ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А47-37/15 от 01.10.2015 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-7383/15

Екатеринбург

02 октября 2015 г.

Дело № А47-37/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2015 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Гусева О.Г.,

судей Василенко С.Н., Черкезова Е.О.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Каскад» (ИНН: <***>,                             ОГРН: <***>; далее – общество, налогоплательщик) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2015 по делу                 № А47-37/2015 Арбитражного суда Оренбургской области.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга (далее – инспекция, налоговый орган) – ФИО1 (доверенность от 13.04.2015                     № 03-11/03519).

Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 11.08.2014             № 957.

Решением суда от 12.03.2015 (судья Сиваракша В.И.) заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда                       от 29.06.2015 (судьи Малышев М.Б., Бояршинова Е.В., Плаксина Н.Г.) решение суда отменено. В удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе общество просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Заявитель жалобы считает неправильным вывод суда апелляционной станции о том, что постановление Правительства Оренбургской области                   от 24.12.2012 № 1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Оренбургской области» (далее - постановление № 1122-п) вступает в силу по общему правилу, предусмотренному абз. 1 п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), то есть с 01.01.2014.

Общество указывает на то, что в соответствии со ст. 55 Закона Оренбургской области от 14.03.2002 № 455/380-П-ОЗ «О правовых актах органов государственной власти Оренбургской области» постановления Правительства Оренбургской области нормативного характера вступают в силу одновременно на всей территории Оренбургской области после их официального опубликования, если в самих актах не указан иной срок вступления их в силу; п. 5 постановления № 1122-п предусматривает вступление его в силу после официального опубликования; данное постановление опубликовано в газете «Оренбуржье» 27.12.2012 № 214, в связи с чем при расчете земельного налога общество применило постановление                  № 1122-п, что полностью соответствует норме, содержащейся в абз. 4 п. 1 ст. 5 Кодекса.

Заявитель жалобы полагает, что судом апелляционный инстанции не дан  анализ постановлению № 1122-п с учетом позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной им в определении от 03.07.2007 № 747-00, поскольку один и тот же акт, имеющий обратную силу, может одновременно содержать нормы, улучшающие (освобождающие от некоторых налоговых обязанностей) и ухудшающие положение налогоплательщика (ограничивающие ранее предоставленное ему право), что предполагает для выяснения вопроса о наличии или отсутствии нарушения конституционных прав налогоплательщика осуществление системного анализа всей совокупности соответствующего регулирования, в том числе его целевой направленности, с учетом специфики его применения отдельным налогоплательщиком; при исчислении земельного налога с применением п. 4 ст. 5 Кодекса оценке подлежит влияние акта налогового законодательства на положение конкретного налогоплательщика, а не всех потенциальных плательщиков земельного налога.

Общество считает неправильным вывод суда апелляционный инстанции о том, что постановление № 1122-п не может быть признано ни улучшающим, ни ухудшающим положение общества, так как из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что кадастровая стоимость земельного участка налогоплательщика уменьшилась более чем в два раза по сравнению с ранее действовавшей их кадастровой стоимостью.

По мнению общества, вывод суда апелляционной инстанции о том, что постановление № 1122-п лишь утверждает результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Оренбургской области, в связи с чем предыдущие результаты, утвержденные постановлением Правительства Оренбургской области от 30.11.2007 № 414-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» (далее – постановление                   № 414-п), теряют свою актуальность и не подлежат применению, носит противоречивый характер, так как, с одной стороны суд апелляционной инстанции утверждает, что постановление № 414-п не подлежит применению, с другой стороны суд апелляционной инстанции утверждает, что в проверяемом периоде (2013 год) для целей налогообложения подлежало применению постановление № 414-п, несмотря на то, что на основании п. 3 постановления № 1122-п постановление  от 13.11.2007 № 414-п признано утратившим силу, а п. 2 постановления № 1122-п рекомендует органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам применять результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области, определенные по состоянию на 01.01.2012, для целей налогообложения и иных целей, установленных законодательством Российской Федерации.

Заявитель жалобы указывает на то, что суд апелляционной инстанции необоснованно отклонил доводы общества о том, что нормы ст. 174.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на  постановление № 1122-п не распространяются, так как указанное постановление не является ни региональным законом, ни нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, поэтому в отношении постановления              № 1122-п положение о вступлении его в силу не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, не действует; отсутствие у постановления № 1122-п статуса акта законодательства о налогах и сборах исключает возможность применения положений абз. 2 п. 2 ст. 174.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Заявитель жалобы указывает на то, что у инспекции до 01.02.2013 уже имелись сведения о кадастровой стоимости земельного участка общества установленные постановлением № 1122-п, которыми инспекция была обязана руководствоваться при проведении камеральной проверки налоговой декларации налогоплательщика за 2013 год, а налоговый орган в нарушение требований ст. 396 Кодекса при проверке налоговой декларации общества неправомерно использовал сведения о кадастровой стоимости земельных участков, установленные постановлением № 414-п, которое признано утратившим силу постановлением № 1122-п.

Налоговый орган представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для его отмены.

В силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

Как следует из материалов дела и установлено судами, обществу на праве собственности с 10.05.2012 принадлежит земельный участок с кадастровым номером 56:44:0409001:82, расположенный по адресу: <...>; по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации общества по земельному налогу за 2013 год, инспекцией составлен акт  от 16.05.2014 № 783 и вынесено решение от 11.08.2014 № 957 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислен земельный налог за 2013 год в сумме                                    64 914 руб., начислены пени в сумме 3074 руб. 77 коп., общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания  штрафа в сумме  11 497 руб. за неполную уплату земельного налога.

Решением   Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 07.10.2014 № 16-15/11979 оспариваемое решение инспекции отменено в части привлечения общества к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания  штрафа в сумме 11 497 руб.; в остальной части решение налогового органа от 11.08.2014 № 957 оставлено без изменения.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, исходил из того, что при исчислении налогоплательщиком земельного налога за 2013 год подлежит применению кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная постановлением Правительства Оренбургской области                               от 24.12.2012 № 1122-п, поскольку указанным нормативным правовым актом предусмотрено его вступление в силу после даты официального опубликования.

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд указал на отсутствие оснований для применения в 2013 году для целей налогообложения Постановления                    № 1122-п.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000            № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в силу п. 10 которых утверждение результатов кадастровой оценки земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

Апелляционным судом установлено, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Оренбургской области утверждены Постановлением № 1122-п, п. 2 которого эти результаты рекомендованы к применению, в том числе для целей налогообложения.

Пунктом 5 Постановления № 1122-п в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что постановление вступает в силу после его опубликования.

Арбитражным судом апелляционной инстанции установлено,                          что Постановление № 1122-п опубликовано в газете «Оренбуржье» 27.12.2012                     (№ 214).

Статьей 390 Кодекса предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Согласно п. 1 ст. 393 Кодекса кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации; налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу ст. 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

В п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах необходимо исходить из того, что на основании п. 1 ст. 5 Кодекса такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.

Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 № 17-П «По делу о проверке конституционности положений п. 1 ст. 5 и ст. 391 Кодекса в связи с жалобой открытого акционерного общества «Омскшина», конституционные гарантии прав граждан и их объединений как налогоплательщиков предполагают особый порядок вступления в силу всех нормативных правовых актов, которыми на них возлагается обязанность платить соответствующие налоги и сборы, что имеет значение как для актов, непосредственно относящихся к законодательству о налогах и сборах, так и для актов иной отраслевой принадлежности, если законодатель допускает их использование для целей налогообложения, - в той их части, в какой они влияют на содержание налоговой обязанности.

Правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.

Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности,  ст. 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Из взаимосвязанных положений ст. 1, 2, 6 (часть 2), 8, 17 (часть 1), 18, 19, 34, 35, 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых в единстве с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными им по вопросам действия во времени нормативных правовых актов, влияющих на определение налоговой базы по земельному налогу, следует, что нормативные положения, содержащиеся в актах земельного законодательства, - в той мере, в какой они определяют формирование налоговой базы по земельному налогу и тем самым непосредственно интегрированы в нормативно-правовой механизм регулирования налоговых отношений, - не могут проявлять свое регулятивное воздействие в налоговой сфере по правилам, отличным от тех, которые установлены в отношении собственно актов законодательства о налогах и сборах, и, соответственно, они порождают юридически значимые последствия и подлежат применению для целей исполнения обязанности по уплате земельного налога начиная с того момента, который определяется в общем порядке, установленном на основании ст. 5 Кодекса. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо.

Руководствуясь положениями ст. 5 Кодекса, устанавливающими правила вступления в силу актов о налогах и сборах - не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, и правовыми позициями, изложенными в п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 № 17-П, суд кассационной инстанции считает правомерным вывод апелляционного суда в части, касающейся действия Постановления № 1122-п во времени.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 Кодекса).

В силу п. 5 ст. 5 Кодекса положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Изданное Правительством Оренбургской области Постановление № 1122-п об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2013 год в отношении принадлежащего ему земельного участка не подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановления № 1122-п, в связи с чем апелляционный суд обоснованно признал правомерным оспариваемое решение налогового органа и отказал в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.

Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неправильном толковании указанных норм материального права, кроме того, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем подлежат отклонению.

Нарушений норм процессуального и материального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену судебного акта в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от29.06.2015 по делу № А47-37/2015 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Каскад» – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Каскад» из федерального бюджета излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 25.08.2015 № 141 государственную пошлину в сумме 1500 руб.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                      О.Г.Гусев

Судьи                                                                                   С.Н.Василенко

Е.О.Черкезов