ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-8035/2022
г. Челябинск
21 июля 2022 года
Дело № А47-3757/2022
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Арямова А.А., рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Природа» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.06.2022 по делу № А47-3757/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Общество с ограниченной ответственностью «Природа» (далее – ООО «Природа», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее – административный орган, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №40/01-12-2022 от 27.01.2022, которым заявитель привлечен к ответственности в соответствии со статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 09.06.2022 (резолютивная часть решения изготовлена 24.05.2022) в удовлетворении заявления отказано.
ООО «Природа» с принятым судебным актом не согласилось, обратившись с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит следующие доводы: помимо Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.20211 №354 (далее - Правила №354) региональный оператор осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно пункту 2 статьи 24.6 которого накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (ТКО) осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 (далее - Правила №1156); по смыслу действующего законодательства крупногабаритные отходы (КГО) входят в состав ТКО, и данный факт региональным оператором не оспаривается, а оспаривается вывод о том, что при определении периодичности вывоза КГО необходимо руководствоваться Правилами №354; в связи с отсутствием бункеров, расположенных на контейнерных площадках, потребители складировали КГО на специальную площадку складирования КГО; согласно СанПин 2.1.7.3550-19 специальные площадки складирования КГО должны иметь водонепроницаемое покрытие и ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра; поскольку Правила №354 не устанавливают периодичность вывоза КГО, региональный оператор руководствуется пунктом 3 Правил 1156 и осуществляет вывоз с учетом экологического законодательства и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласно которому вывоз КГО необходимо производить не реже 1 раза в 7 календарных дней; проверка инспекцией проведена с нарушением пункта 148(49) Правил №354, в адрес регионального оператора сообщения о нарушении качества коммунальной услуги не поступали и акт потребителем не составлялся; согласно маршрутному журналу и отчету по посещению геозон за спорный период вывоз ТКО производился ежедневно, а рейдовые осмотры мест накопления ТКО составлялись до приезда мусоровоза; в действиях общества состав правонарушения отсутствует.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда первой инстанции не подлежащим изменению.
Как следует из материалов дела, ООО «Природа» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1175658009053 и с 01.01.2019 на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Оренбургской области от 28.04.2018 является региональным оператором, оказывающим коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в Оренбургской области.
В инспекцию 14.10.2021 из Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области поступило сообщение о фактах несвоевременного вывоза ТКО с мест (площадок) их накопления по адресам: <...>
Также от Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области поступили акты осмотра территории от 11.10.2021 и фотоматериалы.
Из актов осмотра от 11.10.2021 следует, что на месте накопления ТКО по адресу: <...> расположено четыре контейнера для сбора ТКО, а также специальная площадка для складирования крупногабаритных отходов. Контейнеры для сбора ТКО заполнены, зона погрузки и контейнерная площадка замусорены. Площадка для накопления крупногабаритных отходов заполнена. Прилегающая территория захламлена отходами (осмотр 04.10.2021 в 11 час. 10 мин.). Контейнеры для сбора ТКО заполнены, зона погрузки и контейнерная площадка замусорены. Площадка для накопления крупногабаритных отходов заполнена, в том числе отходами от 04.10.2021. Прилегающая территория захламлена отходами (осмотр 05.10.2021 в 09 час. 49 мин.). Контейнеры для сбора ТКО частично заполнены, зона погрузки и контейнерная площадка замусорены. Площадка для накопления крупногабаритных отходов частично заполнена. Прилегающая территория замусорена (осмотр 06.10.2021 в 10 час. 07 мин.). Контейнеры для сбора ТКО частично заполнены, зона погрузки и контейнерная площадка замусорены. Площадка для накопления крупногабаритных отходов частично заполнена. Прилегающая территория замусорена (осмотр 06.10.2021 в 10 час. 07 мин.). Контейнеры для сбора ТКО очищены, зона погрузки и контейнерная площадка замусорены. Площадка для накопления крупногабаритных отходов частично заполнена. Прилегающая территория замусорена (осмотр 07.10.2021 в 10 час. 23 мин.). Контейнеры для сбора ТКО заполнены, зона погрузки и контейнерная площадка замусорены. Площадка для накопления крупногабаритных отходов заполнена. Прилегающая территория захламлена отходами, в том числе отходами от 07.10.2021 (осмотр 08.10.2021 в 09 час. 53 мин.). Контейнеры для сбора ТКО частично заполнены, зона погрузки и контейнерная площадка замусорены. Площадка для накопления крупногабаритных отходов заполнена, в том числе отходами от 08.10.2021 (осмотр 09.10.2021 в 09 час. 57 мин.). Контейнеры для сбора ТКО частично заполнены, зона погрузки и контейнерная площадка замусорены. Площадка для накопления крупногабаритных отходов заполнена, в том числе отходами от 09.10.2021. Прилегающая территория замусорена (осмотр 10.10.2021 в 10 час. 39 мин.).
В ходе осмотров места накопления ТКО по адресу: <...> выявлено, что на нем расположено два контейнера для сбора ТКО, 2 сетки для сбора пластиковой и стеклянной тары, а также специальная площадка для складирования крупногабаритных отходов. Контейнеры для сбора ТКО и сетки для сбора пластиковой и стеклянной тары частично заполнены, зона погрузки и контейнерная площадка замусорены. Площадка для накопления крупногабаритных отходов частично заполнена (осмотр 04.10.2021 в 13 час. 21 мин.). Контейнеры для сбора ТКО и сетки для сбора пластиковой и стеклянной тары частично заполнены, зона погрузки и контейнерная площадка замусорены. Площадка для накопления крупногабаритных отходов частично заполнена, в том числе крупногабаритными отходами от 04.10.2021 (осмотр 05.10.2021 в 11 час. 30 мин.). Контейнеры для сбора ТКО и сетки для сбора пластиковой и стеклянной тары частично заполнены, зона погрузки и контейнерная площадка замусорены. Площадка для накопления крупногабаритных отходов частично заполнена, в том числе крупногабаритными отходами от 05.10.2021 (осмотр 06.10.2021 в 12 час. 10 мин.). Контейнеры для сбора ТКО и сетки для сбора пластиковой и стеклянной тары частично заполнены, зона погрузки и контейнерная площадка замусорены. Площадка для накопления крупногабаритных отходов частично заполнена, в том числе крупногабаритными отходами от 06.10.2021 (осмотр 07.10.2021 в 12 час. 33 мин.). Контейнеры для сбора ТКО очищены, сетки для сбора пластиковой и стеклянной тары частично заполнены, зона погрузки и контейнерная площадка замусорены. Площадка для накопления крупногабаритных отходов замусорена (осмотр 08.10.2021 в 11 час. 25 мин.). Контейнеры для сбора ТКО и сетки для сбора пластиковой и стеклянной тары частично заполнены, зона погрузки и контейнерная площадка замусорены. Площадка для накопления крупногабаритных отходов частично заполнена (осмотр 09.10.2021 в 11 час. 47 мин.). Контейнеры для сбора ТКО и сетки для сбора пластиковой и стеклянной тары частично заполнены, зона погрузки, контейнерная площадка и прилегающая территория замусорены. Площадка для накопления крупногабаритных отходов частично заполнена, в том числе крупногабаритными отходами от 09.10.2021 (осмотр 10.10.2021 в 13 час. 06 мин.).
Выявленные нарушения также зафиксированы на фотоснимках, прилагаемых к актам осмотров от 11.10.2021.
Согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования «город Оренбург», размещенному на сайте администрации г. Оренбурга в сети Интернет (http://orenburg.ru), место (площадка) накопления ТКО по адресу: <...> определено для потребителей, проживающих в многоквартирных домах с №45 по 57, с №38 по 48 по пер. Селивановский, с №42 по 56/3, с №57 по 87а по ул. Ташкентской, с №52 по 58, с №47а по 55 по ул. Орлова, с №90 по 98 по ул. Цвиллинга г. Оренбурга; место накопления ТКО по адресу: <...> определено для потребителей, проживающих в многоквартирных домах №65, 67 по ул. Деповской, №1а, 1б, 1в по ул. Бр. Коростелевых г. Оренбурга. Согласно данным Реестра указанное место накопления ТКО оборудовано специальной площадкой для складирования крупногабаритных отходов.
В ходе административного расследования установлен факт необеспечения обществом режима предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, что является нарушением подпункта «а» пункта 148.22, пункта 148.45 Правил №354, пункта 17 Приложения №1 к Правилам №354.
Уведомлением от 09.12.2021 №08-2808 ООО «Природа» извещено о необходимости явки его представителя в административный орган 15.12.2021 для участия в составлении протокола об административном правонарушении. Уведомление получено обществом 09.12.2021, что подтверждается «входящей» отметкой на копии уведомления.
15.12.2021 в отношении ООО «Природа» инспекцией составлен протокол об административном правонарушении №ПЛ-2808 по признакам правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении инспекцией в отсутствие уполномоченного представителя общества 27.01.2022 вынесено постановление №40/01-12-2022, которым ООО «Природа» привлечено к административной ответственности в соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
Не согласившись с этим постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводом о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции обоснованным.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки данности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 23.55 КоАП РФ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части курения табака в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов), статьями 7.21 - 7.23, частью 1 статьи 7.23.2, частями 4 и 5 статьи 9.16, частями 1 - 4 статьи 9.23, частью 1 статьи 13.19.2 (за исключением административных правонарушений, совершенных жилищно-строительными кооперативами, осуществляющими строительство многоквартирных домов) настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 статьи 23.55 КоАП РФ, вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, их заместители.
Согласно части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
В силу части 2 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В силу Положения о Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 №25-ук, инспекция осуществляет функции жилищного надзора на территории Оренбургской области, и в рамках исполнения этой функции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований и (или) лицензионных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений (пункт 10).
В настоящем случае протокол об административном правонарушении в отношении общества составлен уполномоченным органом в пределах предоставленных законом полномочий (часть 1 статьи 28.3 КоАП РФ), его содержание соответствует требованиям, предусмотренным статьей 28.2 КоАП РФ, постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченным должностным лицом в рамках предоставленных частью 1 статьи 23.54 КоАП РФ полномочий.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Исходя из этой нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ, нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства – утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Частью 15.1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, начиная от места накопления твердых коммунальных отходов, если иное не установлено договором.
Деятельность регионального оператора по обращению с ТКО регламентирована Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 (далее – Правила №1156).
Статьей 1 Закона №89-ФЗ установлено, что под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Абзацем 27 статьи 1 Закона №89-ФЗ установлено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) – оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 6 статьи 13.4 Закона №89-ФЗ).
В силу статьи 24.6 Закона №89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами №1156.
В соответствии с пунктом 2 Правил №1156, под «контейнерной площадкой» понимается место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии стребованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров; под «погрузкой ТКО» понимается перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 10 Правил №1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах(площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 № 354 утвердило Правила №354.
Согласно Правилам №354, исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем – лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (пункт 2); одним из видов коммунальных услуг является обращение с твердыми коммунальными отходами (то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах) (подпункт «ж» пункта 4).
В силу подпункта «в» пункта 3 Правил №354 одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является то, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.
Подпунктом «а» пункта 31 Правил №354 установлено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно подпункту «а» пункта 33 Правил №354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
При обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению. В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг. Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов (пункт 104 Правил №354).
Порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен разделом XV(1) Правил №354, в силу которого исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 148(4) и 148(5) этих Правил, в том числе региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, этими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги (подпункт «а» пункта 148 (22)).
В пункте 17 Приложения №1 к Правилам №354 установлены требования к обеспечению своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°С и ниже) – не реже одного раза в трое суток; в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°C) – не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Также предусмотрено допустимое отклонение сроков вывоза ТКО: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5°C и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5°C.
ООО «Природа», являясь региональным оператором по обращению с ТКО на территории Оренбургской области и фактически оказывая населению услуги по вывозу ТКО, обязано соблюдать указанные нормативные требования, и является субъектом административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Из оспариваемого постановления следует, что обществу вменено в вину нарушение указанных выше положений в связи с тем, что в период 04.10.2021, с 08.10.2021 по 10.10.2021 потребителям, проживающим в многоквартирных домах с №45 по 57, с №38 по 48 по пер. Селивановский, с №42 по 56/3, с №57 по 87а по ул. Ташкентской, с №52 по 58, с №47а по 55 по ул. Орлова, с №90 по 98 по ул. Цвиллинга, №65, 67 по ул. Деповской, №1а, 1б, 1в по ул. Бр. Коростелевых г. Оренбурга коммунальная услуга по вывозу твердых коммунальных отходов в виде крупногабаритных отходов не оказывалась. При этом, общество, как исполнитель коммунальной услуги, выставляло потребителям указанных жилых домов платежные документы на оплату коммунальной услуги.
Оказание коммунальной услуги по вывозу твердых коммунальных отходов потребителям указанных многоквартирных домах осуществляется с использованием контейнерных площадок по пер. Селивановский, д. 44 и ул. Деповская, д. 65, которые включены в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Оренбург», размещенный на сайте администрации г. Оренбурга в сети Интернет.
Факт неоказания коммунальной услуги в период 04.10.2021, с 08.10.2021 по 10.10.2021 подтвержден составленным административным органом актами осмотра от 11.10.2021 с приложением фотоматериалов, отчетами по посещению геозон, полученными в ходе административного расследования материалами.
По итогам оценки представленных в материалы дела доказательств судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о нарушении обществом установленной пунктом 17 Приложения №1 к Правилам №354 периодичности вывоза крупногабаритных отходов в период 04.10.2021, с 08.10.2021 по 10.10.2021.
Заявитель ссылается на положения СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» (действовавших до 01.01.2021), в соответствии с пунктом 2.14 которых вывоз крупногабаритных отходов производится не реже 1 раза в 7 календарных дней.
Однако, устанавливая санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, положения указанного СанПиН не регулирует порядок оказания коммунальной услуги по вывозу твердых коммунальных отходов.
Отношения по предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями данной коммунальной услуги регулируется специальным нормативным правовым актом – Правилами №354, которые устанавливают строгое требование к периодичности предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО (в холодное время года – не реже одного раза в трое суток; в теплое время – не реже 1 раза в сутки).
То есть, установленная в пункте 17 Приложения №1 к Правилам №354 периодичность вывоза твердых коммунальных отходов не противоречит требованиям СанПиН 2.1.7.3550-19.
Соблюдение положений санитарных правил не освобождает заявителя от обязанности выполнять также требования Правил №354, поскольку они регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов.
Предъявляя потребителям к оплате плату за вывоз ТКО по утвержденному тарифу, общество несет обязанность оказывать коммунальную услугу в соответствии с нормативно установленными требованиями, в том числе к порядку и способам оказания коммунальной услуги.
Исчерпывающий перечень способов оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами приведен в пункте 10 Правил №1156, в соответствии с которым, в любом случае складирование отходов осуществляется потребителями в местах (площадках) накопления ТКО (в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором).
В силу пункта 2 Правил №1156 под контейнером понимается мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов. Контейнерной площадкой является место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Согласно пункту 9 Правил №354, потребители обязаны осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктами 9, 12 Правил №354 предусмотрено, что места расположения мест накопления определяются в соответствии со схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Закона №89-ФЗ, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Примененная в пункте 17 Приложения № 1 Правил №354 формулировка требований к качеству услуги по вывозу ТКО (с указанием на осуществление такой услуги с мест (площадок) накопления отходов) обусловлена тем обстоятельством, что возможность оказания коммунальной услуги по сбору и вывозу ТКО иным способом (помимо вывоза с мест (площадок) накопления отходов) не предусмотрена.
Оказывая коммунальную услугу по вывозу ТКО не предусмотренным законом способом (в том числе посредством вывоза отходов не с территории контейнерной площадки), заявитель не вправе игнорировать нормативные требования, предъявляемые к качеству такой услуги.
Таким образом, положения пункта 17 Приложения № 1 к Правилам №354 в рассматриваемой ситуации применены инспекцией правомерно.
С учетом указанных обстоятельств, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.3 КоАП РФ.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех необходимых мер, направленных на выполнение установленного порядка накопления ТКО, не представлено.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины ООО «Природа» в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
В этой связи вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.3 КоАП РФ, является правильным.
Оспоренное постановление вынесено инспекцией в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Нарушений административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Наказание назначено заявителю в размере, соответствующем минимальному размеру санкции статьи 7.23 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении у суда первой инстанции не имелось.
Всем доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.06.2022 по делу № А47-3757/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Природа» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья А.А. Арямов