ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-8316/2021 от 09.03.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А46-8316/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Алексеевой Н.А.

судей Буровой А.А.

Чапаевой Г.В.

при ведении протокола помощником судьи Первухиной О.В.,

рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи (аудиозаписи) кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Омской области на решение от 16.08.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Солодкевич И.М.) и постановление от 18.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А.,
Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу № А46-8316/2021 по заявлению Министерства экономики Омской области (644002, Омская область, город Омск, улица Красный Путь, дом 5, ОГРН 1045504005436, ИНН 5503078637) к Управлению Федерального казначейства по Омской области (644099, Омская область, город Омск, улица Красногвардейская, дом 9,
ОГРН 1025500741530, ИНН 5503029414) о признании недействительным представления.

Другое лицо, участвующее в деле, – Воробьева Анастасия Васильевна.

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Захарцева С.Г.) в заседании участвовала представитель Министерства экономики Омской области – Коленбет Н.В. по доверенности от 30.03.2021.

Суд установил:

Министерство экономики Омской области (далее – министерство) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства
по Омской области (далее – управление) от 18.02.2021 № 52-19-21/1348-ДСП (далее – представление).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченаВоробьева Анастасия Васильевна.

Решением от 16.08.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 18.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм права, несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и принять новый судебный акт
об отказе в удовлетворении заявленного требования.

По мнению подателя кассационной жалобы, Воробьевой А.В. неправомерно начислено и выплачено поощрение в сумме
56 226,76 руб., поскольку в отчетном периоде (с 01.01.2018 по 10.08.2019) она не являласьгосударственным гражданским служащим Омской области и не входила в состав региональной управленческой команды в сфере экономики, принята на должность государственной гражданской службы только 17.09.2019.

Министерство в отзыве на кассационную жалобу ссылается
на законность и обоснованность принятых судебных актов, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя министерства, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой
и апелляционной инстанций, управлением в отношении министерства проведена камеральная проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансферов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за период
с 01.01.2019 по 31.12.2019.

По итогам проверки управление пришло к выводам о допущенном министерством нарушении подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пунктов 6 и 9 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1614 (далее – Правила), пунктов 1 и 12 Порядка поощрения региональной и муниципальной управленческих команд Омской области в 2019 году, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 16.12.2019 № 423-п (далее – Порядок № 423-п), которое выразилось в выплате в 2019 году за счет средств иного межбюджетного трансфертаза достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 56 226,76 руб. поощрения сотруднику министерства Воробьевой А.В., не входящей в состав региональной управленческой команды в сфере экономики в отчетный период (с 01.01.2018 по 10.08.2019).

По результатам проверки управлением составлен акт от 25.12.2020
и выдано министерству представление от 18.02.2021 № 52-19-21/1348-ДСП с требованиями: осуществить возврат неправомерно использованного иного межбюджетного трансферта в размере 56 226,76 руб. в срок до 01.09.2021; рассмотреть информацию о нарушении законодательства Российской Федерации, указанную в данном представлении, и принять меры по устранению причин и условий их совершения в срок до 31.03.2021; представить в управление не позднее 5 дней с даты исполнения представления информацию о результатах исполнения представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение в письменной форме.

Министерство, не согласившись с данным представлением, обратилось
в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о несоответствии оспариваемого представления управления нормам действующего законодательства и нарушении прав и законных интересов министерства.

Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.

Как следует из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления недействительными являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (подпункт 3); осуществляет иные полномочия, установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения (подпункт 7).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1614 утверждены Правила, устанавливающие порядок предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с поощрением региональных управленческих команд за достижение субъектами Российской Федерации значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 25.04.2019 № 193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Указ № 193).

Под региональными и муниципальными управленческими командами понимается группа должностных лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации или должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, замещающих муниципальные должности или должности муниципальной службы, деятельность которых в соответствии с решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) способствовала достижению субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей эффективности деятельности (пункт 6 Правил).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.12.2019
№ 2960-р распределены иные межбюджетные трансферты в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях поощрения региональной и муниципальной управленческих команд за достижение Омской областью значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности, утвержденных Указом № 193, постановлением Правительства Омской области от 16.12.2019 № 423-п утвержден Порядок поощрения региональной и муниципальной управленческих команд Омской области в 2019 году.

Оценка эффективности деятельности лиц, включенных в региональную команду, осуществляется по результатам оценки эффективности деятельности Губернатора Омской области (пункт 3 Порядка № 423-п).

Результат оценки эффективности деятельности должностных лиц - руководителей выражается в оценке результативности работы таких лиц по следующим показателям: участие в реализации национальных проектов, региональных проектов, государственных программ Омской области, а также исполнение иных должностных обязанностей, способствующих достижению показателей оценки эффективности деятельности, установленных Указом № 193; управленческие качества должностного лица - руководителя; инициативность в работе должностного лица - руководителя (пункт 4 Порядка № 423-п).

Порядок № 423-п предусматривает формулы расчета размера поощрения должностных лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Омской области в органах исполнительной власти Омской области, по результатам оценки эффективности их деятельности (пункты 2, 11).

Распоряжением Губернатора Омской области от 17.12.2019 № 97-р в состав региональной и муниципальной управленческих команд Омской области 2019 года включены должностные лица министерства.

Проанализировав положения названных нормативных правовых актов, суды правильно отметили, что показатель результативности достижений определенного должностного лица в составе региональных управленческих команд определяется в соответствии с результатами оценки деятельности Губернатора Омской области в целом с учетом сводного значения оценки по показателям, предусмотренным Указом № 193, а также с учетом оценки достижения по каждому из этих показателей; рассматриваемое поощрение зависит от результатов работы в целом в 2019 году; Правила № 1614 не содержат ограничений в части поощрения сотрудников, принятых на государственную гражданскую службу после 10.08.2019.

На отсутствие в Правилах № 1614 ограничений по включению
в региональные управленческие команды должностных лиц в зависимости
от периода их нахождения на государственной гражданской службе также указано Министерством финансов Российской Федерации в письме
от 06.04.2021 № 06-06-20/25415 (том 1 л.д. 75-76).

В рассматриваемом случае судами установлено, материалами дела подтверждается и управлением не оспаривается, что Воробьева А.С. с 01.01.2018 по 23.09.2019 занимала должность эксперта в министерстве, с 24.09.2019 назначена на должность государственной гражданской службы, в 2019 году участвовала в реализации 10 национальных проектов, в связи с чем распоряжением министерства от 23.12.2019 № 614-л/с была включена в состав региональной управленческой команды 2019 года и поощрена за достижение Омской областью значений (уровней) показателей, утвержденных Указом № 193.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о недоказанности нарушения министерством требований бюджетного законодательства Российской Федерации и правомерно признали недействительным оспариваемое представление управления.

Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.

В силу статей 286, 287 АПК РФ в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов.

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 16.08.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 18.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу
№ А46-8316/2021
оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Н.А. Алексеева

Судьи А.А. Бурова

Г.В. Чапаева