ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А47-4641/2022 от 13.09.2023 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-6176/23

Екатеринбург

15 сентября 2023 г.

Дело № А47-4641/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2023 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2023 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Лазарева С. В.,

судей Беляевой Н. Г., Тороповой М. В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства труда и занятости населения Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.02.2023 по делу № А47-4641/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 09.06.2023 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

Судебное заседание проведено путем использования систем вебконференц-связи и видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании в здании Арбитражного суда Оренбургской области принял участие представитель:

Министерства труда и занятости населения Оренбургской области – Кривошеенкова М.В. (доверенность от 03.06.2023 № 14/2546).

общества с ограниченной ответственностью «Каравай» –
Блинова И.С.(выписка из ЕГРЮЛ) – посредством вебконференц-связи.

Министерство труда и занятости населения Оренбургской области (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Каравай» (далее – ответчик, общество «Каравай») о взыскании суммы субсидии в сумме 60 213 руб. 30 коп.

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица,
не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Новотроицка» (далее – ГКУ «Центр занятости населения города Новотроицка»).

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 17.02.2023
в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2023 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

В обоснование доводов кассационной жалобы ее податель указывает на то, что судом не учтено, что согласно условиям предоставления субсидии предусмотрено возмещение затрат работодателя на оплату труда в течение 6 месяцев при условии сохранения занятости штатной единицы в течение 12 месяцев (пункт 15 Порядка), при этом, в случае неисполнения данного условия субсидия подлежит возврату пропорционально времени, когда штатная единица была незанятой в течение 12 месяцев. Таким образом в данном случае независимо от возмещения расходов на оплату труда работников на основании предоставленных заявок, средства, не возвращенные в бюджет на основании пункта 25 Порядка, также являются израсходованными не в соответствии с их нецелевым назначением.

В отзыве на кассационную жалобу общество «Каравай» просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением Правительства Оренбургской области от 18.05.2020 № 403-пп утвержден Порядок предоставления субсидии юридическим лицам на возмещение затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

По направлению ГКУ «Центр занятости населения города Новотроицка» 13.07.2020 общество «Каравай» заключило трудовой договор № 2/20 с Ларионовой Анной Аркадьевной (далее – Ларионова А.А.), которая принята на работу в отдел сбыта на должность «кладовщик», а также – трудовой договор № 3/20 с Тузовым Дмитрием Николаевичем (далее – Тузов Д.Н.), который принят на работу в пекарню на должность «наладчик оборудования в пищевой промышленности».

Общество «Каравай» обратилось в Министерство с заявлением
о предоставлении субсидии юридическим лицам на возмещение затрат
по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в сумме 215 006 руб. 64 коп., согласно расчету по каждому работнику за 6 месяцев.

Между Министерством и обществом «Каравай» заключено соглашение о предоставлении субсидии юридическим лицам на возмещение затрат
по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, от 22.07.2020 № 151 (далее также – соглашение), согласно пункту 1.1 которого предметом настоящего соглашения является предоставление из областного бюджета в 2020 году субсидии: в целях возмещения затрат получателя, связанных с оплатой труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее – субсидия) (пункт 1.1.1 соглашения); в целях достижения результатов государственной программы «Содействие занятости населения Оренбургской области».

В силу пункта 2.1 соглашения субсидия предоставляется получателю
на цели, указанные в разделе 1 настоящего соглашения в 2020 году, в размере
215 006 руб. 64 коп.

На основании пункта 4.1.5 соглашения показателем, необходимым для достижения результата предоставления субсидии, является количество трудоустроенных работников при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области на срок не менее 12 месяцев на одну штатную единицу, а в случае увольнения работника ранее истечения 12 месяцев – трудоустройство другого работника по направлению службы занятости на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора после 17.03.2020.

Дополнительным соглашением от 30.12.2020 № 2 стороны заменили в пункте 1.1.1 соглашения слова «в 2020 году» словами «в 2020 и 2021 годах», а также в пункте 2.1 соглашения заменили слова «в 2020 году в размере
215 006 руб. 64 коп.» словами «в 2020 году в размере 147 110 руб. 89 коп. и
в 2021 году в размере 67 895 руб. 75 коп.».

Дополнительным соглашением от 16.12.2021 стороны в пункте 2.1 соглашения заменили слова «в 2021 году в размере 67 895 руб. 75 коп.» словами «в 2021 году в размере 20 342 руб. 57 коп.».

Во исполнение условий соглашения, по заявкам общества «Каравай» Министерство перечислило обществу «Каравай» денежные средства в сумме 167 453 руб. 46 коп., что подтверждается платежными поручениями
от 31.08.2020 № 505110 на сумму 22 777 руб. 14 коп., от 07.12.2020 № 747371 на сумму 35 834 руб. 44 коп., от 18.12.2020 № 783894 на сумму 34 604 руб. 89 коп., от 18.12.2020 № 783902 на сумму 27 269 руб. 33 коп., от 18.12.2020
№ 783902 на сумму 26 625 руб. 09 коп., от 03.03.2021 № 103420 на сумму
17 917 руб. 22 коп., от 10.06.2021 № 327064 на сумму 2425 руб. 35 коп.

Работник Ларионова А.А. уволилась по собственному желанию 19.02.2021.

На освободившуюся должность «кладовщик» по направлению службы занятости 12.05.2021 принят другой работник Сергадеева Е.Г., которая в последующем уволена 30.06.2021.

Работник Тузов Д.Н. уволился по собственному желанию 23.11.2020.

На освободившуюся должность «наладчик оборудования в пищевой промышленности» по направлению службы занятости принят другой работник Счастливцев И.Д., который был уволен 30.06.2021.

За период работы вышеуказанных работников по профессиям «кладовщик» и «наладчик оборудования в пищевой промышленности» (с 12.07.2020 (дата заключения трудового договора с первыми работниками) по 30.06.2021 (дата увольнения последних работников)) общество «Каравай» выплатило заработную плату в общей сумме 272 950 руб. 03 коп., из которых 180 681 руб. 98 коп. – по профессии «кладовщик» и 92 268 руб. 05 коп. – «наладчик оборудования в пищевой промышленности в пищевой промышленности».

На основании приказа Министерства от 08.06.2021 № 166
«О проведении проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий юридическим лицам» проведена проверка документов, подтверждающих трудоустройство граждан в обществе «Каравай», по результатам которой составлен акт проверки документов, подтверждающих трудоустройство граждан в общество «Каравай»
от 23.12.2021.

Согласно указанному акту в результате проведенной проверки выявлено, что количество штатных единиц на которые трудоустроены граждане при содействии органов службы занятости, составляет 2 (две) единицы.

Установлено, что период трудовой деятельности по штатной единице «наладчик оборудования в пищевой промышленности» согласно представленным на проверку документам составил 5 месяцев 21 день, по штатной единице «кладовщик» согласно представленным на проверку документам - составил 8 месяцев 27 дней.

Вследствие увольнения работников со штатных единиц «кладовщик» и «наладчик оборудования в пищевой промышленности» ранее истечения 12 месяцев и нетрудоустройства на данные штатные единицы в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора других работников по направлению службы занятости, результат предоставления субсидии согласно соглашению о предоставлении субсидии не достигнут.

Общество «Каравай» с данным актом ознакомлено, выразило несогласие в связи с тем, что на основании приказа от 30.06.2021 № 7/1 общество «Каравай» с 01.07.2020 приостановило свою деятельность.

Ссылаясь на то, что результат предоставления субсидии ответчиком не достигнут, Министерство направило обществу «Каравай» уведомление
от 24.01.2022 № 14/138 о возврате в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления суммы субсидии в сумме 60 213 руб. 30 коп.

Оставление обществом «Каравай» требований указанного уведомления без удовлетворения послужило основанием для обращения Министерства
в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии фактов нарушения работодателем цели, порядка и условий предоставления субсидии, поскольку после увольнения первых принятых работников, ответчик в течение трех дней подал информацию о наличии вакантных должностей в органы службы занятости и в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора по направлению службы занятости принял на эти же вакантные должности других работников.

Суд пришел к выводу, что работодателем (ответчиком) полностью выполнены условия, необходимые для достижения результата предоставления субсидии, предусмотренные пунктом 19 и подпунктом «в» пункта 6 Порядка.

Апелляционный суд поддержал выводы суда.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.

Отказывая в удовлетворении исковых требований суды исходили из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся
к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет бюджетные ассигнования как предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных средств осуществляется в форме предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

В силу абзаца 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно,
за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления.

При этом такие условия должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий
в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Основанием для возврата субсидии является, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся
до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств, в том числе, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Из изложенного следует, что нарушение принципа целевого характера бюджетных средств проявляется, в частности, в расходовании субсидий
в целях, не соответствующих полностью или частично целям их предоставления.

Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Согласно пункту 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 18.05.2020
№ 403-пп утвержден Порядок предоставления субсидии юридическим лицам на возмещение затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области,
в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

В соответствии с пунктом 1 указанного Порядка им устанавливаются цели, условия и правила предоставления субсидии юридическим лицам на возмещение затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области,
в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее - субсидия).

В силу пункта 2 Порядка (здесь и далее положения Порядка приведены в редакции, действующей на дату заключения соглашения) получателями субсидии являются юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированные на территории Оренбургской области и трудоустроившие работников при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области (далее — работодатели).

На основании пункта 3 Порядка субсидия предоставляется работодателям в целях возмещения затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в рамках государственной программы «Содействие занятости населения Оренбургской области», утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 25.12.2018 № 869-пп.

В пункте 6 Порядка установлено, что субсидия предоставляется работодателям при соблюдении следующих условий:

а) отсутствие на дату подачи заявления о предоставлении субсидии просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии
с иными правовыми актами Оренбургской области, и иной просроченной задолженности перед областным бюджетом;

б) на дату подачи заявления о предоставлении субсидии работодатель не должен: находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, деятельность работодателя не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц,
в совокупности превышает 50 процентов; являться получателем средств из федерального и областного бюджетов в соответствии с иными нормативными правовыми актами на цель, указанную в пункте 3 настоящего Порядка;

в) трудоустройство работника(ов) на срок не менее 12 месяцев на одну штатную единицу, а в случае увольнения работника(ов) ранее истечения 12 месяцев - трудоустройство другого(их) работника(ов) по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора после 17 марта 2020 года.

В случае увольнения работника ранее истечения 12 месяцев работодатель обязан в течение трех дней подать информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в органы службы занятости населения Оренбургской области и принять другого работника по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области.

Судами установлено, что во исполнение пункта 3 Правил,
по направлению ГКУ «Центр занятости населения города Новотроицка» общество «Каравай» 13.07.2020 заключило трудовые договоры
с работниками Ларионовой А.А., которую приняли на работу на должность «кладовщик», и Тузовым Д.Н., которого приняли на работу на должность «наладчик оборудования в производстве пищевой продукции». Трудовые договоры заключены с указанными лицами бессрочно, что следует из текста трудовых договоров.

Между Министерством и обществом «Каравай» заключено соглашение о предоставлении субсидии юридическим лицам на возмещение затрат
по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, от 22.07.2020 № 151.

За период работы Ларионовой А.А. и Тузова Д.Н. работодатель произвел выплату им заработной платы в общей сумме 272 950 руб. 03 коп., что подтверждается отчетом работодателя о достижении результатов предоставления субсидии.

Как указал апелляционный суд, из буквального прочтения
и толкования подпункта «в» пункта 6 Порядка не следует, что в случае увольнения работника(ов) ранее истечения 12 месяцев работодатель был обязан обеспечить трудоустройство другого(их) работника (ов)
по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области на ту же штатную единицу также на срок 12 месяцев, или обеспечить совокупный период трудоустройства ранее уволенного и вновь принятого работников в размере 12 месяцев. Единственным условием, указанным в Порядке, на случай увольнения работника (ов) ранее истечения 12 месяцев являлось трудоустройство другого(их) работника (ов) по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора после 17 марта 2020 года.

В пункте 19 Порядка стороны предусмотрели, что результатом предоставления субсидии и показателем, необходимым для достижения результата предоставления субсидии, значения которых устанавливаются соглашением, являются: результат предоставления субсидии - трудоустройство работника (ов) с соблюдением условий, предусмотренных подпунктом «в» пункта 6 настоящего Порядка; показатель, необходимый для достижения результата предоставления субсидии, - количество трудоустроенных работников с соблюдением условий, предусмотренных подпунктом «в» пункта 6 настоящего Порядка (пункт 19 Порядка).

Таким образом, суды пришли к верному выводу об отсутствии фактов нарушения работодателем (ответчиком) цели, порядка и условий предоставления субсидии.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд округа соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции о том, что указанный результат предоставления субсидии ответчиком был достигнут, требование о необходимости трудоустройства другого(их) работника(ов) по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора после
17 марта 2020 года соблюдено.

Доводы заявителя жалобы о том, что исходя из положений пункта 3 Порядка, условий пунктов 4.1.4, 4.1.5 соглашения, ответчик обязан сохранить рабочие места не менее 12 месяцев с момента трудоустройства работника, а
в случае увольнения трудоустроенного работника до истечения 12 месяцев - трудоустроить другого работника на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора, и более того обеспечить, чтобы суммарно в период 18 месяцев равно 12 месяцев трудоустроенные лица отработали у ответчика, является
не соответствующим содержанию и толкованию подпункта «в» пункта 6 Порядка, а также основан на неверном толковании положений действующего бюджетного законодательства применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции по основаниям, указанным в мотивировочной части настоящего постановления.

Апелляционный суд верно указал, что ссылка Министерства на пункт 3 Порядка в редакции постановления Правительства Оренбургской области
от 06.10.2020 № 845-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 18 мая 2020 года № 403-пп» не подлежит применению в рассматриваемом случае, поскольку на дату заключения соглашения о предоставлении субсидии редакция пункта 3 Порядка предусматривала, что субсидия предоставляется работодателям
в целях возмещения затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в рамках государственной программы «Содействие занятости населения Оренбургской области», утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 25 декабря 2018 года № 869-пп.

Условие о трудоустройстве при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области работников на срок не менее 12 месяцев после 17 марта 2020 года в пункте 3 Порядка на дату заключения соглашения не содержалось.

Положения пункта 3 Порядка были уточнены только постановлением Правительства Оренбургской области от 06.10.2020 № 845-пп, то есть уже после заключения соглашения о предоставлении субсидии с ответчиком.

Апелляционный суд также верно отметил, что условия пункта 15 Порядка предусматривали, что размер субсидии рассчитывается на каждого трудоустроенного работника из расчета не более 6 месяцев трудовой деятельности работника в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора.

Из материалов дела усматривается, что период трудовой деятельности по штатной единице «наладчик оборудования в пищевой промышленности» согласно представленным на проверку документам составил 5 месяцев 21 день, по штатной единице «кладовщик» согласно представленным на проверку документам составил 8 месяцев 27 дней.

Доказательства того, что 6 месяцев трудовой деятельности работника по штатной единице «наладчик оборудования в пищевой промышленности» не были обеспечены по вине ответчика, материалы дела не содержат.

Судами установлено, что после увольнения работника Тузова Д.Н. 23.11.2020 с указанной должности ответчик уведомил о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей органы службы занятости населения Оренбургской области и принял меры для отбора и трудоустройства другого работника по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области.

Прерывание трудовой деятельности с 01.07.2021 было вызвано объективной причиной – тяжелым материальным положением общества «Каравай», вылившимся в дело № А47-11707/2020 о признании общества «Каравай» несостоятельным (банкротом).

При этом вышеуказанные обстоятельства (периоды выполнения трудовой деятельности работниками по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области) учтены сторонами путем заключения дополнительного соглашения от 30.12.2020 № 2 и дополнительного соглашения от 16.12.2021, путем корректировки (уменьшения) суммы субсидии, причитающейся обществу.

Доказательства того, что общество «Каравай» получило субсидию за те периоды времени, в которые не было обеспечено выполнение трудовой деятельности работниками по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области, то есть в большем размере, чем могло рассчитывать, в материалах дела отсутствуют.

Применение норм права не должно приводить к неосновательному обогащению одной стороны обязательства за счет другой его стороны, даже если формальное содержание нормы при ее грамматическом толковании ведет к такому результату.

Указанное согласуется с правовой позицией, содержащейся в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 23.10.2017
№ 309-ЭС17-8472 и 309-ЭС17-8475.

Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.02.2023 по делу № А47-4641/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства труда и занятости населения Оренбургской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий С.В. Лазарев

Судьи Н.Г. Беляева

М.В. Торопова