ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А47-15189/20 от 17.12.2021 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-8885/21

Екатеринбург

17 декабря 2021 г.

Дело № А47-15189/2020

Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Поротниковой Е. А. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Природа» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.06.2021 по делу № А47-15189/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2021 по указанному делу.

Кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ, судьей единолично без вызова сторон.

Согласно части 5.1 статьи 211 АПК РФ решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 настоящего Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.

Общество с ограниченной ответственностью «Природа» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее – административный орган, Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 09.10.2020 № 40/01-146-2020 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 11.06.2021, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2021, в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами заявитель обратился в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, считая ошибочным выводы судов о наличии в его действиях состава вмененного административного правонарушения, просит решение и постановление суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества.

Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что согласно реестру мест накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), собственником места (площадки) накопления ТКО по ул. Новая, 6 г. Оренбурга, участок для накопления крупногабаритных отходов (далее –КГО) не оборудован; факт отсутствия специальной площадки для накопления КГО в месте (площадке) накопления ТКО, подтверждается актом осмотра от 03.04.2020 и фотоматериалами к нему.

По мнению заявителя, бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для сбора и накопления КГО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на территории, не входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория, самостоятельно.

Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.

Инспекция представила отзыв, в котором опровергает доводы заявителя кассационной жалобы и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Как следует из материалов дела, в связи с поступлением в Инспекцию 08.04.2020 материалов (акты осмотра контейнерной площадки), содержащих информацию о ненадлежащем предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, а именно: несвоевременный вывоз крупногабаритных отходов с контейнерной площадки, расположенной по адресу: <...>, Инспекцией 08.05.2020 вынесено определение № 6 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

По результатам проведенного расследования административным органом установлено, что в период с 30.03.2020 по 02.04.2020 коммунальная услуга по вывозу крупногабаритных отходов гражданам, проживающим в жилых домах № 6, 8, 8/1, 10/1 по ул. Новая, домах № 310, 312 по ул. Пролетарская г. Оренбурга, обществом не предоставлялась, что является нарушением режима обеспечения предоставления гражданам коммунальной услуги по обращению с ТКО.

По данному факту административным органом составлен протокол об административном правонарушенииот28.07.2020 № ПЛ-6, вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 09.10.2020 № 40/01-146-2020, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Полагая, что указанное постановление является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды исходили из доказанности материалами дела наличия в действиях ООО «Природа» состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, а также об отсутствии со стороны административного органа процедурных нарушений при привлечении общества к административной ответственности.

Согласно статье 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.

Частью 15.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что региональный оператор по обращению с ТКО отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО, начиная от места накопления ТКО, если иное не установлено договором.

Деятельность регионального оператора по обращению с ТКО регламентирована Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156).

Согласно статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ под ТКО понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Под региональным оператором по обращению с ТКО понимается юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются, и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (абзац 27 статьи 1 Федерального закона № 89-ФЗ).

В силу статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 1156, под «контейнерной площадкой» понимается место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Под «погрузкой ТКО» понимается перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки ТКО.

Одним из видов коммунальных услуг является обращение с твердыми коммунальными отходами (то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах) (подпункт «ж» пункта 4 Правил № 354).

На основании пункта 10 Правил № 1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 № 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354).

Исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (пункт 2); одним из видов коммунальных услуг является обращение с ТКО (то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах) (подпункт «ж» пункта 4 Правил № 354).

На основании пункта 148(22), пункта 17 Приложения № 1 Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, этими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги. Обеспечение своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления осуществляется в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.

Судами установлено, что в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО в Оренбургской области от 28.04.2018 общество с 01.01.2019 является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Оренбургской области.

С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций верно заключили, что общество является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей Оренбургской области, обязано соблюдать вышеуказанные нормативные требования и является субъектом административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.

Из оспариваемого постановления следует, что обществу вменено в вину непредоставление надлежащим образом в период с 30.03.2020 по 02.04.2020 коммунальной услуги по обращению с ТКО в виде КГО для потребителей, проживающих в многоквартирных домах № 6, 8, 8/1, 10/1 по ул. Новая и домах № 310, 312 по ул. Пролетарская г. Оренбурга, что является нарушением подпункта «а» пункта 148.22, пункта 148.45 Правил № 354, пункта 17 Приложения № 1 к Правилам № 354.

Доказательств, подтверждающих, что коммунальная услуга по обращению с ТКО в виде КГО в период с 30.03.2020 по 02.04.2020 предоставлялась потребителям, проживающим в указанных домах, ежедневно, заявителем не представлено.

Руководствуясь вышеуказанными нормами, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, в том числе протокол об административном правонарушении от 28.07.2020, акт осмотра территории от 03.04.2020 с приложенными фотоматериалами, согласно которым КГО накопились в значительных объемах, иные полученные в ходе административного расследования материалы, отчеты посещения геозон, представленные обществом, суды пришли к выводу об установленности и доказанности факта непредоставления ООО «Природа» коммунальной услуги по обращению с ТКО надлежащего качества.

В этой связи довод общества о недоказанности указанного обстоятельства, основанный на претензиях к акту осмотра и приложенным к нему фотоматериалам, подлежит отклонению.

Руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ суды посчитали доказанной материалами дела вины общества во вменяемом ему административном правонарушении.

Суды верно указали на то, что обществом не предприняты своевременные меры по недопущению нарушения режима обеспечения потребителей коммунальной услугой по обращению с ТКО.

При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.

Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судами не установлено.

Постановление вынесено с соблюдением установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Наказание назначено административным органом в пределах санкции статьи 7.23 КоАП РФ.

С учетом обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, суды не усмотрели оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Таким образом, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления от 09.10.2020 № 40/01-146-2020 по делу об административном правонарушении не имеется.

Доводы заявителя, указывающие на то, что бремя содержания контейнерных площадок, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки самостоятельно, отклоняются кассационным судом, поскольку из материалов дела следует, что в рассматриваемой ситуации скопление ТКО в значительном объеме расположено на месте, специально для этого предназначенном: на месте (площадке) накопления ТКО по адресу, включенному в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования город Оренбург. В свою очередь обществом не оспаривается, что на фотоматериалах зафиксирована площадка накопления ТКО, расположенная по указанному адресу.

Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, также изучены судом округа и отклонены, поскольку не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судом апелляционной инстанции и могли повлиять на обоснованность и законность судебного акта.

Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, доказательств, представленных в материалы дела, не свидетельствуют о незаконности принятых по делу законных судебных актов. Оснований для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).

Нормы материального права применены судами правильно. Нарушение норм процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 288.2, 289 АПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.06.2021 по делу № А47-15189/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2021 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Природа» – без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.

Судья Е.А. Поротникова