ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-9233/18 от 27.06.2019 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                     Дело № А46-9233/2018

Резолютивная часть постановления объявлена   июня 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июля 2019 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего             Кокшарова А.А.

судей                                            Перминовой И.В.

                                                     Чапаевой Г.В.

с использованием средств видеоконференц-связи при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шороховой И.Г. рассмотрел  кассационные жалобы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на решение от 23.10.2018 Арбитражного суда Омской области
(судья Солодкевич И.М.) и постановление от 09.04.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по делу № А46-9233/2018 по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (644043,
Омская область, город Омск, улица Красный путь, дом 3, ИНН 5503079359, ОГРН 1045504007658) к Управлению Федерального казначейства по Омской области (644099, Омская область, город Омск, улица Красногвардейская,
дом 9, ИНН 5503029414, ОГРН 1025500741530) о признании представлений от 25.04.2018 № 52-19-11/2613, № 52-19-20/2588, № 52-19-11/2593,
от 28.04.2018 № 52-19-11/2724, от 16.05.2018 № 52-19-20/3050 и уведомлений о применении бюджетных мер принуждения незаконными.

При участии в деле третьих лиц, - Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (107139, город Москва, переулок Орликов, дом 1/11, ИНН 7708075454, ОГРН 1067760630684), Министерство финансов Омской области (644043, Омская область, город Омск, улица Орджоникидзе, дом 5, ИНН 5503078620, ОГРН 1045504005414).

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Пермяков В.В.) в заседании участвовали представители:

от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации – Захаров М.А. по доверенности от 03.10.2018 № 136;

от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области – Караулов И.Т. по доверенности от 10.01.2019;

от Управления Федерального казначейства по Омской области – Зима Ю.Р. по доверенности от 31.08.2017.

Суд установил:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области
(далее – Минсельхозпрод Омской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Омской области (далее – УФК по Омской области, заинтересованное лицо) о признании незаконными представления
№ 52-19-20/2588 от 25.04.2018 и уведомления о применении бюджетных мер принуждения.

Определением от 27.06.2018 Арбитражного суда Омской области заявление принято к производству (дело № А46-9233/2018).

Определением от 11.07.2018 Арбитражного суда Омской области к производству принято заявление Минсельхозпрода Омской области к
УФК по Омской области о признании незаконными представления
от 25.04.2018 № 52-19-11/2593 и уведомления о применении бюджетных мер принуждения (дело № А46-11595/2018), к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее – Минсельхоз России) и Министерство финансов Омской области (далее – Минфин Омской области).

Определением от 12.07.2018 Арбитражного суда Омской области к производству принято заявление Минсельхозпрода Омской области к
УФК по Омской области о признании незаконными представления
от 28.04.2018 № 52-19-11/2724 и уведомления о применении бюджетных мер принуждения (дело № А46-11596/2018).

Определением от 20.07.2018 Арбитражного суда Омской области к производству принято заявление Минсельхозпрода Омской области к
УФК по Омской области о признании незаконными представления
от 25.04.2018 № 52-19-11/2613 и уведомления о применении бюджетных мер принуждения (дело № А46-10770/2018).

Определение от 20.07.2018 Арбитражного суда Омской области к производству принято заявление Минсельхозпрода Омской области к
УФК по Омской области о признании незаконными представления
от 16.05.2018 № 52-19-20/3050 и уведомления о применении бюджетных мер принуждения (дело № А46-10846/2018).

Определением от 20.08.2018 Арбитражного суда Омской области дела
№ А46-9233/2018, № А46-11595/2018, № А46-11596/2018, № А46-10770/2018, № А46-10846/2018 объединены для совместного рассмотрения в одно дело
№ А46-9233/2018.

В ходе рассмотрения дела Минсельхозпродом Омской области в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), заявлено об отказе от требований о признании уведомлений о применении бюджетных мер принуждения незаконными.

Отказ от указанных требований судом первой инстанции принят.

Решением от 23.10.2018 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 09.04.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда, по делу № А46-9233/2018 требования Минсельхозпродом Омской области к УФК по Омской области о признании представлений от 25.04.2018 № 52-19-11/2613, № 52-19-20/2588,
№ 52-19-11/2593, от 28.04.2018 № 52-19-11/2724, от 16.05.2018
№ 52-19-20/3050 незаконными оставлены без удовлетворения. Производство по делу в части требований Минсельхозпродом Омской области к УФК по Омской области о признании уведомлений о применении бюджетных мер принуждения незаконными прекращено.

Минсельхозпрод Омской области и Минсельхоз России, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратились с кассационными жалобами, так как считают, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителей жалобы, судами двух инстанций не дана правовая оценка соблюдения Министерством уровня софинансирования; представления не соответствуют бюджетному законодательству, так как Министерством соблюден уровень софинансирования по всем соглашениям, кроме соглашения № 82/10-с; подпункт «а(1)» пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999
«О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации»
(далее – Правила № 999), согласно которому соглашение должно содержать уровень софинансирования, введен в пункт 10 Правил № 999 в 2017 году, соответственно, не подлежит применению как введенный позднее; соглашением не предусмотрено ответственности заявителя за несоблюдение объема финансирования, установленного соглашениями.

В отзыве на кассационную жалобу УФК по Омской области просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения. С доводами кассационных жалоб не согласно в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

Заслушав представителей сторон, поддержавших доводы, изложенные в кассационных жалобах и отзыве на них, проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, исследовав материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.

Из материалов дела следует, что Минсельхозом России и Правительством Омской области (в лице Минсельхозпрода Омской области) заключены:

05.02.2015 – соглашение № 68/17-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключаемое между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее – соглашение № 68/17-с).
В соответствии с пунктом 2.2.1 этого соглашения правительство Омской области в лице Минсельхозпрода Омской области на основании порядка предоставления средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, и перечня документов, необходимых для получения указанных средств, установленных его нормативным правовым актом, осуществляет финансирование расходов по направлениям и в объемах, предусмотренных в приложениях № 1 и № 2 к соглашению, а также неисполненных обязательств прошлого года;

12.05.2015 – соглашение № 661/10-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации
(далее – соглашение № 661/10-с). Согласно пункту 2.2.4 данного соглашения правительство Омской области в лице Минсельхозпрода Омской области обеспечивает выполнение обязательств по финансированию мероприятий программы, указанных в пункте 1.1 соглашения в объемах, не менее предусмотренных в приложении № 2 к соглашению. При изменении объемов средств бюджета Омской области, предусмотренных приложением № 2 к соглашению по мероприятиям программы, в течение 10 рабочих дней предоставляет Минсельхозу России сведения об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Омской области на исполнение расходных обязательств в соответствии с выпиской из закона Омской области о бюджете Омской области о размере средств, предусмотренных на реализацию мероприятий, указанных в пункте 1.1 соглашения, заверенной финансовым органом Омской области и содержащей наименование, номер и дату утверждения нормативного правового акта, устанавливающего расходное обязательство Омской области, и заключает дополнительное соглашение к настоящему соглашению;

29.06.2015 – соглашение № 1054/20-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Омской области в рамках федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» на 2015 год
(далее – соглашение № 1054/20-с). В силу пункта 2.2.1 данного соглашения правительство Омской области в лице Минсельхозпрода Омской области осуществляет финансирование расходов по направлениям и в размерах, предусмотренных в приложениях № 1 и № 2 к соглашению, а пункта 2.2.6 -правительство Омской области в лице Минсельхозпрода Омской области обеспечивает выполнение обязательств по финансированию мероприятий программы, указанных в пункте 1.1 соглашения в объемах, предусмотренных в приложении № 2 к соглашению;

29.01.2016 – соглашение № 37/17-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключаемое между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее – соглашение № 37/17-с).
Пунктом 2.2.1 предусмотрено, что правительство Омской области в лице Минсельхозпрода Омской области на основании порядка предоставления средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, и перечня документов, необходимых для получения указанных средств, установленных нормативным правовым актом Высшего исполнительного органа, осуществляет финансирование расходов по направлениям и в объемах, предусмотренных в приложениях № 1 и № 2 к соглашению, а также неисполненных обязательств прошлого года;

23.03.2016 – соглашение № 82/10-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации
(далее – соглашение № 82/10-с). Пунктом 2.2.4 данного соглашения определено, что правительство Омской области в лице Минсельхозпрода Омской области обеспечивает выполнение обязательств по финансированию мероприятий программы, указанных в пункте 1.1 соглашения в объемах, не менее предусмотренных в приложении № 2 к соглашению. При изменении объемов средств бюджета Омской области, предусмотренных приложением № 2 к соглашению по мероприятиям программы, в течение 10 рабочих дней предоставляет Минсельхозу России сведения об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Омской области на исполнение расходных обязательств в соответствии с выпиской из закона Омской области о бюджете Омской области о размере средств, предусмотренных на реализацию мероприятий, указанных в пункте 1.1 соглашения, заверенной финансовым органом Омской области, и содержащей наименование, номер и дату утверждения нормативного правового акта, устанавливающего расходное обязательство Омской области, и заключает дополнительное соглашение к настоящему соглашению.

УФК по Омской области проведены внеплановые камеральные проверки, по результатам которых составлены акты от 24.04.2018, 09.04.2018, 23.03.2018, 02.04.2018, 26.03.2018, вынесены Минсельхозпроду Омской области представления от 16.05.2018 № 52-19-20/3050, от 28.04.2018
№ 52-19-11/2724, от 25.04.2018 № 52-19-20/2588, от 24.04.2018
№ 52-19-11/2613, от 25.04.2018 № 52-19-11/2593, а также сформированы для направления и направлены в Федеральное казначейство проекты уведомлений о применении мер бюджетного принуждения.

Перечисленными представлениями УФК по Омской области вменено Минсельхозпроду Омской области в вину нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) и выразившееся в :

- представление от 25.04.2018 № 52-19-20/2588 – статьи 162 БК РФ, пункта 2 приложения № 7 к федеральной целевой программе
«Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России
на 2014-2020 годы» - правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной целевой программы
«Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России
на 2014-2020 годы», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 № 922, пунктов 2.2.1, 2.2.6 соглашения № 1054/20-с, что выразилось в несоблюдении условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета) – необеспечении за счет средств бюджета Омской области уровня софинансирования, что повлекло перерасход в 2015 году средств федерального бюджета в размере 504 130,15 руб.;

- представление от 25.04.2018 № 52-19-11/2593 – подпункта «б» пункта 3 приложения № 8 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» - правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598, пункта 2.2.4 соглашения № 82/10-с, вследствие несоблюдения условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета) – необеспечения за счет средств бюджета Омской области и за счет средств, привлекаемых бюджетом Омской области из внебюджетных источников, уровня софинансирования в результате чего выявлен перерасход в 2016 году средств федерального бюджета в размере 6 965 513,98 руб.;

- представление от 25.04.2018 № 52-19-11/2613 – пунктов 2.1, 2.4 соглашения № 37/17-с, что проявилось в несоблюдении условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета) из-за необеспечения за счет средств бюджета Омской области и за счет средств, привлекаемых бюджетом Омской области из внебюджетных источников, уровня софинансирования, следствием чего явился перерасход в 2016 году средств федерального бюджета в размере
418 271,47 руб.;

- представление от 28.04.2018 № 52-19-11/2724 – статьи 162 БК РФ, пункта 2.2.4 соглашения № 661/10-с в связи с необеспечением за счет средств бюджета Омской области и за счет средств местных бюджетов уровня софинансирования, что обусловило перерасход в 2015 году средств федерального бюджета в размере 8 764 658,49 руб.;

- представление от 16.05.2018 № 52-19-20/3050 – статьи 162 БК РФ, пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 22.12.2012 № 1370, пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года № 1371, пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 1431, пункта 2.2.1 соглашения № 68/17-с, что обнаружилось в несоблюдении условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета) ввиду необеспечения за счет средств бюджета Омской области уровня софинансирования, что привело к перерасходу в 2015 году средств федерального бюджета в размере 23 175 202,17 руб.

Минсельхозпрод Омской области, не согласившись с представлениями УФК по Омской области от 25.04.2018 № 52-19-11/2613, № 52-19-20/2588,
№ 52-19-11/2593, от 28.04.2018 № 52-19-11/2724, от 16.05.2018
№ 52-19-20/3050, а также с проектами уведомлений о применении мер бюджетного принуждения, о направлении которых в Федеральное казначейство заявитель был также уведомлен заинтересованным лицом, обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующими требованиями.

Суды обеих инстанций, исследовав все юридически значимые для дела факты и имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащую правовую оценку, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационных жалоб, при этом исходит из следующего.

Принимая судебные акты, суды двух инстанций правильно руководствовались положениями статей 6, 30, 31, 85, 129, 132, 219, 242. 270.2, 306.1, 306.2, 306.8 БК РФ, Федерального закона от 29.12.2006
№ 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – Закон № 264-ФЗ), Федеральным законом о федеральном бюджете на 2015 год, государственной программой № 717, пунктом 2 статьи 26.19 Федерального закона
от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», с учетом определения Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2015
№ 307-ЭС15-7013, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации
на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденными постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 22.12.2012 № 1370 (далее – Правила № 1370), Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1371
(в ред. действующей в период предоставления субсидий,
далее – Правила № 1371), Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1431 (далее – Правила № 1431), Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, строительству и реконструкции автомобильных дорог, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 (далее – Правила  № 598), Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 12.10.2013 № 922 (далее – Правила № 922), Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 № 624
(далее – Правила № 624), Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 17.12.2010 № 1042  (далее – Правила № 1042), Соглашениями
от 05.02.2015 № 68/17-с (в редакции дополнительного соглашения
от 30.10.2015 № 8), от 12.05.2015 № 661/10-с (в редакции дополнительного соглашения от 08.07.2015 № 1), от 29.06.2015 № 1054/20-с (в редакции дополнительного соглашения от 03.09.2015 № 1), от 29.01.2016 № 37/17-с
(в редакции дополнительного соглашения от 28.12.2016 № 8), от 23.03.2016 № 82/10-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Омской области в 2015 и 2016 годах, заключенными между Минсельхозом России и Правительством Омской области (в лице министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области), распоряжением Минсельхоза России от 29.01.2015 № 4-р «Об утверждении уровней софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации на 2015 год».

Суды указали, что все Правила предоставления субсидий из федерального бюджета содержат условия софинансирования, определяемые долевым соотношением между средствами субсидии из федерального бюджета и средствами бюджета субъекта Российской Федерации, направляемыми на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Вышеуказанные Правила содержат положения об обязательном возврате остатков средств субсидии, неиспользованной в текущем финансовом году субъектом Российской Федерации, в федеральный бюджет по окончании соответствующего финансового года (пункты 19, 21 и 22 Правил № 1371, пункты 19, 21 и 23 Правил № 1431, пункты 19, 21 Правил № 1370, пункты 28, 30 Правил № 1042, пункты 21, 23 Правил № 624, пункты 27, 28
Правил № 598, пункт 22 Правил № 922).

Также Правилами предусмотрено условие принудительного возврата средств (путем взыскания в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации) неиспользованных субсидий либо использованных с нарушением целевого назначения или условий предоставления (расходования) субсидий, а также в случае отсутствия потребности в субсидиях (пункты 22, 25 Правил № 1371,
пункты 23, 26 Правил № 1431, пункты 23, 24 Правил № 1370, пункты 31, 32 Правил № 1042, пункты 21, 22 Правил № 624, пункты 28, 32 Правил № 922, пункт 22 Правил № 999).

Положения, регулирующие обязательный и принудительный возврат неиспользованных средств субсидий (межбюджетных трансфертов) и (или) образовавшихся их остатков в федеральный бюджет, предусмотрены пунктом 5 статьи 242 БК РФ.

Заключаемые соглашения являются основанием для предоставления субсидий из федерального бюджета, при этом в них конкретизируются условия предоставления субсидий, их размеры (в том числе за счет средств субъекта Российской Федерации), положения об ответственности сторон за неисполнение условий соглашений (использование, расходование субсидий), Правил предоставления субсидий, и меры, предусмотренные бюджетным законодательством за нарушение положений бюджетного законодательства.

Из материалов дела следует, что во исполнение государственной программы № 717, указанных Правил между Минсельхозом России и Правительством Омской области (в лице министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области) были заключены соглашения от 05.02.2015 № 68/17-с, от 12.05.2015 № 661/10-с, от 29.06.2015 № 1054/20-с, от 29.01.2016 № 37/17-с, от 23.03.2016 № 82/10-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Омской области в 2015 году и
в 2016 году.

Предметом соглашений является предоставление из федерального бюджета субсидий в 2015 и 2016 годах на мероприятия, предусмотренные в соглашениях (пункт 1.1 соглашений № 68/17-с, № 661/10-с, № 1054/20-с,
№ 37/17-с, № 82/10-с).

Соглашениями установлено обязательство высшего исполнительного органа о: финансировании расходов по направлениям и в объемах, установленных в приложениях № 1 и № 2 соглашений (в приложении № 1 указаны федеральные средства на субсидии, в приложении № 2 – бюджетные средства Омской области, то есть расходные обязательства) (пункт 2.2.1 соглашения № 68/17-с, пункт 2.2.4 соглашения № 661/10-с, пункты 2.2.1, 2.2.6 Соглашения № 1054/20-с, пункт 2.2.1 соглашения №37/17-с, пункт 2.2.4 соглашения № 82/10-с).

Также Соглашениями предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями соглашения (пункт 3.4 соглашения № 68/17-с, пункт 3.1 соглашения № 661/10-с, пункт 3.3 соглашения № 1054/20-с,
пункт 5.1 соглашения № 37/17-с, пункт 3.1 соглашения № 82/10-с).

Суды установили, что указанные выше условия соглашения в их совокупности позволяют прийти к выводу, что в случае сокращения расходных обязательств Омской области, подлежащих исполнению в объемах, установленных соглашением, предоставленные средства субсидий из федерального бюджета подлежат сокращению, а возникшие остатки субсидий по состоянию на 1 января текущего финансового года подлежат возврату в федеральный бюджет. В случае невозврата остатков субсидий в федеральный бюджет, последние подлежат взысканию в доход федерального бюджета.

Суды отметили, что правонарушения, обусловившие внесение УФК по Омской области Минсельхозпроду Омской области представлений
от 25.04.2018 № 52-19-11/2613, № 52-19-20/2588, № 52-19-11/2593,
от 28.04.2018 № 52-19-11/2724, от 16.05.2018 № 52-19-20/3050, состоят в расходовании средств бюджета Омской области, а применительно к представлению от 28.04.2018 № 52-19-11/2724 также средств местных бюджетов, к представлениям от 25.04.2018 № 52-19-11/2613,
№ 52-19-11/2593 также средств, привлекаемых бюджетом Омской области из внебюджетных источников, в меньшем размере, чем они должны были быть использованы в соответствии с соглашениям № 68/17-с, № 661/10-с,
№ 1054/20-с, № 37/17-с, № 82/10-с для реализации мероприятий, предусмотренных нормативными правовым актами Правительства Российской Федерации, во исполнение которых эти соглашения были заключены.

Как установлено судами двух инстанций и следует из материалов дела, в 2015-2016 годах условия и порядок предоставления субсидий были установлены:

Соглашением № 68/17-с, подписанным в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012
№ 1370, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 22.12.2012 № 1371, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации         на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012
№ 1431, обозначены расходы в общем размере 1 387 315 800 руб.,
в том числе за счет:  Российской Федерации 1 044 282 400 руб., Омской области – 280 686 400 руб., внебюджетных источников – 62 347 000 руб.,
при этом фактически расходные обязательства исполнены в размере:
Российской Федерацией – 1 037 226 458 руб. (или 99,32%), Омской областью – 246 999 882,38 руб. (или 87,99%), за счет внебюджетных источников –
64 054 267,73 руб. (или 102,73%).

Соглашением № 661/10-с, заключенным согласно Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598, предусмотрены расходы в общем размере 240 251 486 руб., в том числе за счет: Российской Федерации – 70 160 000 руб., Омской области – 116 031 486 руб., местных бюджетов –
8 291 000 руб., внебюджетных источников – 45 769 000 руб., при этом фактически расходные обязательства исполнены в размере: Российской Федерацией – 70 107 571 руб. (или 99,92%), Омской областью –
83 238 591,97 руб. (или 71,73%), за счет местных бюджетов –
8 157 828,74 руб. (или 98,39%), за счет внебюджетных источников –
47 286 000 руб. (или 103,31%).

Соглашением № 1054/20-с, подчиненным Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 № 922, предусмотрены расходы в общем размере 66 191 000 руб., в том числе за счет: Российской Федерации – 4 191 000 руб., Омской области – 32 000 000 руб., внебюджетных источников – 30 000 000 руб., при этом фактически расходные обязательства исполнены в размере: Российской Федерацией – 4 191 000 руб. (или 100%), Омской областью – 22 023 467,33 руб. (или 68,82%), за счет внебюджетных источников – 32 014 500 руб. (или 106,75%).

Соглашением № 37/17-с, заключенным во исполнение Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1042, Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 № 624, закреплены расходы в общем размере 169 351 095 руб., в том числе за счет: Российской Федерации – 38 193 200 руб., Омской области – 25 857 895 руб., внебюджетных источников – 105 300 000 руб., при этом фактически расходные обязательства исполнены в размере: Российской Федерацией –
34 230 388 руб. (или 89,62%), Омской областью – 22 508 686,75 руб.
(или 87,04%), за счет внебюджетных источников – 126 630 717,47 руб.
(или 120,25%).

Соглашением № 82/10-с, заключенным в силу Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598, согласованы общие расходы в общем размере
93 832 000 руб., в том числе за счет: Российской Федерации – 51 732 000 руб., Омской области – 23 400 000 руб., внебюджетных источников –
18 700 000 руб., тогда как фактически расходные обязательства исполнены в размере: Российской Федерацией – 51 375 243,98 руб. (или 99,31%), Омской областью – 23 358 020,43 руб. (или 99,82%), за счет внебюджетных источников – 5 089 083,04 руб. (или 27,21%).

Признавая несостоятельными доводы заявителей кассационных жалоб о том, что Министерством соблюден уровень софинансирования по всем соглашениям, на момент заключения соглашений и их исполнения отсутствовали законодательные нормы, обязывающие включать в такие соглашения уровень софинансирования, выраженной в процентах от объема бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, суды двух инстанций правомерно указали, что  указанные условия соглашений и вышеуказанных Правил устанавливают принцип соблюдения долей между средствами субсидий и собственными средствами бюджета Омской области при расходовании бюджетных средств, то есть принцип соблюдения пропорции между средствами двух бюджетов при софинансировании расходных обязательств Омской области, который областью как публично-правовым образованием при осуществлении фактических расходов был нарушен.

При соблюдении указанных условий (пропорции) в случае сокращения общего объема расходов такая экономия расходов не может возникнуть только у бюджета области, она возникает также и в отношении средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета. При этом установленная соглашением пропорция средств бюджетов, вытекающая из объемов принятых сторонами расходных обязательств, должна применяться к общему остатку неиспользованных бюджетных средств при реализации программных мероприятий.

Возникновение остатка средств только в средствах областного бюджета указывает на нарушение баланса интересов Российской Федерации, предоставившей субсидии, которые были израсходованы Омской областью излишне (с перерасходом), а собственные средства областного бюджета при этом незаконно сэкономлены в нарушение принятых на себя расходных обязательств.

Соответственно, при фактическом расходовании бюджетных средств как федерального, так и областного бюджетов, Омская область не вправе в одностороннем порядке изменять уровни софинансирования в обход условий соглашения и в целях оправдания получения остатков (экономии) средств областного бюджета, а также в силу абзаца пятого статьи 31 БК РФ о принципе самостоятельности бюджетов.

Конкретный объем субсидии устанавливается лишь при условии, что субъект Российской Федерации берет на себя расходное обязательство в конкретном объеме и это обязательство установлено в законе о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и заключенном соглашении.

Следовательно, субъект Российской Федерации должен осуществлять выплату, исходя из пропорции, рассчитанной из сумм средств выделяемой субсидии из федерального бюджета, установленной в Соглашении, и суммы расходного обязательства, взятого на себя субъектом, и также указанного в Соглашении.

В ином случае у субъекта Российской Федерации возникает возможность по исполнению собственных расходных обязательств, установленных законом о бюджете, за счет средств федерального бюджета, что приведет к злоупотреблению правом пользования межбюджетными трансфертами. В связи с чем суды первой и апелляционной инстанций правомерно согласились с выводом УФК по Омской области о нарушении условий софинансирования при фактическом исполнении расходных обязательств Омской области Министерством.

Судебные инстанции отметили, что из анализа объема фактических расходов усматривается, что субъектом Российской Федерации получена экономия средств, тогда как средства федерального бюджета израсходованы в полном объеме.

При осуществлении расходного обязательства субъекта получатель бюджетных средств должен был обеспечить в соответствующем году такой уровень софинансирования (то есть, процентного соотношения средств федерального бюджета и средств региона), какой был определен при принятии решения о предоставлении субсидии из федерального бюджета (при заключении соглашения) (при этом процентное соотношение высчитывается из соотношения долей вкладываемых средств, предоставляемых каждой стороной соглашения, в суммовом выражении).

Нарушение условий софинансирования расходных обязательств (долевого финансирования), допущенное Омской областью, свидетельствует о нарушении условий предоставления (расходования) средств субсидий из федерального бюджета.

Нарушение получателем бюджетных средств бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, признается в соответствии с пунктом 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением, которое и отражено в обжалуемых Представлениях. Исходя из чего суды сделали обоснованный вывод о том, что уровень софинансирования субъектом Российской Федерации не соблюден.

Довод заявителей кассационных жалоб о том, что Омской областью выполнены предусмотренные программы, был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, который правомерно не принял их во внимание, указав, что он не оправдывает получение экономии средств региона за счет перерасхода средств федерального бюджета.

Отклоняя доводы о том, что в соглашениях о выделении субсидий устанавливаются условия перечисления субсидий, а не условия предоставления субсидий, суды правомерно исходили из того, что согласно пункту 3 статьи 132 БК РФ (в редакции на момент предоставления субсидии) установлено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.

Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами 3-5 статьи 129 БК РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Среди межбюджетных трансфертов, указанных в статье 129 БК РФ, предусмотрены субсидии.

Из материалов дела следует, что в соответствии с указанными нормами бюджетного законодательства и в целях реализации Закона № 264-ФЗ, Федерального закона о федеральном бюджете на 2015 год и на 2016 год, и мероприятий государственной программы № 717 (ее подпрограмм) Правительство Российской Федерации соответствующими постановлениями утвердило и ввело в действие Правила № 1370, Правила № 1371,
Правила № 1431, Правила  № 598, Правила № 922, Правила № 624, Правила № 1042.

Принимая судебные акты, суды обоснованно исходили из того, что указанными Правилами предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются на софинансирование исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных программ.

Все указанные Правила содержат условие о заключении соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета между исполнителем Государственной программы Российской Федерации (в настоящем случае – Минсельхоз России) и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, перечень положений которых определяется в соответствии с Правилами № 999.

Во исполнение государственной программы № 717, указанных Правил между Минсельхозом России и Правительством Омской области (в лице министра сельского хозяйства и продовольствия Омской области) были заключены соглашения № 68/17-с, № 661/10-с, № 1054/20-с, № 37/17-с,
№ 82/10-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Омской области в 2015 году и в 2016 году.

Предметом соглашений является предоставление из федерального бюджета субсидий в 2015 и 2016 годах на мероприятия, предусмотренные в соглашениях.

Таким образом, в соглашениях о выделении субсидий прямо предусмотрены условия предоставления субсидий.

Довод о том, что ряд соглашений противоречит постановлениям Правительства Российской Федерации, также был рассмотрен апелляционным судом и правомерно отклонен.

При этом суд указал, что согласно пункту 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Во исполнение Правил № 1431, 1370 и № 1371 заключено соглашение № 68/17-С от 05.02.2015.

Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 95% и ниже 70% расходного обязательства. Уровень софинансирования по субъектам Российской Федерации утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на соответствующий финансовый год (пункт 10 Правил № 1370 и пункт 12 Правил № 1431).

Распоряжением Минсельхоза России от 29.01.2015 № 4-р
«Об утверждении уровней софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации на 2015 год» утверждены прилагаемые уровни софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета на 2015 год.

В частности, для Омской области установлен уровень софинансирования - 0,815, то есть 81,5%.

В соглашение № 68/17-С (в редакции дополнительного соглашения 
от 30.10.2015 № 8) предусмотрен общий объем финансирования из федерального бюджета – 3 096 785,35 тыс. руб. (Приложение № 1 к дополнительному соглашению от 30.10.2015 № 8), что составляет 86,54% расходного обязательства субъекта Российской Федерации и общий объем финансирования из бюджета субъекта – 481 484,625 тыс. руб. (приложение № 2 к дополнительному соглашению от 30.10.2015№ 8), что составляет 13,46% расходного обязательства субъекта Российской Федерации.

Предоставление Омской области субсидий в большем объеме, чем установлено распоряжением Минсельхоза России от 29.01.2015 № 4-р, не противоречит Правилам о предоставлении субсидий, так как Правилами
№ 1431, 1370 и № 1371 предусмотрено перераспределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации исходя из фактической потребности субъекта Российской Федерации (пункт 19 Правил № 1370, пункт 20 Правил № 1371, пункт 21 Правил № 1431).

Наличие дополнительного соглашения № 8 к соглашению № 68/17-С свидетельствует о перераспределение субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации исходя из фактической потребности субъекта Российской Федерации.

Во исполнение Правил № 624 и № 1042 заключено соглашение
№ 37/17-С от 29.01.2016.

Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 95 процентов расходного обязательства (пункт 10 Правил № 624).

Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации по каждой региональной программе, прошедшей отбор, не может быть установлен выше 95 процентов и ниже 90 процентов расходного обязательства субъекта Российской Федерации (пункт 15 Правил № 1042).

В соглашение № 37/17-С (в редакции дополнительного соглашения
от 28.12.2016 № 8) предусмотрен объем финансирования из федерального бюджета, который выражен в тыс. руб. и в процентах (Приложение № 1 к дополнительному соглашению от 28.12.2016 № 8).

По всем направлениям расходования размер субсидии из федерального бюджета не превышает 95%, по пяти направлениям расходов (пункты 7, 14, 16, 21, 35 Приложение № 1 к дополнительному соглашению от 28.12.2016
№ 8) размер субсидии из федерального бюджета установлен в диапазоне не ниже 90% и не выше 95%.

Во исполнение Правил № 922 заключено соглашение № 1054/20-С
от 29.06.2015.

Доля средств бюджета субъекта Российской Федерации, направляемых на реализацию мероприятий, указанных в Правилах № 922, в общем объеме финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации должна составлять не менее 10%, а по высокодотационным субъектам Российской Федерации – не менее 5% (подпункт «г» пункт 3 Правил № 922).

В Соглашение № 1054/20-С (в редакции дополнительного соглашения
от 03.09.2015 № 1) предусмотрен общий объем финансирования из федерального бюджета – 12 533,0 тыс. руб. (Приложение № 1 к дополнительному соглашению от 03.09.2015 № 1), что составляет 23,434% расходного обязательства субъекта Российской Федерации и общий объем финансирования из бюджета субъекта – 40 950,0 тыс. руб. (Приложение № 2 к дополнительному соглашению от 03.09.2015 № 1), что составляет 76,566% расходного обязательства субъекта Российской Федерации, то есть, не менее 10% расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Во исполнение Правил № 598 заключено соглашение № 82/10-С
от 23.03.2016.

Доля расходов бюджета субъекта Российской Федерации в финансировании расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирумого за счет субсидии, должна составлять не менее 30%
(за исключением высокодотационных субъектов Российской Федерации),
а для высокодотационных субъектов Российской Федерации – не менее 5%. При этом субъект Российской Федерации вправе увеличить долю своих расходов в случае непривлечения средств внебюджетных источников, указанных в подпункте «в» пункта 3 Правил № 598 (пункт 3 Правил № 598).

В Соглашение № 82/10-С предусмотрен общий объем финансирования из федерального бюджета – 11 838,1 тыс. руб. (Приложение № 1 к соглашению), что составляет 68,26% расходного обязательства субъекта Российской Федерации и общий объем финансирования из бюджета субъекта – 52 000,0 тыс. руб. (Приложение № 2 к соглашению), что составляет 31,74% расходного обязательства субъекта Российской Федерации, то есть, не менее 30% расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Во исполнение Правил № 598 заключено Соглашение № 661/10-С
от 12.05.2015.

Доля расходов бюджета субъекта Российской Федерации в финансировании расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирумого за счет субсидии, должна составлять не менее 30%
(за исключением высокодотационных субъектов Российской Федерации),
а для высокодотационных субъектов Российской Федерации – не менее 5%. При этом субъект Российской Федерации вправе увеличить долю своих расходов в случае непривлечения средств внебюджетных источников, указанных в подпункте «в» пункта 3 Правил № 598 (пункт 3 Правил № 598).

В Соглашение № 661/10-С (в редакции дополнительного соглашения
от 08.07.2015 № 1) предусмотрен общий объем финансирования из федерального бюджета – 178 742,0 тыс. руб. (Приложение № 1 к дополнительному соглашению от 08.07.2015 № 1), что составляет 39,588% расходного обязательства субъекта Российской Федерации и общий объем финансирования из бюджета субъекта – 272 762,972 тыс. руб. (Приложение № 2 к дополнительному соглашению от 08.07.2015 № 1), что составляет 60,11% расходного обязательства субъекта Российской Федерации, то есть, не менее 30% расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Таким образом, суды правильно указали, что все рассматриваемые в рамках настоящего судебного спора соглашения о предоставлении субсидий не противоречат постановлениям Правительства Российской Федерации, так как заключены в соответствии с требованиями, установленными Правилами предоставления субсидий.

В силу положений статьи 306.2 БК РФ к финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, могут применяться бюджетные меры принуждения.

В соответствии с правилами статьи 306.8. БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Пунктом 1 статьи 270.2 БК РФ предусмотрено, что в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

Проанализировав представленные в дело доказательства, правильно установив все фактические обстоятельства дела, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что вопреки заключенным соглашениям заявителем не исполнены принятые на себя обязательства. Заявитель не представил доказательств того, что оспариваемое представление не соответствует закону и нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности, в связи с чем правомерн6о отказали в удовлетворении заявленных требований. 

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию Минсельхозпрода Омской области и Минсельхоза России по делу, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 АПК РФ, в связи с чем подлежат отклонению.

Ссылки заявителей кассационных жалоб на неправильное применение судами норм материального и процессуального права подлежат отклонению, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе кассационного производства.

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа считает, что при принятии обжалуемых судебных актов надлежащим образом исследованы имеющиеся в деле доказательства, выводы судов двух инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую правовую оценку судов в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не допущено.

При данных обстоятельствах кассационные жалоба удовлетворению не подлежат.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 23.10.2018 Арбитражного суда Омской области и постановление от 09.04.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу
№ А46-9233/2018оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     А.А. Кокшаров

Судьи                                                                  И.В. Перминова

                                                                            Г.В. Чапаева