в доход бюджета города Омска
в течение 10 дней со дня получения получателем субсидий уведомления
о возврате субсидий.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения Департамента в суд с настоящим заявлением послужил выявленный
при проведении проверки исполнения Обществом условий соглашений
о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирного дома факт несоответствия выполненных работ сметной документации.
Так, по результатам контрольного обмера рабочей группой установлено, что работы по наружной облицовке поверхности стен по металлическому каркасу (с его устройством) металлосайдингом без пароизоляционного слоя выполнены в объеме 50 кв.м., в то время как в соответствии с актом формы КС-2 указанные работы выполнены в объеме 70 кв.м.; завышение объемов
и стоимости работ согласно отчету о проведении обследования от 30.12.2020
№ 7-11-2020/19789 и акту (корректировочному) о приемке выполненных работ по форме № КС-2 составляет сумму 38 389 руб.
В свою очередь, Общество осуществление обследований (обмеров)
и свое участие в них отрицало. В целях опровержения установленных рабочей группой сведений о завышении объемов работ на сумму 38 389 руб. Общество самостоятельно инициировано проведение дополнительных замеров с участием подрядной организации ООО «Экостроймонтаж»,
по результатам которых выявлено несоответствие объемов выполненных работ на 4 кв.м профнастила в размере 7 669,20 руб. и составлен корректировочный акт о приемке выполненных работ.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суд апелляционной инстанции, установив,
что в материалах дела отсутствуют акты и иные документы, в которых зафиксированы результаты произведенного обмера; представленный Департаментом корректировочный акт о приемке выполненных работ
по форме № КС-2 не содержит сведений о лицах, которыми данный документ составлен, подписи и печати, не имеет отметки в полях «номер документа», «дата составления» и отчетный период, в связи с чем не может быть принят
в качестве надлежащего доказательства, пришел к выводу о завышении Обществом объемов выполненных работ на сумму 7 669,20 руб.
Доводов и доказательств, опровергающих выводы суда апелляционной инстанции, кассационная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого постановления суда апелляционной инстанции, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 07.12.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-8212/2021 Арбитражного суда Омской области оставить
без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления
на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок
со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом
с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья А.А. Бурова