Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-1781/14
Екатеринбург
16 марта 2015 г. | Дело № А47-4197/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Василенко С.Н., Кравцовой Е.А.
с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области при ведении протокола помощником судьи Седеговой Н.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.12.2014 по делу № А47-4197/2013.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Манукян А.П. – Карабанова Г.Н. (доверенность от 04.04.2013);
Правительства Оренбургской области – Смирнова В.Е. (доверенность от 22.10.2014);
прокуратуры Оренбургской области (далее – прокуратура) – Филиповская О.Н. (удостоверение).
Индивидуальный предприниматель Манукян Айказ Патваканович и индивидуальный предприниматель Маринин Алексей Петрович обратились в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлениями о признании недействующим постановления Правительства Оренбургской области от 16.10.2009 № 537-п «Об утверждении значений ставок арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области» (далее – постановление № 537-п) в части п. 5.3 приложения № 6 к постановлению № 537-п в редакции от 16.10.2009, п. 5.21, 5.22 приложения № 6 к постановлению № 537-п в редакции постановления от 06.11.2012 № 959-п, п. 5.2, 5.18, 5.19 приложения № 6 к постановлению № 537-п в редакции постановления от 31.01.2013 № 79-п (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г. Оренбурга.
Дело рассмотрено при участии прокуратуры.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 25.12.2014 (судьи Карев А.Ю., Сердюк Т.В., Третьяков Н.А.) заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Правительство Оренбургской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что судом сделаны неправильные выводы о несоответствии установленного способа расчета арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности по результатам рыночной оценки, принципам экономической обоснованности. По мнению Правительства Оренбургской области, судом не учтено, что к арендным отношениям по аналогии применяется правовая позиция в отношении требования экономической обоснованности, изложенная в определении Конституционного суда Российской Федерации от 11.05.2014 № 209‑О.
Кроме того, Правительство Оренбургской области полагает, что отсутствие в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядке, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 582) указания на возможность изменения размера арендной платы в связи с изменением существенных характеристик земельного участка, не означает, что положения нормативного акта субъекта Российской Федерации, устанавливающие такую возможность, являются незаконными.
Правительство Оренбургской области также указывает на то, что в решении суда первой инстанции не определено каким положениям действующего законодательства не соответствует постановление № 537-п, и чем нарушаются права и интересы индивидуальных предпринимателей Манукяна А.П. и Маринина А.П.
В отзыве на кассационную жалобу прокуратура просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Оренбургской области – без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, суд кассационной инстанции не нашел оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, 12.10.2009 Правительством Оренбургской области принято постановление № 530-п «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области» (далее постановление №530-п). В Приложениях к постановлению № 530-п приведен указанный порядок и примерная форма для установления значений ставок арендной платы, устанавливаемых в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка.
Постановление опубликовано 15.10.2009 в газете «Оренбуржье» № 157. Вступило в силу 01.01.2010г. согласно пункту 6 постановления № 530 -п.
Порядок, установленный постановлением №530-п, определяет способы расчета арендной платы, а также порядок, условия и сроки ее внесения за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Оренбургской области.
Постановление опубликовано 15 октября 2009 года в газете «Оренбуржье» № 157. Вступило в силу 01.01.2010.
Порядок, установленный постановлением № 530-п, определяет способы расчета арендной платы, а также порядок, условия и сроки ее внесения за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Оренбургской области.
В соответствии с постановлением № 530-п, Правительством Оренбургской области принято постановление № 537-п, Приложением № 6 к которому, установлены ставки для земель населенных пунктов муниципального образования «Город Оренбург». Названное постановление опубликовано в газете «Оренбуржье» от 03.12.2009 № 184, Приложение №6 к постановлению № 537-п опубликовано в газете «Вечерний Оренбург» от 23.12.2009 № 51.
Согласно п. 5.3 Приложения 6 к постановлению № 537-п в редакции от 16.10.2009, ставка арендной платы земельных участков, на которых расположены летние кафе составляет 15% от кадастровой стоимости.
На основании п. 5.4 Приложения 6 к постановлению № 537-п в редакции от 16.10.2009, ставка арендной платы земельных участков, на которых расположены кафе, рестораны, бары составляет 13% от кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Оренбургской области № 959-п от 06.11.2012 п. 5.4 1 Приложения 6 к постановлению № 537-п исключен.
В силу п. 5.22 Приложения 6 к постановлению № 537-п в редакции постановления Правительства Оренбургской области № 959-п от 06.11.2012, ставка арендной платы земельных участков, предназначенных для размещения объектов общественного питания, за исключением п. 5.5., предусматривающего ту же деятельность без реализации алкогольной продукции, составляет 13%.
Согласно п. 5.19 Приложения 6 к постановлению № 537-п в редакции от 31.01.2013, ставка арендной платы земельных участков, предназначенных для размещения объектов общественного питания, за исключением п. 5.4., предусматривающего ту же деятельность без реализации алкогольной продукции, составляет 11,1%.
В соответствии с п. 5.2 Приложения 6 к постановлению № 537-п в редакции от 31.01.2013 ставка арендной платы земельных участков, предназначенных для размещения летних кафе, составляет 12,81 %.
На основании п. 5.21 Приложения 6 к постановлению № 537-п в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 06.11.2012 № 959-п, ставка арендной платы земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, составляет 7,5%.
Согласно п. 5.18 Приложения 6 к постановлению № 537-п в редакции от 31.01.2013, ставка арендной платы земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, составляет 6,4 %.
Из раздела 5 Приложения 6 постановления № 537-п в редакции от 16.10.2009 и от 06.11.2012 № 959-п следует, что ставки дифференцированы по видам объектов, расположенных на участках, или вида деятельности арендаторов, диапазон ставок составляет от 1,5 до 50%.
Полагая, что оспариваемые положения постановления № 537-п не соответствует нормам действующего законодательства, предприниматели Манукян А.П. и Маринин А.П.обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права и законные интересы предпринимателей в сфере экономической деятельности, удовлетворил заявленные требования.
Выводы суда являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования ч. 1 ст. 192, ч. 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых актов недействующими полностью или в части необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия указанных актов нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Согласно п. 3 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 № 209-О судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не должны ограничиваться установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, но и должны проверить правильность расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и опенка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельною налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 установлены единые начала определения арендной платы: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости; принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Постановлением от 12.10.2009 № 530-п Правительство Оренбургской области установило порядок расчета арендной платы, п. 6 которого предусматривает определение арендной платы на основании кадастровой стоимости земельных участков.
Суд проанализировав материалы дела, установил, что Правительство Оренбургской области не учло, что предельно допустимая простота расчета арендной платы, обеспечивается за счет включения в формулу расчета такой величины как кадастровая стоимость земельных участков, как экономической составляющей, учитывающей доходность участка в зависимости от местоположения участка, вида разрешенного использования, иных факторов, способных повлиять па ценность участка, учтенных при массовой рыночной оценке участков при проведении работ по государственной кадастровой оценке земель.
Введение кадастровой стоимости в формулу расчета арендной платы позволяет избежать необходимости введения корректирующих коэффициентов, обеспечить прямую зависимость арендной платы от кадастровой стоимости.
На федеральном уровне во всех случаях применения для расчета арендной платы кадастровой стоимости участков, дополнительная корректировка не производится, за исключением случаев, регулирования платы социально значимых видов деятельности.
Установленные в постановлении № 537-п ставки арендной платы должны соответствовать вышеуказанным указанным принципам определения арендной платы.
Однако экономического обоснования оспариваемых предпринимателями ставок, основания для дифференцирования ставок и принципов деления арендаторов на конкретные группы суду не представлено.
В приложениях к постановлению № 537-п в последней редакции также сохраняется дифференциация ставок как по видам, так и в рамках самого вида разрешенного использования земель торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Наименования и количество групп земельных участков в каждом из приложений № 1 - 44 к постановлению № 537-п различны.
Судом также установлено, что взятая за основу расчета арендной платы кадастровая стоимость участков, утверждается и устанавливается одним и тем же нормативным актом, определяется вне зависимости от принадлежности участков к виду собственности: частной, государственной, муниципальной.
Судом в ходе рассмотрения настоящего дела учтено, что в решении от 31.08.2012 по делу № А47-8602/2012 Арбитражный суд Оренбургской области уже ранее давал оценку нормам абз. 6 п. 6, абз. 8 п. 6, абз. 11 п. 6, п. 7, абз. 2 н. 9 Порядка утвержденного постановлением № 530-п, и признал недействующими те положения, которые позволяли вводить в формулу расчета одновременно с кадастровой стоимостью, уже дифференцированной по видам разрешенного использования участков, применять ставки, дополнительно дифференцирующие эти виды. Названные нормы судом признаны не соответствующими ст. 19 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» и не подлежащим применению. Этим же решением суд определил не подлежащим применению постановление № 537-п в части п. 2 постановления № 537-п в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 18.10.2010 № 751-п, в части подп. 5.1, 5.4, 5.6,5.9, 5.19, 9.1, 9.15 Приложения № 6.
Постановлением от 06.11.2012 № 958-п, опубликованным 15.1 1.2012 в газете «Оренбуржье», Правительство Оренбургской области внесло изменения в постановление № 530-п, привело нормативный акт в соответствии с нормами действующего законодательства.
Постановлениями от 06.11.2012 № 959-п и от 31.01.2013 № 79-п Правительство Оренбургской области внесло изменения в постановление № 537-п, сохранив при этом дифференциацию ставок арендной платы; постановлением от 06.11.2012 № 959-п был исключен п. 5.4, устанавливающий ставку 13% для земельных участков, на которых расположены рестораны, кафе, бары, но был включен аналогичный п. 5.22, с той же ставкой 13% для участков, предназначенных для размещения объектов общественного питания (с продажей алкогольной продукции).
В связи с этим судом с учетом Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», верно указано, что издание органом государственной власти нормы права, по содержанию аналогичной норме, признанной судом не соответствующей закону, является, по сути, преодолением решения суда, его неисполнением.
Суд, руководствуясь п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39 «Об утверждении методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов», указав, что кадастровая стоимость, применяемая как базовая для расчета арендной платы, уже является дифференцированной величиной, учитывающей ценность земель в зависимости от их категории и вида разрешенного использования, а также их местоположения, верно определил, что одновременное применение для расчета арендной платы в формуле п. 6 постановления № 530-п такого показателя как дифференцированная ставка, зависящая от вида разрешенного использования земельных участков, является необоснованным.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, с учетом ст. 15 Федерального закона Российской Федерации № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые положения постановления № 537-п не соответствуют нормам действующего законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные предпринимателями требования.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов суда первой инстанции не опровергают, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.12.2014 по делу № А47‑4197/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Оренбургской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Е.О. Черкезов
Судьи С.Н. Василенко
Е.А. Кравцова