ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А47-12613/14 от 08.10.2015 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-7655/15

Екатеринбург

14 октября 2015 г.

Дело № А47-12613/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2015 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Василенко С. Н.,

судей Сухановой Н. Н., Вдовина Ю. В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Южного округа г. Оренбурга (далее – администрация) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.05.2015 по делу                        № А47-12613/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2015 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

         Администрация обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (далее – управление, административный орган) от 18.11.2014 № 1345-14-02 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) в виде  штрафа в размере 10 000 руб. 

Решением суда от 18.05.2015 (судья Вернигорова О.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда      от 10.07.2015 (судьи Кузнецов Ю.А., Малышева И.А., Бояршинова Е.В) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, из материалов дела               об административном правонарушении не усматривается, что нарушение санитарно - эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений явилось результатом деятельности администрации как юридического лица, осуществляющего деятельность по обращению с отходами в контексте положений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»     (далее – Закон № 89-ФЗ).

Заявитель жалобы указывает, что не занимается непосредственно деятельностью в области обращения с отходами на подведомственной ему территории, что свидетельствует о том, что администрация не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного                    ст. 6.4. КоАП РФ.

Заявитель жалобы полагает, что представлявший интересы администрации Коваль Д.Ю. по данному делу имел общую доверенность          на представление интересов лица от 29.07.2014 № 29. Доверенности выданной на участие в конкретном административном деле, данный представитель         не имел.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.

Как следует из материалов дела, по результатам проведения внеплановой проверки  деятельности администрации, административным органом составлен акт  от 05.09.2014 № 08-85-В, согласно которому, администрацией                    не организовано оборудование контейнерной площадки для сбора бытовых отходов асфальтовым или бетонированным покрытием, в нарушение п. 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».  

Контейнеры для сбора бытовых отходов, расположенные на пересечении ул. Лесная и ул. Школьная поселка Солнечный города Оренбург, установлены непосредственно на грунт; не организовано ограждение контейнерных площадок на территории поселка Солнечный города Оренбург бордюром и зелеными насаждениями, что является нарушением требований п. 1.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», не организована установка контейнерных площадок на расстоянии, согласно требований п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», п. 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», а именно расстояние от контейнерных площадок для сбора бытовых отходов на территории поселка Солнечный до ближайшей жилой застройки и объектов общественного назначения не соответствует гигиеническому нормативу          (20 метров): расстояние от контейнерной площадки, расположенной  на пересечении ул. Лесной и ул. Школьной до жилого дома №  26 по                     ул. Школьной составило 15,3 метра;  расстояние от контейнерной площадки расположенной на пересечении улиц Лесной и Спортивной до жилого дома № 2 по ул. Спортивная составило 14,0 метра, до жилого дома № 1 по ул. Спортивная 19,2 метра, до спортивной площадки 18,2 метра;  расстояние от контейнерной площадки, расположенной возле жилого дома № 2 по ул. Школьной до жилого дома № 2 по ул. Школьной составило 14,7 метра.

По факту выявленных нарушений управлением выдано предписание от 05.09.2014 № 08-85-В, которым предписаноадминистрации организовать установку контейнеров с соблюдением санитарных норм и комиссионно определить места установки контейнеров для сбора бытовых отходов на территории поселка Солнечный города Оренбург; по результатам работы комиссии подготовить и утвердить акт комиссионного определения места размещения контейнерных площадок.

Также управлением в отношении администрации составлен протокол об административном правонарушении № 08-85-В, о совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, на основании которого вынесено постановление от 18.11.2014 № 1345-14-02, которым администрация привлечена к административной ответственности, предусмотренной                 ст.  6.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа    в размере 10 000 руб.

Полагая, что указанное постановление управления является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы, администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, сделав вывод о наличии в действиях администрации состава вмененного административного правонарушения, не установив нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также оснований для признания совершенного администрацией правонарушения малозначительным, отказали в удовлетворении заявленных требований.

Данные выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.

Согласно ст. 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ                  «О санитарно-эпидемиологическом   благополучии    населения»    (далее – Закон № 52-ФЗ) установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных   предпринимателей  и   юридических лиц (п. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ).

В соответствии с пунктом 8.2.5. «СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

Пунктом 2.3.3. «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» установлено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.

Положением об администрации округа города Оренбурга, утвержденным Решением Оренбургского городского Совета от 28.06.2011 № 215 определены полномочия (функции) администрации округа по организации на территории округа мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по организации сбора и вывоза бытовых отходов в зонах индивидуальной жилой застройки (подпункт 2.8.6.)

Пунктом 3 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к полномочиям органов местного самоуправления городского округа. Согласно п. 2 ст. 13 указанного закона, организация деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации

Судами обеих инстанций установлен и материалами дела (актом проверки от 05.09.2014 № 08-85-В, протоколом об административном правонарушении от 19.09.2014 № 08-85-В) подтвержден факт нарушения администрацией требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Руководствуясь  ст. 1.5,  ст.  2.1 КоАП РФ, суды правильно отметили, что установленные факты правонарушений свидетельствуют о том, что администрацией не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению норм действующего законодательства.

Доказательства наличия объективных препятствий для соблюдения установленных санитарно-эпидемиологических требований, материалы дела     не содержат.

При таких обстоятельствах суды обоснованно сделали вывод о том, что вина администрации, в совершении вмененного правонарушения является доказанной.

Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали на наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена         ст. 6.4 КоАП РФ.

Рассматривая дело, суды первой и апелляционной инстанций не выявили нарушений порядка привлечения администрации к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности.

Суды установили, что оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах предусмотренного ст. 4.5 Кодекса срока давности привлечения к административной ответственности, наказание за совершенное административное правонарушение назначено заявителю в минимальном размере санкции, предусмотренной ст. 6.4 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.

Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.

По существу указанные доводы направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу администрации – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.05.2015 по делу         № А47-12613/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Южного округа г. Оренбурга – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                       С.Н. Василенко

Судьи                                                                                    Н.Н. Суханова

Ю.В. Вдовин