ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А47-2046/2023 от 11.12.2023 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-14504/2023

г. Челябинск

11 декабря 2023 года

Дело № А47-2046/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2023 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2023 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Арямова А.А.,

судей Калашника С.Е., Плаксиной Н.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строй Дом Проект» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.08.2023 по делу №А47-2046/2023.

В судебном заседании приняли участие представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области – ФИО1 (доверенность №56 от 10.01.2023, диплом), ФИО2 (доверенность №7888 от 24.10.2022, диплом).

Общество с ограниченной ответственностью «Строй Дом Проект» (далее – ООО «СДП», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее – УФАС по Оренбургской области, управление, антимонопольный орган) о признании недействительным (незаконным) решения по делу № РНП-56-08-06-12/2023 от 17.01.2023 о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО «СДП», директора и учредителя ООО «СДП» ФИО3, а также об обязании в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем исключения указанных сведений из Реестра недобросовестных поставщиков.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (далее – Департамент, третье лицо).

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 17.08.2023 (резолютивная часть решения объявлена 10.08.2023) в удовлетворении требований заявителя отказано.

Не согласившись с решением суда, ООО «СДП» обжаловало его в апелляционном порядке, ссылаясь на незаконность оспоренного решения управления.

Полагает, что основания для включения информации об ООО «СДП», его учредителе и его руководителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отсутствовали. Обращает внимание на следующие фактические обстоятельства: имеется вина заказчика в просрочке выполнения работ по контракту; в рамках электронной переписки общество неоднократно запрашивало первичную документацию, которая либо не представлялась, либо представлялась несвоевременно, однако, общество продолжало выполнение работ по контракту; окончить выполнение работ в установленный контрактом срок не представлялось возможным не по вине заявителя; после истечения срока выполнения работ заказчик продолжал исполнение контракта; в пояснениях заказчика указано, что контракт расторгнут по причине отсутствия финансирования; карты-планы направлены обществом 07.12.2023, а далее до 15.12.2023 состоялись согласительные комиссии, которые предполагали полное исполнение контракта и передачу результата работ для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН); примененная мера воздействия в виде включения информации о подрядчике в Реестр недобросовестных поставщиков является чрезмерной, не соответствует допущенному нарушению условий контракта, так как обществом были приняты все возможные меры для своевременного исполнения контракта и достижения результата (в частности, обществом осуществлена топосъемка лучшего качества); экономическая целесообразность применения указанной меры воздействия отсутствует, так как контрактом установлена ответственность за нарушение договорных обязательств; в настоящее время обществом оспаривается решение заказчика об одностороннем расторжении контракта в рамках дела №А47-3233/2023, а потому решение суда по настоящему делу принято преждевременно.

В судебном заседании представители управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве. Полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы – несостоятельными.

Представители иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.

Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.

Из материалов дела следует, что по результатам проведенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ) аукциона в электронной форме 25.07.2022 между Департаментом (заказчик) и ООО «СДП» (исполнитель) заключен контракт №Z-21/VR от 14.07.2022, в соответствии с которым исполнитель по заданию заказчика обязуется выполнить комплексные кадастровые работы в отношении объектов, расположенных в кадастровых кварталах, включенных в перечень, утвержденный указом Губернатора Оренбургской области от 23.03.2021 №131-ук «Об организации проведения комплексных кадастровых работ на территории Оренбургской области» (далее – работы), в соответствии с условиями настоящего Контракта, Техническим заданием (Приложение № 1 к Контракту), графиком выполнения комплексных кадастровых работ (Приложение №2 к Контракту), являющимися неотъемлемыми частями настоящего Контракта (пункт 1.1 контракта). Заказчик обязуется принять надлежащим образом выполненные работы и обеспечить их оплату, в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом (пункт 1.2 контракта). Срок выполнения работ: в соответствии с графиком выполнения комплексных кадастровых работ (Приложение №2 к контракту) (пункт 1.3 контракта). Место выполнения работ: Оренбургская область, муниципальное образование «город Оренбург» (пункт 1.4 контракта). Муниципальный заказчик обеспечивает в соответствии с субсидиями (субвенциями, дотациями) вышестоящего бюджета, выделяемыми в бюджет города Оренбурга, и средствами бюджета города Оренбурга финансирование выполненных Подрядчиком работ в пределах бюджетных ассигнований и на основании документа о приемке, подписанного сторонами в ЕИС (пункт 2.4 контракта). Цена контракта составляет 2472117,46 руб. (пункт 2.11 контракта). оплата по контракту осуществляется по безналичному расчету платежными поручениями путем перечисления заказчиком денежных средств на расчетный счет исполнителя, указанный в настоящем контракте: - не позднее чем 7 (семь) рабочих дней, с даты подписания заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок документов о приемке подписанных усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика (пункт 3.2 контракта). Порядок исполнения и характеристика работ определяются в Техническом задании (Приложение №1 к контракту), являющимся неотъемлемой частью контракта. Срок выполнения работ: с даты заключения контракта и не позднее 18.11.2022 (пункт 4.1 контракта). Выполненные работы передаются заказчику по акту приемки-передачи. исполнитель вправе присутствовать при осуществлении действий заказчика по приемке выполненных работ, отсутствие его представителя при совершении данных действий не влечет недействительности действий заказчика, касающихся приемки выполненных работ. При сдаче выполненных работ исполнитель формирует с использованием в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС), подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени исполнителя, и размещает в ЕИС документ о приемке, оформленный в соответствии с частью 13 статьи 94 Закона №44-ФЗ. К документу о приемке могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью (пункт 4.2 контракта). При надлежащем образом исполненных условиях контракта исполнителем заказчик не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке выполненных работ в соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 94 Закона № 44-ФЗ, заказчик осуществляет одно из следующих действий: а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС документ о приемке выполненных работ; б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке выполненных работ с указанием причин такого отказа (пункт 4.5 контракта). Датой приемки выполненной работы считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком (пункт 4.9 контракта). Качество выполняемых работ по Контракту должно соответствовать действующему законодательству в области комплексных кадастровых работ и государственного кадастрового учета и Техническому заданию (Приложение №1 к контракту) (пункт 5.1 контракта). В случае выявления недостатков в выполненных работах, повлекших невозможность достижения конечного результата (внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах недвижимости), исполнитель обязан устранить их за свой счет в срок, установленный заказчиком (пункт 5.3 контракта). Исполнитель вправе запрашивать у заказчика разъяснения и уточнения относительно выполнения работ в рамках настоящего Контракта, получать от заказчика содействие при выполнении работ в соответствии с условиями настоящего контракта (пункты 6.3.3 и 6.3.4 контракта). Исполнитель обязан: своевременно и надлежащим образом выполнить работы и по итогам исполнения настоящего контракта представить заказчику, отчетную документацию в соответствии с Техническим зданием (Приложение № 1 к контракту); обеспечить соответствие результатов работ требованиям нормативных документов, установленным законодательством Российской Федерации; информировать заказчика о предполагаемых изменениях и последствиях, которые могут возникнуть у заказчика в ходе или в результате выполнения работ, если таковые изменения и последствия предвидятся исполнителем и не противоречат действующему законодательству; своевременно и в полном объеме подготовить карты-планы территории и иные документы, необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в формате, установленном действующим законодательством; самостоятельно собирать или получать документы, содержащие необходимые для выполнения работ исходные данные (пункты 6.4.1, 6.4.2, 6.4.3, 6.4.5 и 6.4.7 контракта). Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 10.2 контракта). заказчик вправе принять решение об отказе от исполнения контракта в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем своих обязанностей по контракту (пункт 10.3 контракта). Контракт вступает в силу с момента заключения и действует по 31.12.2022. Окончание сроков действия контракта не освобождает стороны от ответственности за его нарушения (пункт 13.2 контракта).

Пунктом 2.3 Приложения №1 к контракту определено, что задачами выполнения работ являются: подготовить карту-план территории (далее – КПТР), содержащую необходимые для внесения в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ в порядке, установленном Федеральным законом №221-ФЗ и Федеральным законом №218-ФЗ; обеспечить представление КТПР в орган регистрации прав; обеспечить внесение сведений, содержащихся в КПТР в ЕГРН.

Пунктом 4 Приложения №1 к контракту «Объем работ и основные требования к ним» определено, что выполнению подлежат комплексные кадастровые работы на территории муниципального образования «город Оренбург» в отношении 4902 объектов недвижимости.

В пункте 6.1 Приложения №1 к контракту указано, что результатом выполнения комплексных кадастровых работ является внесение сведение об объектах недвижимости в ЕГРН.

Согласно пункту 7 Приложения №1, не позднее 18 ноября 2022 исполнитель гарантирует осуществление процедуры внесения сведений об объектах недвижимости включенных в карты-планы территории в ЕГРН.

Приложением №2 к контракту установлен График выполнения работ, которым определены следующие сроки: 1) получение и сбор документов, содержащих необходимые для выполнения комплексных кадастровых работ исходные данные, обследование территории комплексных кадастровых работ, сбор информации от правообладателей объектов недвижимости адресов и (или) адресов электронной почты, документов на ранее учтенные объекты недвижимости, подача заявления об адресах правообладателей и заявлений о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в орган регистрации прав (при необходимости) – в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня опубликования извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ; 2) определение координат характерных точек границ (контуров) объектов недвижимости, выполнение мероприятий, связанных с информированием правообладателей объектов недвижимости, заинтересованных лиц о проведении в соответствующих кадастровых кварталах комплексных кадастровых работ, подготовка проектов карт-планов территории, проверка карт-планов территории на соответствие сведениям ЕГРН с использованием сервиса «Личный кабинет кадастрового инженера – не позднее 15.09.2022; 3) направление проектов карт-планов территории в согласительную комиссию – не позднее 03.10.2022; 4) оформление карты-плана территории в окончательной редакции, утверждение карты-плана территории заказчиком комплексных кадастровых работ - в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня истечения срока предоставления возражений; 5) обеспечение исполнителем работ устранения причин приостановления осуществления государственного кадастрового учета при внесении сведений об объектах недвижимости в ЕГРН, получение сведений из ЕГРН об объектах недвижимости, подтверждающих результат выполнения комплексных кадастровых работ – в течение 20 (двадцати) рабочих дней, но не позднее 18.11.2022; 6) направление исполнителем работ в адрес заказчика акта выполненных работ в 2 (двух) экземплярах с приложением счета и счета-фактуры (при наличии), подписание заказчиком акта выполненных работ – в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней, но не позднее 10.12.2022.

В установленный контрактом срок работы заявителем выполнены не были.

Письмами от 07.12.2022 и от 15.12.2022 заказчик указал на необходимость выполнения работ в 2022 году, поскольку оплата контракта будет осуществляться из средств бюджета в 2022 году, а в 2023 году на мероприятия по проведению комплексных кадастровых работ финансирование не предусмотрено, и в случае невыполнения работ до 22.12.2022 контракт будет расторгнут в одностороннем порядке.

Протоколами заседаний согласительной комиссии от 31.10.2022 №1, от 05.12.2022 №2, от 08.12.2022 №3, от 12.12.2022 №4 и от 15.12.2022 подтверждено принятие заказчиком мер для осуществления согласования местоположения границ земельных участков. В соответствии с протоколом от 15.12.2022 №5, представитель общества пояснил, что до истечения 2022 года невозможно представить карт-планы в соответствии с контрактом в связи с большим объемом работ.

Поскольку в срок до 22.12.2022 работы заявителем выполнены не были, 22.12.2022 Департаментом принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Установленный законом десятидневный срок вступления указанного решения в силу истек 05.01.2023.

Как указывает заявитель, работы были фактически выполнены и их результат направлен заказчику письмом от 05.01.2023 посредством электронной почты. При этом, общество утверждает, что просрочка выполнения работ явилась следствием поведения заказчика, не представившего необходимую для проведения работ информацию.

В ответ на это письмо общества Департамент письмом от 16.01.2023 сообщил об отсутствии оснований для отмены принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду существенного нарушения исполнителем договорных обязательств в части сроков выполнения работ.

10.01.2023 Департамент обратился в УФАС по Оренбургской области с заявлением о включении сведений об обществе, его руководителе и учредителе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с расторжением контракта заказчиком в одностороннем порядке.

По итогам рассмотрения указанного обращения УФАС по Оренбургской области принято решение от 17.01.2023 по делу №РНП-56-08-06-12/2023, которым информация, представленная заказчиком в отношении ООО «СДП», его учредителя – ФИО3 и его директора – ФИО3 включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика, сроком на два года.

Не согласившись с этим решением управления, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспоренного решения управления закону.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Требования заявителя носят характер требований об оспаривании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, порядок рассмотрения которых установлен главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, а также незаконными – решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений пункта 1 статьи 525, пункта 1 статьи 527 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Законом №44-ФЗ урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона №44-ФЗ).

Статьей 104 Закона №44-ФЗ установлен порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. В соответствии с указанной нормой, ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1). В реестр недобросовестных поставщиков включается в том числе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением им условий контракта (часть 2). В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 6). В течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4-6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (часть 7).

Правительство Российской Федерации постановлением от 25.11.2013 №1062 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в силу пункта 4 которых ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляет Федеральная антимонопольная служба посредством территориальных органов.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года №ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года № ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

То есть, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, связанной с возложением на нарушителя негативных последствий – наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков может являться только уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, явившееся следствием его недобросовестного поведения, совершение им умышленных действий (бездействия), противоречащих требованиям Закона о контрактной системе, приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.

В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона №44-ФЗ, заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке с соблюдением требований частей 8-26 статьи 95 этого Закона.

Частью 9 статьи 95 Закона №44-ФЗ предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это было предусмотрено контрактом.

В настоящем случае возможность одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта предусмотрена пунктом 10.3 контракта.

Статьей 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право заказчика отказаться от исполнения договора подряда, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным или если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом.

Основанием для одностороннего отказа заказчиком от исполнения государственного контракта в настоящем случае послужило невыполнение заказчиком предусмотренных контрактом работ в установленные сроки.

Оценив имевший место факт просрочки выполнения обществом предусмотренных контрактом работ применительно к вопросу о включении информации о нем в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества признаков недобросовестности, что повлекло к нарушению существенного условия контракта о сроке выполнения работ.

Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции.

Так, определенный контрактом срок выполнения работ истекал 18 ноября 2022 года. По условиям контракта, до этой даты исполнитель должен был осуществить процедуру внесения сведений об объектах недвижимости включенных в карты-планы территории в ЕГРН.

Однако, фактически работы в указанный срок выполнены не были, в связи с чем сторонами сделки в декабре 2022 года были организованы заседания согласительной комиссии в целях согласования местоположения границ земельных участков и определения сроков окончания работ.

Письмами от 07.12.2022 и от 15.12.2022 заказчик указал исполнителю на необходимость выполнения работ в 2022 году, поскольку оплата контракта будет осуществляться из средств бюджета в 2022 году, а в 2023 году на мероприятия по проведению комплексных кадастровых работ финансирование не предусмотрено, и в случае невыполнения работ до 22.12.2022 контракт будет расторгнут в одностороннем порядке.

Поскольку в срок до 22.12.2022 работы заявителем выполнены не были, 22.12.2023 Департаментом принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

По утверждению заявителя, работы были им фактически выполнены и их результат направлен заказчику 05.01.2023 посредством электронной почты. Просрочка выполнения работ явилась следствием поведения заказчика, не представившего необходимую для проведения работ информацию.

В частности, обращает внимание на то обстоятельство, что письмом от 15.09.2022 общество запросило у заказчика необходимую информацию, указав, что в случае непредставления указанных документов и отсутствии содействия со стороны заказчика в течение 10 дней с момента направления этого письма, работа по указанному контракту будет приостановлена. Однако, заказчиком исходные данные представлены не были, между тем, своим правом на односторонне расторжение контракта общество не воспользовалось и фактически выполнило работы 05.01.2023.

Между тем, доказательств сдачи заказчику работ в полном объеме и надлежащего качества в соответствии с условиями контракта (пункты 4.2 и 4.5 контракта) 05.01.2023 заявителем не представлено ни при рассмотрении дела в антимонопольном органе, ни при рассмотрении настоящего судебного дела, а из письма общества от 05.01.2023 следует, что исполнитель обязуется направить карт-планы лишь к концу февраля 2023 года, что опровергает довод общества о фактическом выполнении работ к 05.01.2023.

Сведений о наличии у общества препятствий для своевременного выполнения работ после 15.09.2022 материалы дела не содержат, каких-либо обращений в адрес заказчика в целях оказания содействия при решении проблем, возникших при исполнении контракта обществом не направлялось.

Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, в силу пункта 6.4.7 контракта, исполнитель обязан самостоятельно собирать или получать документы, содержащие необходимые для выполнения работ исходные данные. При этом, доказательств того, что для выполнения работ не хватало каких-либо данных, которые обязан предоставить исключительно заказчик, обществом не представлено.

Заявитель указал на то, что во время проведения аэрофотосъемки одна из геодезических бригад была задержана 11.10.2022 сотрудниками ФСБ Домбаровского района в связи с проведением аэрофотосъемки на режимном объекте. Сотрудники ФСБ потребовали удалить все результаты съемки, со всех носителей, что привело к необходимости повторно выполнять всю работу, получая предварительно разрешение на проведение аэросъемки. При этом, в соответствии с контрактом, сведения о том, что в пределах кадастровых кварталов, которые изучались расположен режимный объект, отсутствуют.

Однако, как установлено судом первой инстанции из ответа Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Оренбургской области от 16.05.2023 № 21/402/1-3061, задержание представителей ООО «СДП», равно как и составление каких-либо административно-процессуальных материалов по указанному поводу, сотрудниками отделения не производилось. Указанные граждане были приглашены в расположение отделения и по просьбе пограничников самостоятельно, уничтожили файлы с фотографиями расположения отделения, являющегося режимным объектом Федеральной службы безопасности Российской Федерации. При этом аппаратуру и иные материалы, находившиеся при представителях, сотрудники отделения не изымали.

Кроме того, как верно отмечено судом, названное обстоятельство имело место 11.10.2022, и в установленный контрактом срок окончания работ – 18.11.2022 у общества имелась возможность выполнить работы в полном объеме.

Помимо этого, судом установлено, что съемка, осуществлявшаяся сотрудниками общества на момент задержания, в предмет контракта не входила, такие работы контрактом не предусмотрены. По утверждению общества, проведение орто-фотосъемки являлось улучшением качества выполняемых работ. Однако, в соответствии с пунктом 13.7 контракта улучшение качества работ допускается по согласованию с заказчиком, и такое согласование в этой ситуации получено не было.

Дополнительных соглашений о продлении срока выполнения работ по контракту сторонами не заключалось.

Постановлением Администрации города Оренбурга от 23.09.2022 №1743-п была создана согласительная комиссия по вопросу согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ по спорному муниципальному контракту.

В соответствии с протоколами согласительных комиссий, заседания согласительной комиссии проведены 31.10.2022, 05.12.2022, 08.12.2022, 12.12.2022, 15.12.2022. По итогам таких заседаний Департаментом неоднократно предоставлялось обществу дополнительное время для исполнения взятых на себя обязательств по предоставлению карт-планов территории. Согласительной комиссией от 15.12.2022 принято решение об отказе в согласовании местоположения границ земельных участков, расположенных в границах кадастровых кварталов, являющихся предметом по муниципальным контрактам, в связи с непредставлением ООО «СДП» необходимых карт-планов в полном объеме.

07.12.2022 заказчиком в адрес общества направлен письмо № 01-24/6854-исх, в котором, в том числе указано на необходимость безотлагательного направления результатов работ.

Письмом № 01-24/7062-исх от 15.12.2022 заказчик вновь просил общество предоставить результаты работ, указав срок – до 22.12.2022.

Заявитель утверждает, что выполнение работ по контракту в установленный срок не представлялось возможным, однако, своим правом на расторжение контракта он не воспользовался.

Поскольку до 22.12.2022 результат работ заказчику не был представлен, а финансирование работ из бюджета в 2023 году предусмотрено не было, Департаментом 22.12.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенным нарушением исполнителем договорных обязательств.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона №44-ФЗ, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: 1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте; 2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель); 3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона №44-ФЗ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Частью 14 статьи 95 Закона №44-ФЗ предусмотрено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.

В настоящем случае решение Департамента об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком посредством функционала ЕИС 22.12.2022, что соответствует положениям части 12.1 статьи 95 Закона №44-ФЗ. Десятидневный срок для вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта истек 05.01.2023, решение вступило в силу 09.01.2023.

Как указано выше, обществом не представлено доказательств того, что по состоянию на 05.01.2023 работы сданы в полном объеме и надлежащего качества с направлением заказчику документа о приемке в соответствии с условиями контракта (электронное актирование). В этой связи оснований для отмены заказчиком собственного решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не имелось.

Законность и обоснованность решения Департамента об одностороннем отказе от исполнения контракта являлось предметом судебной оценки в рамках дела №А47-3233/2023. Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 05.12.2023 по указанному делу в удовлетворении требований ООО «СДП» о признании этого решения недействительным отказано.

Поскольку материалами дела подтверждено, что неисполнение обязательств по контракту в установленный срок вызвано виновными действиями самого общества, не проявившего должную степень заботливости и осмотрительности, и не принявшего всех зависящих от него мер для исполнения договорных обязательств, УФАС по Оренбургской области обоснованно приняло оспоренное решение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «СДП», его учредителе и директоре.

Законность и обоснованность оспоренного решения управления исключают возможность удовлетворения требований заявителя о признании такого решения недействительным.

Таким образом, оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований у суда апелляционной инстанции не имеется.

Процессуальных нарушений, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, не установлено.

С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.08.2023 по делу №А47-2046/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строй Дом Проект» - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья А.А. Арямов

Судьи: С.Е. Калашник

Н.Г. Плаксина