Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-8315/23
Екатеринбург
29 ноября 2023 г.
Дело № А47-19712/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Кравцовой Е.А., Сухановой Н.Н.
при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л., рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области кассационную жалобу Прокуратуры Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.06.2023 по делу № А47-19712/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2023 по тому же делу по заявлению Акционерное общество «ЭнергосбыТ Плюс» » (ОГРН <***>, ИНН <***>, далее - заявитель, общество, АО «ЭнергосбыТ Плюс») к Прокуратуре Оренбургской области, Прокуратуре г. Оренбурга о признании недействительным представления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» - ФИО1. (доверенность от 05.09.2022, диплом);
Прокуратуры Оренбургской области – ФИО2 (доверенность от 09.01.2023);
акционерного общества «Коммунальные электрические сети Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» - ФИО3 (доверенность от 10.08.2023, диплом).
АО «ЭнергосбыТ Плюс» обратилось в арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Прокуратуре Оренбургской области, Прокуратуре г. Оренбурга о признании недействительным представления от 07.10.2022 № 07-02-2022, взыскании с заинтересованного лица понесенных судебных расходов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «Коммунальные электрические сети Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» (далее - третье лицо, АО «Оренбургкоммунэлектросеть»).
Решением суда первой инстанции от 30.06.2023 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2022 решение суда оставлено в силе.
В кассационной жалобе Прокурор указывает на то, что суды неправильно применили нормы материального права относительно отождествления домов блокированной застройки с МКД. Отмечает, что акт обследования электроустановок потребителей 25.11.2022 получен уже после фактического рассмотрения представления и направления ответа на него. В ходе проверки указанный акт органам прокуратуры не представлялся. Конструктивные особенности домов блокированной застройки по адресам: <...> не предусматривают возможность потребления электрической энергии при использовании и содержании общего имущества. 19.04.2023 Прокуратурой проведено обследование системы электроснабжения, обеспечивающей электрической энергией вышеуказанные дома блокированной застройки, элементы общего имущества, а также энергопотребляющие устройства, функционирующие в целях электроснабжения на общедомовые нужды, в домах не обнаружены, о чем составлен соответствующий акт. Кабель, отходящий от ОДПУ до ИПУ, не является общим имуществом собственников жилья, поскольку данное имущество никогда не включалось в перечень общего имущества собственников помещений спорных домов, спорные лини электропередач не принимались к учету, и по своему статусу не может идентифицироваться как имущество МКД. Обращает внимание, что в оспариваемом представлении не вменялось нарушений при установке и эксплуатации приборов учетов электроэнергии. Начисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды (далее - ОДН) в указанных домах не соответствует требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, поскольку помещения и места общего пользования, входящие в состав общего имущества, в вышеуказанных домах отсутствуют. Требование прокурора рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона, не является тождественным требованию о безусловном привлечении работника к дисциплинарной ответственности.
АО «ЭнергосбыТ Плюс» и АО «Оренбургкоммунэлектросеть» в представленных отзывах просят решение и постановление судов оставить без изменения.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой г. Оренбурга рассмотрены обращения ФИО4 о несогласии с действиями Центрального отделения Оренбургского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» по начислению платы за электроэнергию на ОДН в отношении принадлежащих ей объектов жилищного фонда по адресам: <...>.
В ходе проведения проверки Прокуратурой г. Оренбурга установлено, что обществом допущено незаконное начисление платы за электроэнергию на ОДН в отношении объектов жилищного фонда, не являющихся многоквартирными домами.
Как указывает заинтересованное лицо, по своим характеристикам объекты, расположенные по адресам: Оренбургская область, Оренбургский район, Пригородный сельсовет, <...> относятся к домам блокированной застройки, начисление платы за электроэнергию на ОДН в указанных домах не соответствует требованиям законодательства.
По результатам проведенной проверки обществу выдано представление об устранении нарушений жилищного законодательства от 07.10.2022 № 07-02-2022 (далее - представление).
Названным представлением заинтересованное лицо возложило на общество:
1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры. О дате, времени и месте рассмотрения представления уведомить прокурора города.
2. Принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, способствующих их совершению, а также меры по недопущению подобных нарушений в дальнейшем.
3. Рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях.
4. О принятых мерах сообщить прокурору города в письменной форме в установленный законом месячный срок со дня внесения представления.
Полагая, что выданное заинтересованным лицом представление не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с соответствующим заявлением.
Установив наличие оснований для признания оспариваемого представления недействительным, суды удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов являются законными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
В силу статьи 22 Закона о прокуратуре представление прокурора является формой реагирования прокурора на нарушения органами и должностными лицами требований закона.
Как следует из оспариваемого представления, АО «ЭнергосбыТ Плюс» вменяется нарушение, выразившееся в начислении платы за электроэнергию на общедомовые нужды (далее - ОДН) собственникам жилых помещений домов, расположенных по адресам: Оренбургская область, Оренбургский район, Пригородный сельсовет, <...>, при отсутствии правовых оснований для такого начисления, поскольку указанные объекты недвижимости, как указано заинтересованным лицом, отнесены к домам блокированной застройки, в связи с чем не имеют общедомового имущества.
Из части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за содержание жилого помещения. Эта плата включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 9.1 статьи 156 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, установлен в Правилах № 354 (пункты 40, 44).
Под коммунальными услугами согласно пункту 2 Правил № 354 понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных данными правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Таким образом, потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме находится в прямой взаимосвязи с предоставлением и потреблением коммунальных услуг при содержании общего имущества в многоквартирном доме и при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания такого имущества услуг. Возможность взимания платы за потребленные коммунальные ресурсы на содержание общего имущества в многоквартирном доме поставлена в зависимость, в том числе, от конструктивных особенностей многоквартирного дома.
Статьей 16 ЖК РФ определены виды жилых помещений, имеющих отношение к понятию «многоквартирный дом». Основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
Дом блокированной застройки - это жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок (пункт 40 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3.1.7 СП 54.13330.2022 здание жилое многоквартирное блокированное - многоквартирное жилое здание, предназначенное для малоэтажной застройки, имеющее общие инженерные системы, в котором каждая квартира имеет самостоятельный выход на приквартирный участок и (или) на придомовую территорию, при этом помещения разных квартир могут располагаться друг над другом.
Блокированная застройка домами жилыми одноквартирными - застройка, включающая в себя два и более пристроенных друг к другу дома, каждый из которых имеет непосредственный выход на отдельный приквартирный участок (пункт 3.3 СП 55.13330.2016).
Блокированная жилая застройка не относится ни к индивидуальному жилищному строительству, ни к малоэтажной многоквартирной жилой застройке, а является самостоятельным видом разрешенного использования, и фактически может представлять собой два объединенных общей стеной жилых дома.
Жилые дома блокированной застройки не относятся к многоквартирным домам (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 № 56-КГ16-1).
Многоквартирный дом - это здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома (пункт 6 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из представленной обществом выписки из ЕГРН, объект недвижимости, расположенный по адресу: <...>. 115 с кадастровым номером 56:21:1906005:2514 имеет статус многоквартирного жилого дома и является пятиквартирным жилым домом блокированного типа.
По данным выписки из ЕГРН объект недвижимости, расположенный по адресу: <...> с кадастровым номером 56:21:1906005:1622 имеет статус многоквартирного жилого дома.
На основании изложенного, спорные объекты, расположенные по адресам: Оренбургская область, Оренбургский район, Пригородный сельсовет, <...> являются именно многоквартирными домами.
Состав принадлежащих собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности общего имущества в многоквартирном доме определен в части 1 статьи 36 Кодекса, пункте 2 - 7 Правил № 491. В состав общего имущества, принадлежащего собственникам помещений на праве общей долевой собственности, включены, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое оборудование.
В соответствии с пунктом 7 Правил № 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Следовательно, критерием для отнесения того или иного инженерного оборудования дома к общему имуществу является его функциональное назначение, предполагающее его использование для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме.
Статьей 36 ЖК РФ определено, что к общему имуществу многоквартирного дома относятся, в том числе, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Пунктом 8 Правил № 491 установлено, что внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, по общему правилу, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, сети, выходящие за пределы границ дома, не могут включаться в общее имущество граждан, проживающих в многоквартирном доме.
Точка поставки электрической энергии в МКД по общему правилу должна находиться на внешней стене МКД в месте соединения внутридомовой системы электроснабжения с внешними электрическими сетями. Иное возможно при подтверждении прав собственников помещений в МКД на электрические сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома. Вынесение точки поставки за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2015 № 305-ЭС15-11564, от 03.10.2016 № 308-ЭС16-7310).
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 внутридомовые инженерные системы, являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, - это инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Из приведенных норм следует, что электрические и иные сети, расположенные за пределами внутридомовой системы электроснабжения (отопления, водоснабжения, водоотведения), не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в многоквартирном доме, без их согласия.
В рассматриваемом случае, согласно акту об осуществлении технологического присоединения № 83АП/21/18 от 19.04.2018 электроснабжение жилого дома, расположенного по адресу: <...> с кадастровым номером 56:21:1906005:2514, осуществляется от воздушной линии 0.4 кВ от опоры № 17 гр. ТП-3154.
В жилом доме имеется общедомовой прибор учета э/э № 57045000, который установлен на опоре № 17, что подтверждается актом проверки измерительного комплекса № 9390-В от 15.05.2018, актом проверки измерительного комплекса № В.А/02 от 25.11.2022. Учитывая, что кабель от опоры находится на фасаде многоквартирного дома, то следует, что данные кабельные линии образуют общедомовое имущество в многоквартирном доме.
На основании вышеизложенного следует, что жилой дом по адресу: <...> в своем составе имеет общедомовое имущество в виде внутридомовой системы электроснабжения, обязанность по содержанию которого возложена на собственников жилого дома, а также коллективный (общедомовой) прибор учета э/э, который учитывает потребление э/э во внутридомовых электрических сетях.
Согласно акту об осуществлении технологического присоединения от 09.04.2015 № 645-Ап/21/15, электроснабжение многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, осуществляется от воздушной линии 0.4 кВ от опоры № 17 ВЛИ-0,4 кВ ТП-3153 ГР-7.
В жилом доме имеется общедомовой прибор учета э/э № 077706, расположенный на фасаде жилого дома, что подтверждается актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон № 2946-100/21 от 13.10.2015, актом проверки измерительного комплекса № В.А/01 от 25.11.2022.
В данных актах проверки указано, что прибор учета № 077706 является общедомовым прибором учета э/э, учитывает общий объем э/э, отпущенной из сетей сетевой организации.
Актом обследования электроустановок потребителя от 25.11.2022 подтверждается, что от опоры № 17 ВЛИ-0.4 кВ в сторону жилого дома идет линия (СИП-16), линия расположена и проходит в коробах (снаружи по фасаду жилого дома): находятся в границах жилого дома. Кабельная линия от наконечников питающего вводно распределительного устройства проходит внутри инженерных коммуникаций жилого дома и осуществляет электроснабжение потребителей до индивидуальных приборов учета в квартиры.
Учитывая, что кабель от опоры находится на фасаде многоквартирного дома, а также расположен внутри инженерных коммуникаций, то есть в границах многоквартирного дома, то следует, что данные линии образуют общедомовое имущество в многоквартирном доме.
На основании вышеизложенного следует, что жилой дом по адресу: <...> в своем составе имеет общедомовое имущество в виде внутридомовой системы электроснабжения, обязанность по содержанию которого возложена на собственников многоквартирного дома, а также коллективный (общедомовой) прибор учета э/э, который учитывает потребление э/э во внутридомовых инженерных сетях.
Поскольку приборы учета с заводскими номерами № 077706, № 57045000 установлены на границе балансовой принадлежности, актами проверки измерительного комплекса от 09.04.2015 (по объекту ул. Спортивная, д. 84), от 15.05.2018 (по объекту ул. Нежинская, 115) приборы учета допущены в эксплуатацию, у заявителя на момент ввода приборов учета в эксплуатацию имелись все разумные основания достоверно полагаться на информацию о «назначении» данных объектов недвижимости именно как многоквартирных домов.
Довод о том, что начисление платы в спорных домах по общедомовому прибору учета не соответствует законодательству, поскольку в вышеуказанных домах отсутствует общедомовое имущество, а кабель, отходящий от ОДПУ до ИПУ, не является общим имуществом собственников жилья, отклоняется.
К общедомовому имуществу в домах блокированной застройки относится в частности общая внутридомовая система электроснабжения, состоящая из сетей (кабелей) от внешней границы до индивидуальных приборов учета электрической энергии, которые в силу п. 7, 8 Правил № 491 и составляют общее имущество в многоквартирном доме.
Под внутридомовой системой электроснабжения (электроустановка) понимается совокупность проводных и кабельных линий (цепей), распределительных щитов и электрооборудования, технологически соединенных между собой в границах многоквартирного дома, начиная с наконечников питающего кабеля вводного распределительного устройства, обеспечивающих снабжением электрической энергией потребителей, места общего пользования и электрооборудование внутридомовых систем инженерно-технического обеспечения (п. 3.3. ГОСТ Р 56536-2015).
Заявителем в материалы дела предоставлены акты обследования электроустановок потребителей от 25.11.2022, которые подтверждают, что кабель от опоры находится на фасаде многоквартирного дома, а также расположен внутри инженерных коммуникаций, то есть в границах многоквартирного дома, из чего следует, что данные кабельные линии образуют общедомовое имущество в многоквартирном доме.
Объем потребленной электрической энергии на общедомовые нужды в данном случае учитывается общедомовым прибором учета, который установлен в соответствии с нормами законодательства.
Из изложенного, следует, что заявитель как ресурсоснабжающая организация вправе использовать показания установленных с соблюдением требований действующего законодательств общедомовых приборов учета в таких многоквартирных домах для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды.
Кроме того, отсутствие в доме блокированной застройки мест общего пользования само по себе не исключает необходимость установки общедомового прибора учета электрической энергии (статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), монтаж таких приборов возможен по инициативе сетевых, ресурсоснабжающих организаций, в том числе и за пределами дома блокированной застройки с соблюдением требований пунктов 144, 150 Основных положений № 442, для последующего определения общего объема и стоимости энергоресурсов, потребленных домом.
Таким образом, заинтересованным лицом не доказано наличие оснований для выдачи АО «ЭнергосбыТ Плюс» оспариваемого представления с требованием о принятии мер к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, способствующих их совершению, а также меры по недопущению подобных нарушений в дальнейшем.
Остальные приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судами норм материального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.06.2023 по делу № А47-19712/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Прокуратуры Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Д.В. Жаворонков
Судьи Е.А. Кравцова
Н.Н. Суханова