ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А47-14664/2022 от 15.08.2023 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-5302/23

Екатеринбург

15 августа 2023 г.

Дело № А47-14664/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2023 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2023 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Жаворонкова Д.В.,

судей Сухановой Н.Н., Гавриленко О.Л.,

при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л. рассмотрел в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Теряевой Ольги Андреевны (далее - ИП Теряева О.А., предприниматель, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.03.2023 по делу № А47-14664/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2023 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

ИП Теряевой О.А. – Савраева И.Н. (доверенность от 16.05.2022);

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Оренбургской области (далее - МИФНС № 13) – Кузнецова Е.В. (доверенность от 09.09.2022);

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Оренбургской области (далее - МИФНС № 15) – Филатов А.Ю. (доверенность от 31.07.2023), Кузнецова Е.В. (доверенность от 19.01.2023).

ИП Теряева О.А. обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к МИФНС № 13, МИФНС № 15 об обязании возвратить истцу излишне взысканные суммы в размере 3 940 254 руб. 32 коп., о взыскании процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, на дату вынесения судебного акта.

Решением суда первой инстанции от 23.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2023 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе и возражениях на отзыв инспекции, налогоплательщик просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции и удовлетворить заявленные требования, указывая на то, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и предоставленным в материалы дела доказательствам, основаны на неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, при этом судами неверно применены и нарушены нормы материального и процессуального права.

Поскольку Теряева О.А. оплатила суммы налогов в размере 3 950 000 руб. через кассу банка после принятия актов налогового органа и, как следствие, возбуждения исполнительного производства, истица могла ставить вопрос о возврате соответствующих сумм, как излишне взысканных (в пределах сроков, установленных в статье 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)), а суд должен был удовлетворить заявленные требования, учитывая, что решения МИФНС № 13 № 38331 от 10.08.2020 и постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Оренбургской области № 68 о взыскании налога сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика от 27.08.2020 признано незаконными при рассмотрении дела № А47-3 527/2021, вступившего в законную силу при рассмотрении арбитражного дела № А47-14664/2022.

В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу налогоплательщика – без удовлетворения.

Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга (ранее до переименования в МИФНС № 13) в период с 19.12.2018 по 30.01.2019 проведена выездная налоговая проверка ИП Теряевой О.А. по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания перечисления) налогов и сборов, проверяемый период - с 01.01.2015 по 31.12.2017.

По результатам проверки составлен акт налоговой проверки от 11.02.2019 № 1626/03дсп.

По результатам проверки вынесено решение о привлечении
к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.03.2019
№ 16-26/419, которым заявителю предложено уплатить всего
11 030 948,18 рублей, а именно:

налог на добавленную стоимость (далее - НДС) за 1, 2, 3, 4 кварталы
2015 г., за 1, 2, 3, 4 кварталы 2016 г., за 1, 2, 3, 4 кварталы 2017 г. в сумме
6 504 647 рублей;

налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2015 г., 2016 г., 2017 г. в сумме 212 553 рублей;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы на ОПС) за 2017 г. в сумме 129 167 рублей;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы на ОМС) за 2017 г. в сумме 4 590 рублей;

пени за нарушение сроков уплаты НДС в сумме 1 524 588,21 рублей, пени за нарушение сроков уплаты НДФЛ в сумме 26 563,39 рублей,

пени за нарушение срока уплаты страховых взносов на ОПС в сумме
9 750,52 рублей,

пени за нарушение срока уплаты страховых взносов на ОМС в сумме 508,06 рублей,

штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС за 4 квартал 2015 г., за 1 квартал 2016 г., за 2 квартал 2016 г., за 3 квартал 2016 г., за 4 квартал
2016 г., за 1 квартал 2017 г., за 2 квартал 2017 г., за 3 квартал 2017 г.,
за 4 квартал 2017 г. в результате занижения налоговой базы в виде штрафа
в размере 1 068 319 рублей;

штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДФЛ за 2015 г., 2016 г., 2017 г. в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере
42 511 рублей; привлечения к налоговой ответственности по пункту 1
статьи 122 НК РФ за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 г. в результате занижения базы в виде штрафа в размере
25 833 рублей;

штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату страховых взносов на ОМС за 2017 г. в результате занижения базы в виде штрафа в размере
918 рублей;

привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2016 г., за 2 квартал 2016 г.,
за 3 квартал 2016 г., за 4 квартал 2016 г., за 1 квартал 2017 г., за 2 квартал
2017 г., за 3 квартал 2017 г., за 4 квартал 2017 г. в виде штрафа в размере
1 440 371 рубль;

штраф по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по НДФЛ
за 2015 г., 2017 г. в виде штрафа в размере 40 649 рублей.

Основанием для принятия инспекцией оспариваемого решения и доначисления НДС, НДФЛ, страховых взносов на ОПС и ОМС, пеней и штрафов послужил вывод налогового органа об осуществлении заявителем, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, в проверяемый период предпринимательской деятельности по сдаче в аренду недвижимого имущества - земельных участков.

Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Оренбургской области № 16-10/11159 от 16.07.2019 по апелляционной жалобе налогоплательщика решение инспекции отменено в части начисления пени по НДФЛ в сумме 13 892,40 рублей и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 22 061 рублей в связи с наличием переплаты по НДФЛ по сроку уплаты 16.07.2018 в размере, превышающем сумму доначисленного НДФЛ
(110 305,00 рублей), в остальной части решение инспекции оставлено без изменения, а именно 10 994 994,78 рублей.

19.07.2019 инспекцией Теряевой О.А. выставлено требование № 38331
об уплате налога, пени, штрафов, срок добровольного исполнения требования установлен до 08.08.2019.

12.08.2019 налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения № 16-26/419
от 29.03.2019 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (дело № А47-11385/2019).

13.08.2019 определением суда по делу № А47-11385/2019 заявление предпринимателя принято к производству, по ходатайству заявителя судом 13.08.2019 приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району
г. Оренбурга № 16-26/419 от 29.03.2019 о привлечении к ответственности индивидуального предпринимателя Теряевой Ольги Андреевны за совершение налогового правонарушения, выдан исполнительный лист
серии ФС № 026948316.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области по делу
№ А47-11385/2019 от 12.12.2019 требования предпринимателя удовлетворены, решение инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району
г. Оренбурга № 16-26/419 от 29.03.2019 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 01.06.2020, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 01.10.2020, решение суда первой инстанции по делу
№ А4711385/2019 от 12.12.2019 изменено, требования предпринимателя удовлетворены частично.

Решение инспекции № 16-26/419 от 29.03.2019 признано недействительным судом апелляционной инстанции в сумме 2 028 780 рублей, а именно:

привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2015 г., за 1 квартал 2016 г., за 2 квартал 2016 г., за 3 квартал 2016 г., за 4 квартал 2016 г.,
за 1 квартал 2017 г., за 2 квартал 2017 г., за 3 квартал 2017 г., за 4 квартал
2017 г. в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере
534 159,50 рублей;

привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на доходы физических лиц за 2015 г., 2016 г., 2017 г. в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 10 225 рублей;

привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 г. в результате занижения базы в виде штрафа в размере 12 916,50 рублей;

привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 г. в результате занижения базы в виде штрафа в размере 459 рублей;

привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2016 г., за 2 квартал 2016 г., за 3 квартал 2016 г., за 4 квартал 2016 г.,
за 1 квартал 2017 г., за 2 квартал 2017 г., за 3 квартал 2017 г., за 4 квартал 2017 г. в виде штрафа в размере 1 432 371 рубль;

привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2015 г., 2017 г. в виде штрафа в размере 38 649 рублей.

10.08.2020 инспекция вынесла решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств
на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств № 38331 о взыскании задолженности в сумме 8 725 830,90 руб., в том числе:
6 610 414 руб. - налог, 1 547 656 руб. - пени, 567 760 руб. - штраф.

27.08.2020 постановлением № 68 налоговый орган решил произвести взыскание налогов, сборов, пени, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика.

Отделом судебных приставов Ленинского района г. Оренбурга Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области постановлением от 02.09.2020 на основании исполнительного документа - постановления инспекции № 68 от 27.08.2020 возбуждено исполнительное производство № 213192/20/56044-ИП.

В рамках исполнительного производства с налогоплательщика взыскано 4486469,16 руб., в том числе:

- в счет уплаты НДС 2 419 721,45 руб. по платежным поручениям
от 29.12.2021, 22.04.2021, 08.04.2021, 19.03.2021, 26.02.2021, 27.01.2021, 15.01.2021, 26.12.2020, 07.10.2020, 07.10.2020, 22.09.2020, 15.09.2020, 14.09.2020;

- в счет уплаты пени по НДС 1 524 588,21 руб. по платежному поручению от 29.12.2021;

- в счет уплаты штрафа по НДС 542 159,50 руб. по платежному поручению от 29.12.2021.

ИП Теряевой О.А. уплачена (погашена) задолженность по требованию инспекции от 19.07.2019 № 38331 на основании чеков-ордеров ПАО Сбербанк от 29.09.2020 на сумму 1 790 000 руб., от 10.10.2020 на сумму 200 000 руб.,
от 20.10.2020 на сумму 400 000 руб., № 17.11.2020 на сумму 300 000 руб.,
от 08.12.2020 на сумму 60 000 руб., от 28.12.2020 на сумму 200 000 руб.,
от 17.02.2021 на сумму 1 000 000 руб., всего в общей сумме 3 950 000 рублей.

25.03.2021 ИП Теряева О.А. обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области в рамках дела № А47-3527/2021 с заявлением о признании не подлежащим исполнению решения инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга № 38331 от 10.08.2020, постановления инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Оренбурга № 68 от 27.08.2020 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов).

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 18.10.2021 по делу № А47-3527/2021, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2021, в удовлетворении требований налогоплательщика отказано.

Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 25.04.2022 решение суда первой инстанции от 18.10.2021 и постановление суда апелляционной инстанции от 24.12.2021 отменены, требования предпринимателя удовлетворены, признаны недействительными решение инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга от 10.08.2020 № 38331, постановление инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Оренбурга от 27.08.2020
№ 68.

Инспекцией приняты решения о возврате излишне взысканного налога на сумму 294 041,03 руб. по решениям № 98542 от 04.08.2022 на сумму
139 605,11 руб., № 98380 от 03.08.2022 на сумму 12 225 руб., № 97392
от 28.07.2022 на сумму 105 767 руб., № 97989 от 02.08.2022 на сумму
9749,39 руб., № 97998 от 02.08.2022 на сумму 12 916,50 руб.. № 97990
от 02.08.2022 на сумму 459 руб., № 98558 от 04.08.2022 на сумму 3062,56 руб., № 98555 от 04.08.2022 на сумму 9748,68 руб.

Инспекцией 15.08.2022 приняты решения об уплате процентов № 98566, 98010, 98008, 98007 на сумму 91 849,08 рублей.

Решениями № 140245, 140244, 14046 от 19.10.2022 инспекцией произведен возврат взысканного налога на сумму 4 486 469,16 рублей.

Полагая, что налоговая задолженность в размере 3 940 254,32 руб. подлежит возврату как излишне взысканная, поскольку была уплачена налогоплательщиком после возбуждения исполнительного производства на основании решения инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга от 10.08.2020 № 38331, постановления инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Оренбурга
от 27.08.2020 № 68, признанных постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 25.04.2022 по делу № А47-3527/2021 недействительными, и указанная сумма необоснованно не возвращена инспекцией, ИП Теряева О.А. обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что отсутствуют основания для квалификации названной суммы как излишне уплаченного налога в понимании статьи 79 НК РФ, а решение и требование налогового органа, во исполнение которого предпринимателем уплачена налоговая задолженность в бюджет, недействительными не признаны.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В силу пункта 1 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у такого лица недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням по налогам, сборам, страховым взносам и штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.

Таким образом, для возврата налогоплательщику излишне взысканной суммы налога (пени) необходимо наличие излишнего взыскания суммы налога и отсутствие недоимки по уплате налогов, сборов или пеней, причитающейся тому же бюджету (внебюджетному фонду).

Как следует из материалов дела, инспекцией по результатам выездной налоговой проверки вынесено решения № 16-26/419 от 29.03.2019
о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое было оспорено предпринимателем в Арбитражный суд Оренбургской области (дело № А4711385/2019).

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 01.06.2020, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 01.10.2020, решение суда первой инстанции по делу
№ А4711385/2019 от 12.12.2019 изменено, требования предпринимателя удовлетворены частично.

Решение инспекции № 16-26/419 от 29.03.2019 признано судом апелляционной инстанции недействительным в сумме 2 028 780 рублей.

Судебными актами по делу № А47-11385/2019 подтверждено, что инспекция доказала, что деятельность заявителя по сдаче в аренду земельных участков являлась предпринимательской, поэтому начисления налоговых обязательств произведены исходя из предпринимательского характера указанной деятельности, с учетом удержанного арендаторами земельных участков как налоговыми агентами НДФЛ. Расчет налоговых обязательств предпринимателя был предметом оценки судов, проверен судами и признан верным, суды согласились с применением инспекцией при расчете НДС расчетной ставки 18/118, при расчете базы по НДФЛ - кадастровой стоимости земельных участков, а при определении размера страховых взносов - профессионального налогового вычета.

Следовательно, итоговая налоговая обязанность ИП Теряевой О.А. определена решением инспекции № 16-26/419 от 29.03.2019 и с учетом его частичного признания его недействительным судами по делу Арбитражного суда Оренбургской области по делу № А47-11385/2019 составила 8 966 214,78 рублей.

Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статьей 101.3 НК РФ установлен порядок исполнения решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу (пункт 1 статьи 101.3 НК РФ).

Обращение соответствующего решения к исполнению возлагается на налоговый орган, вынесший это решение. В случае рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом в апелляционном порядке вступившее в силу соответствующее решение направляется в налоговый орган, вынесший первоначальное решение, в течение трех дней со дня вступления в силу соответствующего решения (пункт 2 статьи 101.3 НК РФ).

На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора, страховых взносов), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение (пункт 3 статьи 101.3 НК РФ, в редакции действовавшей на момент принятия требования от 19.07.2019).

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (в редакции действовавшей на момент принятия требования от 19.07.2019).

Согласно пункту 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (в редакции действовавшей на момент принятия требования от 19.07.2019).

Судами установлено то, что решением Управления Федеральной налоговой службы России по Оренбургской области № 16-10/11159 от 16.07.2019
по апелляционной жалобе налогоплательщика решение инспекции отменено в части начисления пени по НДФЛ в сумме 13 892,40 рублей и штрафа
по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 22 061 рублей в связи с наличием переплаты по НДФЛ по сроку уплаты 16.07.2018 в размере, превышающем сумму доначисленного НДФЛ (110 305,00 рублей), в остальной части решение инспекции оставлено без изменения.

19.07.2019 инспекцией Теряевой О.А. выставлено требование № 38331
об уплате налога, пени, штрафов, срок добровольного исполнения требования установлен до 08.08.2019.

Следовательно, после вступления в силу решения инспекции от 29.03.2019 № 1626/419, с учетом его изменения решением УФНС по Оренбургской области от 16.07.2019 № 16-10/11159, инспекцией в установленном порядке обращено к исполнению решение путем направления ИП Теряевой О.А.
в предусмотренный срок требования от 19.07.2019 № 38331 об уплате налоговой задолженности в сумме 10 785 524,34 рубля со сроком добровольного исполнения 08.08.2019.

12.08.2019 налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения № 16-26/419
от 29.03.2019 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (дело № А47-11385/2019).

13.08.2019 определением суда по делу № А47-11385/2019 заявление предпринимателя принято к производству, по ходатайству заявителя судом 13.08.2019 приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия решения инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга № 16-26/419 от 29.03.2019 о привлечении к ответственности индивидуального предпринимателя Теряевой Ольги Андреевны за совершение налогового правонарушения, до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.

01.06.2020 по делу № А47-11385/2019 обеспечительные меры, принятые определением суда первой инстанции от 13.08.2019, прекратили свое действие.

Ввиду отсутствия уплаты ИП Теряевой О.А. налоговой задолженности по требованию от 19.07.2019 № 38331, инспекцией начата процедура принудительного взыскания налоговой задолженности по решению инспекции от 16.07.2019 № 1610/11159 в сумме 8 725 830,90 рублей.

К процедуре принудительного взыскания налога, страхового взноса, пени, штрафа относится вынесение в порядке статьи 46 НК РФ решения о взыскании налога (пени, штрафа) за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а при недостаточности денежных средств - решения в порядке статьи 47 НК РФ о взыскании налога (пени, штрафа) за счет имущества налогоплательщика путем направления соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

10.08.2020 инспекций Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга вынесено решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств
на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств № 38331 о взыскании задолженности в сумме 8 725 830,90 рублей.

27.08.2020 инспекцией Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Оренбурга принято постановлением № 68 об обращении взыскания налогов, сборов, пени, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика в сумме 8 517 373,88 рублей.

Арбитражный суд Уральского округа в рамках дела № А47-3527/2021, признавая недействительными решение инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга от 10.08.2020 № 38331 и постановление инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Оренбурга от 27.08.2020 № 68, пришел к выводу, что в силу прямого указания законодателем в статье 46 НК РФ решение о взыскании, принятое после истечения установленного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит, соответственно принятие налоговым органом решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика также является неправомерным.

Заявитель считает, что налоговая задолженность в размере
3 940 254,32 руб. является излишне взысканной, поскольку была уплачена налогоплательщиком после возбуждения исполнительного производства на основании решения инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга от 10.08.2020 № 38331 и постановления инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Оренбурга от 27.08.2020 № 68, признанных недействительными постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 25.04.2022 по делу № А47-3527/2021.

Между тем, заявитель не учитывает, что в настоящем случае налоговая задолженность по действительному решению инспекции как самостоятельно уплачена предпринимателем, так и принудительно взыскана службой судебных приставов в рамках исполнительного производства на основании исполнительного документа инспекции, впоследствии признанного судом недействительным.

Так, постановлением от 02.09.2020 ведущим судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов Ленинского района города Оренбурга Управления Федеральной службы судебных приставов Оренбургской области возбуждено исполнительное производство
№ 213192/20/56044-ИП, где в пункте 2 ИП Теряевой О.А. установлен
5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе в сумме 8 517 373,88 рубля (материалы электронного дела от 30.09.2022).

В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа (постановления инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Оренбурга от 27.08.2020 № 68) в сумме
8 517 373,88 рубля, в рамках исполнительного производства
№ 213192/20/56044-ИП с ИП Теряевой О.А. службой судебных приставов взыскано 4 486 469,16 рублей.

В соответствии с пунктами 5 и 8 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции; акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Из пункта 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» следует, что в силу положений статьи 47 НК РФ и статьи 20 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», а также применительно к пункту 8 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве постановления налоговых органов (органов Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации) о взыскании налогов (страховых взносов) за счет имущества налогоплательщика (плательщика страховых взносов) являются исполнительными документами, которые направляются для принудительного исполнения в службу судебных приставов.

В частности, к таким исполнительным документам относятся постановления налогового органа о взыскании задолженности по налогам, сборам, пени, штрафам и процентам за счет имущества должника-налогоплательщика, принимаемые в порядке, установленном статьей 47 НК РФ.

Следовательно, в связи с признанием судом не подлежащим исполнению постановления налогового органа, взысканные с заявителя службой судебных приставов в рамках исполнительного производства денежные средства подлежат возвращению должнику, что и было сделано инспекцией путем принятия решений о возврате заявителю излишне взысканной налоговой задолженности в сумме 4 486 469,16 руб. и процентов в связи с нарушением срока возврата в сумме 91 849,08 рублей.

Между тем, отсутствуют основания полагать, что денежные средства в сумме 3 950 000 рублей были уплачены налогоплательщиком на основании
не подлежащим исполнению постановления инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Оренбурга от 27.08.2020 № 68
в рамках исполнительного производства № 213192/20/56044-ИП.

Как следует из материалов дела, ИП Теряевой О.А. самостоятельно уплачена (погашена) задолженность по требованию инспекции от 19.07.2019
№ 38331 на основании чеков-ордеров ПАО Сбербанк от 29.09.2020 на сумму
1 790 000 руб., от 10.10.2020 на сумму 200 000 руб., от 20.10.2020 на сумму
400 000 руб., № 17.11.2020 на сумму 300 000 руб., от 08.12.2020 на сумму
60 000 руб., от 28.12.2020 на сумму 200 000 руб., от 17.02.2021 на сумму
1 000 000 руб., всего в общей сумме 3 950 000 рублей, где получателем указано УФК по Оренбургской области (ИФНС России по Ленинскому района
г. Оренбурга), счет 40101810200000010010 (материалы электронного дела
от 23.01.2023), а не депозитный счет службы судебных приставов.

Таким образом, денежные средства в сумме 3 950 000 рублей были уплачены ИП Теряевой О.А. самостоятельно на основании решения инспекции от 16.07.2019 № 16-10/11159, признанного судами законным и обоснованным
в сумме 8 996 214,78 рублей, по действительному требованию инспекции
от 19.07.2019 № 38331, а не в рамках исполнительного производства
№ 213192/20/56044-ИП, возбужденного на основании исполнительного документа - постановления инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Оренбурга от 27.08.2020 № 68.

Поскольку судами в рамках дела № А47-11385/2019 установлен действительный размер налоговой обязанности ИП Теряевой О.А. на основании решения инспекции от 19.07.2019 № 38331 в сумме 8 996 214,78 рублей, то,
как верно указано судами, платежи ИП Теряевой О.В. по требованию инспекции от 19.07.2019 № 38331 в общей сумме 3 940 254 рубля 32 копейки излишне взысканными по смыслу статьи 79 НК РФ не являются.

При таких обстоятельствах, поскольку спорные денежные средства уплачены налогоплательщиком самостоятельно со ссылкой на действительное требование инспекции и на момент подачи предпринимателем заявления о возврате излишне взысканного налога у него имелись неисполненные обязательства перед бюджетом на основании вступившего в силу решения инспекции, прошедшего судебное оспаривание, то переплата по налогам (сборам) пени и штрафам в сумме 3 940 254 рубля 32 копейки у предпринимателя отсутствует, в связи с чем суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.

Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права, сводятся к переоценке выводов, сделанных судами по результатам рассмотрения спора.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17.02.2015 № 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде округа, предоставляют суду округа при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду округа подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов на основании части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом округа не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.03.2023 по делу
№ А47-14664/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Теряевой Ольги Андреевны – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Д.В. Жаворонков

Судьи Н.Н. Суханова

О.Л. Гавриленко