ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А47-3172/19 от 11.09.2019 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№18АП-9499/2019

г. Челябинск

11 сентября 2019 года

Дело №А47-3172/2019

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Тимохина О.Б., рассмотрел без вызова сторон, в порядке упрощенного производства, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.06.2019 по делу №А47-3172/2019 (судья Вишнякова А.А.).

Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 (далее - ответчик, ИП ФИО2, Глава КФХ, предприниматель) о взыскании части средств гранта в размере 342 000 руб.

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Арбитражным судом первой инстанции 20.05.2019 подписана резолютивная часть решения по настоящему делу, исковые требования удовлетворены. Мотивированное решение по настоящему делу изготовлено 14.06.2019.

ИП ФИО2 (далее также - податель жалобы, апеллянт) не согласился с вынесенным решением и обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального и процессуального права, выводы арбитражного суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности апеллянт полагает, что рассмотрение дела в порядке упрощенного производства неправомерно, поскольку цена иска превышает 250 000 руб. Оспариваемая сумма является для ответчика значительной, поскольку грант выделялся для создания крестьянско-фермерского хозяйства, выплата данной суммы может привести к банкротству предприятия.

В соответствии с ч. 1 ст. 2721 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 №717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», в целях реализации мероприятий государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 31.08.2012 №751-пп, Правительство Оренбургской области издало постановление от 03.10.2012 №858-п «О предоставлении из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров».

В рамках реализации указанного постановления Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в 2017 году проведен конкурс начинающих фермеров.

По итогам конкурса 03.05.2017 между министерством и ИП ФИО2 заключено Соглашение №54-17/с о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство.

По условиям соглашения министерство предоставило в 2017 году предпринимателю грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства из средств областного бюджета в размере 1 500 000 руб.

Факт предоставления истцом и получения ответчиком гранта подтверждается платежным поручением №157150 от 17.05.2017 на сумму 1 500 000 с указанием назначения платежа «гранты начинающим фермерам в 2017 году» (л.д. 22), а также отчетом за 4 квартал 2018 года об использовании гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство (л.д. 30-37).

В соответствии с п. 1, 2, 3 соглашения начинающий фермер обязуется использовать грант для реализации проекта по развитию своего крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленными соглашением, в соответствии с этапами и в сроки, установленные графиком реализации проекта, в соответствии с планом расходов.

Ответчик обязан создать не менее 4 постоянных рабочих мест (согласно бизнес-плану (проекту), но всего не менее 1 на каждые 500 тыс. рублей гранта и не более 15 постоянных рабочих мест, зарегистрировать в свою собственность все имущество, приобретаемое с использованием гранта в соответствии с планом расходов, использовать имущество, приобретаемое за счет средств гранта, на территории Оренбургской области и только в деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства начинающего фермера, ежеквартально, раз в полгода в году получения гранта, один раз в год в течение 5 лет с даты получения гранта, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Министерство отчет об использовании гранта с приложением заверенных копий документов, подтверждающих завершение очередного этапа реализации проекта, указанного в графике реализации проекта (п. 8 в редакции дополнительного соглашения №1 от 02.04.2018).

На основании графика реализации проекта и плана расходов (приложения №1, 2 к соглашению) дата окончания этапа реализации проекта - 09.2018 (л.д. 20).

Согласно отчету за 4 квартал 2018 года об использовании гранта в соответствии с планом расходов, ответчик отчитался об использовании 1 158 000 руб. (л.д. 30-37).

За последующий период документов ответчиком не предоставлено.

В связи с не предоставлением отчетности об использовании оставшихся денежных средств министерство 24.01.2019 направило в адрес ответчика претензию с требованием произвести возврат оставшейся суммы гранта в размере 342 000 руб. (л.д. 26-29).

Так как претензию истца о возврате денежных средств ответчик оставил без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции нашел их обоснованными и подтвержденными материалами дела.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Согласно ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

На основании ст. 34 и 38 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств предполагает доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Спорные правоотношения сторон регламентированы, в том числе ст. 78 БК РФ.

В силу п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (п. 3 ст. 78 БК РФ).

Частью 2 ст. 78 БК РФ установлены основания для возврата в соответствующий бюджет предоставленной субсидии, чем является по своей правовой природе грант, а именно: нецелевое использование субсидии в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, либо ее неиспользование в установленные сроки.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 03.10.2012 №858-п «О предоставлении из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров» утвержден порядок предоставления грантов (далее - Порядок).

По результатам конкурса между Министерством и предпринимателем 03.05.2017 заключено соглашение №54-17/с о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство в размере 1 500 000 руб.

На основании графика реализации проекта и плана расходов (приложения №1, 2 к соглашению) дата окончания этапа реализации проекта - 09.2018.

Факт перечисления ответчику гранта в размере 1 500 000 руб. подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.

Согласно п. 8 соглашения начинающий фермер ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставлять в министерство отчет об использовании гранта и (или) единовременной помощи с приложением заверенных копий документов, подтверждающих завершением очередного этапа реализации проекта, указанного в графике реализации проекта, и выписки банка по расчетному счету, на который были перечислены грант и (или) единовременная помощь, о движении денежных средств за отчетный квартал.

Согласно отчету за 4 квартал 2018 года об использовании гранта в соответствии с планом расходов, ответчик отчитался об использовании 1 158 000 руб.

Пунктом 12 Порядка предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров установлено, что остаток гранта, не использованный в течение 18 месяцев со дня поступления на лицевой счет фермерского хозяйства, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, подлежит возврату в областной бюджет в течение 10 дней на счет 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».

По смыслу данного условия соглашения, при неиспользовании средств, полученных в соответствии с ним, в течение указанного в нем срока, к взысканию может быть предъявлена только часть гранта и (или) единовременной помощи, оставшаяся за их получателем по истечении 18 месяцев со дня их зачисления на его счет.

В настоящем случае, как указано выше, за сроком, установленным соглашением, предпринимателем из выданных 1 500 000 руб. не использовано 342 000 руб. В связи с тем, что доказательств опровергающих данные обстоятельства в материалы дела не приведено, требование министерства о возврате оставшейся суммы гранта в областной бюджет региона правомерно удовлетворено судом первой инстанции. Каких-либо документов о целевом использовании гранта в установленном порядке, размере и сроке не представлено.

Ответчик, как субъект предпринимательской деятельности должен действовать с разумной степенью заботливости и осмотрительности. Риски собственной экономической деятельности, своего бездействия, являются обычными рисками предпринимательской деятельности.

Довод апеллянта о незаконности рассмотрения арбитражных дел в порядке упрощенного производства по заявленным исковым требованиям на сумму, превышающую 250 тыс. руб., не принимается апелляционным судом, так как в силу п. 2 ст. 227 АПК РФ, в порядке упрощенного производства независимо от цены иска подлежат рассмотрению дела по искам, не только признанным другой стороной, но также основанным на представленных истцом документах, подтверждающих задолженность по договору, за исключением дел, рассматриваемых в порядке приказного производства.

В рассматриваемом деле исковые требования министерства основаны на документах, подтверждающих факт перечисления денежных средств в качестве гранта начинающим фермерам в 2017 году, которые не были использованы предпринимателем по назначению в полном объёме.

Данные обстоятельства предпринимателем не оспариваются.

Поскольку оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, установленные ч. 4 и 5 ст. 227 АПК РФ, отсутствовали, суд первой инстанции правомерно рассмотрел настоящее дело в порядке упрощенного производства, на основании п. 1 ч. 2 ст. 227 АПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.06.2019 по делу №А47-3172/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Судья О.Б. Тимохин