ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А47-14833/2021 от 03.08.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-4324/22

Екатеринбург

04 августа 2022 г.

Дело № А47-14833/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Лукьянова В.А.,

судей Поротниковой Е.А., Вдовина Ю.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН: <***>, ОГРН: <***>; далее – предприниматель ФИО1 Продавец, податель жалобы) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.02.2022 по делу № А47-14833/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.20221 по указанному делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сакмарскому району (ИНН: <***>, ОГРН: <***>; далее – Отдел МВД России, надзорный орган) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о привлечении предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 09.02.2022 заявленные требования удовлетворены, Продавец привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.17КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 руб., изъятая протоколом от 11.10.2021 алкогольная продукция направлена на уничтожение.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2022решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Продавец просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Податель жалобы настаивает на отсутствии оснований для привлечения его к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ по той причине, что факт хранения алкоголя без лицензии не доказан.

В обоснование своих доводов предприниматель ФИО1 указывает на то, что обстоятельствам, относящимся к событию правонарушения, не дана надлежащая правовая оценка.

Письменный мотивированный отзыв на кассационную жалобу Отдел МВД России в материалы дела не представил.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции на основании статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, 11.10.2021 надзорным органом произведен осмотр расположенного по адресу: по адресу: Оренбургская обл., Сакмарский р-он, <...> торгового объекта, по результату которого выявлено хранение алкогольной продукции, о чем составлены протоколы осмотра и изъятия спорной продукции в общем количестве 14 единиц.

В результате указанных мероприятий Отделом МВД России обнаружен факт хранения подателем жалобы алкогольной продукции без лицензии и без сопроводительных документов, подтверждающих легальность названной продукции.

По факту выявленного правонарушения надзорным органом в присутствии надлежащим образом извещённого предпринимателя ФИО1 о месте и времени составления протокола об административном правонарушении в назначенное время 14.10.2021 в отношении Продавца составлен названный протокол по части 3 статьи 14.17КоАП РФ.

Материалы дела об административном правонарушении в порядке статьи 23.1 КоАП РФ вместе с заявлением о привлечении подателя жалобы к административной ответственности направлены в Арбитражный суд Оренбургской области.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, назначая административное наказание в виде штрафа в указанном размере, исходил из доказанности наличия в действиях Продавца состава вменённого административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.17КоАП РФ, соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.

Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции согласился.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, практике его применения на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц – не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Объектом указанного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения заключается в нарушении ограничений и запретов законодательства Российской Федерации о государственном регулировании оборота алкогольной продукции, в частности, производство и (или) оборот (в том числе хранение) алкогольной, спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.

Субъектами правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, могут выступать юридические лица и должностные лица.

Субъективная сторона характеризуется умыслом.

На основании части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Согласно части 6 статьи 205 названного Кодекса при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В силу пункта 3 статьи 49, пункта 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах) товаров, признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

На основании пункта 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон о регулировании оборота алкогольной продукции) под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции.

Согласно пункту 1 статьи 16, пункту 2 статьи 18 названного Федерального закона розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина, произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) осуществляются организациями. Лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе хранение алкогольной продукции.

Верховный Суд Российской Федерации в пункте 2 Обзора судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.12.2017, разъяснил, что с 30.07.2017 за хранение алкогольной продукции без лицензии индивидуальные предпринимателя могут быть привлечены к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

На основании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что Продавец осуществляет свою деятельность торговом объекте, расположенном по адресу: Оренбургская обл., Сакмарский р-он, <...>. Основной вид осуществляемой деятельности – «47.11 Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах».

Материалами дела подтверждается, что 11.10.2021 в магазине, расположенном по указанному адресу, предприниматель ФИО1 осуществляла хранение алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность продукции, а именно: вина полусладкого «Домашнее» объемом 0,75 литра по цене 265 рублей – 1 шт., вина полусладкого розового «Кубаньвино» объемом 0,7 литра по цене 190 рублей – 1 шт., вина «Ferelli» объемом 0,7 литра по цене 197 рублей – 1 шт., вина полусладкого белого «Кубань-вино» объемом 0,7 литра по цене 190 рублей – 1 шт., настойки «Клюква особая на дубовой щепе» объемом 0,5 литра по цене 150 рублей – 4 шт., вина столового полусладкого красного «Чары Дионисия» объемом 1 литр по цене 190 рублей – 6 шт.

При этом надзорным органом обнаружено, что лицензия на осуществление данного вида деятельности у подателя жалобы отсутствует.

Судами установлено, что на хранении в месте осуществления розничной торговли находилось значительное количество единиц алкогольной продукции (14 единиц). Факт хранения алкогольной продукции (как один из этапов ее реализации) подтверждается, в том числе, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, объяснениями предпринимателя ФИО1, фото таблицей и другими материалами дела.

Кроме того, факт хранения алкогольной продукции был признан подателем жалобы в ходе судебного заседания.

Таким образом, судами установлено, что по результатам проверки Отделом МВД России обнаружены допущенные Продавцом нарушения, выразившиеся в хранении алкогольной продукции без лицензии, что является несоблюдением законодательства Российской Федерации о государственном регулировании оборота алкогольной продукции.

По данному факту надзорным органом 14.10.2021 в отношении надлежащим образом извещённого Продавца составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.17КоАП РФ и в порядке статьи 23.1 КоАП РФ направлен в арбитражный суд в пределах срока давности о привлечении к административной ответственности.

Отдел МВД России правомерно квалифицировал названные действия предпринимателя ФИО1 как нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, которые образуют объективную сторону одного из вменённого подателю жалобы административного правонарушения.

Оспоренные решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда о привлечении Продавца к административной ответственности по части 3 статьи 14.17КоАП РФ вынесены в пределах установленного статьёй 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Наказание назначено в пределах санкции части 3 статьи 14.17КоАП РФ.

Принимая во внимание совокупность доказательств, свидетельствующих о несоблюдении лицензионных требований при осуществлении предпринимателем ФИО1 деятельности по розничной торговле пищевыми продуктами с нарушением законодательства Российской Федерации, в частности, Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о регулировании оборота алкогольной продукции, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности факта наличия в действиях Продавца состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.17КоАП РФ. Подателем жалобы в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данный факт не опровергнут.

При разрешении вопроса о наличии вины предпринимателем ФИО1 в совершении вменённого административного правонарушения суды, руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ приняли во внимание, что при условии проявления должной осмотрительности Продавец имела реальную возможность для соблюдения вышеперечисленных норм закона, какие требовались от него в целях надлежащего исполнения обязанностей при осуществлении деятельности продаже продовольственных товаров, однако податель жалобы пренебрегла имеющейся у неё возможностью предпринять надлежащие меры для соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

Утверждения предпринимателя ФИО1 о недоказанности факта хранения алкоголя без лицензии и отсутствии правовой оценки судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку они опровергаются материалы дела доказательствами, которые были исследованы судами первой и апелляционной инстанции в совокупности и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для переоценки выводов судов в указанной части кассационный суд не усматривает.

В рассматриваемом случае суды оценили обстоятельства конкретного дела и, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их неразрывной совокупности, пришли к постановке обоснованного вывода об избрании в отношении подателя жалобы административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 руб., адекватного и соразмерного конституционно значимым целям и ценностям, необходимого для их защиты и отвечающего требованиям справедливости. Оснований не согласиться с установленными обстоятельствами и выводами судов не имеется.

Учитывая изложенное, суды пришли к правомерному выводу о наличии в действиях Продавца объективной стороны вменённого ему правонарушения, а также вины в его совершении и обоснованно удовлетворили требования Отдела МВД России, назначили предпринимателю ФИО1 административное наказание по части 3 статьи 14.17в виде штрафа в указанном размере, справедливо установив отсутствие оснований для применения положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1 КоАП РФ для признания правонарушения малозначительным либо для замены административного штрафа на предупреждение.

При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана правовая оценка согласно статье 71 названного Кодекса. В силу частей 1, 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющие правовое значение для дела обстоятельства определены судом с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами права.

Все аргументы Продавца, приведённые в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций.

Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.02.2022 по делу № А47-14833/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2022 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий В.А. Лукьянов

Судьи Е.А. Поротникова

Ю.В. Вдовин