ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-11515/2018
г. Челябинск
04 сентября 2018 года
Дело № А47-3362/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ихсановой Э.Ф.,
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.06.2018 по делу №А47-3362/2018 (судья Мирошник А.С.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области – ФИО1 (доверенность от 18.05.2018), ФИО2 (доверенность №61 от 29.05.2018);
Управления Федерального казначейства по Оренбургской области – ФИО3 (доверенность от 27.12.2017), ФИО4 (доверенность от 27.12.2017).
Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее – заявитель, Министерство) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Оренбургской области (далее – УФК по Оренбургской области, управление) о признании недействительным представления от 21.02.2018 №5300-09-32/19-891.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 20.06.2018 (резолютивная часть решения объявлена 13.06.2018) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Министерство не согласилось с указанным судебным актом и обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на незаконность оспоренного предписания. Обращает внимание на следующие обстоятельства: одним из оснований отказа в удовлетворении требований является то, что оспариваемый ненормативный акт не нарушает прав субъекта Российской Федерации на использование субъектом собственных средств бюджета, так как указанным способом Российская Федерация возвращает средства федерального бюджета за счет лимитов средств федерального бюджета выделенных субъекту в текущем финансовом году; однако, по результатам проверки в связи с выявлением факта нарушения предоставления субсидий из федерального бюджета повлекло возврат суммы 4737775,10 руб. в федеральный бюджет и списание данной суммы причинило заявителю значительный ущерб, так как привело к дополнительным расходам; УФК по Оренбургской области пришло к выводу о том, что заявитель нарушил условия расходования бюджетных средств, а именно – не соблюден уровень софинансирования бюджетных обязательств в части расходования денежных средств областного бюджета, однако, такого условия ни в соглашении, ни в правилах предоставления и расходования субсидий не установлено; в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2010 годы», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 №922 (далее – Правила №922) (в редакции, действовавшей на момент заключения соглашения) положения, регламентирующие возврат денежных средств субъектам Российской Федерации в связи с нарушением условий софинансирования установлены не были; данное условие не было регламентировано и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2012 №1257 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку племенного животноводства»; соглашение от 27.01.2016 №14/17-с предусматривало софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов селекционно-генетических центров, однако, эти условия соблюдены (предусмотрено финансирование 2,5% сметной стоимости за счет средств областного бюджета, которые выплачены в 2015 и 2016 годах, а из средств федерального бюджета в 2016 году уплачено 20% от сметной стоимости); требования к соблюдению уровня софинансирования установлены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 №999 только в 2016 году – в отношении субсидий 2017 года и распространены на предшествующие периоды, однако, закон обратной силы не имеет; в 2015 и 2016 годах механизм контроля уровня софинансирования отсутствовал и контроль осуществлялся сами федеральными органами, которыми претензии к получателям субсидий не предъявлялись.
В судебном заседании представители заявителя настаивали на доводах апелляционной жалобы.
Представители УФК по Оренбургской области в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы. Полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя УФК по Оренбургской области от 16.01.2018 №15 должностными лицами управления в период с 22.01.2018 по 02.02.2018 в отношении Министерства проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (идентификатор контрольного мероприятия: 2018-ВК.000.0002-5300.002). Результаты проверки отражены в акте от 02.02.2018 (т.1 л.д.29-84).
Проверкой выявлены нарушения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля. В частности проверкой установлено, что заявителем неправомерно израсходованы средства федеральных субсидий:
1) на мероприятия: «Строительство, реконструкцию, техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям на праве собственности или переданных в пользование в установленном порядке, за исключением затрат, связанных с проведением проектных и изыскательских работ и или подготовкой проектной документации в отношении указанных объектов» - в размере 1080515,61 руб.;
2) на агролесомелиоративные и фитомелиоративные мероприятия – в размере 89388,48 руб.;
3) на мероприятия по поддержки племенного крупного рогатого скота мясного направления – в размере 3337630,22 руб.;
4) на мероприятия по возмещению части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов селекционно-генетических центров в животноводстве и селекционно-семеноводческих центров в животноводстве и селекционно-семеноводческих центров в растениеводстве, а также на приобретение техники и оборудования на цели предоставления субсидий – 230240,79 руб.
По результатам проверки Министерству выдано представление от 21.02.2018 №5300-09-32/19-891 об устранении в срок до 30.03.2018 причин и условий способствовавших нарушению бюджетного законодательства в части невыполнения условий расходования субсидии в части использования предусмотренного объема софинансирования из областного бюджета в полном объеме.
Не согласившись с указанным представлением, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводом о соответствии оспоренного представления закону.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции.
Порядок оспаривания ненормативных актов государственных органов регламентирован положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), предусматривающей возможность обжалования ненормативных правовых актов несоответствующих закону и нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
В силу положений статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспоренного ненормативного акта закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого акта, возлагается на орган, принявший акт.
Пунктом 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений отнесен к контрольной деятельности Федерального казначейства.
В соответствии со статьей 269.2 БК РФ, полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий (пункт 1). При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в том числе проводятся проверки, направляются объектам контроля акты и предписания (пункт 2).
Под представлением в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, в соответствии с которыми, Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе об исполнении государственных заданий (абзац 1, 2 подпункта «а» пункта 6). По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения (пункт 67). При осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта «а» и подпунктом «в» пункта 6 этих Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (пп.«а» п.68).
Таким образом, оспоренное представление выдано управлением в пределах предоставленных ему полномочий.
Согласно статье 28 БК РФ, бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах результативности и эффективности использования бюджетных средств.
Статьей 34 БК РФ установлено, что принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Статьей 162 БК РФ установлена обязанность получателя бюджетных средств по обеспечению результативности использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета (пункт 1 статьи 269 БК РФ).
Статья 306.8 БК РФ в качестве одного из оснований, предусмотренных БК РФ для применения бюджетных мер принуждения, предусматривает нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, которое влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Из материалов дела следует, что оспоренным представлением установлен факт невыполнения Министерством условий расходования субсидии в части использования предусмотренного объема софинансирования из областного бюджета в полном объеме.
Оценивая обоснованность позиции управления в указанной части, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
В силу пункта 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, правила устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 130 БК РФ, правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в том числе в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 №1605 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
Из статьи 219 БК РФ следует, что бюджетные обязательства принимаются путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Федеральным законом от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» утверждена ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2015 год (приложение №8) по кодам: глава 082 «Министерство сельского хозяйства Российской Федерации», подраздел 0405 «Сельское хозяйство и рыболовство», целевая статья 2585076 «Субсидии на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 2020 годы» государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы» (Межбюджетные трансферты), вид расходов 500 «Межбюджетные трансферты».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.05.2015 № 933-р утверждено распределение субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы», в том числе на Оренбургскую область приходится средств в сумме 3 250 000,00 рублей, их них:
- на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям на праве собственности или переданных в пользование в установленном порядке, за исключением затрат, связанных с проведением проектных и изыскательских работ и (или) подготовкой проектной документации в отношении указанных объектов – 3100000 рублей;
- на агролесомелиоративные и фитомелиоративные мероприятия – 150000 рублей.
При этом, субсидия на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям на праве собственности или переданных в пользование в установленном порядке, за исключением затрат, связанных с проведением проектных и изыскательских работ и (или) подготовкой проектной документации в отношении указанных объектов и на агролесомелиоративные и фитомелиоративные мероприятия в 2015 году выделялась из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 №922.
Указанным постановлением утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной целевой Программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» (приложение №7) (далее – Правила №922).
Во исполнение указанных нормативных положений между Министерством и Правительством Оренбургской области заключено Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Оренбургской области в рамках федеральной целевой программы «развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» на 2015 год (далее – Соглашение 1083/20-с), предметом которого является предоставление из федерального бюджета субсидий, в том числе на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям на праве собственности или переданных в пользование в установленном порядке, за исключением затрат, связанных с проведением проектных и изыскательских работ и (или) подготовкой проектной документации в отношении указанных объектов в рамках подпрограммы «Мелиорация земель и повышение продуктивности мелиорируемых угодий для устойчивого и эффективного развития агропромышленного комплекса «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».
Пунктом 1.4. Соглашения №1083/20-с определено, что размер субсидий, предусмотренных Оренбургской области подлежит сокращению в случае:
- если размер средств, предусмотренных в бюджете Оренбургской области на реализацию мероприятий Программы не позволяет обеспечить установленную долю расходов бюджета Оренбургской области в финансировании расходов обязательства Оренбургской области, софинансируемого за счет субсидии;
- потребности Оренбургской области в уменьшении размера субсидии в текущем финансовом году на основании его письменного обращения.
Как установлено УФК по Оренбургской области, согласно приложению №1 к Закону Оренбургской области от 08.12.2014 №2809/775-V-O3 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» поступление доходов в областной бюджет на 2015 год по коду 2 02 02021 02 0000 151 «Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и бесхозяйных гидротехнических сооружений», составляет 3250000 руб. (средства федерального бюджета).
Уведомлением об изменении лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый 2015 год от 09.06.2015 №06-22/147 Министерством финансов Оренбургской области до Министерства доведены лимиты бюджетных обязательств на мероприятия федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» в сумме 3250000 руб. (КБК 842 0405 1885076 810).
Фактически в 2015 году в бюджет Оренбургской области поступило средств субсидии на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 2020 годы» государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» в размере 2704184,4 руб. (перечисление средств осуществлялось Министерством сельского хозяйства Российской Федерации платежными поручениями от: 07.09.2015 №911 на сумму 423 698,13 руб., 16.11.2015 №517726 на сумму 847 396,25 руб., 19.11.2015 № 539535 на сумму 1 293 420,52 руб., от 25.11.2015 № 574482 на сумму 139 669,50 руб.) по КБК 082 0405 2585076 521 251, код цели - 551.
При общем объеме фактически использованных средств в размере 5983868,1 руб. на мероприятие «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям на праве собственности или переданных в пользование в установленном порядке, за исключением затрат, связанных с проведением проектных и изыскательских работ и (или) подготовкой проектной документации в отношении указанных объектов» субсидия из федерального бюджета могла быть использована Оренбургской областью в размере не более 1483999,29 руб. (5983868,1 * 3100000 / 12500000).
По результатам проведенного в ходе проверки анализа сведений об исполнении соглашений о предоставлении субсидий и представленных получателями субсидий отчетов, УФК по Оренбургской области установлен перерасход средств федерального бюджета на мероприятие «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям на праве собственности или переданных в пользование в установленном порядке, за исключением затрат, связанных с проведением проектных и изыскательских работ и (или) подготовкой проектной документации в отношении указанных объектов» в 2015 году в сумме 1080515,61 руб. (2564514,9 руб. - 1483999,29 руб.).
Кроме того, при общем объеме фактически использованных средств в размере 251405,1 руб. на мероприятие «Агролесомелиоративные и фитомелиоративные мероприятия» субсидия из федерального бюджета могла быть использована Оренбургской областью в размере не более 50281,02 руб. (251405,1 * 150000 / 750000). Перерасход средств федерального бюджета на мероприятие «Агролесомелиоративные и фитомелиоративные мероприятия» в 2015 году составил в сумме 89388,48 руб. (139669,5 руб. – 50281,02 руб.).
Исходя из этих обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Министерством в 2015 году не соблюдено условие расходования средств субсидий, предоставленных из федерального бюджета на мероприятия: «Строительство, реконструкцию, техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих сельскохозяйственным товаропроизводителям на праве собственности или переданных в пользование в установленном порядке, за исключением затрат, связанных с проведением проектных и изыскательских работ и (или) подготовкой проектной документации в отношении указанных объектов», «Агролесомелиоративные и фитомелиоративные мероприятия», предусмотренные Соглашением №1083/20-с, а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Оренбургской области, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 1169904,09 руб. (1080515,61+89 388,48) по КБК 082 0405 2585076 521 251.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2012 №1257 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства (далее – Правила №1257).
Федеральным законом от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» утверждена ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2015 год (приложение №8) по кодам: глава 082 «Министерство сельского хозяйства Российской Федерации», подраздел 0405 «Сельское хозяйство и рыболовство», целевая статья 25Г5050 «Субсидии на поддержку племенного крупного рогатого скота мясного направления в рамках подпрограммы «Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства» государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы», вид расходов 500 «Межбюджетные трансферты».
Таблицей №46 приложения №35 к Федеральному закону от 01.12.2014 №384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» утверждено Распределение субсидий на поддержку племенного крупного рогатого скота мясного направления бюджетам субъектов Российской Федерации на 2015 год, в том числе на Оренбургскую область приходится 25854800 руб.
В 2015 году субсидия на поддержку племенного крупного рогатого скота мясного направления выделялась из федерального бюджета в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 №717.
Как установлено УФК по Оренбургской области при проверке наличия утвержденных в бюджете Оренбургской области бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта, связанных с реализацией мероприятия на поддержку племенного крупного рогатого скота мясного направления, согласно приложению № 1 к Закону Оренбургской области от 08.12.2014 № 2809/775-V-O3 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», поступление доходов в областной бюджета на 2015 год по коду 2 02 02193 02 0000 151 «Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного крупного рогатого скота мясного направления» составляет 25854800 руб. (средства федерального бюджета).
В соответствии с пунктом 34 Правил №1257, между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Оренбургской области (далее — Высший орган исполнительной власти) заключено Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключаемое между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации от 04.02.2015 №34/17-с (с учетом изменений, внесенных дополнительными соглашениями: №1 от 16.02.2015 № 133/17-с, № 2 от 25.02.2015 № 207/17 - с, № 3 от 25.03.2015 № 351/17-с, № 4 от 30.03.2015 № 370/17-с, № 5 от 21.04.2015 № 558/17-с, № 6 от 13.05.2015 № 676/17-с, № 7 от 17.06.2015 № 977/17-с, № 8 от 26.06.2015 № 1048/17-с, № 9 от 13.07.2015 № 1119/17-с, № Ю от 28.08.2015 № 1258/17-с, № 11 от 25.09.2015 №> 1476/17-с) (далее – Соглашение №34/17-с).
Согласно пункту 1.1. Соглашения №34/17-с, предметом соглашения является предоставление из федерального бюджета субсидий, в том числе на поддержку племенного крупного рогатого скота мясного направления в рамках подпрограммы «Развитие мясного скотоводства» государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».
Приложением № 1 к Соглашению №34/17-с определены направления и объемы субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации на 2015 год, из которых объем субсидии на поддержку племенного крупного рогатого скота мясного направления в рамках подпрограммы «Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства» государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» составляет 25854800 руб. (средства федерального бюджета).
Приложением №2 к Соглашению №34/17-с определены направления и объемы средств из консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на 201.5 год по Оренбургской области, из которых объем субсидии на поддержку племенного крупного рогатого скота мясного направления составляет 15000000 руб. (средства областного бюджета).
В соответствии с Соглашением №34/17, в 2015 году в бюджет Оренбургской области поступило средств субсидии на поддержку племенного крупного рогатого скота мясного направления в размере 25854800 руб. (перечисление средств осуществлялось Министерством сельского хозяйства Российской Федерации платежными поручениями от: 04.12.2015 №639509 на сумму 1051501 руб., от 19.11.2015 №539537 на сумму 2237941 руб., от 27.07.2015 №756 на сумму 46260 руб., от 06.07.2015 №853 на сумму 2275000 руб., от 30.06.2015 №642 на сумму 6231122 руб., от 25.06.2015 №878 на сумму 14012976 руб.) по КБК 082 0405 25Г5050 521 251, код цели - 838.
По результатам проведенного в ходе проверки анализа сведений об исполнении соглашения о предоставлении субсидий и представленных получателями субсидий отчетов, УФК по Оренбургской области установлено, что перерасход средств федерального бюджета на поддержку племенного крупного рогатого скота мясного направления в 2015 году составил 3337630,22 руб. (25854800 - 22517169,78 руб.) по КБК 082 0405 25Г5050 521 251, код цели – 838, в связи с не соблюдением условия расходования средств субсидии, предоставленных из бюджета (не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Оренбургской области).
В частности, из Отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета по Оренбургской области по состоянию на 01.01.2016 (форма ГП-32), Отчета об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом (ф. 0503324), Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» (ф. 0503127) следует, что на 01.01.2016 фактические расходы составили в сумме 35580800 руб., из них: 25854800 рублей – за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета; 9726000 руб. - за счет средств бюджета Оренбургской области.
При общем объеме фактически использованных средств в размере 35580800 руб. субсидия из федерального бюджета могла быть использована Оренбургской областью в размере не более 22517169,78 руб. (35580800 * 25854800 / 40854800).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 № 624 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также па приобретение техники и оборудования (далее – Правила №624).
Пунктом 4 Правил №624 определено, что субсидии предоставляются в целях софинансирования исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных программ, предусматривающих возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов селекционно-генетических центров в животноводстве и селекционно-семеноводческих центров в растениеводстве, а также на приобретение техники и оборудованияна цели предоставления субсидии.
Федеральным законом от 14.12.2015 №359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» утверждена ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2016 год (приложение № 7) по кодам: глава 082 «Министерство сельского хозяйства Российской Федерации», подраздел 0405 «Сельское хозяйство и рыболовство», целевая статья 25 Г 05 54470 «Субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов селекционно-генетических центров в животноводстве и селекционно-семеноводческих центров в растениеводстве, а также на приобретение техники и оборудования на цели предоставления субсидии», вид расходов 500 «Межбюджетные трансферты».
Субсидия на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов селекционно-генетических центров в животноводстве и селекционно-семеноводческих центров в растениеводстве, а также на приобретение техники и оборудования на цели предоставления субсидии выделяется из федерального бюджета в рамках Программы №717.
Подпрограммой «Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства» Областной Программы №751-пп предусмотрено мероприятие «Государственная поддержка создания и модернизации селекционно-генетических центров в животноводстве и селекционно-семеноводческих центров в растениеводстве» (основное мероприятие 3), результатом которого является создание новых селекционно-генетических центров, удовлетворяющих потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей в высокопродуктивном племенном материале и селекционно-семеноводческих центров.
Приложением № 4 к Областной Программе №751-пп (в редакции от 20,06,2016 №16) определено ресурсное обеспечение реализации программы, согласно которому объем финансирования в 2016 году по основному мероприятию 3 «Государственная поддержка создания и модернизации селекционно-генетических центров в животноводстве и селекционно-семеноводческих центров в растениеводстве» подпрограммы «Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства» составляет 96750800 руб., из них за счет средств федерального бюджета – 91912800 руб., за счет средств областного бюджета – 4838000 руб.
Как установлено УФК по Оренбургской области проверкой наличия утвержденных в бюджете Оренбургской области бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта, связанных с реализацией мероприятия на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов селекционно-генетических центров в животноводстве и селекционно-семеноводческих центров в растениеводстве, а также на приобретение техники и оборудования на цели предоставления субсидии, согласно приложению № 1 к Закону Оренбургской области от 11.12.2015 № 3627/983-V-03 «Об областном бюджете на 2016 год» поступление доходов в областной бюджет на 2016 год по коду 2 02 02251 00 0000 151 «Субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов селекционно-генетических центров в животноводстве и селекционно-семеноводческих центров в растениеводстве, а также на приобретение техники и оборудования на цели предоставления субсидии, источником обеспечения которых являются средства федерального бюджета», составляет 91912800 руб. (средства федерального бюджета).
Фактически в 2016 году в бюджет Оренбургской области поступило средств субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов селекционно-генетических центров в животноводстве и селекционно-семеноводческих центров в растениеводстве, а также на приобретение техники и оборудования на цели предоставления субсидий в размере 91912781,65 руб. (перечисление средств осуществлялось Министерством сельского хозяйства Российской Федерации платежным поручением от 10.06.2016 №759671 на сумму 91912781,65 руб.) по КБК 082 0405 25Г0554470 521, код цели - 918.
В соответствии с пунктом 12 Правил № 624 между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Высшим органом исполнительной власти заключено Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключаемое между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации от 27.01.2016 № 14/17-с (с учетом изменений, внесенных дополнительными соглашениями: № 1 от 11.03.2016 № 508/17-с,№ 2 от 31.05.2016 № 669/17-с, № 3 от 06.06.2016 № 742/17-с, № 4 от 17.06.2016 № 872а/17-с, № 5 от 15.07.2016, № 6 от 12.12.2016 № 1262/17-с, № 7 от 23.21.2016 № 1473/17-с, № 8 от 28.12.2016 № 1533/17-с) (далее – Соглашение №14/17-с).
Приложением № 1 к Соглашению №14/17-с определены направления, объемы финансового обеспечения на реализацию мероприятий, предусмотренных соглашением, где объем субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов селекционно-генетических центров в животноводстве и селекционно-семеноводческих центров в растениеводстве, а также на приобретение техники и оборудования на цели предоставления субсидий из федерального бюджета установлен в сумме 91912800 руб. (95% объема софинансирования), а объем финансового обеспечения за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации установлен в сумме 4838000 руб.
По результатам проведенного в ходе проверки анализа сведений об исполнении соглашения о предоставлении субсидий и представленных получателями субсидий отчетов, УФК по Оренбургской области установлено, что перерасход средств федерального бюджета на создание и модернизацию объектов селекционно-генетических центров в животноводстве и селекционно-семеноводческих центров в животноводстве и селекционно-семеноводческих центров в растениеводстве, а также на приобретение техники и оборудования в 2016 году составил в сумме 230240,79 руб. (91912781,65 – 91682540,86) по КБК 082 0405 25Г0554470 521.
В частности, из Отчета об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом на 01.01.2017 (ф.0503324) следует, что: поступление в 2016 году средств субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов селекционно-генетических центров в животноводстве и селекционно-семеноводческих центров в растениеводстве, а также на приобретение техники и оборудования на цели предоставления субсидий составило в сумме 91912781,65 рубль, кассовый расход составил 91912781, 65 руб.; сумма кассового расхода в 2016 году целевых средств на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов селекционно-генетических центров в животноводстве и селекционно-семеноводческих центров в растениеводстве, а также на приобретение техники и оборудования на цели предоставления субсидий по КБК 082 0405 0000054470 810 составила 91912781,65 руб. При этом, кассовое использование средств областного бюджета подтверждается платежным поручением от 15.06.2016 №302451 на сумму 4595639,09 руб., согласно которому указанные средства перечислены ООО «СГЦ «Вишневский».
Из Отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса по Оренбургской области по состоянию на 01.01.2017 (форма ГП-78), Отчета об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом (ф. 0503324) на 01.01.2017, Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» (ф. 0503127) на 01.01.2017 следует, что фактические расходы на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов селекционно-генетических центров в животноводстве и селекционно-семеноводческих центров в растениеводстве, а также на приобретение техники и оборудования на цели предоставления субсидий в 2016 году составили в сумме 96508420,74 руб., из них: 91912781,65 руб. – за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета; 4595639,09 руб. – за счет средств бюджета Оренбургской области.
При общем объеме фактически использованных средств в размере 96508420,74 рублей субсидия из федерального бюджета могла быть использована Оренбургской областью в размере не более 91682540,86 руб. (96508420,74 * 91912800 / 96750800).
Таким образом, материалами проведенной проверкой подтверждены факты невыполнения Министерством условий расходования предоставленных субсидий в части нарушения софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетом Оренбургской области, что свидетельствует о нарушении условий предоставления средств бюджета.
Приведенные в апелляционной жалобе возражения в указанной части подлежат отклонению, как не соответствующие указанным выше нормативным положениям.
Оспоренное представление УФК по Оренбургской области, содержащее требование о рассмотрении информации о выявленном нарушении и о принятии мер к устранению причин и условий его совершения является законным и обоснованным и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании этого представления недействительным.
Таким образом, спор разрешен судом первой инстанции правильно, выводы суда основаны на законе и соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, а потому оснований для их переоценки суд апелляционной инстанции не усматривает.
Предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции не установлено.
С учетом изложенного, решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.06.2018 по делу №А47-3362/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.А. Арямов
Судьи: Е.В. Бояршинова
Н.Г. Плаксина