ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-9912/14 от 18.02.2015 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mailinfo@faszso.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень                                                                     Дело № А46-9912/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   февраля 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме   февраля 2015 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     О.Ю. Черноусовой

судей                                                    Д.В. Григорьева

                                                              ФИО1

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Савицким В.О. рассмотрел кассационную жалобу Межрегионального управления
по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу на решение от 16.10.2014
Арбитражного суда Омской области (судья Голобородько  Н.А.) и постановление от 11.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричёк Ю.Н., Кливер Е.П., Рыжиков О.Ю.) по делу № А46-9912/2014 по заявлению открытого акционерного общества «Омскгоргаз» (644024, Омская область, город Омск, улица Красных зорь, 19, ИНН 5504037369, ОГРН 1025500972881)
к Межрегиональному управлению по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу (630091, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, 67, ИНН 5406306327,
ОГРН 1055406024761) об оспаривании постановления о привлечении
к административной ответственности.

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области  (судья Распутина Л.Н.) в заседании участвовали представители открытого акционерного общества «Омскгоргаз» – ФИО2 по доверенности от 26.12.2014.

Суд установил:

открытое акционерное общество «Омскгоргаз» (далее – общество,
ОАО «Омскгоргаз») обратилось в Арбитражный суд Омской области
с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее – управление, административный орган) от 08.07.2014 № 20-04-28/14-157П о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа
в размере 200 000 руб.

Решением от 16.10.2014 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 11.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, административный орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.

По мнению подателя кассационной жалобы, вывод судов о том, что вменяемое обществу административное правонарушение подлежало квалификации по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ, является ошибочным.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО «Омскгоргаз» просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в период
с 04.06.2014 по 23.06.2014 управлением проведена проверка соблюдения ОАО «Омскгоргаз» законодательства Российской Федерации
о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в ходе которой выявлены факты заключения обществом в проверяемый период договоров лизинга движимого имущества на сумму свыше 600 000 руб., при этом сведения об указанных сделках обществом в Федеральную службу по финансовому мониторингу не направлялись. Кроме того, работники общества не прошли обучение в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

По результатам проверки уполномоченными должностными лицами административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 24.06.2014 и вынесено постановление от 08.07.2014
№ 20-04-28/14-157П о привлечении ОАО «Омскгоргаз» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что управление ошибочно квалифицировало противоправное поведение общества по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ, поскольку им допущено нарушение части 1 статьи 15.37 КоАП РФ – неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее представление сведений
в уполномоченный орган с нарушением установленного срока.

Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.

Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ (в редакции Закона № 308-ФЗ) предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции
с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями
2 - 4 названной статьи.

На основании подпункта «в» пункта 2 Положения о постановке на учет

в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации
от 23.04.2013 № 364, операторы по приему платежей относятся
к организациям, подлежащим постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу.

Как следует из материалов дела и установлено судами,
ОАО «Омскгоргаз» в проверяемый период являлось оператором по приему платежей на основании заключенного с открытым акционерным обществом «ОмскВодоканал» договора от 09.10.2012 об осуществлении деятельности по приему платежей.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001
№ 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее –  Закон № 115-ФЗ) предусмотрена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

Пунктом 1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ установлено, что операция
с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной
600 000 рублей, или превышает ее.

В проверяемом периоде общество заключило договор лизинга
от 26.11.2013 № 7916
L, сумма которого составляет 1 071 425 руб.; договор лизинга от 17.01.2014 № ОМК-1321-14А  – 770 000 руб.; договор лизинга
от 28.02.2014 № ОМК-1390-14А – 1 057 500 руб.

Сообщение о сделках в уполномоченный орган направлено 05.06.2014. Акт проверки, фиксирующий наличие правонарушения, составлен 23.06.2014. Управление осуществляло проверку выборочно, путем затребования части документов, о чем указано в акте проверки от 23.06.2014.

Таким образом, общество самостоятельно, до составления акта проверки и протокола об административном правонарушении, представило
в уполномоченный орган сведения о спорных сделках.

Представление обществом сведений во время проведения проверки не имеет правового значения для квалификации административного правонарушения по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

В материалах дела отсутствуют доказательства, что именно управлением в ходе проведения проверки были выявлены факты совершения обществом  операций, подлежащих обязательному контролю, сведения о которых
в уполномоченный орган представлены не были.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.

С учетом изложенного вывод судов первой и апелляционной инстанций о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ,
а именно неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее представление сведений
в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, является правильным.

В соответствии с частью 2 статьи 211 ААПК РФ, принимая во внимание положения пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», суды правомерно признали незаконным и отменили оспариваемое постановление административного органа, содержащего неправильную квалификацию правонарушения.

Иное толкование управлением положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 16.10.2014 Арбитражного суда Омской области и постановление от 11.12.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу
№ А46-9912/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                     О.Ю. ФИО3

Судьи                                                                  Д.В. Григорьев

                                                                            В.И. Ильин