ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-9711/2021 от 11.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

16 августа 2022 года

А46-9711/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2022 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2022 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,

судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Шнайдер Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-5852/2022, 08АП-5853/2022) Департамента городского хозяйства Администрации города Омска, акционерного общества «Омскэлектро» на решение Арбитражного суда Омской области от 14.04.2022 по делу № А46-9711/2021 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению Департамента городского хозяйства Администрации города Омска (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Омской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительное предмета спора, - акционерного общества «Омскэлектро», об оспаривании представления от 03.03.2021 № 52-19-20/1611 в части требований по нарушению, указанному в пункте 7,

при участии в судебном заседании представителей:

от Департамента городского хозяйства Администрации города Омска - ФИО1 (по доверенности от 25.03.2022 № 11 сроком действия 1 год), ФИО2 (по доверенности от 20.08.2021 № 29 сроком действия 1 год),

от акционерного общества «Омскэлектро» - ФИО3 (по доверенности от 26.07.2021 № 06-10/120 сроком действия 1 год),

от Управления Федерального казначейства по Омской области - ФИО4 (по доверенности от 02.07.2022 № 52-16-13/3945 сроком действия 2 года),

УСТАНОВИЛ:

департамент городского хозяйства Администрации города Омска (далее – заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) об оспаривании представления Управления Федерального казначейства по Омской области (далее – заинтересованное лицо, управление, УФК по Омской области) от 03.03.2021 № 52-19-20/1611 в части требований по нарушению, указанному в пункте 7.

Определением Арбитражного суда Омской области от 02.07.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «Омскэлектро» (далее – общество, АО «Омскэлектро»).

Решением Арбитражного суда Омской области от 14.04.2022 по делу № А46-9711/2021 (далее – обжалуемое решение) требования департамента к управлению об оспаривании представления от 03.03.2021 № 52-19-20/1611 в части требований, по нарушению, указанному в пункте 7, оставлено без удовлетворения.

Не соглашаясь с принятым решением, с апелляционными жалобами (регистрационный номер 08АП-5852/2022) обратился департамент, а также (регистрационный номер 08АП-5853/2022) общество, просили обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления департамента.

В обоснование жалобы заявители указали, что:

- по состоянию на конец 2019 года МДС 81-35.2004 не учитывала изменения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части правовой регламентации размещения, обращения, утилизации отходов производства и потребления.

В настоящее время согласно письму Минстроя России от 02.10.2020 № 39199-ИФ/09 современная методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, утвержденная приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр, предусматривает обязательное включение в сводный сметный расчет в качестве прочих затрат затраты по размещению, утилизации и (или) обезвреживанию отходов строительного производства (строительного мусора и т.п.).

Современная методика по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, утвержденная приказом Минстроя от 21.12.2020 № 812/пр, также предусматривает включение платежей за размещение, утилизацию и обезвреживание отходов строительного производства в главе 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета.

Таким образом, нормы действующего законодательства обосновывают правомерность согласования департаментом локальных сметных расчетов, составленных получателем субсидии, прошедших проверку достоверности сметной стоимости и включающих расходы на утилизацию строительных отходов;

- представленная к отбору проектно-сметная документация, поданная АО «Омскэлектро», прошла проверку и согласование в ОБП РО «Экспертиза и КО-УРАЛ» - региональном отделении ООО «Экспертиза и консультирование»;

- АО «Омскэлектро» были предоставлены договоры, которые подтверждают факт оказания услуг по погрузке, транспортировке и утилизации строительного мусора, который образовался при освоении субсидии и осуществлении мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов;

- при разрешении вопроса о правомерности включения в проектно-сметную документацию прогнозного индекс-дефлятора на 2020 год суд первой инстанции оставил без внимания то обстоятельство, что соглашение № 907-865/2019 было заключено с АО «Омскэлектро» 23.12.2019, и работы по нему планировалось проводить и в 2020 году.

Учитывая сжатые сроки выполнения работ (с момента заключения соглашения № 907-865/2019, перечисления УФК по Омской области средств субсидии в адрес АО «Омскэлектро» только 26.12.2019, а также то, что до окончания календарного года оставалось только 3 рабочих дня (27.12.2019, 30.12.2019, 31.12.2019)), имелись основания полагать, что в целях устранения нарушений работы по капитальному ремонту многоквартирных домов будут проводиться и в 2020 году, в связи с чем в сметной документации применен прогнозный индекс-дефлятор на 2020 год;

- УФК по Омской области, имея обязанность по совершению проверочных мероприятий в отношении документации при санкционировании операции, санкционировало перечисление субсидии в адрес АО «Омскэлектро».

Санкционируя операцию по перечислению субсидии в адрес АО «Омскэлектро», УФК по Омской области должно было проверить соответствие стоимости работ требованиям бюджетного законодательства. Если данное обстоятельство не было проверено уполномоченным органом, это свидетельствует о неисполнении УФК по Омской области обязательного к исполнению Приказа Минфина России от 12.12.2017 года № 223н. В противном случае оснований полагать, что при определении цены контракта с АО «Омскэлектро» было допущено неправомерное завышение, не имеется;

- материалы дела не содержат доказательств проверки заинтересованным лицом путём составления актов осмотра и оценки строительных отходов непосредственно на объекте капитального ремонта, актов о затаривании и взвешивании строительных отходов непосредственно на объекте капитального строительства. Заинтересованным лицом не доказано, как проводилась идентификация отходов.

Определениями Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2022, 22.06.2022 апелляционные жалобы приняты к производству, назначено судебное заседание по их рассмотрению.

Управлением 11.07.2022 представлен отзыв на апелляционные жалобы.

От департамента 20.07.2022 поступили письменные пояснения, согласно которым сметная стоимость работ была уменьшена при заключении соглашения от 23.12.2019 на 1,42% (сумма субсидии 997 611 030,59 руб., вместо 1 011 981 163,13 руб.). В связи с чем при расчете суммы субсидии, подлежащей возврату управление должно было её уменьшить на 1,42 %. Вместе с тем как следует из данных из акта выездной проверки с приложениями от 28.12.2020 (т. I, л.д. 42-88, далее - акт), при расчете использовались денежные показатели, не уменьшенные на величину процента снижения 1,42 %. Кроме того, управлением завышены расчёты по проектно-сметной документации при анализе прогнозного индекс-дефлятора 2020 года: в акте учтён МКД по ул. Светлая, 11 (строка 33), работы по ремонту которого не проводились, сумма 201 754 руб. указана ошибочно, индекс-дефлятор отсутствует (размер индекс-дефлятора с учетом НДС - 242 104,80 руб.); в акте ошибочно дважды учтен МКД по ул. Заозерная, 17 (строки 174, 305), соглашение же было заключено по одному локальному сметному расчету, соответственно, индекс-дефлятор также ошибочно учтен дважды (размер индекс-дефлятора с учетом НДС - 248 352,00 руб.).

Таким образом, по мнению департамента, изложенные в оспариваемом представлении доводы относительно завышения обществом сметных расчетов в части индекс-дефлятора не обоснованы на 1 058 586,06 руб., из которых: 490 456,80 руб. - сумма ошибочно учтенных управлением сумм сметных расчетов; 568 129, 26 руб. - разница между суммой возврата, указанной в представлении, без учета понижения на 1,42 % за вычетом вышеуказанной ошибочно учтенной суммы (40 009 102,72 руб.) и суммой с учетом понижения на 1,42 % (40 009 102,72 руб. - 1,42 %).

Определениями Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2022 рассмотрение апелляционных жалоб отложено на 11.08.2022; управлению предложено представить суду документ, в соответствии с которым были скорректированы требования управления в отношении задвоения сумм денежных средств, подлежащих возврату департаментом; обществу предложено представить
суду документы, подтверждающие факт оплаты обществом услуг, оказанных обществом с ограниченной ответственностью «Магнит» (далее – ООО «Магнит»).

От управления 05.08.2022 поступили дополнительные пояснения.

Обществом 10.08.2022 представлены дополнительные пояснения с приложением (копия проекта договора с ООО «Магнит»).

В судебном заседании 11.08.2022 представители департамента просили решение суда первой инстанции отменить, свою апелляционную жалобу -удовлетворить.

Представитель общества просил решение суда первой инстанции отменить, свою апелляционную жалобу - удовлетворить.

Представитель управления просил оставить решение без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Администрация города Омска направила в Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области заявку от 18.09.2019 № Исх-АГ/07-4682 на предоставление в 2019 году трансферта муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области в размере 1 000 000 000,00 руб. в целях финансирования расходов на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, в которых на дату приватизации первого жилого помещения требовалось оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества.

На основании указанной заявки между Министерством энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Администрацией города Омска заключено соглашение от 08.10.2019 № 52701000-1-2019-013 о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету, предметом которого является предоставление из бюджета Омской области в 2019 году бюджету городского округа города Омска иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на реализацию мероприятий по содействию развитию инфраструктуры муниципальных образований Омской области (далее – соглашение).

Уполномоченным органом со стороны Администрации города Омска по соглашению выступает департамент.

Поступившие в соответствии с соглашением денежные средства в размере 997 611 030,59 руб. были представлены департаментом АО «Омскэлектро» по соглашению о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов от 23.12.2019 № 907-865/2019.

Выездная проверка использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий по содействию развитию инфраструктуры субъектов Российской Федерации ведомственной целевой программы «Поддержка модернизации коммунальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)» в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» за период с 01.04.2019 по истекший период 2020 года УФК по Омской области в отношении департамента проведена в периоды с 06.11.2020 по 15.12.2020, с 25.12.2020 по 28.12.2020.

В ходе проведения выездной проверки управлением были выявлены факты нарушения действующего законодательства, в связи с чем заинтересованным лицом составлен акт выездной проверки от 28.12.2020, на основании которого в адрес заявителя направлено представление от 03.03.2021 № 52-19-20/1611.

Согласно указанному представлению управление требует:

1. По нарушению, указанному в пункте 2 представления от 03.03.2021 № 52-19-20/1611, - осуществить возврат в Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области средств иного межбюджетного трансферта за недостижение показателей результативности в сумме 219 631,06 руб. в срок до 01.09.2021.

2. По нарушению, указанному в пункте 7 представления от 03.03.2021 № 52-19-20/1611, - осуществить возврат средств субсидий, неправомерно предоставленных АО «Омскэлектро», в Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области в сумме 49 131 535,12 руб. в срок до 01.09.2021.

3. Информацию о нарушении законодательства Российской Федерации, указанную в представлении от 03.03.2021 № 52-19-20/1611, рассмотреть и принять меры по устранению причин и условий их совершения в срок до 14.04.2021.

Указанное представление обжаловано департаментом в Федеральное казначейство.

Приказом Федерального казначейства от 01.06.2021 № 170 требования жалобы удовлетворены частично, требование по пункту 2 представления от 03.03.2021 № 52-19-20/1611 в части осуществления возврата денежных средств в сумме 219 631,06 руб. отменено.

Не соглашаясь с представлением УФК по Омской области в части требований по нарушению, указанному в пункте 7 представления от 03.03.2021 № 52-19-20/1611, Департамент обратился в суд с заявлением о его оспаривании.

По результатам рассмотрения заявления принято решение Арбитражного суда Омской области от 14.04.2022 по делу № А46-9711/2021, являющееся предметом апелляционного обжалования.

Отказывая в удовлетворении требований департамента, суд первой инстанции исходил из того, что обществом утверждены локальные сметные расчеты, которые включают позицию «Услуги по утилизации строительных отходов ЕРО ТБО ООО «Магнит» по 158 домам на общую сумму 8 631 975,60 руб. с учетом НДС в размере 20 %; ООО «Магнит» в период с 01.01.2019 по 27.10.2020 не имело лицензии и не осуществляло деятельность по утилизации строительных отходов, а также не имело гражданско-правовых отношений, связанных с оказанием услуг по работе с отходами с организациями, выполнявшими работы по капитальному ремонту многоквартирных домов на которые предоставлялись субсидии, то есть услуги по утилизации строительных отходов не осуществляло; проведение ремонта МКД, в которых на дату приватизации первого жилого помещения требовалось проведение капитального ремонта, необходимо было осуществить в 2019 году. Между тем обществом были представлены на отбор локальные сметные расчеты, которые необоснованно включают позицию «Прогнозный индекс-дефлятор на 2020 год (Письмо Минэкономразвития РФ от 01.10.2018 № 28223-АТ/ДОЗи)» с общей суммой 40 499 559,52 руб. с учетом НДС.

Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не установил оснований для его отмены или изменения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.

Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с подпунктами 2, 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Согласно пункту 2 Положения о предоставлений из бюджета г. Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденного постановлением Администраций г. Омска от 19.01.2018 № 40-п (далее - Положение № 40-п), субсидии предоставляются в целях финансового обеспечения затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевого маршрута в г. Омске, на которых планируется выполнить капитальный ремонт в целях подготовки к проведению в 2019 году в г. Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации.

Предметом соглашений о предоставлении субсидий (раздел 1) является предоставление из бюджета г. Омска субсидии в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с проведением капитального ремонта многоквартирных домов.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 11 соглашений общество обязано направлять субсидию на финансовое обеспечение затрат, определенных в разделе I соглашений, и использовать субсидию по целевому назначению.

Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, регламентирован статьей 139.1 БК РФ.

В соответствии с частью первой статьи 139.1 БК РФ иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются местным бюджетам на основании законов субъектов Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований: 1) в случае софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления, не урегулированных федеральными законами и (или) законами субъекта Российской Федерации; 2) в случае софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения; 3) в случае предоставления бюджетных ассигнований, источником финансового обеспечения которых являются резервные фонды Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также резервный фонд высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; 4) в случаях, установленных законами субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и закона субъекта Российской Федерации о внесении изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период).

Законом Омской области от 20.12.2018 № 2121-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» утвержден объем иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Омской области, а также установлены основания их предоставления.

Постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 № 264-п в соответствии с пунктом 3 Порядка принятия решений о разработке государственных программ Омской области, их формирования и реализации, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 26 июня 2013 года № 146-п, утверждена государственная программа Омской области «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области».

На основании изложенного, а также соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Омской области от 16.08.2019 № 069-17-2019-125 Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 12.09.2019 № 13-п утвержден Порядок предоставления и распределения в 2019 году иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Омской области, имеющих целевое назначение на содействие реализации комплекса мероприятий по развитию инфраструктуры муниципальных образований Омской области (далее – Порядок № 13-п).

Как отмечено ранее, поступившие по соглашению, заключённому между Министерством энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Администрацией города Омска, денежные средства в размере 997 611 030,59 руб. были представлены департаментом АО «Омскэлектро» по соглашению о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта МКД от 23.12.2019 № 907-865/2019.

С целью проверки использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий по содействию развитию инфраструктуры субъектов Российской Федерации ведомственной целевой программы «Поддержка модернизации коммунальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)» в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» за период с 01.04.2019 по истекший период 2020 года УФК по Омской области в отношении департамента в периоды с 06.11.2020 по 15.12.2020, с 25.12.2020 по 28.12.2020 проведена выездная проверка.

Подпунктом 4 пункта 5 Положения № 40-п предусмотрено, что условием предоставления субсидии является, в том числе наличие проектно-сметной (сметной) документации на капитальный ремонт, составленной в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативно-технических документов, согласованной с департаментом финансов и контроля Администрации города Омска (за исключением проведения мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области, и многоквартирных домов вдоль гостевого маршрута), а в случаях проведения мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, по которым требовался ремонт на дату приватизации, проведение которого осуществляется в рамках государственных программ Омской области, и многоквартирных домов вдоль гостевого маршрута - прошедшей соответствующую экспертизу сметной документации в лицензированной организации, в том числе с учетом федеральных единичных расценок.

Согласно подпункту 6 пункта 7 Положения № 40-п получатель субсидии для получения субсидии предоставляет в департамент, в том числе проектно-сметную (сметную) документацию на капитальный ремонт, составленную в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативно-технических документов.

Подпунктами 1, 2 пункта 3 соглашения от 23.12.2019 № 907-865/2019, субсидия предоставляется в соответствии с Положением № 40-п при предоставлении обществом документов, указанных в пункте 7 Положения № 40-п, а также при наличии проектно-сметной (сметной) документации на капитальный ремонт, составленной в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативно-технических документов, прошедшей соответствующую экспертизу сметной документации в лицензированной организации, в том числе с учетом федеральных единичных расценок.

Согласно подпункту 6 пункта 9 соглашения № 907-895/2019 Департамент обязуется осуществлять контроль за соблюдением АО «Омскэлектро» порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Положением № 40-п и соглашением № 907-895/2019.

В соответствии с частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.

Основные положения по применению элементных сметных норм и расценок, а также лимитированных и прочих работ и затрат, предусмотренных сметно-нормативной базой ценообразования в строительстве 2001 года представлены в Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (далее – МДС 81-35.2004).

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 27.11.2003 № ВЯ-П10-14161 положения, приведенные в МДС 81-35.2004, распространяются на все предприятия строительного комплекса Российской Федерации при определении стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ вне зависимости от источников финансирования, осуществляемых на территории Российской Федерации, а также при формировании цен на строительную продукцию и расчетах за выполненные работы.

Пунктом 2.1 МДС 81-35.2004 установлено, что действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные сметные нормативы и другие сметные нормативные документы (в дальнейшем именуются - сметные нормативы), необходимые для определения сметной стоимости строительства.

Сметные нормативы – это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники.

Вместе с правилами и положениями, содержащими в себе необходимые требования, они служат основой для определения сметной стоимости строительства.

Пунктами 4.12, 4.100, 4.100.1-4.100.4 МДС 81-35.2004 определены средства, предусматриваемые за итогами сводных и локальных сметных расчетов, в числе которых отсутствуют услуги по утилизации строительных отходов.

Согласно пункту 4.85 МДС 81-35.2004 в главу 9 (7) «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета на строительство (ремонт) рекомендуется включать средства на основные виды прочих работ и затрат в текущем уровне цен с использованием приложения № 8 к МДС 81-35.2004.

В приложении № 8 к МДС 81 35.2004 отсутствуют услуги по утилизации строительных отходов.

При этом обществом утверждены локальные сметные расчеты, которые включают позицию «Услуги по утилизации строительных отходов ЕРО ТБО ООО «Магнит» по 158 домам на общую сумму 8 631 975,60 руб. с учетом НДС в размере 20 %.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В силу пункта 1 статьи 9 Закона № 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений Закона № 99-ФЗ.

Управлением установлено, что ООО «Магнит» в период с 01.01.2019 по 27.10.2020 не имело лицензии и не осуществляло деятельность по утилизации строительных отходов, а также не имело гражданско-правовых отношений, связанных с оказанием услуг по работе с отходами с организациями, выполнявшими работы по капитальному ремонту многоквартирных домов на которые предоставлялись субсидии, то есть услуги по утилизации строительных отходов не осуществляло.

Заявители жалоб указывают, что АО «Омскэлектро» были предоставлены договоры, которые подтверждают факт оказания услуг по погрузке, транспортировке и утилизации строительного мусора, который образовался при освоении субсидии и осуществлении мероприятий по капитальному ремонту МКД.

Вместе с тем первичная документация, подтверждающая факт оказания услуг, не представлена в материалы дела. Проект договора с ООО «Магнит», представленный суду апелляционной инстанции, не подтверждает факт существования между обществом и ООО «Магнит» хозяйственных правоотношений в спорный период, равно как и сам по себе не имеет как таковой юридической силы, корреспондирующей взаимные права и обязанности.

Кроме того, аналогичные обстоятельства отсутствия в спорный период у ООО «Магнит» лицензии на осуществление деятельности по утилизации строительных отходов установлены в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2022 по делу № А46-5576/2021.

Таким образом, в ходе контрольного мероприятия установлено, что услуги по утилизации строительных отходов не осуществлялись.

Письмо Минстроя России от 02.10.2020 № 39199-ИФ/09 «О современных методиках определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта», на которое ссылается департамент, датировано позднее составления локальных сметных расчетов.

Кроме того, в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Таким образом, письмо Минстроя России от 02.10.2020 № 39199-ИФ/09 «О современных методиках определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта» не подтверждает обоснованность включения в сводный сметный расчет затрат по размещению, утилизации строительного мусора.

Кроме того, в апелляционной жалобе департамент ссылается на действие норм Методических рекомендаций по определению размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе являющихся объектами культурного наследия, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) от 07.09.2017 № 1202/пр (далее - Методические рекомендации № 1202/пр), Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (далее - Методика № 421/пр) и Методики по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 21.12.2020 № 812/пр (далее - Методика№ 812/пр).

Методические рекомендации № 1202/пр устанавливают рекомендуемый общий порядок определения размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, который может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Методические рекомендации № 1202/пр разработаны в целях унификации и оптимизации деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по планированию реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества МКД, в том числе являющихся объектами культурного наследия, на установленные периоды (пункт 1.2).

При этом департамент не осуществляет деятельность по планированию реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества МКД.

Методика № 421/пр применяется к правоотношениям, возникшим с 05.10.2020, Методика № 812/пр - с 06.04.2021. Методики не содержат указаний о распространении их действия на правоотношения, возникшие до введения их в действие.

Таким образом, ссылка департамента на указанные документы не состоятельна.

На момент составления проектно-сметной документации на капитальный ремонт многоквартирных домов действовала МДС 81-35.2004, утвержденная постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (утратила силу 04.10.2020).

В силу положений статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектно-сметная документация на капитальный ремонт должна быть оформлена именно в соответствии с МДС 81-35.2004.

Таким образом, доказательств, обосновывающих правомерность включения в проектно-сметную документацию расходов на утилизацию строительного мусора, заявителями жалоб не представлено.

Относительно применения индекса-дефлятора.

В соответствии с пунктом 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Согласно статье 6 БК РФ бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году, а расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря (статья 12 БК РФ).

Индексы-дефляторы Министерства экономического развития Российской Федерации применяются для расчета индекса прогнозной инфляции, используемого для пересчета сметной стоимости строительства из уровня цен на дату определения начальной максимальной цены строительства в уровень цен соответствующего периода реализации проекта.

Срок исполнения обязательств по соглашению и по соглашению о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта МКД от 23.12.2019 № 907-865/2019, заключенному между департаментом и АО «Омскэлектро» установлен по 31.12.2019.

Показатели результативности в соглашении и в соглашении от 23.12.2019 № 907- 865/2019 установлены на 2019 год.

Проведение ремонта МКД, в которых на дату приватизации первого жилого помещения требовалось проведение капитального ремонта, необходимо было осуществить в 2019 году.

При этом обществом были представлены на отбор локальные сметные расчеты, которые необоснованно включают позицию «Прогнозный индекс-дефлятор на 2020 год (Письмо Минэкономразвития РФ от 01.10.2018 № 28223-АТ/ДОЗи)» с общей суммой 40 499 559,52 руб. с учетом НДС.

Вопреки доводам жалобы, в заключении экспертизы ОБП РО «Экспертиза И КО - УРАЛ» - региональном отделении ООО «Экспертиза и Консультирование» выводы о правильности применения индекса-дефлятора на 2020 год при выполнении работ в 2019 году отсутствуют.

Таким образом, в нарушение статьи 78 БК РФ, статьи 8.3 ГрК РФ, пунктов 2.1, 4.12, 4.100, 4.100.1-4.100.4, 4.99 и Приложения № 8 МДС 81-35.2004, подпункта 4 пункта 5 Положения № 40-п, в связи с неправомерным завышением сметной стоимости в результате включения в нее не соответствующих требованиям действующего законодательства данных (утилизации строительных отходов ЕРО ТБО ООО «Магнит» и прогнозного индекса-дефлятора на 2020 год, тогда как выполнение работ запланировано на 2019 год) в 2019 году департаментом неправомерно предоставлена субсидия, источником которой являются средства иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета, АО «Омскэлектро» на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта общего имущества МКД.

Доводы о том, что, санкционируя операцию по перечислению субсидии в адрес АО «Омскэлектро», управление должно было проверить соответствие стоимости работ требованиям бюджетного законодательства, является несостоятельным. Так, подтверждающим документом к платежному поручению от 25.12.2019 № 4456 являлось соглашение № 907-865/2019. Предоставления иных документов при санкционировании платежного поручения от 25.12.2019 № 4456 в соответствии не требовалось.

Таким образом, при санкционировании платежного поручения от 25.12.2019 № 4456 в УФК по Омской области не проверялась заявка АО «Омскэлектро» на участие в отборе получателей субсидии, а также приложенные к ней документы (в том числе акты осмотра технического состояния многоквартирного дома (дефектные ведомости).

Факт одобрения и осуществления платежа со стороны УФК по Омской области не свидетельствует об исследовании проектно-сметной документации, в том числе на предмет обоснованности включения расходов на утилизацию строительного мусора и применения прогнозного индекса-дефлятора.

Доводы департамента о задвоении сумм денежных средств, подлежащих возврату департаментом, подлежат отклонению, с учётом следующего.

Как отмечено ранее, в нарушение статьи 78 БК РФ, части 1 статьи 8.3 ГрК РФ, пунктов 2.1, 4.12, 4.100, 4.100.1-4.100.4, 4.99 и Приложения № 8 МДС 81-35.2004, подпункта 4 пункта 5 Положения № 40-п в связи с неправомерным завышением сметной стоимости в результате включения в нее не соответствующих требованиям действующего законодательства данных (утилизации строительных отходов ЕРО ТБО ООО «Магнит» и прогнозного индекса-дефлятора на 2020 год, тогда как выполнение работ запланировано на 2019 год) в 2019 году департаментом неправомерно предоставлена субсидия, источником которой являются средства иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета, АО «Омскэлектро» на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в общей сумме 49 131 535,12 руб.

Согласно отзыву управления от 04.08.2022 при расчете общей суммы по нарушению, указанному в пункте 7 представления, допущена техническая ошибка.

Письмами от 17.02.2022 № 52-19-11/1903, от 02.08.2022 № 52-19-20/5065 (приложены к отзыву, размещены в электронном деле) УФК по Омской области сообщило департаменту об обнаруженной технической ошибке и скорректировало общую сумму, указанную в пункте 7 представления: вместо 49 131 535,12 руб., считать 47 950 375,01 руб. (с учетом уменьшения на сумму задвоения и понижающего процента в размере 1,42 %,).

Таким образом, доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционные жалобы не содержат.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Омской области от 14.04.2022 по делу № А46-9711/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента городского хозяйства Администрации города Омска, акционерного общества «Омскэлектро» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

Н.Е. Котляров

Судьи

Н.Е. Иванова

Н.А. Шиндлер