ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-8489/20 от 10.03.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

16 марта 2022 года

Дело № А46-8489/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2022 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,

судей Аристовой Е.В., Лотова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Шнайдер Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15491/2021) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 16.11.2021 по делу А46-8489/2020 (судья Распутина В.Ю.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строительный рынок «Левобережный» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным распоряжений, об обязании предоставить в аренду земельные участки,

при участии в судебном заседании представителей:

от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - ФИО1 (по доверенности от 13.09.2021 № Ис-ДИО/12447 сроком действия 1 год);

от общества с ограниченной ответственностью «Строительный рынок «Левобережный» - ФИО2 (по доверенности от 12.05.2020 № 37 сроком действия 3 года), ФИО3 (по доверенности от 18.01.2022 сроком действия 3 года),

УСТАНОВИЛ:

определением Арбитражного суда Омской области от 16.06.2020 дела А46-8484/2020, А46-8486/2020, А46-8488/2020, А46-8489/2021 объединены в одно производство с присвоением номера А46-8489/2021. В рамках спора по делу № А46-8489/2021 общество с ограниченной ответственностью «Строительный рынок «Левобережный» (далее – ООО «Строительный рынок «Левобережный», общество, заявитель) обратилось к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - департамент, заинтересованное лицо) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в котором просило:

1) признать незаконным распоряжение от 20.03.2020 № 449 об отказе ООО «Строительный рынок «Левобережный» в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:3880, площадью 5045 кв.м, относящегося к категории земель населенных пунктов, местоположение которого установлено по адресу: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, улица 70 лет Октября, дом 25, цель использования участка: для эксплуатации объектов недвижимости, разрешенное использование участка: для строительства торгового комплекса, для размещения объектов торговли.

Обязать департамент имущественных отношений Администрации города Омска принять решение о предоставлении ООО «Строительный рынок «Левобережный» в аренду сроком на 25 лет без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:3880, площадью 5045 кв.м, относящегося к категории земель населенных пунктов, местоположение которого установлено по адресу: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, улица 70 лет Октября, дом 25, цель использования участка: для эксплуатации объектов недвижимости, разрешенное использование участка: для строительства торгового комплекса, для размещения объектов торговли, расположенного под объектами недвижимости: «Торговый комплекс в Кировском административном округе города Омска, ТК «Волна» (1, 2, 3 этап), здание № 1.2 «Южная часть», 2 этап, адрес (местоположение): <...> Октября, дом 33, кадастровый номер 55:36:140103:4062, площадью 629.8 кв.м; «Торговый комплекс в Кировском административном округе города Омска, ТК «Волна» (1, 2, 3 этап), здание № 1.3 «Вставка», 3 этап, адрес (местоположение): <...> Октября, дом 33А, кадастровый номер 55:36:140103:4063, площадью 27.6 кв.м; «Торговый комплекс в Кировском административном округе города Омска, ТК «Волна» (1, 2, 3 этап) здание № 1.1 «Северная часть», 1 этап, адрес (местоположение): <...> Октября, дом 33Б, кадастровый номер 55:36:140103:4061, площадью 629.8 кв.м.

2) Признать незаконным распоряжение от 19.03.2020 № 415 об отказе ООО «Строительный рынок «Левобережный» в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:3879, площадью 11321 кв. м, относящегося к категории земель населенных пунктов, местоположение которого установлено по адресу: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, улица 70 лет Октября, дом 25, цель использования участка: для эксплуатации объектов недвижимости, разрешенное использование участка: для строительства торгового комплекса, для размещения объектов торговли.

Обязать департамент имущественных отношений Администрации города Омска принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Строительный рынок «Левобережный» в аренду сроком на 25 лет без проведение торгов земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:3879, площадью 11321 кв. м, относящегося к категории земель населенных пунктов, местоположение, которого установлено по адресу: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, улица 70 лет Октября, дом 25, цель использования Участка: для эксплуатации объектов недвижимости, разрешенное использование Участка: для строительства торгового комплекса, для размещения объектов торговли, расположенного под объектами недвижимости: «Торговый комплекс в Кировском АО г. Омска. ТК «Волна» (1,2,3 этап) Здание № 1.2 «Южная часть», 2 этап. Адрес (местоположение): <...> Октября, д 33. Кадастровый номер: 55:36:140103:4062. Площадь, м2: 629.8. «Торговый комплекс по улице 70 лет Октября в Кировском административном округе города Омска. Торговое здание поз. 13». Адрес (местоположение): <...> Октября, д 35. Кадастровый номер: 55:36:140103:4209. Площадь, м2: 590. «Торговый комплекс по ул.70 лет Октября, ул.3-я Енисейская в Кировском АО г.Омска. Торговое здание (поз.№14)». Адрес (местоположение): Омская обл., г. Омск, Кировский АО, ул. 70 лет Октября, д. 37. Кадастровый номер: 55:36:140103:4215. Площадь, м 2: 939.

Решением Арбитражного суда Омской области от 16.11.2021 по делу № А46-8489/2020 (далее – обжалуемое решение) требование ООО «Строительный рынок «Левобережный» (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворено.

Признано незаконным распоряжение от 20.03.2020 № 449 об отказе ООО «Строительный рынок «Левобережный» в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:3880, площадью 5045 кв.м, относящегося к категории земель населенных пунктов, местоположение которого установлено по адресу: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, улица 70 лет Октября, дом 25, цель использования участка: для эксплуатации объектов недвижимости, разрешенное использование участка: для строительства торгового комплекса, для размещения объектов торговли.

Суд обязал департамент имущественных отношений Администрации города Омска принять решение о предоставлении ООО «Строительный рынок «Левобережный» в аренду сроком на 25 лет без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:3880, площадью 5045 кв.м, относящегося к категории земель населенных пунктов, местоположение которого установлено по адресу: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, улица 70 лет Октября, дом 25, цель использования участка: для эксплуатации объектов недвижимости, разрешенное использование участка: для строительства торгового комплекса, для размещения объектов торговли, расположенного под объектами недвижимости: «Торговый комплекс в Кировском административном округе города Омска, ТК «Волна» (1, 2, 3 этап), здание № 1.2 «Южная часть», 2 этап, адрес (местоположение): <...> Октября, дом 33, кадастровый номер 55:36:140103:4062, площадью 629.8 кв.м; «Торговый комплекс в Кировском административном округе города Омска, ТК «Волна» (1, 2, 3 этап), здание № 1.3 «Вставка», 3 этап, адрес (местоположение): <...> Октября, дом 33А, кадастровый номер 55:36:140103:4063, площадью 27.6 кв.м; «Торговый комплекс в Кировском административном округе города Омска, ТК «Волна» (1, 2, 3 этап) здание № 1.1 «Северная часть», 1 этап, адрес (местоположение): <...> Октября, дом 33Б, кадастровый номер 55:36:140103:4061, площадью 629.8 кв.м.

Признано незаконным распоряжение от 19.03.2020 № 415 об отказе ООО «Строительный рынок «Левобережный» в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:3879, площадью 11321 кв. м, относящегося к категории земель населенных пунктов, местоположение которого установлено по адресу: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, улица 70 лет Октября, дом 25, цель использования участка: для эксплуатации объектов недвижимости, разрешенное использование участка: для строительства торгового комплекса, для размещения объектов торговли.

Суд обязал департамент имущественных отношений Администрации города Омска принять решение о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Строительный рынок «Левобережный» в аренду сроком на 25 лет без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:3879, площадью 11321 кв. м, относящегося к категории земель населенных пунктов, местоположение, которого установлено по адресу: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, улица 70 лет Октября, дом 25, цель использования участка: для эксплуатации объектов недвижимости, разрешенное использование участка: для строительства торгового комплекса, для размещения объектов торговли, расположенного под объектами недвижимости: «Торговый комплекс в Кировском АО г. Омска. ТК «Волна» (1,2,3 этап) Здание № 1.2 «Южная часть», 2 этап. Адрес (местоположение): <...> Октября, д 33. Кадастровый номер: 55:36:140103:4062. Площадь, м2: 629.8. «Торговый комплекс по улице 70 лет Октября в Кировском административном округе города Омска. Торговое здание поз. 13». Адрес (местоположение): <...> Октября, д 35. Кадастровый номер: 55:36:140103:4209. Площадь, м2: 590. «Торговый комплекс по ул.70 лет Октября, ул.3-я Енисейская в Кировском АО г.Омска. Торговое здание (поз.№14)». Адрес (местоположение): Омская обл., г. Омск, Кировский АО, ул. 70 лет Октября, д. 37. Кадастровый номер: 55:36:140103:4215. Площадь, м2: 939.

Взысканы с департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу ООО «Строительный рынок «Левобережный» (ИНН <***>, ОГРН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 рублей, а также на проведение судебной экспертизы в размере 60 000 рублей. Возвращено ООО «Строительный рынок «Левобережный» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета 6 300 рублей государственной пошлины.

Не соглашаясь с принятым решением, с апелляционной жалобой обратился департамент, просил обжалуемое решение отменить, отказать в удовлетворении заявления общества в полном объеме.

В обоснование жалобы её заявитель указал, что на земельном участке, помимо части зданий (последние цифры кадастрового номера 4221, 4222), расположены торговые объекты (павильоны, контейнеры), используемые в коммерческих целях, собственники которых не установлены. Информация о том, что указанные объекты расположены на участке в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в департамент не представлена; площадь испрашиваемого земельного участка (7 200 кв.м) несоразмерна площадям объектов недвижимости (913,50 кв.м), расположенных на земельном участке; представленное экспертное заключение основывается на Решении Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 (ред. от 12.11.2020) «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области», вместе с тем, оспариваемые обществом распоряжения были приняты 19.03.2020 и 20.03.2020; из заключения не следует, почему эксперт руководствовался именно предпоследней редакцией Решения Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых распоряжений нормативной площади земельных участков еще не было установлено, эксперту необходимо было руководствоваться Решением Омского городского Совета от 22.03.2017 № 519 (ред. от 24.11.2021) «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области»; экспертом в расчет площади включаются площади, которые на основании решения не подлежат учету при определении минимального процента застройки в соответствии с Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201; площадки для легковых автомобилей не могут быть приняты во внимание в качестве обоснования необходимости получения испрашиваемых площадей земельных участков, так как само по себе устройство твердого покрытия из асфальтобетона на земельном участке или его части не образует нового объекта недвижимости; покрытие какой-либо площади земельного участка несет вспомогательную функцию по отношению к назначению земельного участка и является лишь элементом благоустройства; согласно статье 43 Решения Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 суммарная площадь территории, занимаемая объектами вспомогательных видов разрешенного использования, расположенных на территории одного земельного участка, не должна превышать 25 % общей площади территории соответствующего земельного участка, в рассматриваемом случае данные площади занимают более 63,13 % площади земельного участка и более чем в два раза превышают площадь объектов недвижимости, расположенных на участке; в основу расчетов экспертной организацией приводится сумма площадей объектов недвижимости в размере 2 489,61 кв. м, указанная сумма не корректна, так как объект недвижимости с кадастровым номером (последние цифры) 4062 расположен на двух земельных участках, в отношении которых готовились разные распоряжения; объекты недвижимости, расположенные на участках, принимались при помощи инструментария публичной кадастровой карты, то есть объективные данные, такие как: сведения из ЕГРН или координаты характерных точек на местности экспертами не учитывались; если брать за основу сведения ЕГРН, то суммарная площадь объектов недвижимости на обоих земельных участках составит 2 179,8 кв.м., а не 2 489,61 кв.м.; площадь земельных участков необходимо рассчитывать отдельно для каждого из них.

24.01.2022 от общества поступил отзыв на апелляционную жалобу.

Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2022 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 10.03.2022.

02.03.2022 обществом заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела схемы размещения парковочных мест в границах земельных участках с кадастровыми номерами (последние номера) 3879, 3880.

03.03.2022 от Департамента поступили дополнительные пояснения.

В судебном заседании 10.03.2022 представитель департамента просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Представители ООО «Строительный рынок «Левобережный» просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судом на основании части 2 статьи 268 АПК РФ приобщена к материалам дела представленная обществом схема.

Как усматривается из материалов дела, между департаментом и обществом был заключён договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного в городе Омске, на котором расположены здания, сооружения № Д-Кр-31-11761, с кадастровым номером земельного участка 55:36:140103:3880, площадью 5 045 кв.м, местонахождение участка: <...> Октября, д. 25, сроком на 11 месяцев, цель использования участка: для эксплуатации объектов недвижимости, разрешенное использование участка: для строительства торгового комплекса, для размещения объектов торговли.

На участке расположены принадлежащие обществу на праве собственности следующие объекты капитального строительства:

- нежилое здание («Торговый комплекс в Кировском административном округе города Омска, ТК «Волна» (1, 2, 3 этап), здание № 1.2 «Южная часть», 2 этап, адрес (местоположение): <...> Октября, дом 33, кадастровый номер 55:36:140103:4062, площадью 629.8 кв.м);

- нежилое здание («Торговый комплекс в Кировском административном округе города Омска, ТК «Волна» (1, 2, 3 этап), здание № 1.3 «Вставка», 3 этап, адрес (местоположение): <...> Октября, дом 33А, кадастровый номер 55:36:140103:4063, площадью 27.6 кв.м);

- нежилое здание («Торговый комплекс в Кировском административном округе города Омска, ТК «Волна» (1, 2, 3 этап) здание № 1.1 «Северная часть», 1 этап, адрес (местоположение): <...> Октября, дом 33Б, кадастровый номер 55:36:140103:4061, площадью 629.8 кв.м).

Общество обратилось в Департамент с заявлением от 25.12.2019 о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена (находящегося в муниципальной собственности) без проведения торгов в аренду сроком на 25 лет для эксплуатации нежилых зданий расположенных в границах указанного земельного участка в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Распоряжением от 20.03.2020 № 449 департамент сообщил, что в соответствии с подпунктами 1, 4, статьи 39.16, статьями 39.17 ЗК РФ, руководствуясь Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставом города Омска, нормативами градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными Решением Омского городского Совета от 22.03.2017 № 519, Положением о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 № 452 решено отказать в предоставлении в аренду земельного участка по следующим основаниям:

- на земельном участке с кадастровым номером 55:36:140103:3880 расположены нестационарные торговые объекты, размещенные с нарушением требований статьи 39.36 ЗК РФ;

- с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;

- площадь испрашиваемого земельного участка превышает нормативный размер земельного участка, установленный для размещения торгового комплекса.

Кроме того, между департаментом и обществом был заключён договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного в городе Омске, на котором расположены здания, сооружения № Д-Кр-31-11760, с кадастровым номером земельного участка 55:36:140103:3879, площадью 11321 кв.м, местонахождение участка: <...> Октября, д. 25, сроком на 11 месяцев, цель использования участка: для эксплуатации объектов недвижимости, разрешенное использование участка: для строительства торгового комплекса, для размещения объектов торговли.

На участке расположены принадлежащие обществу на праве собственности следующие объекты капитального строительства:

- нежилое здание («Торговый комплекс в Кировском АО г. Омска. ТК «Волна» (1,2,3 этап) Здание № 1.2 «Южная часть», 2 этап. Адрес (местоположение): <...> Октября, д. 33. Кадастровый номер: 55:36:140103:4062. Площадь, м2: 629.8);

- нежилое здание («Торговый комплекс по улице 70 лет Октября в Кировском административном округе города Омска. Торговое здание поз. 13». Адрес (местоположение): <...> Октября, д. 35. Кадастровый номер: 55:36:140103:4209. Площадь, м2: 590);

- нежилое здание («Торговый комплекс по ул.70 лет Октября, ул.3-я Енисейская в Кировском АО г. Омска. Торговое здание (поз.№14)». Адрес (местоположение): Омская обл., г. Омск, Кировский АО, ул. 70 лет Октября, д. 37. Кадастровый номер: 55:36:140103:4215. Площадь, м2: 939).

Общество обратилось в департамент с заявлением от 25.12.2019 о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена (находящегося в муниципальной собственности) без проведения торгов в аренду сроком на 25 лет для эксплуатации нежилых зданий расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:3879 в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.

Распоряжением от 19.03.2020 № 415 департамент сообщил, что в соответствии с подпунктами 1, 4, статьи 39.16, статьями 39.17 ЗК РФ, руководствуясь Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Омска, нормативами градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными Решением Омского городского Совета от 22.03.2017 № 519, Положением о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 № 452 решено отказать обществу в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:3879, площадью 11321 кв. м, относящегося к категории земель населенных пунктов, местоположение которого установлено по адресу: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, улица 70 лет Октября, дом 25, цель использования участка: для эксплуатации объектов недвижимости, разрешенное использование участка: для строительства торгового комплекса, для размещения объектов торговли, по следующим основаниям:

- на земельном участке с кадастровым номером 55:36:140103:3879 расположены нестационарные торговые объекты, размещенные с нарушением требований статьи 39.36 ЗК РФ;

- с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;

- площадь испрашиваемого земельного участка превышает нормативный размер земельного участка, установленный для размещения торгового комплекса.

Полагая, что отказы департамента в предоставлении в аренду земельных участков не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и интересы заявителя, поскольку препятствуют последнему в реализации его исключительных прав, как собственника объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемых земельных участках, ООО «Строительный рынок «Левобережный» обратилось в суд с заявлением об оспаривании распоряжений.

Судом первой инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, исходил из того, что:

- испрашиваемая обществом площадь земельного участка обоснована с учетом конфигурации испрашиваемых заявителем земельных участков, расположение принадлежащих заявителю объектов недвижимого имущества по всему периметру участков без концентрации в какой-либо одной их части, участок используется как единый комплекс для деятельности общества;

- у департамента отсутствует реальная возможность распоряжения оставшимся спорным земельным участком в пользу иных лиц, территория представляет собой проходы, проезды, парковки между принадлежащими заявителю зданиями;

- предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы правообладатель этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята объектом недвижимости, так и часть, необходимая для ее использования;

- нахождение на испрашиваемом земельном участке объектов, не являющихся объектами зарегистрированных прав в отсутствие на них правопритязаний третьих лиц само по себе не должно препятствовать реализации исключительного права заявителя на заключение договоров аренды;

- испрашиваемый заявителем способ восстановления нарушенного права соответствует действующему законодательству и является основанием для совершения заинтересованным лицом соответствующих действий.

Суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение с учетом следующего.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Обжалуемыми распоряжениями обществу отказано в предоставлении в аренду сроком на 25 лет без проведения торгов земельных участков с кадастровым номером 55:36:140103:3880 площадью 5045 кв.м и кадастровым номером 55:36:140103:3879, площадью 11 321 кв. м.

В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В силу части 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.

Перечень правовых оснований предоставления в аренду земельных участков без торгов установлен частью 2 статьи 39.6 ЗК РФ, и данный перечень является исчерпывающим.

В силу пункта 9 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ одним из таких оснований является заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Таким образом, собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, имеет право на выкуп земельного участка, на котором расположены данные объекты и необходимого для их обслуживания.

В соответствии с частью 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков; 5) осуществление государственного кадастрового учета; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: - с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; - на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации

Департамент в апелляционной жалобе указывает, что площадь испрашиваемого земельного участка (7 200 кв. м) несоразмерна площадям объектов недвижимости (913,50 кв. м), расположенных на земельном участке.

Определением Арбитражного суда Омской области от 15.02.2021 в рамках дела назначена судебная экспертиза. Из заключения эксперта ООО «ЦН ЭКСПО «АРУС» следует, что общая площадь застройки территории объекта составляет 6 761, 98 кв.м и состоит из зоны размещения основного торгового объекта 2 489,61 кв.м., зоны для осуществления погрузочно-разгрузочных работ 676,91 кв.м., пешеходной зоны 876,6 кв.м., автостоянки для клиентов магазина 1 992,76 кв.м., хозяйственной зоны 1 54 кв.м. Земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:140103:3879 и 55:36:140103:3880 используются собственником объектов недвижимости, расположенных на них, для организации работы предприятий розничной торговли. Процент застройки по расчетам эксперта составил в зоне объектов административно-делового и общественного назначения (ОД-1) 41,32 %.

Решением Омского городского Совета от 22.03.2017 № 519 «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области» (далее - Решение) предусмотрены расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности и максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов, необходимых для обеспечения населения услугами торговли, а также размеры земельных участков, занимаемых указанными объектами, приведенные в таблице 6.3.6.3.

Решение № 519 принято на основании ГрК РФ, Закона Омской области от 09.03.2007 № 874-03 «О регулировании градостроительной деятельности в Омской области» и Решения Омского городского Совета от 17.12.2014 № 295 «О порядке подготовки и утверждения нормативов градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области».

Нормативы разработаны в соответствии со статьей 8, главой 3.1 ГрК РФ в целях реализации полномочий Администрации города Омска и включения нормативов в систему нормативных документов, регламентирующих градостроительную деятельность на территории города Омска. Нормативы устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения города Омска и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения города Омска, установленных в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения городского округа. Нормативы устанавливают требования, обязательные для всех субъектов градостроительных отношений, осуществляющих свою деятельность на территории города Омска, независимо от их организационно-правовой формы (раздел 1 Решения № 519).

Расчетные показатели и нормативные параметры градостроительного проектирования общественно-деловых зон приведены в таблице 6.2.1. В примечании указано, что для общественно-деловых зон коэффициенты застройки и коэффициенты плотности застройки приведены для территории квартала (брутто) с учетом необходимых по расчету объектов обслуживания, гаражей, стоянок для автомобилей, зеленых насаждений, площадок и других объектов благоустройства.

На земельном участке с кадастровым номером 55:36:140103:3880 площадью 5 045 кв.м расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимого имущества, общая площадь которых 1 287,2 кв.м.

На земельном участке с кадастровым номером 55:36:140103:3879 площадью 11 321 кв.м расположены принадлежащие заявителю объекты недвижимого имущества, общая площадь которых 2 158,8 кв.м.

Земельные участки сформированы как территория единого землепользования, образованы для целей эксплуатации расположенных на них объектов капитального строительства, которые являются единым имущественным комплексом (торговый комплекс).

В соответствии с п. 32 ГОСТ Р 51303-99 торговый комплекс: совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности.

Под функциями хозяйственного обслуживания понимается инженерное обеспечение (электроосвещение, тепло- и водоснабжение, канализация, средства связи); ремонт зданий, сооружений и оборудования, уборка мусора, охрана торговых объектов, организация питания служащих и т.п.

Торговый комплекс по ул. 70 лет Октября, ул. 3-я Енисейская в Кировском административном округе г. Омска представляет собой комплекс зданий с внутриплощадочным транспортным обслуживанием (проезды легковых и пожарных автомобилей, спец. техники, пешеходные подходы), в том числе обеспеченностью гостевыми открытыми автостоянками для временного пребывания автотранспорта.

Решением Омского городского Совета от 15.07.2020 № 249 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201» в градостроительные регламенты правил землепользования и застройки включены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Согласно абзацу третьему пункта 2 статьи 44 решением Омского городского Совета № 201 (с учетом изменений, внесенных решением Омского городского Совета от 15.07.2020 № 249) минимальный процент застройки в границах земельного участка определяется как отношение суммарной площади земельного участка, которая должна быть застроена, ко всей площади земельного участка.

В то же время суд апелляционной инстанции отмечает, что на момент принятия оспариваемых решений нормативные площади земельных участков не были установлены.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы, содержащие критику представленного в материалы дела экспертного заключения, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ). При этом в силу части 5 указанной статьи никакие доказательства, в том числе заключение эксперта, не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

Экспертом описана методика проведенного исследования, указаны используемые нормативные и научно-технические документы, обосновано их применение. Относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы эксперта, учитывая фактические обстоятельства дела, в материалы дела не представлено.

Таким образом, экспертное заключение от 10.09.2021 признается судом апелляционной инстанции допустимым и достоверным доказательством по делу.

Суд апелляционной инстанции также отмечает, что в рассматриваемом случае в предмет спора входил отказ департамента в предоставлении земельных участков в аренду, а не приобретение в собственность спорных земельных участков, как в приведенной департаментом судебной практике (например, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.09.2021 № Ф04-4143/2021 по делу № А46-17160/2020). Ранее испрашиваемые земельные участки были предоставлены обществу в аренду на аналогичных условиях.

С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные обществом требования.

В целях восстановления нарушенных прав заявителя суд первой инстанции обоснованно в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ возложил на департамент обязанность принять решение о предоставлении обществу в аренду сроком на 25 лет без проведения торгов земельных участков.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а в апелляционной инстанции могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта. В связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Омской области от 16.11.2021 по делу № А46-8489/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

Н.Е. Котляров

Судьи

Е.В. Аристова

А.Н. Лотов