ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А47-11847/14 от 28.10.2015 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-7455/15

Екатеринбург

29 октября 2015 г.

Дело № А47-11847/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме  29 октября 2015 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе

председательствующего Сухановой Н. Н. ,

судей Токмаковой А. Н. , Василенко С. Н.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Оренбургский комбикормовый завод» (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2014 делу №  А47-11847/2014 Арбитражного суда Оренбургской области.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

До начала судебного заседания от Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Оренбурга (далее - налоговый орган, инспекция) поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом удовлетворено.

Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением  о признании недействительным решения инспекции от 18.08.2014 № 2519.

Решением суда от 17.02.2015 (судья Александров А.А.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2014 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Малышев М.Б.) решение суда изменено. Заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным оспариваемое решение инспекции в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в виде штрафа в сумме 245 489 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе общество просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, указывая на то, что исчислил земельный налог за 2013 год исходя из кадастровой стоимости спорного земельного участка, установленной Постановлением Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 № 1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области» (далее - Постановление № 1122-п).  Отмечает, что утвержденная данным Постановлением кадастровая стоимость земельного участка значительно улучшила положение налогоплательщика (кадастровая стоимость уменьшена). При этом, указанный акт предусматривает вступление его в силу со дня официального опубликования, то есть 27.12.2012 (публикация в газете «Оренбуржье» от 27.12.2012 № 214). В связи с чем, с учетом положений абз. 4 п. 1, п. 4 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) начало действия данного акта следует рассматривать с 27.12.2012, соответственно, по мнению налогоплательщика, он вправе применять утвержденные им показатели кадастровой стоимости земельных участков при исчислении земельного налога за 2013 год.

Инспекция представила отзыв на кассационную жалобу, в котором просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены апелляционным судом полно и  всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.

При рассмотрении дела судами установлено, что по результатам  камеральной проверки первичной налоговой декларации общества по земельному налогу за 2013 год по принадлежащему ему на праве собственности земельному участку с кадастровым номером 56:44:0345004:1, расположенному по адресу <...>, инспекцией выявлено, что заявителем занижен земельный налог за 2013 год в результате занижения кадастровой стоимости земельного участка на 1 227 445 руб. в связи с ошибочным применением кадастровой стоимости земельного участка согласно Постановлению № 1122-п, и вынесено решение от 18.08.2014 № 2519, которым обществу доначислены земельный налог за 2013 год в размере 1 227 445 руб., пени - 80 495 руб., штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ - 245 489 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 16.10.2014 № 16-15/12450 решение инспекции утверждено.

Не согласившись с указанным ненормативным актом налогового органа, налогоплательщик обратился в арбитражный суд.

Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при исчислении налогоплательщиком земельного налога за 2013 год подлежит применению кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная Постановлением № 1122-п, поскольку указанным нормативным правовым актом предусмотрено его вступление в силу после даты официального опубликования.

Суд апелляционной инстанции отменил решение суда, указав, что  постановление № 1122-п относится к комплексным нормативным актам законодательства, в связи с чем в части регулирования налоговых правоотношений вступает в силу по правилам, установленным НК РФ, и, в частности, положениями ст. 5 НК РФ, то есть не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом постановление № 1122-п не относится к актам, улучшающим положение налогоплательщиков, так как наряду с уменьшением кадастровой стоимости отдельных земельных участков, содержит и сведения об увеличении кадастровой стоимости иных земельных участков, в связи с чем положения абз. 3 п. 1 ст. 5 НК РФ в данном случае неприменимы.

Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 и ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)  ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу определен ст. 396 НК РФ: сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма авансового платежа по данному налогу определяется как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно п. 1, 2 ст.390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Статьей 391 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с п.5 ст. 65, п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка, для установления которой проводится государственная кадастровая оценка земель

Согласно ст. 24.11 и 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции, действующей в спорный период) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила № 316) и определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей установленных законом.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил № 316).

Согласно п. 9, 10 указанных Правил результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Оренбургской области были утверждены Постановлением Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 № 414-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов», в соответствии с которым кадастровая стоимость земельного участка, принадлежавшего заявителю, составляла 305 950 921 руб.

Постановлением № 1122-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Оренбургской области, в соответствии с которыми кадастровая стоимость земельного участка, принадлежавшего заявителю, составила 224 121 179 рублей.

Согласно п. 2, 5 указанного Постановления оно вступает в силу после его официального опубликования, результаты государственной кадастровой оценки рекомендованы, в том числе, и для целей налогообложения.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.01.2001 № 2-П по смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации, применительно к актам законодательства о налогах и сборах требование законно установленного налога и сбора относится не только к форме, процедуре принятия и содержанию такого акта, но и к порядку введения его в действие. Указанное конституционное положение требует от законодателя определять разумный срок, по истечении которого возникает обязанность каждого платить налоги и сборы, с тем, чтобы не нарушался конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, выводимый, в частности, из ст. 8 (ч. 1) и 34 (ч. 1) Конституции Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2010 № 165-О-О, постановлении от 02.07.2013 № 17-П конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.

Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.

Следовательно, нормативные положения, содержащиеся в актах земельного законодательства, в той мере, в какой они определяют формирование налоговой базы по земельному налогу и тем самым непосредственно интегрированы в нормативно-правовой механизм регулирования налоговых отношений, не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, они порождают юридически значимые последствия и подлежат применению для целей исполнения обязанности по уплате земельного налога начиная с того момента, который определяется в общем порядке, установленном на основании ст. 5 НК РФ.

В силу абз. 2 п. 1 резолютивной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 № 17-П выявленный в этом постановлении конституционно-правовой смысл указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Таким образом, апелляционный суд правомерно указал, что из данного постановления следует, что такие комплексные нормативные правовые акты для целей налогообложения вступают в силу и действуют во времени по правилам НК РФ. Соответственно, указанные акты для целей налогообложения и для иных, не связанных с налогообложением целей, могут вступать в силу в разное время.

Так, п. 1 ст. 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Положения, предусмотренные ст. 5 НК РФ, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Пунктом 1 ст. 393 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.

Следовательно, исходя из положений абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ, а также с учетом положений п. 1 ст. 393 НК РФ опубликованное 27.12.2012 Постановление № 1122-п вступило в силу для целей налогообложения 27.01.2013 и подлежит применению при исчислении земельного налога с 01.01.2014.

Указанные выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела и переоценке не подлежат.

Доводы общества на необходимость применения абз. 3 п. 1 ст. 5 НК РФ, а также п. 4 указанной статьи судом апелляционной инстанции рассмотрены и обоснованно отклонены с подробной надлежащей правовой оценкой, оснований для её непринятия у суда кассационной инстанции не имеется.

Кроме того, апелляционным судом верно отмечено, что  для иных целей, не связанных с налогообложением, Постановление № 1122-п может вступать в силу и применяться в иные сроки, ранее 01.01.2014, поэтому указание в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2013 кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением № 1122-п не свидетельствуют о том, что указанная кадастровая стоимость подлежит применению для целей исчисления обществом земельного налога за 2013 год.

Внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости) не влияет на момент, с которого новая кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением № 1122-п, подлежит применению для целей налогообложения.

Соответственно, указание в изменяющих Постановление № 1122-п нормативных правовых актах на то, что они распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2013, также не влияет на порядок определения момента вступления Постановления № 1122-п в силу для целей налогообложения.

Установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату не определяет момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату проведения оценки, то есть дату, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки (п. 8 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 256).

Таким образом, в проверяемом периоде (2013 год) для целей налогообложения подлежало применению Постановление Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 № 414-п.

Указанный вывод суда апелляционной инстанции также является правильным и соответствующим действующему законодательству.

Решение налогового органа в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 245 489 руб. сторонами в суде кассационной инстанции не оспаривается.

С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции обоснованно изменил решение суда первой инстанции.

Доводы общества основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, не подтверждают неправильного применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, а фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств по делу и в связи с этим не принимаются судом кассационной инстанции в силу полномочий, установленных ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2014 делу №  А47-11847/2014 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО «Оренбургский комбикормовый завод» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                       Н.Н. Суханова

Судьи                                                                                    А.Н. Токмакова

                                                                                     С.Н. Василенко