ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А47-14252/2023 от 30.01.2024 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-18401/2023

г. Челябинск

02 февраля 2024 года

Дело № А47-14252/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2024 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Скобелкина А.П.,

судей Бояршиновой Е.В., Корсаковой М.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.11.2023 по делу №А47-14252/2023.

В судебном заседании посредством использования системы видеоконференцсвязи, организацию которой обеспечил Арбитражный суд Оренбургской области, принял участие представитель некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» - ФИО1 (доверенность от 15.03.2023, диплом, паспорт).

Некоммерческая организация «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» (далее - заявитель, НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области», Фонд) обратилась в арбитражный суд к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее также - ответчик, ГЖИ по Оренбургской области, Инспекция) с заявлением о признании незаконным предписания ГЖИ по Оренбургской области об устранении выявленных нарушений от 18.07.2023 № ПР 16-п (далее - предписание от 18.07.2023 № ПР 16-п).

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 20.11.2023 заявленные требования удовлетворены.

Инспекция (далее также – апеллянт, податель жалобы), не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловала его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить.

В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что обращение Фонда с исковыми требованиями к ООО «56 Альпинистов» не может свидетельствовать об исполнении требований предписания и как следствие указывать на неправомерность его выдачи, поскольку решение Арбитражного суда Оренбургской области по делу №А47-8382/2022 вступило в законную силу 30.09.2023, с заявлением о выдаче исполнительного листа Фонд обратился только 13.12.2023.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ГЖИ по Оренбургской области на основании решения от 10.07.2023 и.о. начальника инспекции ФИО2, в период с 14.07.2023 по 18.07.2023 проведена выездная проверка в отношении деятельности заявителя, с целью контроля за устранением выявленных нарушений, срок устранения которых истек: предписание № ПР-4-п от 20.04.2023, срок устранения 19.05.2023.

Заинтересованным лицом составлен акт проверки № 16-п от 18.07.2023, в котором инспекцией сделан вывод о том, что заявителем предписание от 20.04.2023 № ПР-4-п не исполнено.

По результатам проведенной проверки выявлены нарушения требований пункта 11 части 2, частей 5 и 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта «д» пункта 6 Правил № 1702, пункта 11 статьи 27 Закона Оренбургской области от 12.09.2023 № 1762/539-V-03 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области», в связи с чем региональному оператору выдано предписание от 18.07.2023 № 16-п с требованием в срок до 18.08.2023 принять меры по устранению неисправностей возникших в период гарантийного срока, с момента подписания акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома № 52 по ул. Галактионова г. Бузулука, а именно:

- неисправное состояние сопряжения покрытие кровли с приемочной воронкой внутреннего организованного водостока, приводящее к протечкам с кровли и увлажнению перекрытий в кв. 74 и лестничной клетки 6 подъезда;

- металлические покрытия, выступающих элементов над плитой покрытия лоджии кв. 74, не обеспечивают отвод талых и дождевых вод и защиту от увлажнения строительных конструкций лоджии (отсутствует уклон), неисправности в сопряжении покрытия козырька лоджии со стенами. Устранить выявленные дефекты.

Заявитель, полагая, что оспариваемое предписание не исполнимо, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что на дату принятия оспоренного предписания Инспекцией не учтен тот факт, что заявителем выбран способ исполнения предписания путем обращения в арбитражный суд с заявлением о понуждении ООО «56 Альпинистов» к исполнению гарантийных обязательств по устранению дефектов указанных в предписании инспекции.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Выданное предписание не должно носить признаки формального выполнения требований. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.

Предписание государственной жилищной инспекции является ненормативным правовым актом, влекущим определенные правовые последствия для лица, которому выдано это предписание.

Предписание следует считать законным, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие для определенной организации однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, предусмотренного законодательством или нормативными документами и являющегося обязательным, и возможные действия по устранению выявленного нарушения. В противном случае предписание возлагает на лицо, которому адресовано, обязанности, не согласующиеся с требованиями закона и создающие для него необоснованные препятствия в осуществлении своей деятельности.

Несоблюдение вышеупомянутых требований влечет неисполнимость вынесенного ненормативного правового акта, и, соответственно, его недействительность.

В соответствии с частью 15 статьи 20 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2022 № 1702 утверждены правила осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности (далее - Правила № 1702).

Согласно пункту 37 Правил № 1702, в случае если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение региональным оператором требований, органом государственного жилищного надзора выдается предписание об устранении в 30-дневный срок выявленных нарушений, которое является приложением к акту.

Согласно части 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Одной из функций регионального оператора является осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (пункт 3 части 1 статьи 180 ЖК РФ).

В силу пункта 3 части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обязан, также, осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме.

Региональный оператор несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений (пункт 11 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Частью 4 статьи 182 ЖК РФ установлено, что законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены случаи, при которых функции технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут осуществляться органами местного самоуправления.

Исходя из пункта 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации технический заказчик - это юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности.

На основании ЖК РФ, постановлением Правительства Оренбургской области от 03.07.2012 № 562-п создан региональный оператор - Некоммерческая организация «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области».

Согласно подпункту 11 статьи 4 статьи 27 Закона Оренбургской области от 12.09.2013 № 1762/539-V-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области» региональный оператор в целях обеспечения выполнения работ и (или) оказания услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.

В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Закона Оренбургской области от 12.09.2013 № 1762/539-V-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области» региональный оператор несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 27.09.2021 №857-пп утверждено Положение о региональном государственном жилищном контроле (надзоре) в Оренбургской области (далее - Постановление от 27.09.2021 № 857-пп).

Государственный жилищный надзор на территории Оренбургской области осуществляет государственная жилищная инспекция по Оренбургской области (пункт 2 Постановления от 27.09.2021 № 857-пп).

В соответствии с пунктом 58 Постановления от 27.09.2021 № 857-пп в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом должностное лицо в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано, в том числе выдать после оформления акта контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Инспекция осуществляет контроль за исполнением предписаний, иных решений инспекции, вынесенных должностными лицами инспекции (пункт 60 Постановления от 27.09.2021 № 857-пп).

Как следует из материалов дела, между НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» и ООО «56 Альпинистов» заключен договор подряда от 06.03.2020 № СМР-115/2020 на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома № 52 по ул. Галактионова города Бузулука Оренбургской области.

Акты приема выполненных работ подписаны 07.12.2020.

В период гарантийного срока, а именно 20.06.2022 заявителем был организован комиссионный осмотр, по результатам которого были выявлены дефекты капитального ремонта.

28.06.2022 письмом № 6591/2022 заявитель направил в адрес подрядной организации - ООО «56 Альпинистов» претензию с требованием об устранении недостатков в срок до 25.07.2022.

В связи с неисполнением требований досудебной претензии в добровольном порядке заявитель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к ООО «56 Альпинистов» о понуждении к исполнению гарантийных обязательств в рамках договоров подряда, в том числе и по спорному многоквартирному дому.

Решением суда от 29.08.2023 (резолютивная часть объявлена 22.08.2023) по делу № А47-8382/2022 исковые требования заявителя удовлетворены в полном объеме, на подрядную организацию возложена обязанность по устранению выявленных дефектов.

Решение суда от 29.08.2023 по делу № А47-8382/2022 вступило в законную силу.

В период рассмотрения дела № А47-8382/2022 в адрес заявителя было вынесено предписание Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области N ПР-4-п от 20.04.2023 (л.д. 16).

Указанным предписанием на заявителя возложена обязанность в срок до 19.05.2023 принять меры направленные на устранение возникших в период гарантийного срока, с момента подписания акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома № 52 по ул. Галактионова г. Бузулука, а именно:

- неисправное состояние сопряжения покрытие кровли с приемочной воронкой внутреннего организационного водостока, приводящее к протечкам с кровли и увлажнению перекрытий в кв. 74 и лестничной клетки 6 подъезда;

- металлические окрытия, выступающих элементов над плитой лоджии кв. 74, не обеспечивает отвод талых и дождевых вод и защиту от увлажнения строительных конструкций лоджии (отсутствует уклон), неисправности в сопряжении покрытия козырька лоджии со стенами. Устранить выявленные дефекты.

Заявителем в адрес Инспекции направлено письмо № 4124/23 от 28.04.2023 с ходатайством о продлении срока исполнения предписания от 20.04.2022 № ПР-4-п на период рассмотрения дела № А47-8382/2022, в рамках которого рассматривается заявление о понуждении подрядной организации - ООО «56 Альпинистов» к исполнению гарантийных обязательств в рамках договоров подряда, в том числе по многоквартирному дому № 52 по ул. Галактионова города Бузулука Оренбургской области (л. д. 19).

19.06.2023 заявителем получено письмо инспекции № б/н от б/д с требованием о предоставлении сведений об исполнении предписания от 20.04.2022 № ПР-4-п (л.д. 15).

Письмом № 6139/23 от 20.06.2023 заявитель повторно направил ходатайство о продлении срока исполнения предписания от 20.04.2022 N ПР-4-п, с указание на рассмотрение в арбитражном суде дела (№А47-8382/2023) по заявлению о понуждении ООО «56 Альпинистов» к исполнению гарантийных обязательств, а именно дефектов указанных в предписании от 20.04.2022 № ПР-4-п (л.д. 22).

27.06.2023 заявителем получено решение Инспекции по вопросу о приостановлении исполнения предписания от 20.04.2022 № ПР-4-п (л.д. 13-14).

Вместе с тем, 05.07.2023 заявителем получено письмо Инспекции №1166/40, в соответствии с которым решение от 27.06.2023 № 357 по вопросу о приостановлении исполнения предписания об устранении выявленных нарушений от 20.04.2023 № ПР-4-п считать ошибочным (л.д. 12).

Дополнительно письмом от 12.07.2023 Инспекция повторно сообщила о невозможности продления срока исполнения предписания со ссылкой на положения Постановления Правительства РФ от 28.09.2022 № 1702 (л.д. 11).

14.07.2023 заявителем подана жалоба № 7104/23 на решение органа государственного жилищного надзора в части отказа в продлении срока исполнения предписания (л.д. 24).

В обосновании доводов заявителем было указано на то, что по смыслу положений статьи 20 ЖК РФ контроль за деятельностью регионального оператора относится к одной из разновидностей государственного жилищного контроля (надзора).

18.07.2023 в адрес заявителя направлено оспариваемое предписание об устранении выявленных нарушений.

Указанным предписанием на заявителя была возложена обязанность принять меры по устранению неисправностей возникших в период гарантийного срока, с момента подписания акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома № 52 по ул. Галактионова г. Бузулука, а именно: неисправное состояние сопряжения покрытие кровли с приемочной воронкой внутреннего организованного водостока, приводящее к протечкам с кровли и увлажнению перекрытий в кв. 74 и лестничной клетки 6 подъезда; металлические покрытия, выступающих элементов над плитой покрытия лоджии кв. 74, не обеспечивают отвод талых и дождевых вод и защиту от увлажнения строительных конструкций лоджии (отсутствует уклон), неисправности в сопряжении покрытия козырька лоджии со стенами. Устранить выявленные дефекты.

Выдавая оспариваемое предписание, Инспекция исходила из того, что на момент проведения осмотра, ранее выявленные неисправности, приводящие к протечкам и увлажнению строительных конструкций жилого помещения № 74 не устранены, Инспекцией предписано региональному оператору принять меры по устранению неисправностей возникших в период гарантийного срока, с момента подписания акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту кровли спорного многоквартирного дома.

При этом, как обоснованно отмечено судом, заинтересованным лицом не учтен тот факт, что заявителем выбран способ исполнения предписания путем обращения в арбитражный суд с заявлением о понуждении ООО «56 Альпинистов» к исполнению гарантийных обязательств по устранению дефектов указанных в предписании инспекции. Указанная информация доведена заявителем в момент проведения осмотра, о чем в акте проверки содержится запись.

На основании изложенного, оспариваемое предписание выдано инспекцией неправомерно что, соответственно, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет признание ненормативного правового акта недействительным.

В связи с чем, требования НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» подлежали удовлетворению.

Суд первой инстанции, полно и всесторонне исследовав и оценив совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, пришел в соответствии с вышеприведенными нормами права к обоснованным выводам.

Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом нормы права.

С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.

В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.

Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.11.2023 по делу № А47-14252/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья А.П. Скобелкин

Судьи Е.В. Бояршинова

М.В. Корсакова