ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А47-356/17 от 12.02.2018 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-69/18

Екатеринбург

16 февраля 2018 г.

Дело № А47-356/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2018 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2018 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Татариновой И. А.,

судей Тороповой М. В., Купреенкова В. А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.09.2017 по делу № А47-356/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «АПК Виктория» - Чуднов Н.П. (директор).

Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее – министерство) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «АПК Виктория» (далее – общество «АПК Виктория») о взыскании 5 437 507 руб. 03 коп., составляющих сумму субсидий, выплаченных в 2013 г., 2015 г., 2016 г. на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Счетная палата Оренбургской области.

Решением суда первой инстанции от 14.09.2017 (судья Тарасова С.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.11.2017 (судьи Бабкина С.А., Матвеева С.В., Хоронеко М.Н.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, поскольку общество «АПК Виктория» не подтвердило статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, в силу п. 6 Порядка предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 22.03.2013 № 207-п (далее – Порядок), указанное обстоятельство является основанием для отказа в предоставлении обществу субсидии. Таким образом, учитывая, что субсидии предоставлены ответчику с нарушением условий их предоставления, в соответствии с п. 11 Порядка сумма предоставленных субсидий подлежит возврату в бюджет.

Кроме того, по мнению заявителя, судами неправильно истолкованы положения ст. 3 Федерального закона 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», положения Порядка, в связи с чем суды пришли к ошибочному, по мнению заявителя, выводу о том, что неподтверждение        статуса сельхозтоваропроизводителя в 2013 г. не имеет значения для рассмотрения настоящего дела, так как сделать вывод о наличии (отсутствии) указанного статуса можно было сделать только по истечении 2013 г., а субсидия на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителей в области растениеводства была представлена в 2013 г. Заявитель полагает, что для получения субсидии необходимо подтверждение статуса сельхозтоваропроизводителя за календарный год, предшествующий году получения субсидии.

В части выводов судов о пропуска истцом срока исковой давности заявитель поясняет, что министерство узнало о предоставлении ответчиком недостоверных сведений только после проведения проверки Счетной палаты Оренбургской области в январе 2015 г.

Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подп. 3 п. 3 названной нормы права). При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подп. 2 п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Основанием для возврата субсидии является, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.

В силу подп. 10 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.

Пунктом 1 ст. 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главные распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств вправе проводить проверки подведомственных распорядителей (получателей) бюджетных средств и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона 29.12.2006 № 264-ФЗ
«О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012
№ 1431 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (далее - Правила).

Согласно п. 1, 2, 3 Правил установлен порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.

В целях реализации мероприятий государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области» на 2013-2020 г., утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 31.08.2012 № 751-пп, Правительство Оренбургской области постановлением от 20.03.2013 № 207-п «О предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства» (далее - Постановление № 207-П) установило Порядок предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства согласно Приложению № 1 к Постановлению и методику расчета ставок субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства согласно Приложению № 2 постановления.

Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что получатели субсидий после завершения посева сельскохозяйственных культур под урожай текущего года, но не позднее 1 октября текущего года, представляют в министерство: справку- расчет о причитающейся субсидии по форме согласно приложениям №  4, № 5 к настоящему Порядку и копии отчетов по формам федерального государственного статистического наблюдения № 4-СХ «Сведения об итогах сева под урожай» текущего года по состоянию на последнюю отчетную дату (для сельскохозяйственных организаций) с отметкой органа государственной статистики.

В соответствии с п. 9 Порядка министерство на основании представленных получателями форм федерального государственного статистического наблюдения № 29-СХ «Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур» за предшествующий год, № 4-СХ «Сведения об итогах сева под урожай» текущего года по состоянию на последнюю  отчетную дату (для сельскохозяйственных организаций) производит сверку данных об объемах засеянных площадей сельскохозяйственными культурами.

В случае если засеянная площадь сельскохозяйственными культурами в текущем году меньше посевной площади предыдущего года, то сумма субсидии подлежит перерасчету и возврату в областной бюджет не позднее 1 декабря текущего года.

Согласно п. 10 Порядка в случае выявления нарушений условий, установленных настоящим Порядком, соответствующие суммы субсидий подлежат возврату получателями в областной бюджет. При выявлении обстоятельств, служащих основанием для возврата субсидии, министерство в течение 15 календарных дней направляет получателю письменное уведомление о возврате субсидии в областной бюджет с указанием оснований ее возврата.

При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что в 2013 г. общество «АПК Виктория» с целью получения 1 и 2 транша (28.03.2013, 07.06.2013, 12.09.2013) обратилось в министерство с заявлениями № 1856/с21, № 7341/с21, № 3662с/21 о предоставлении в 2013 г. субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства с приложением документов (справок-расчетов).

По результатам рассмотрения заявления ответчику в 2013 г. предоставлена субсидия на общую сумму 2 727 445 руб. 56 коп.

Общество «АПК Виктория» 24.02.2015 обратилось в министерство с заявлением № 648/21с о предоставлении в 2015 г. субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства с приложением документов (справки-расчеты), также подано заявление о перераспределении остатка субсидии от 27.05.2015
№ 4129/21с.

По результатам рассмотрения заявления ответчику предоставлена субсидия в сумме 1 891 576 руб. 72 коп.

 Общество  «АПК Виктория» 25.02.2016 обратилось в министерство с заявлением № 1543с/21 о предоставлении в 2016 г. субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства с приложением документов (справки-расчеты).

По результатам рассмотрения заявления ответчику предоставлена субсидия в сумме 818 484 руб. 75 коп.

Счетной палатой Оренбургской области в отношении министерства 26.12.2014, 08.04.2016 проведена проверка целевого использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, в ходе которой выявлены нарушения условия предоставления субсидии, определенные п. 3 Порядка, - предоставлены субсидии получателю, статус сельхозтоваропроизводителя которым не подтвержден, а именно обществом «АПК Виктория» не подтвержден статус сельхозтоваропроизводителя, поскольку в доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции составила менее чем 70% за календарный год, а именно 27%.

Предоставление субсидии в 2015 - 2016 г. произведено при наличии у общества «АПК Виктория» задолженности перед областным бюджетом в связи с нарушением условий, установленных при предоставлении данной субсидии в 2013 - 2014 г., поскольку субсидия на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в сумме 2 727 445 руб. 56 коп., в том числе 1 429 176 руб. по средствам федерального бюджета и 1 298 269 руб. 56 коп. по средствам областного бюджета обществом «АПК Виктория» в бюджет не возвращены.

По результатам проведенной проверки составлены акты от 26.12.2014, 08.04.2016.

Счетная палата Оренбургской области направила в адрес министерства представление от 06.02.2015 № 1-24/104 с приложением отчета по результатам контрольного мероприятия и информации о необходимости возврата обществом «АПК Виктория» в бюджет необоснованно полученных сумм субсидий.

Также в адрес министерства направлено предписание по результатам проверки от 06.02.2015 № 1-24/104 и даны рекомендации по устранению допущенных нарушений, в частности п. 9 рекомендаций предписано принять меры по выявленным фактам необоснованного получения субсидий.

Письмом от 17.03.2015 № 01-04-06/361 министерство направило в адрес ответчика предложение в добровольном порядке возвратить бюджетные средства, направленные на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, указав реквизиты для перечисления.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в том числе анализ отчетов о прибылях и убытках общества «АПК Виктория» за 1 квартал 2013 г., за 1 полугодие 2013 г., за
9 месяцев 2013 г., за 2013 г, суды выявили, что в 1 квартале 2013 г. выручка (код 2110) общества составила 7825 руб., доход (код 200 раздел III) –
6654 руб.; за 1 полугодие 2013 г. выручка (код 2110) составила  9281 руб., доход – 6471 руб., за 9 месяцев 2013 г. выручка составила 27 247 руб., доход – 22 500 руб.; за 2013 г. выручка (код 2110) составила 29 677 руб., доход (код 200 раздел III) – 21 289 руб., таким образом доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции общества в 2013 г. составила 72 %.

С учетом изложенного суды обоснованно признали, что общество «АПК Виктория» является сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии со ст. 3 Федерального закона 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

При таких обстоятельствах и учитывая, что  Порядок предоставления субсидий не содержит требований о предоставлении отчетности за предшествующий год для целей получения субсидий, суды пришли к верному выводу о том, что оснований для возврата обществом «АПК Виктория»  субсидии не имеется.

Кроме того, суды обоснованно указали на обращение истца в суд 19.01.2017 с пропуском срока исковой давности в части требований о возврате субсидии, предоставленной в 2013 г. Руководствуясь положениями п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды обоснованно отметили,  что министерство должно было узнать о нарушении своего права при проверке достоверности предоставляемых ответчиком сведений и при принятии решения о выдаче субсидии и перечислении денежных средств в 2013 г.

С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных министерством требований.

Доводы кассационной жалобы  по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.09.2017 по делу № А47-356/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                               И.А. Татаринова

Судьи                                                                            М.В. Торопова

В.А. Купреенков