ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А47-11666/2021 от 03.10.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-7339/22

Екатеринбург

04 октября 2022 г.

Дело № А47-11666/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Краснобаевой И.А.,

судей Лазарева С.В., Купреенкова В.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления строительства и дорожного хозяйства Администрации города Оренбурга (далее – Управление) на определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2022 о приостановлении производства по апелляционной жалобе по делу № А47-11666/2021.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество с ограниченной ответственностью «ГП Дорстрой-Уфа» (далее – общество «ГП Дорстрой-Уфа») обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Управлению о взыскании 34 033 426 руб. 00 коп. стоимости выполненных дополнительных работ по муниципальному контракту
№ ЭА-1386(19) от 31.12.2019, № ЭА1382(19) от 31.12.2019 (с учетом принятого судом уточнения размера исковых требований в порядке, предусмотренном статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.05.2022 отказано в удовлетворении исковых требований.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество
«ГП ДорстройУфа» обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

Определением апелляционного суда от 31.08.2022 назначена судебная экспертиза, производство по апелляционной жалобе приостановлено.

В кассационной жалобе Управление просит отменить определение апелляционной инстанции. По мнению заявителя, судом апелляционной инстанции неправомерно назначена экспертиза, поскольку общество
«ГП Дорстрой-Уфа» в суде первой инстанции не заявляло ходатайство о назначении судебной экспертизы в порядке статьи 82
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

До даты судебного заседания от Управления через систему "Мой Арбитр" получено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителей. Ходатайство удовлетворено на основании статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Уральского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

В силу части 1 статьи 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определение арбитражного суда может быть обжаловано отдельно от обжалования судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, в случаях, если обжалование этого определения предусмотрено Кодексом, а также, если это определение препятствует дальнейшему движению дела.

Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле (пункт 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Процессуальные вопросы, связанные с порядком приостановления производства по делу, регулируются положениями главы 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу положений частей 1, 2 статьи 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначение арбитражным судом экспертизы является самостоятельным основанием для приостановления производства по делу, определение арбитражного суда о приостановлении производства по делу может быть обжаловано.

В абзаце втором пункта 17 Постановления Пленума ВАС РФ
от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" указано, что в случае приостановления производства по делу в связи с назначением экспертизы назначение экспертизы как основание приостановления подлежит оценке судами апелляционной, кассационной инстанций при проверке законности определения о приостановлении производства по делу в порядке части 2 статьи 147 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом суд вправе рассмотреть вопрос о том, имелась ли для рассмотрения дела необходимость в назначении экспертизы, соблюден ли порядок ее назначения.

Из содержания статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что назначение экспертизы является исключительным правом арбитражного суда, реализация которого возможна при наличии необходимости в получении компетентного заключения по вопросам, подлежащим разрешению исходя из предмета заявленных требований и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора; возможно либо по ходатайству лица, участвующего в деле, либо с согласия лиц, участвующих в деле, для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, либо по инициативе арбитражного суда.

Согласно положениям статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключения экспертов относятся к доказательствам, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

В связи с этим такое заключение необходимо оценивать в порядке, регламентированном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в совокупности с иными доказательствами, отвечающими критериям относимости и допустимости.

Применительно к положениям части 3 статьи 286, части 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. При этом, арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при рассмотрении дела.

С учетом обозначенных пределов полномочий суда кассационной инстанции, предметом оценки коллегии судей являются вопросы о наличии правовых оснований и соблюдении процедуры назначения экспертизы, а также о недопустимости произвольного увеличения сроков рассмотрения апелляционной жалобы.

В рассматриваемом случае, предметом спора является вопрос об оплате дополнительно выполненных работ.

При назначении судебной экспертизы, судебная коллегия суда апелляционной инстанции исходила из того, что работы должны носить только дополнительный, а не самостоятельныйхарактер, поскольку по общему правилу выполнение работ в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления.

Когда стоимость дополнительных работ по государственному (муниципальному) контракту составляет более 10 %, то взыскание их стоимости с учетом разъяснений, изложенных в пункте 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), возможно при условии согласования их проведения с заказчиком в установленном законом и контрактом форме.

Ответчик в дополнении к отзыву на апелляционную жалобу, просил отказать в удовлетворении ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы. Указывал, что такого ходатайства истцом не было заявлено при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Возражений относительно самого экспертного учреждения и отвода экспертам заявлено не было.

Между тем заключение эксперта является одним из видов доказательств, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

В силу части 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом и создает условия для установления фактических обстоятельств при рассмотрении и разрешении дел, а в случае возникновения в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле (часть 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), что является необходимым для достижения такой задачи судопроизводства в арбитражных судах, как защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (пункт 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

Из положений указанных норм следует, что формирование предмета доказывания в ходе рассмотрения конкретного спора, а также определение источников, методов и способов собирания объективных доказательств, посредством которых устанавливаются фактические обстоятельства дела, являются исключительной прерогативой суда, рассматривающего спор по существу.

На основании части 2 статьи 64, части 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключения экспертов являются одним из доказательств по делу и оцениваются наряду с другими доказательствами.

Судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в определениях от 28.09.2017 N 1898-О и 2040-О, предусмотренное статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочие арбитражного суда по назначению экспертизы вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Гарантией процессуальных прав лиц, участвующих в деле, выступают обязанность суда мотивировать отклонение ходатайства о назначении экспертизы, а также установленные данным Кодексом процедуры проверки судебных постановлений вышестоящими судами и основания для их отмены или изменения.

Суд апелляционной инстанции установил, что спор возник о годности и прочности результата выполняемой работы, а также подготовки технической документации к контрактам.

Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что разрешение вопроса о годности и прочности результата выполняемой работы, а также вопрос подготовки технической документации к контрактам имеет существенное значение для решения настоящего спора, а также, учитывая, что данные вопросы требуют проверки посредством соответствующего экспертного исследования в рамках судебной экспертизы, пришел к выводу о необходимости назначения по делу в порядке части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебной экспертизы.

Поскольку заключение судебной экспертизы является средством доказывания обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, выводы суда апелляционной инстанций о необходимости назначения экспертизы следует признать обоснованными.

Принимая во внимание, что определение о приостановлении производства по делу в связи с проведением экспертизы вынесено в соответствии со статьей 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которой в случае назначения экспертизы арбитражный суд вправе приостановить производство по делу исходя из невозможности его дальнейшего рассмотрения без получения результатов экспертизы, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что приостановление производства по делу в связи с проведением экспертизы в рассматриваемом случае не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав заявителя.

Ссылка заявителя на нарушение судом апелляционной инстанции статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отклонению, поскольку удовлетворение ходатайства о проведении экспертизы является правом, а не обязанностью суда.

Учитывая, что предметом спора по настоящему делу является взыскание стоимости дополнительных работ по муниципальному контракту, суд первой инстанции обязан был включить в предмет доказывания наличие (отсутствие) оснований для применения п.8 ст. 95 и ч.5 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В апелляционной жалобе ООО «ГП Дорстрой-Уфа» ссылается на наличие оснований для экстренного выполнения работ по муниципальному контракту, без которых могла наступить гибель или повреждение объекта строительства, указанные доводы суд апелляционной инстанции обязан проверить.

В соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

Учитывая, что апелляционный суд счел недостаточными имеющиеся письменные доказательства в деле, в целях проверки обоснованности доводов апеллятора назначил судебную экспертизу, поставив соответствующие вопросы перед экспертом.

Судом апелляционной инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства рассматриваемого процессуального вопроса, оценены доводы и возражения сторон и имеющиеся в деле доказательства, правильно применены и соблюдены нормы процессуального права.

Основания для изменения или отмены определения от 31.08.2022 по доводам, изложенным в кассационной жалобе, отсутствуют.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2022 о приостановлении производства по апелляционной жалобе по делу
№ А47-11666/2021оставить без изменения, кассационную жалобу Управления строительства и дорожного хозяйства Администрации города Оренбурга – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий И.А. Краснобаева

Судьи С.В. Лазарев

В.А. Купреенков