ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А47-12025/14 от 29.09.2015 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-6468/15

Екатеринбург

01 октября 2015 г.

Дело № А47-12025/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме  01 октября 2015 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Васильченко Н.С.,

судей Вербенко Т.Л., Сирота Е.Г.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования Тюльганский поссовет Тюльганского района Оренбургской области (далее – администрация МО Тюльганский поссовет Тюльганского района, администрация) на решение Арбитражного  суда Оренбургской области от 16.04.2015 по делу № А47-12025/2014 и постановление Восемнадцатого  арбитражного апелляционного суда                          от 07.07.2015 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» (далее – общество «МРСК Волги») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением о взыскании с      администрации МО Тюльганский поссовет Тюльганского района задолженности по договору на техническое использование опор линий электропередачи и обслуживание объектов электросетевого хозяйства                           от 22.01.2013 № 044-03 (далее – договор от 22.01.2013) в размере 2 771 руб.                  32 коп., а также неустойки в размере 1 233 руб. 24 коп.

Решением суда от 16.04.2015 (судья Гильмутдинов В.Р.) исковые требования удовлетворены.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда                от 07.07.2015 (судьи Логиновских Л.Л., Махрова Н.В., Румянцев А.А.) решение суда оставлено без изменения.

Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

Как отмечает заявитель жалобы, 02.10.2013 администрация Нововасильевского сельсовета Тюльганского района Оренбургской области (далее - администрация Нововасильевского сельсовета Тюльганского района)               в Вестнике государственной регистрации № 39 опубликовала сообщение о своей ликвидации, а также указала на то, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования сообщения. Администрация отмечает, что обществом «МРСК Волги» в установленный срок к администрации  Нововасильевского сельсовета Тюльганского района каких-либо требований заявлено не было. При таких обстоятельствах, как указывает администрация, исходя из того, что 21.01.2014 администрация Нововасильевского сельсовета Тюльганского района  была ликвидирована, следовательно, в соответствии с положениями ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации администрация МО Тюльганский поссовет Тюльганского района не отвечает по обязательствам ликвидированной администрации МО Нововасильевский сельсовет Тюльганского района.

Как установлено судами и следует из материалов дела, между обществом «МРСК Волги» (исполнитель) и администрацией Нововасильевского сельсовета Тюльганского района (заказчик) заключен договор от 22.01.2013, по условиям которого исполнитель обязуется предоставить заказчику места на опорах линии электропередачи для размещения светильников уличного освещения (п. 1.1).

В соответствии с п. 1.2 договора от 22.01.2013 исполнитель обязуется на основании заявки выполнять работы по техническому обслуживанию объектов уличного освещения заказчика 1 раз в квартал.

 Согласно п. 3.1 названного договора стоимость обслуживания одного светильника уличного освещения составляет 157 руб. 21 коп., в том числе НДС 18%.

Стоимость технического использования одной опоры линии электропередачи в квартал – 40 руб. 74 коп., в том числе НДС 18%.

По условиям п. 3.2 договора оплата по договору производится ежеквартально на основании подписанного акта выполненных работ (оказанных услуг) и выставленного исполнителем счета – фактуры до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, путем перечисления заказчиком денежных средств на расчетный счет исполнителя.

Истцом по договору от 22.01.2013 в период с 01.10.2013 по 31.12.2013 оказаны услуги на сумму 2 771 руб. 32 коп., что подтверждается актом приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг) от 31.12.2013 № 5637013100.

Согласно ст. 1 Закона Оренбургской области от 26.06.2013                                     № 1677/472-V-03 «О преобразовании муниципальных образований Нововасильевский сельсовет Тюльганского района Оренбургской области и Тюльганский поссовет Тюльганского района Оренбургской области» (далее – Закон № 1677/472-V-03) Нововасильевский сельсовет Тюльганского района и Тюльганский поссовет Тюльганского района Оренбургской области были преобразованы путем объединения, образовано муниципальное образование Тюльганский поссовет Тюльганского района Оренбургской области.

Вновь образованное муниципальное образование Тюльганский поссовет Тюльганского района Оренбургской области было наделено статусом сельского поселения.

В соответствии со ст. 4 Закона № 1677/472-V-03 органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Тюльганский поссовет Тюльганского района Оренбургской области в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Нововасильевского сельсовета Тюльганского района Оренбургской области и Тюльганского поссовета Тюльганского района Оренбургской области по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Оренбургской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Общество «МРСК Волги», ссылаясь на то, что ответчиком обязательства по оплате оказанных услуг в полном объеме не исполнены, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.

Суд первой инстанции, исследовав и оценив материалы дела, признал доказанным факт оказания услуг по договору от 22.01.2013, при отсутствии доказательств их оплаты со стороны ответчика удовлетворил исковые требования в заявленном размере.

Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении,  согласился, признал их законными и обоснованными.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.

Согласно  нормам ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Оценив условия  договора от 22.01.2013, на котором основаны исковые требования общества «МРСК Волги», суды обоснованно указали, что к спорным отношениям подлежат применению  нормы гл. 39 Гражданского  кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В силу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ст. 71 Арбитражного  процессуального  кодекса Российской Федерации).

Оценив представленные в материалы дела доказательства  по правилам данной процессуальной нормы, в частности договор от 22.01.2013, акт приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг) от 31.12.2013 № 5637013100, суды пришли к выводу о доказанности факта оказания истцом ответчику услуг по спорному договору.

С учетом вышеизложенного, проверив расчет общества «МРСК Волги» и признав его верным, суды правомерно взыскали с администрации МО Тюльганский поссовет Тюльганского района в пользу общества «МРСК Волги» задолженность в размере 2 771 руб. 32 коп.

Доказательства погашения задолженности в сумме 2 771 руб. 32 коп. администрацией в материалы дела не представлены (ст. 9, 65 Арбитражного  процессуального  кодекса Российской Федерации).

Поскольку обязанность по погашению задолженности в сумме                             2 771 руб. 32 коп. в полном объеме и своевременно администрацией не исполнена, суды, руководствуясь нормами п. 1 ст. 329, п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также условиями п. 4.5 договора от 22.01.2013, правомерно  удовлетворили требование общества «МРСК Волги» о взыскании неустойки за период с 25.01.2014 по 23.04.2014 в сумме 1 233 руб. 24 коп.

Довод администрации МО Тюльганский поссовет Тюльганского района

о том, что с учетом ликвидации 21.01.2014 администрации Нововасильевского сельсовета Тюльганского района, на основании ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, администрация МО Тюльганский поссовет Тюльганского района не отвечает по обязательствам ликвидированной администрации Нововасильевского сельсовета Тюльганского района, правильно отклонен судом апелляционной инстанции в связи со следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ч. 2 ст. 41 названного Федерального закона органы местного самоуправления, которые в соответствии с данным Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Порядок ликвидации некоммерческих организаций, к числу которых относятся казенные учреждения, урегулирован ст. 18 - 21 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», по смыслу которых ликвидация казенного учреждения сопряжена с определенными особенностями, связанными с исполнением ими определенных государственных функций.

На основании ч. 10 ст. 85 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями ч. 5 ст. 84 данного Федерального закона.

Судом апелляционной инстанции установлено, что основным видом деятельности администрации МО Тюльганский поссовет Тюльганского района, в соответствии  общедоступными сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, является государственное управление общего характера, что соответствует основному виду деятельности ранее существовавшей администрации Нововасильевского сельсовета Тюльганского района.

Кроме того, судом апелляционной инстанции отмечено, что согласно ст. 4 Закона № 1677/472-V-03 органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Тюльганский поссовет Тюльганского района Оренбургской области в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Тюльганского сельсовета Тюльганского района Оренбургской области, Нововасильевского сельсовета Тюльганского района по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Оренбургской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что после государственной регистрации ответчика                    в силу Федерального закона № 131-ФЗ, а также Закона Оренбургской области «О преобразовании» от 26.06.2013 (ст. 7) с 01.01.2014 именно к администрации МО Тюльганский поссовет Тюльганского района перешли все обязательства администрация Нововасильевского сельсовета Тюльганского района, вытекающие из договора от 22.01.2013.

Изложенные в кассационной жалобе доводы администрации МО Тюльганский поссовет Тюльганского района подлежат отклонению судом кассационной инстанции, поскольку по существу выражают несогласие заявителя жалобы с произведенной судебными инстанциями оценкой установленных  по делу обстоятельств,  что  не может быть положено в основу отмены принятых  по делу судебных  актов по результатам кассационного  производства.

В соответствии с нормами ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.

Суд кассационной инстанции не вправе осуществлять вышеперечисленные процессуальные действия в нарушение своей компетенции, предусмотренной ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 №  13031/12).

Нарушений норм материального права или процессуальных нарушений, в том числе влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба администрации МО Тюльганский поссовет Тюльганского района – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного  суда Оренбургской области от 16.04.2015 по делу                 № А47-12025/2014 и постановление Восемнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 07.07.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального образования Тюльганский поссовет Тюльганского района Оренбургской области  – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                               Н.С. Васильченко

Судьи                                                                            Т.Л. Вербенко

Е.Г. Сирота