ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А47-16141/18 от 24.01.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-4657/19

Екатеринбург

25 января 2022 г.

Дело № А47-16141/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Краснобаевой И.А.,

судей Сулейменовой Т.В., Татариновой И.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель ФИО1, предприниматель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.07.2021 по делу № А47-16141/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 21.10.2021 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее – Министерство, истец) обратилось
в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением
к предпринимателю ФИО1 ответчик) о взыскании субсидии в форме гранта в размере 300 000 руб. 00 коп.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.07.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ФИО1 обжаловал его в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 21.10.2021 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе предприниматель ФИО1 просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что суды не исследовали причины не освоения гранта грантополучателем, а также незаконное бездействие грантодателя по устранению причин препятствующих ответчику освоению бюджетных средств на реализацию бизнес-проекта. Обжалуемые судебные акты налагают ответственность в отсутствие вины, что противоречат принципу судебной защиты гражданских прав.Считает, что суд незаконно отказал в применении срока исковой давности.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно кассационной жалобы.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 18.06.2015 на заседании комиссии по реализации мер государственной поддержки министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее - комиссия, Министерство) на основании судебных постановлений, вынесенных по делу №А47-1328/2014, ИП ФИО1 признан победителем конкурсного отбора, и принято решение
о выделении ему гранта в размере 300 000 руб. 00 коп. на приобретение ленточной пилорамы с бензиновым двигателем, автомата для заточки пил 12V, механического станка для разводки пил, ленточных пил (протокол № 5 заседания комиссии от 18.06.2015).

Между Министерством и предпринимателем (грантополучатель) 06.08.2015 заключен договор № 134 о предоставлении субсидии в форме гранта (далее – договор), в соответствии с пунктом 1.1 которого с решением комиссии по реализации мер государственной поддержки (протокол №5 от 18.06.2015) Министерство предоставляет единовременную, безвозмездную субсидию в форме гранта грантополучателю, который обязуется принять грант и распорядиться им в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленными договором.

На основании пункта 1.4 договора в результате предоставления субсидии в форме гранта, грантополучатель должен направить полученные средства на приобретение ленточной пилорамы с бензиновым двигателем, автомата для заточки пил 12V, механического станка для разводки пил, ленточных пил для достижения показателей хозяйственной деятельности, заявленных грантополучателем в бизнес-плане. В соответствии с пунктами 2.2.2, 2.2.3, 2.2.4 договора грантополучателель обязуется ежеквартально в течение 3-х лет представлять в Министерство отчеты об использовании гранта (приложение №2) с приложением заверенных копий документов, подтверждающих целевое использование средств; для обеспечения координации деятельности, направленной на поддержку малого и среднего предпринимательства, и проведение мониторинга деятельности получателей грантов ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом, в течение 3-х лет с даты получения гранта представлять в Министерство анкету получателей поддержки (приложение №3); а также обеспечивать достижение экономических показателей в соответствии с бизнеспланом.

Пунктом 2.2.7 договора установлена обязанность грантополучателя незамедлительно информировать Министерство о невозможности получить ожидаемые результаты, предусмотренные пунктом 1.4 договора.

В силу пункта 2.2.1 договора грантополучатель обязуется использовать грант исключительно на цели, определенные договором.

По условиям пункта 3.1 договора в случае невыполнения, ненадлежащего выполнения условий договора, а также нецелевого использования бюджетных средств, выявленного в результате подтвержденного актами группы по контролю за целевым использованием средств государственной поддержки, утвержденной приказом министерства, министерство готовит предложения для рассмотрения на заседании комиссии вопроса о возврате субъектом выделенного гранта в областной бюджет. Решение комиссии о возврате гранта оформляется протоколом, который направляется получателю заказным письмом с уведомлением.

Пунктом 3.2 договора предусмотрено, что при получении протокола средства гранта в течение 15 календарных дней подлежат возврату получателем на единый счет областного бюджета.

Факт перечисления истцом на счет ответчика денежных средств
в качестве гранта в размере 300 000 руб. 00 коп. подтверждается платежным поручением № 376099 от 07.08.2015.

Как указал истец, в нарушение условий договора ФИО1 не представлены: заверенные копии документов, подтверждающих целевое использование фанта, отчет об использовании гранта за 1 квартал 2017 года, а также анкеты за 2016-2018 годы.

Таким образом, истцом установлен факт неисполнения ФИО1 обязательств, предусмотренных условиями договора от 06.08.2015 № 134,
в связи с чем, 08.11.2018 истцом в адрес ответчика направлен протокол заседания комиссии по реализации мер государственной поддержки № 5
от 02.11.2018, в котором указано на необходимость возврата выделенной предпринимателю субсидии в форме гранта в размере 300 000 руб. в бюджет Оренбургской области в течение 15 календарных дней со дня получения протокола.

Указанный протокол получен ответчиком 13.11.2018, о чем свидетельствует почтовое уведомление.

В рамках дела № А47-140/2019 рассмотрено требование предпринимателя о признании недействительным названного протокола заседания комиссии по реализации мер государственной поддержки №5 от 02.11.2018.
В удовлетворении заявленных требований отказано.

В связи с неисполнением ответчиком требования о возврате бюджетных средств, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) предусмотрено, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

В силу пункта 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий.

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктами 2, 3 и 3.1. статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти; 2) из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.

В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.

Пунктом 1 статьи 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета. Главные распорядители бюджетных средств вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

Порядок предоставления субсидий из бюджета Оренбургской области утвержден постановлением Правительства Оренбургской области от 25 июня 2012 7 А47-16141/2018 № 508-п (действовал в период предоставления субсидий).

В соответствии с указанным Постановлением, контроль за целевым использованием субсидий осуществляет Министерство.

При выявлении обстоятельств, служащих основанием для возврата субсидий, министерство в течение 15 календарных дней направляет получателю письменное уведомление о возврате субсидий в областной бюджет с указанием оснований возврата. Возврат денежных средств осуществляется получателями: в течение финансового года, в котором установлено нарушение, на счет 40201 "Средства бюджетов субъектов Российской Федерации"; после окончания финансового года, в котором установлено нарушение, на счет 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".

В случае не возврата получателями указанных средств в областной бюджет их взыскание осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При рассмотрении спора судами установлено, что субсидия в форме гранта предпринимателю ФИО1 предоставлена в соответствии
с порядком предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Оренбургской области, утвержденным постановлением Правительства Оренбургской области от 25 июня 2012 7 А47-16141/2018
№ 508-п. (далее - Порядок, с 01.01.2017 действие настоящего постановления приостановлено). Целью предоставления гранта являлось увеличение количества субъектов малого предпринимательства на территории Оренбургской области.

Пунктом 8 Порядка установлены обязательные требования к условиям договора о предоставлении субъектам малого предпринимательства. Одними из них являются: обязательство субъекта обеспечить достижение экономических показателей в соответствии с его бизнес-планом; обязательство субъекта осуществлять деятельность в течение 3-х лет со дня поступления гранта на его счет.

В соответствии с требованиями пункта 8 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 25.06.2012 № 508-п, порядок возврата областной бюджет остатка неиспользованного гранта в случае его нецелевого использования, а также в случае использования гранта
с нарушением условий его предоставления, должны содержаться в договоре
о предоставлении субсидии субъектам малого предпринимательства.

По условиям пункта 3.1 договора в случае невыполнения, ненадлежащего выполнения условий договора, а также нецелевого использования бюджетных средств, выявленного в результате подтвержденного актами группы по контролю за целевым использованием средств государственной поддержки, утвержденной приказом министерства, министерство готовит предложения для рассмотрения на заседании комиссии вопроса о возврате субъектом выделенного гранта в областной бюджет. Решение комиссии о возврате гранта оформляется протоколом, который направляется получателю заказным письмом с уведомлением.

На момент рассмотрения дела по существу, ответчик доказательств использования денежных средств, исполнения обязательств, предусмотренных и установленных условиями Порядка предоставления субсидий и договором
от 06.08.2015 № 134, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.

Факт неиспользования денежных средств в размере 300 000 руб. 00 коп., выделенных ФИО1 в качестве гранта, и нахождения их в ячейке банка, также установлен в судебном заседании по рассмотрению дела
№ А47-6387/2018 и отражен в решении Арбитражного суда Оренбургской области от 02.11.2018.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 28.04.2021 по делу № А47-140/2019 в удовлетворении исковых требований предпринимателя ФИО1 о признании недействительным протокола заседания комиссии по реализации мер государственной поддержки № 5 от 02.11.2018 отказано. Суд пришел к выводу о том, что порядок вынесения решения министерством о возврате субсидии, оформленный протоколом заседания комиссии о реализации мер государственной поддержки № 5 от 02.11.2018, соответствует условиям заключенного между сторонами договора.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что факт предоставления истцом и получения ответчиком субсидии в 2015 году в размере 300 000 руб. коп. подтверждён и не кем не оспорен, ответчик обязан вернуть в бюджет полученную субсидию в полном объеме.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая неиспользования денежных средств, предусмотренных и установленных условиями Порядка предоставления субсидий и договором, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные истцом требования о взыскании с предпринимателя суммы субсидии в размере 300 000 руб.

Суд кассационной инстанции отмечает, что участвуя в конкурсных процедурах предоставления гранта и заключая договор, индивидуальный предприниматель не мог не понимать возлагаемых на него обязанностей по исполнению условий договора и собственного проекта.

Довод предпринимателя о пропуске срока исковой давности являлся предметом рассмотрения судов и правомерно отклонен, поскольку истец обратился в суд с настоящим иском 17.12.2018, срок исковой давности не является пропущенным.

Доводы кассационной жалобы о необходимости иной оценки доказательств являлись предметом рассмотрения в судах и не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права и несоответствии выводов судов обстоятельствам дела; несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами, оценкой доказательств не может быть предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции.

Исходя из изложенного, обжалуемые судебные акты является законными и обоснованными.

Переоценка доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судами, в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятого по делу судебного акта, не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.07.2021 по делу
№ А47-16141/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий И.А. Краснобаева

Судьи Т.В. Сулейменова

И.А. Татаринова