Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-9286/21
Екатеринбург
08 декабря 2021 г.
Дело № А47-13896/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д. В.,
судей Гавриленко О.Л., Кравцовой Е.А.,
при ведении протокола помощником судьи Карташевой С.С., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга (далее – заинтересованное лицо, ИФНС по Ленинскому району г. Оренбурга, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.04.2021, дополнительное решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.05.2021 по делу № А47-13896/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2021 по указанному делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
налогового органа – ФИО1 (доверенность от 20.09.2021, диплом);
общества с ограниченной ответственностью «Иверия» (далее – заявитель, ООО «Иверия», общество) – ФИО2 (доверенность от 02.12.2021, диплом).
От ИФНС по Ленинскому району г. Оренбурга в судебном заседании поступило заявление, в котором она просит заменить наименование стороны по делу – указанного налогового органа в связи с его переименованием на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 13 по Оренбургской области, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В связи с этим заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга о замене наименования стороны по делу подлежит удовлетворению на основании статей 48, 284 названного Кодекса.
ООО «Иверия» обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к налоговому органу о признании действий заинтересованного лица, выраженные в отказе по представлению субсидий по заявлениям общества от 14.05.2020 и от 08.06.2020 незаконными; о признании бездействия ИФНС по Ленинскому району г. Оренбурга, выраженное в непредставлении субсидий обществу, поименованных в заявлениях от 14.05.2020 и 08.06.2020, незаконным; об обязании налогового органа устранить указанные нарушения (с учетом уточнения заявленных требований, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 28.04.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2021 решение суда оставлено в силе.
В кассационной жалобе заявитель указывает на то, что судами неправильно применены нормы Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс, НК РФ). Считает, что перенос сроков уплаты авансовых платежей, подлежащих уплате в течение 2019 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (далее - Постановление № 409) не предусмотрен. По мнению подателя жалобы, срок представления заявлений на получение субсидии за апрель и май 2020 года истек - 02.07.2020. Инспекция считает, что на момент подачи заявлений у ООО «Иверия», по состоянию на 01.03.2020 имелась недоимка по упрощенной системе налогообложения, в совокупности превышающая 3 000 рублей и образовавшаяся до 01.03.2020.
Общество в представленном отзыве просит кассационную жалобу инспекции оставить без удовлетворения, судебные акты без изменения.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, обществом 31.03.2020 в инспекцию представлена налоговая декларация по УСН за 2019 год.
Полагая, что попадает под требования Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 (далее - Правила № 576), устанавливающих право на получение субсидии в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года, 14.05.2020 и 08.06.2020 ООО «Иверия» обратилось в ИФНС по Ленинскому району г. Оренбурга с заявлениями на предоставление указанной субсидии.
Налоговый орган в сообщениях от 18.05.2020 и от 10.06.2020 проинформировал общество об отказе в предоставлении предусмотренной Правилами № 576 субсидии.
В обоснование отказа налоговый орган указал, что заявителем нарушен подпункт «д» пункта 3 Правил № 576, поскольку у общества по состоянию на 01.03.2020 имеется задолженность по авансовым платежам за 2019 год (по срокам уплаты: 25.04.2019, 25.07.2019, 25.10.2019) в размере 84 127 руб. 00 коп. Также, в сообщении от 10.06.2020 налоговый орган указал на нарушение заявителем подпункта «е» пункта 3 Правил № 576, поскольку количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет менее 90% от количества работников в марте 2020 года.
Не согласившись с вышеуказанными отказами налогового органа, ООО «Иверия» обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области с апелляционной жалобой, в которой просило признать бездействие налогового органа, в части отказа по выдаче субсидий незаконным, и обязать инспекцию произвести выплату указанных субсидий заявителю.
Письмом от 31.07.2020 № 06-27/11771 Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области отказало в удовлетворении апелляционной жалобы общества.
Общество, считая, что указанные отказы не соответствуют требованиям законодательства и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 1 Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Возмещение понесенных расходов юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) осуществляется в соответствии со статьей 78 БК РФ путем предоставления на безвозмездной и безвозвратной основе субсидии в целях возмещения недополученных доходов.
Согласно части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; из местного бюджета (часть 2 статьи 78 БК РФ).
На основании части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением № 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Настоящими Правилами устанавливаются цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Правилами определено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
Пунктом 3 Правил № 576 определены основные условия для получения субсидии, а именно:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица;
б) включение получателя субсидии в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;
д) у получателя субсидии по состоянию на 01.03.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 руб., при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Согласно пункту 5 Правил № 576 для получения субсидий за апрель и май 2020 года получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган не позднее 01.07.2020.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что ООО «Иверия» 14.05.2020 и 08.06.2020 своевременно обратилось в налоговый орган с заявлениями о предоставлении субсидий, предусмотренных Правилами № 576, за апрель и май 2020 года.
Рассмотрев вышеуказанные заявления общества, налоговый орган отказал обществу в предоставлении субсидий в связи с тем, что по состоянию на 01.03.2020 у последнего имеется недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающая 3 000 руб.; количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет менее 90% от количества работников в марте 2020 года.
Суды правомерно пришли к выводу, что при вынесении отказов в предоставлении субсидий налоговым органом не учтено следующее.
Согласно статье 346.12 НК РФ налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
В силу статьи 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии со статьей 346.21 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 Кодекса.
В соответствии со статьей 346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации в следующие сроки:
организации - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).
Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Таким образом, налог подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации, то есть, применительно к 2019 году до 31.03.2020 года включительно.
При этом, в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», организациям применяющим упрощенную систему налогообложения был продлен срок уплаты налога за 2019 год на 6 месяцев, т.е. до 30.09.2020 включительно.
Вместе с тем, в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ № 57), что из положений пункта 3 статьи 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, то есть предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума ВАС РФ № 57, деяния, ответственность за которые установлена статьей 122 НК РФ, состоят в неуплате или неполной уплате сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий.
В соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума ВАС РФ № 57 в силу статьи 122 НК РФ занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействия) налогоплательщика образуют состав предусмотренного данной нормой правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействия) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.
Поскольку исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется налогоплательщиками применяющими УСН после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог (пункт 15 Постановления Пленума ВАС РФ № 57), то в течение года у них отсутствует недоимка по налогу, а возникает она лишь, после истечения срока, предусмотренного для уплаты налога, по окончании налогового периода.
Следовательно, в рассматриваемом случае недоимка возникает после 30.09.2020, с учетом продления срока уплаты налога за 2019 год.
По смыслу статей 58 и 346.21 НК РФ недоимка по авансовому платежу, который уплачивается, как предварительный промежуточный платеж в течение налогового периода не является недоимкой по налогу по УСН за соответствующий период и не может быть признана таковой самостоятельно.
Судами учтено, что авансовые платежи по срокам уплаты: 25.04.2019 в сумме 44 307 руб. 00 коп., 25.07.2019 в сумме 31 056 руб. 00 коп., 25.10.2019 в сумме 8 764 руб. 00 коп., фактически оплаченные обществом 08.07.2020, 17.07.2020, 27.07.2020 не являлись недоимкой по состоянию как на 01.03.2020, так и на момент подачи заявлений от 14.05.2020 и от 08.06.2020. При этом, верно отмечено, что данные авансовые платежи в соответствии с Постановлением № 409 могли быть уплачены обществом в срок до 30.09.2020 включительно.
Отсутствие у общества недоимки по состоянию на 04.03.2020 и 10.03.2020 подтверждается выданными налоговым органом справками о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, доводы налогового органа о наличии у ООО «Иверия» недоимки по налогам как на 01.03.2020, так и на момент подачи заявлений от 14.05.2020 и от 08.06.2020, являются несостоятельными и противоречащими действующему законодательству.
Не указание в Постановлении № 409 о переносе сроков уплаты авансовых платежей, подлежащих уплате в течение 2019 г. не влияет на рассмотрение настоящего спора, поскольку как уже было отмечено выше, данные авансовые платежи могли быть уплачены обществом в срок до 30.09.2020 включительно.
Кроме того, ссылка налогового органа в сообщении от 10.06.2020, на нарушение обществом подпункта «е» пункта 3 Правил № 576 является необоснованной и противоречащая фактическим обстоятельствам, поскольку отказывая обществу в предоставлении субсидии за май 2020 года, налоговый орган не учел, что у заявителя начиная с марта 2020 года количество работников не менялось, что подтверждается сведениями о застрахованных лицах за отчетные периоды с 03 по 05 календарного 2020 года. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Иных оснований для отказа в предоставлении субсидии налоговым органом в оспариваемых решениях не указано.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.04.2021, дополнительное решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.05.2021 по делу № А47-13896/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Д.В. Жаворонков
Судьи О.Л. Гавриленко
Е.А. Кравцова