ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-1883/2018
г. Челябинск
14 марта 2018 года
Дело № А47-12058/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гариповой А.Ж., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Рубикон» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.01.2018 по делу № А47-12058/2017 (судья Вернигорова О.А.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью «Рубикон» – ФИО1 (доверенность б/н от 30.10.2017, паспорт).
акционерного общества «Газпром газораспределение Оренбург» – ФИО2 (доверенность №10 от 12.12.2017, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью «Рубикон» (далее – заявитель, ООО «Рубикон») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением об отмене определения Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее – Оренбургское УФАС России, заинтересованное лицо, административный орган) от 18.09.2017 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении №07-19-38/2017.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 02.11.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено акционерное общество «Газпром газораспределение Оренбург» (далее – АО «Газпром газораспределение Оренбург», третье лицо).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 25.01.2018 (резолютивная часть объявлена 17.01.2018) отказано в удовлетворении заявленных требований.
С указанным решением не согласилось ООО «Рубикон», направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, суд не дал правовую оценку доводам заявителя о том, что в Правилах 1314 не идет речь о «непосредственном» включении объекта в программу газификации, и, что Правила 1314 не обуславливают получение технических условий обязательным включением объекта в программу газификации. Суд не оценил доводы заявителя в отношении программы газификации и нормативных актах, определивших порядок ее разработки и исполнения.
В судебном заседании представитель ООО «Рубикон» поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель третьего лица считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Оренбургское УФАС России о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без участия не явившихся представителя Оренбургского УФАС России.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 08.08.2017 ООО «Рубикон» обратилось в АО «Газпром газораспределение Оренбург» с запросом о предоставлении технических условий на подключение (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта: «Сеть газораспределения в г. Оренбурге. Газопровод высокого давления от ул. Базовая до ул. Энергетиков», планируемого по адресу: <...>.
В запросе ООО «Рубикон» указано наименование присоединяемого объекта - «Сеть газораспределения в г. Оренбурге. Газопровод высокого давления от ул. Базовая до ул. Энергетиков», планируемая величина часового расхода газа - 255,77 куб. м/час, планируемый срок ввода - 2017г., а также информация о том, что в программу газификации объект не включен со ссылкой на постановление Правительства Оренбургской области № 842-п от 29.06.2017.
11.08.2017 АО «Газпром газораспределение Оренбург» запрос ООО «Рубикон» возвращен заявителю без рассмотрения в связи с нарушением пунктов 7, 8 Правил № 1314 - отсутствие информации о включении присоединяемого объекта сети газораспределения в программу газификации.
17.08.2017 в УФАС по Оренбургской области поступило заявление ООО «Рубикон» вх. № 5884к от 17.08.2017 на действия АО «Газпром газораспределение Оренбург» в части оставления запроса о предоставлении технических условий на подключение сети газораспределения к сети газораспределения без рассмотрения.
Должностным лицом УФАС по Оренбургской области сделан вывод об отсутствии в действиях АО «Газпром газораспределение Оренбург» нарушения положений Правил № 1314, и, как следствие, об отсутствии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, 18.09.2017 вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении № 07-19-38/2017.
Не согласившись с вынесенным ненормативным правовым актом общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что обществом в запросе о предоставлении технических условий не предоставлена информация о включении присоединяемого объекта сети газораспределения в программу газификации, чем нарушено положение подпункта «д» пункта 7 Правил №1314. В действиях АО «Газпром газораспределение Оренбург» отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а Оренбургским УФАС России правомерно принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Оценив фактические обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходи к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими актами прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении АО «Газпром газораспределение Оренбург» основным видом деятельности является распределение газообразного топлива по газообразным сетям (код по ОКВЭД 35.22), к дополнительным видам деятельности относится транспортирование по трубопроводам газа (код по ОКВЭД – 49.50.21).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» транспортировка газа по трубопроводам относится к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
В силу пунктов 1 и 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, в том числе определения и предоставления технических условий установлен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 №1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее – Правила №1314).
Согласно части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 3 Правил №1314 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:
а) направление заявителем исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее соответственно - технические условия, запрос о предоставлении технических условий) или заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - заявка о подключении (технологическом присоединении) по типовым формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713);
б) выдача технических условий в случае направления заявителем запроса о предоставлении технических условий;
в) заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - договор о подключении) с приложением технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору о подключении, по типовым формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713;
г) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;
д) составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению);
е) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (далее - акт о подключении (технологическом присоединении), по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. № 713.
Согласно пункту 6 Правил №1314 заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий.
Постановлением Правительства РФ от 19.06.2017 №727 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере газоснабжения и газификации» в Правила №1314 были внесены изменения в частности пункты 7 и 8, предусматривающие содержание запроса о предоставлении технических условий и документы, прикладываемых к запросу.
Согласно пункту 7 Правил №1314 запрос о предоставлении технических условий должен содержать, в том числе: информацию о включении присоединяемого объекта сети газораспределения в программу газификации или о наличии права собственности на реконструируемые объекты сети газораспределения в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения (подпункт «д»).
Пунктом 8 Правил №1314 определен перечень документов, которые должны быть приложены к запросу.
В соответствии с пунктом 12 Правил №1314 в случае предоставления заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, не в полном объеме, а также в случае поступления запроса о предоставлении технических условий в отношении объекта капитального строительства, газификация которого запрещена законодательством Российской Федерации, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления запроса о предоставлении технических условий возвращает ему указанный запрос с приложенными к нему документами без рассмотрения.
Как указывалось ранее, 08.08.2017 ООО «Рубикон» обратилось в АО «Газпром газораспределение Оренбург» с запросом о предоставлении технических условий на подключение (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта: «Сеть газораспределения в г. Оренбурге. Газопровод высокого давления от ул. Базовая до ул. Энергетиков», планируемого по адресу: <...>.
В запросе ООО «Рубикон» указывает:
- наименование присоединяемого объекта: «Сеть газораспределения в г.Оренбурге. Газопровод высокого давления от ул.Базовая до ул.Энергетиков»,
- планируемая величина часового расхода газа 255,77 куб. м/час,
- планируемый срок ввода 2017г.,
а также то, что в программу газификации объект не включен ссылаясь на постановление Правительства Оренбургской области от 29.06.2017 №842-п.
Доводы подателя жалобы судебной коллегией отклоняются, в связи с нижеследующим.
В соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон №69-ФЗ) газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа. Газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям. Газификация - деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на перевод объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных объектов на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса.
Одним из принципов государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации в соответствии со статьей 4 Закона № 69-ФЗ является повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, на основе формирования и реализации соответствующих межрегиональных и региональных программ газификации;
Согласно статье 17 Закона №69-ФЗ развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется на основании перспективного баланса добычи и потребления газа, а также принятых в установленном порядке межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций. Порядок разработки и реализации указанных программ устанавливается Правительством Российской Федерации. Финансирование программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2016 №903 утверждены Правила разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.
Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 10.09.2016 №903 установлено, что разработка программ газификации осуществляется на основе:
а) прогнозирования объемов производства и потребления природного газа на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации;
б) оценки основных показателей газоснабжения потребителей, включая уровень развития их инфраструктуры;
в) оценки планов развития газотранспортной системы;
г) формирования основных направлений развития в области газоснабжения и газификации субъекта (субъектов) Российской Федерации;
д) разработки прогноза газификации и определения основных прогнозных показателей программ газификации;
е) сбора предложений по формированию программ газификации с указанием ориентировочной стоимости строительства объектов газоснабжения и газификации и мероприятий по подключению потребителей;
ж) оценки соответствия мероприятий программы газификации и результатов ее выполнения целям документов стратегического планирования;
з) подготовки финансово-экономического обоснования программ газификации;
и) разработки мер государственной поддержки организаций, осуществляющих газификацию удаленных населенных пунктов и социально значимых объектов;
к) организации сбора информации и расчета показателей (индикаторов) программ газификации;
л) подготовки плана мероприятий по реализации программ газификации и определения ответственных участников программ газификации;
м) согласования проектов программ газификации с соисполнителями программ газификации;
н) утверждения программ газификации.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 10.09.2016 №903 разработку и реализацию программ газификации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 29.06.2017 №482-п утверждена региональная программа «Развитие газификации в Оренбургской области в 2017-2021 годах».
Согласно пункту 16 постановления Правительства Оренбургской области от 29.06.2017 №482-п строительство распределительных внутрипоселковых и домовых газовых сетей осуществляется за счет средств населения, бюджетов различных уровней и других источников финансирования.
В связи с чем, судебной коллегией отклоняется довод заявителя о том, что реализация программ газификации осуществляется только с привлечением бюджетных средств.
Право заявителя на строительство сети газораспределения без поддержки государства за счет собственных средств может быть реализовано в соответствии с порядком разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2016 №903. Орган исполнительной власти, установив наличие всех имеющихся оснований, утверждает программу газификации, в том числе с заявленными объектами газоснабжения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Таких оснований нет и у суда апелляционной инстанции.
Ссылка заявителя на письмо Минэнерго России от 29.12.2017 №06-1990, судебной коллегией отклоняется, поскольку в указанном письме Минэнерго России излагает своё мнение относительно объекта капитального строительства, а не объекта сети газораспределения.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства дела исследованы полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.01.2018 по делу № А47-12058/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Рубикон» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.П. Скобелкин
Судьи Е.В. Бояршинова
Н.Г. Плаксина