ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А47-126/2021 от 11.12.2023 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-7119/23

Екатеринбург

15 декабря 2023 г.

Дело № А47-126/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2023 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2023 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Гайдука А. А.,

судей Абозновой О. В., Васильченко Н. С.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бидяновой В.С. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Водоканал города Орска» на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2023 по делу № А47-126/2021 Арбитражного суда Оренбургской области.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

Судебное заседание проводится с использованием систем веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседание).

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Водоканал города Орска» – Медведева Н.И. (доверенность от 01.06.2023);

общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Комфортная среда» – Калмацкий М.В. (доверенность от 02.05.2023).

Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал города Орска» (далее – общество «Водоканал города Орска», истец, заявитель жалобы) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Комфортная среда» (далее – общество «УК «Комфортная среда», ответчик) о взыскании задолженности за холодную воду, потребленную в целях содержания общедомового имущества и водоотведение за период с февраля по сентябрь 2020 года в сумме 431 751 руб. 04 коп. (с учетом уточнения исковых требований принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченыакционерное общество «Оренбургская финансово-информационная система «Город», Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, государственная жилищная инспекция Оренбургской области, администрация города Орска, Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 23.03.2023 исковые требования удовлетворены.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2023 решение суда изменено.

Исковые требования удовлетворены частично.

С общества «УК «Комфортная среда» в пользу общества «Водоканал города Орска»взысканазадолженность в сумме 416 067 руб. 51 коп., а также 11 212 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Общество «Водоканал города Орска», не согласившись с принятым судебным актом, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что суд апелляционной инстанции пришел к неверному выводу о том, что в соответствии с жилищным законодательством к коммунальным услугам относят только услуги по отведению сточных вод (водоотведение).

Заявителя жалобы отмечает, что цена на услуги водоотведения рассчитана путем сложения двух тарифов, утвержденных администрацией
г. Орска, тариф «водоотведение» и тариф «транспортировка сточных вод», указанный способ не противоречит закону, так как законом предусмотрено установление тарифа, как на очистку сточных вод, так и на транспортировку.

В отзыве на кассационную жалобу общество «УК «Комфортная среда» просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения. При этом указывает, что если постановлением администрации установлен тариф на «водоотведение», то поставщик воды должен применять только этот тариф, суммирование к тарифу «водоотведение» тарифа «транспортировка» прямо противоречит нормам жилищного законодательства, нормам закона о водоснабжении, а также основам ценообразования.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил, что оснований для его отмены не имеется.

Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением Главы города Орска от 13.02.2017 «Об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Орск» на расчетный период 2016 – 2031 годы и определении гарантирующей организации» общество «Водоканал города Орска» определено в качестве гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Город Орск».

В соответствии с постановлением администрации города Орска
от 04.02.2021 № 180-п «Об определении гарантирующей организации и внесении изменений в постановление администрации города Орска
от 13.02.2017 № 788-п» общество «РВК-Орск» с 01.04.2021 определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Город Орск».

Таким образом, общество «Водоканал города Орска» как ресурсоснабжающая организация, оказывало услуги по холодному водоснабжению и водоотведению в г. Орске Оренбургской области в период с февраля по сентябрь 2020 года.

Постановлением администрации города Орска Оренбургской области от 14.12.2017 № 6913-п истцу установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на водоотведение.

На основании протоколов общего собрания собственников жилых помещений между ответчиком и собственниками жилых помещений заключены договоры управления многоквартирными домами.

Между обществом «Водоканал города Орска» и обществом «УК «Комфортная среда» заключен договор ресурсоснабжения от 10.04.2019 № 5.

По условиям пунктов 1.1,1.2 договора ресурсоснабжающая организация обязуется поставить исполнителю через присоединенную сеть коммунальный ресурс – холодная (питьевая) вода в объеме, позволяющем обеспечить надлежащее содержание общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении, исполнитель обязан оплатить объем коммунального ресурса, потребленного в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении.

Согласно условию пункта 2.1 договора оплата по настоящему договору осуществляется исполнителем по тарифам на питьевую воду установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При установлении ресурсоснабжающей организацией двухставочных тарифов указывается размер подключенной нагрузки, в отношении которой применяется ставка тарифа за содержание централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения. Порядок определения размера платы определен сторонами в разделе IV договора.

В обоснование исковых требований истец сослался на то, что им во исполнение условий договора надлежащим образом оказаны услуги по поставке коммунального ресурса холодной воды для общедомовых нужд с февраля по сентябрь 2020 года, а также оказаны услуги по водоотведению. В адрес ответчика направлялись универсальные передаточные документы и корректировочные счета-фактуры для оплаты стоимости поставленной холодной воды на содержание общего имущества многоквартирных домов и услуг по водоотведению, которые ответчиком не оплачены.

Направленная истцом в адрес ответчика претензия с требованием об оплате образовавшейся задолженности оставлена последним без удовлетворения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.

Суд первой инстанции, установив факт поставки истцом холодной воды в спорные многоквартирные дома и оказание услуг по водоотведению, определил их объем и стоимость, а также возникновение на стороне ответчика обязанности по оплате поставленного ресурса и оказанных услуг, и ненадлежащего исполнения им указанного обязательства пришел к выводу об удовлетворении исковых требований. Удовлетворяя исковые требования в части взыскания стоимости услуг по водоотведению суд первой инстанции суммарно применил два тарифа на транспортировку стоков и водоотведение.

Суд апелляционной инстанции, изменяя решение, с выводами суда первой инстанции в части взыскания задолженности по водоотведению в полном размере не согласился.

Исходя из того, что общество «Водоканал города Орска» в силу закона обязано в отношении управляемых ответчиком многоквартирных домов оказывать услуги по водоотведению по установленным ему тарифам на водоотведение, принимая во внимание, что жилищное законодательство не допускает выставление исполнителю коммунальных услуг платы за отдельные составляющие коммунальной услуги: платы за транспортировку сточных вод и платы за очистку сточных вод, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии у истца правовых оснований для включения в услугу по водоотведению дополнительно тарифа на «транспортировку».

В связи с этим апелляционный суд, произведя перерасчет стоимости услуги по водоотведению без учета тарифа на транспортировку, пришел к выводу о том, что размер задолженности за услугу водоснабжения и водоотведения за спорный период составил 416 067 руб. 51 коп.

Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции изменил решение суда первой инстанции на основании нормы пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требование общества «Водоканал города Орска» удовлетворил частично в указанной сумме.

Выводы суда апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.

В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 – 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В силу нормы части 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

По смыслу нормы пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Статьей 2 Закона о водоснабжении и водоотведении под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Согласно части 7 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.

В сфере водоотведения регулированию подлежат тариф на водоотведение, тариф на транспортировку сточных вод, тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения (часть 8 статьи 31 Закона о водоснабжении).

Указанный перечень подлежащих регулированию тарифов является исчерпывающим. При этом согласно части 11 указанной нормы при установлении тарифов организации, осуществляющей водоотведение, тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности, осуществляемых этой организацией при водоотведении, не устанавливаются, за исключением случаев оказания абонентам отдельных видов услуг.

Общество «УК «Комфортная среда» приобретает ресурсы не с целью перепродажи, а для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, в связи с этим к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу нормы пункта 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, общество «Водоканал города Орска» период с февраля 2020 по сентябрь 2020 года поставило холодную воду и оказало услуги по водоотведению в целях содержания общего имущества в отношении находящихся в управлении ответчика многоквартирных домов.

В соответствии с условиями пункта 2.1 договора оплата по настоящему договору осуществляется исполнителем по тарифам на питьевую воду, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Общество «Водоканал города Орска» осуществляет прием сточных бытовых вод от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивает их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, выставляет к оплате ответчику соответствующие счета за услугу «водоотведение».

Согласно норме части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации к коммунальным услугам относятся услуги по отведению сточных вод (водоотведение). Деление данной услуги на транспортировку и очистку сточных вод не предусмотрено.

В силу положений пункта 15 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Факт не учета расходов на транспортировку сточных вод от спорных многоквартирных жилых домов при установлении постановлениями администрации города Орска Оренбургской области от 15.12.2016 № 7484-п, от 14.12.2017 № 6913-п, от 17.12.2018 № 5813-п для общества «Водоканал города Орска» тарифов на водоотведение (транспортировка сточных вод) на 2020 год не предоставляет истцу право применять тарифы с нарушением норм статей 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статья 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Истолковав вышеуказанные нормы права применительно к рассматриваемому спору, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность в соответствии с требованиями, предусмотренными нормами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционной инстанции, исходя из того, что общество «УК «Комфортная среда» в силу закона обязано в отношении управляемых им многоквартирных домов оказывать услуги по водоотведению по установленным тарифам, пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для включения истцом в услугу по водоотведению тарифа на «транспортировку сточных вод».

Доводы заявителя жалобы о том, что суд апелляционной инстанции пришел к неверному выводу о том, что в соответствии с жилищным законодательством к коммунальным услугам относят только услуги по отведению сточных вод (водоотведение); о том, что цена на услуги водоотведения рассчитана путем сложения двух тарифов, утвержденных администрацией г. Орска, тариф «водоотведение» и тариф «транспортировка сточных вод», указанный способ не противоречит закону, так как законом предусмотрено установление тарифа, как на очистку сточных вод, так и на транспортировку, судом кассационной инстанции отклоняются.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Потребителю может быть предоставлен такой вид коммунальных услуг, как водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам (подпункт «в» пункта 4 Правил № 354).

Водоотведение представляет собой технологический процесс, обеспечивающий прием, транспортировку (перекачку) сточных вод с последующей их очисткой, отведением сточных вод в водные объекты и обработку осадка сточных вод. Водоотведение включает полный цикл, в том числе очистку и транспортировку сточных вод.

При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для применения метода суммирования тарифов к потребителям – жителям многоквартирных домов, находящихся под управлением ответчика.

Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта, а потому не могут служить поводом для его отмены.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции»).

Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба общества «Водоканал города Орска» – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2023 по делу № А47-126/2021 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Водоканал города Орска» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.А. Гайдук

Судьи О.В. Абознова

Н.С. Васильченко