ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-16482/2017
г. Челябинск | |
12 февраля 2018 года | Дело № А47-4726/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2018 года .
Постановление изготовлено в полном объеме февраля 2018 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Садреевой С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно – коммунального хозяйства Оренбургской области» на решение Арбитражного суда Оренбургской области по делу № А47-4726/2017 от 10.10.2017 (судья Федорова С.Г.)
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Гамма» - ФИО1 (доверенность от 12.07.2017),
некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно – коммунального хозяйства Оренбургской области» - ФИО2 (доверенность от 11.01.2018)
27.04.2017 общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Гамма» (далее – заявитель, ООО УК «Гамма») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно – коммунального хозяйства Оренбургской области» (далее – Фонд, региональный оператор) о признании незаконными:
-неисполнения обязанности по прекращению формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов (далее-МКД), расположенных в г. Оренбурге по адресам: ул. Карагандинская 23А, 34, ул. Полигонная 3, 8, 11, 32А, ул. Самолетная 81, 85, 87, 87В, 95, 97, 99, ул. Шевченко 44А, 237, ул. Ялтинская 47, 51/1, ул. Совхозная, 49, ул. Одесская 144, пр. Победы 128,
-обязании передать ООО «Гамма» все имеющиеся документы и информацию, связанную в формирование фонда капитального ремонта указанных МКД, перечислить денежные средства, ранее собранные с жильцов домов.
Жильцами домов по адресам: <...> проведены общие собрания, где приняты решения об изменении способа формирования фонда капительного ремонта, передачи собранных средств и документации от регионального оператора к ООО «Гамма», о чем ответчик уведомлен 27.08.2015.
В силу ч.7 ст. 173 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ) Фонд был обязан в 2-х месячный срок после получения уведомления издать приказ о прекращении формирования фонда капитального ремонта по вышеуказанным домам, передать всю документацию и собранные денежные средства на специальный счет ООО «Гамма».
Эти действия ответчиком не проведены, чем нарушены требования закона, интересы заявителя и жильцов МКД (т.1 л.д. 3-5, т.5 л.д.1-4).
В отзыве Фонд возражал против заявленных требований, указывал на допущенные при проведении общих собраний нарушения, заключение договора управления после даты проведения собраний (т.1 л.д. 40-45).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Государственная жилищная инспекция Оренбургской области (далее - третье лицо, Инспекция) (т.1 л.д. 186).
Третье лицо возражало против заявленных требований, указывало, что, сбор денежных средств должен производиться на счете регионального оператора.
Решением арбитражного суда от 10.11.2017 требования ООО УК «Гамма» удовлетворены, признано незаконным бездействие Фонда в виде неисполнения обязанности по прекращению формирования фонда капитального ремонта МКД, ответчик обязан устранить допущенные нарушения – прекратить формирование фонда капитального ремонта и передать ООО УК «Гамма» все документы и информацию о формировании фонда капитального ремонта МКД, а также перечислить на специальный счет общества собранные денежные средства.
По ст. 189 ЖК РФ собственники вправе принять решение о проведении капитального ремонта жилого дома. Установлены сроки внесения предложения о проведении ремонта со стороны управляющей организации, сроки рассмотрения этих предложений собранием собственников и принятия решений. В случае непринятия ими решения в эти сроки орган местного самоуправления принимает решение о проведении капитального ремонта в соответствии с региональной программой.
Установлено, что 25.08.2015 собственники жилья в МКД на общих собраниях приняли решение об изменении способа управления МКД, выбрали управляющую организацию – ООО УК «Гамма», утвердили договор управления с ООО УК «Гамма», а также приняли решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта и о его формировании на специальном счете, владельцем которого определен заявитель, выбрана кредитная организация для открытия специального счета, установлены размеры платы за капитальный ремонт. Указанные решения оформлены протоколами № 1 общих собраний собственников от 25.08.2015.
О принятых решениях ООО УК «Гамма» уведомило Фонд и Инспекцию, которые изменение способа формирования фонда капитального ремонта до настоящего времени не произвели.
Суд указал, что в силу части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечислять взносы на капитальный ремонт на специальный избранный ими счет в целях формирования фонда капитального ремонта или перечислять эти взносы на счет регионального оператора. Право выбора предоставлено жильцам, которые согласно ч. 1 ст. 173 ЖК РФ, ч. 1 ст. 8 Закона о капитальном ремонте Оренбургской области вправе изменить способ формирования фонда капитального ремонта, определен перечень вопросов, которые должны быть рассмотрены на общем собрании.
Сделан вывод, что собрания в установленном порядке были проведены, приняты решения по необходимым вопросам, которые не отменены и не признаны недействительными. Уведомление о проведении собраний и иные документы были направлены в Фонд, который до настоящего времени не передал ООО УК «Гамма» документы и не перечислил на специальный счет денежные средства, собранные для проведения ремонта. Суд счел обоснованным довод заявителя о том, что ответчик, в срок – 27.10.2015 должен был издать приказы о прекращении формировании фонда капитального ремонта по указанным выше МКД на счете регионального оператора и не позднее 03.11.2015 передать владельцу специальных счетов ООО УК «Гамма» всю информацию по начислению и сбору денежных средств, а также перечислить средства на специальные счета ООО УК «Гамма». Однако указанных действий Фонд не произвел.
Не принят довод ответчика о неполноте протоколов собраний – отсутствию в них решений о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты таких услуг, поскольку, эти требования внесены в законодательство после начала проведения общих собраний жильцов (т.5 л.д. 11-21).
19.12.2017 от Фонда поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.
Спорные МКД включены в региональную программу проведения капительного ремонта общего имущества постановлением Правительства Оренбургской области от 30.12.2013, у жильцов домов возникла обязанность с 01.10.2014 вносить ежемесячные взносы на специальный счет в Фонде, до этой даты иной способ формирования фонда капитального ремонта жильцами избран не был, но они могли его изменить путем принятия решения общим собранием жильцов.
В адрес регионального оператора от ООО УК «Гамма» поступили копии протоколов общих собраний собственников жилья МКД от 25.08.2015 об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, в ответе Фонд указал на несоблюдение обязательных требований законодательства по п.3.1 ст. 174 ЖК РФ (включена в Кодекс законом от 29.06.2015), по которым в решении общего собрания должно содержаться:
-решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет,
-об определении порядка представления платежных документов-
-о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты таких услуг. Решения собраний по этим вопросам принято не было.
Кроме того, в соответствии со ст. 175 ЖК РФ владельцем специального счета может быть управляющая организация, которая осуществляет управление на основании договора, а с ООО УК «Гамма» договор управления был заключен только 01.10.2015 после проведений общих собраний 25.08.2015. Не представлены сообщения о проведении общих собраний.
Обществом не соблюден установленный ст. 172 ЖК РФ порядок уведомления Инспекции в 5-дневной срок о выбранном собственниками способе формирования специального фонда и представления справки об открытии специального счета.
Нарушен установленный п.4 ст. 198 АПК РФ 3-х месячный срок обжалования действий органов государственного управления. О нарушении прав обществу стало известно после отказа в удовлетворении первого уведомления – 04.09.2015, но в суд оно обратилось только 27.04.2017 через полтора года, заявлений о восстановлении срока не поступало (т.5 л.д. 26-32).
Общество возражает против апелляционной жалобы, ссылаются на обстоятельства установленные проверкой.
Представитель Инспекции в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен. Суд определил рассмотреть дело без не явившегося лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного – процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, установил следующее.
Некоммерческая организация «Фонд модернизации жилищно – коммунального хозяйства Оренбургской области» зарегистрировано в качестве юридического лица 30.12.2013 (т.1 л.д. 7-14), ООО УК «Гамма» зарегистрировано 02.03.2015 (т.1 л.д.15-18).
01.10.2015 общество заключило с жильцами МКД договоры управления (т.3 л.д. 21-155, т.4). 08.10.2015 обществом в банке открыт специальный счет для формирования фонда капитального ремонта (т.1 л.д. 19-26).
Протоколами общего собрания собственников МКД, расположенных в г. Оренбурге по адресам: ул. Карагандинская 23А, 34, ул. Полигонная 3, 8, 11, 32А, ул. Самолетная 81, 85, 87, 87В, 95, 97, 99, ул. Шевченко 44А, 237, ул. Ялтинская 47, 51/1, ул. Совхозная, 49, ул. Одесская 144, пр. Победы 128, в форме заочного голосования приняты решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, утвержден размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, утверждены его сроки, перечень работ и услуг по капитальному ремонту, определен владелец специального счета – ООО УК «Гамма», кредитная организация, в которой будет открыт счет. Протоколы составлены раздельно по домам (т.4 л.д.17-37), открыты счета в банке (т.4 л.д.38-60), в материалы дела представлены бюллетени для голосования (т.6 л.д.19-61, 63-178).
27.08.2015 заявитель направил в Государственную жилищную инспекцию по Оренбургской области уведомление о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта в виде их накопления на специальном счете с приложений протоколов общих собраний жильцов МКД и справки банка об открытии специального счета (т.1 л.д. 27), в тот же день уведомление было направлено в Фонд (т.1 л.д. 28), повторно уведомление и протоколы направлены 19.04.2017 и 10.08.2016 (т.1 л.д. 32).
В ответах от 27.08.2015 и 10.08.2016 Фонд отказался принимать решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, сделаны ссылки на неполноту протоколов общих собраний (т.1 л.д. 56-57, 58-59).
Инспекцией проведены проверки в вышеуказанных домах, актами установлено, что начисление и взимание взносов на капитальный ремонт МКД правомерно производится Фондом (т.1 л.д. 178-204).
По мнению подателя апелляционной жалобы – Фонда суд первой инстанции неверно применил нормы права, сделав вывод об отсутствии нарушений при проведении общих собраний жильцами МКД, нерассмотрении ими ряда обязательных вопросов, нарушены сроки представления документов в Инспекцию и давность обжалования в арбитражном суде действий органов государственного управления.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В связи с изменением порядка финансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в ЖК РФ включена Глава 15 «Общие положения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах и порядке его финансирования» (вступило в действия с даты опубликования с 26.12.2012).
По ч.3 ст. 170 ЖК РФ (в действующей на дату возникновения спора редакции)собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В соответствии с ч. 1 ст. 173 ЖК РФ, ч. 1 ст. 8 Закона о капитальном ремонте Оренбургской области способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.Частью 3 ст. 170 ЖК РФ также предусмотрено, что если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с частью 4 статьи 170 настоящего Кодекса.
Суд установил, что решения общих собраний собственников жилья в МКД были приняты 25.08.2015 по всем обязательным вопросам.
Часть 4 ст. 173 ЖК РФ устанавливает, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в течение пяти рабочих дней после принятия такого решения направляется владельцу специального счета, на который перечисляются взносы на капитальный ремонт общего имущества в таком многоквартирном доме, или региональному оператору, на счет которого перечисляются эти взносы.
По ч. 5 ст. 173 ЖК РФ решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет.
По ч. 5 ст. 8 Закона о капитальном ремонте Оренбургской области № 1762/539 от 12.09.2013 решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, принятое в период с 01.11.2014 по 31.08.2016, вступает в силу через два месяца, а принятое после 31 августа 2016 – через два года после направления после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в МКД в соответствии с частью 4 настоящей статьи, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи.
Уведомления о принятых общим собранием решениях и протоколы собраний были направлены ответчику в установленный 5 – дневной срок.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Фонд в срок – 27.10.2015 должен был издать приказы о прекращении формировании фонда капитального ремонта, по указанным выше МКД и не позднее 03.11.2015 передать владельцу специальных счетов ООО УК «Гамма» всю информацию по начислению и сбору денежных средств, а также перечислить средства на специальные счета заявителя, что им сделано не было. Бездействие ответчика правомерно признано незаконным.
Судом первой инстанции дана оценка и иным доводам апелляционной жалобы: по утверждению Фонда в решении общего собрания обязательно должно содержаться:
-решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет,
-об определении порядка представления платежных документов,
-о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты таких услуг.
Суд считает обоснованным довод заявителя о том, что на момент утверждения повестки общих собраний (май 2015), указанных изменений ст. 175 ЖК РФ и ст. 3 Закона Оренбургской области внесено не было (изменения в части включения в ст. 175 ЖК РФ п. 3.1 внесены Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ, а изменения в части включения в ст. 3 Закона Оренбургской области п. 5.1 внесены Законом Оренбургской области от 17.11.2015 № 3464/977-V-ОЗ),
Довод Фонда о том, что ООО УК «Гамма» не может быть владельцем специального счета, так как договор управления заключен Обществом только 01.10.2015, также не может быть принят судом, поскольку в силу ч. 2 ст. 175 ЖК РФ владельцем специального счета может быть управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления.
Указанная редакция п. 2 ст. 175 ЖК РФ также введена в действие Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ, в то время, как повестка общих собраний утверждалась в мае 2015 года,
Ссылка Фонда на нарушение требований ч. 1 ст. 172 ЖК РФ также не может быть принята, поскольку, заявителем представлено доказательство уведомления Инспекции об изменении способа формирования фонда капитального ремонта и направления протоколов общих собраний собственников и сведений банка об открытии специальных счетов,
Не принят довод о нарушении заявителем процессуального срока на обращение в суд с рассматриваемым заявлением и не заявление им ходатайства о восстановлении срока. Суд первой инстанции оценил бездействие Фонда как длящееся нарушение, которое продолжается до настоящего времени. Следует учесть, что Фонд не является органом государственного или муниципального управления, он не вправе давать оценку законности решения или правомочности решения общего собрания жильцов.
Суд апелляционной инстанции считает, что определяющим при выборе способа формирования фонда капитального ремонта является волеизъявление жильцов, которые поручили эту обязанность ООО «Гамма».
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы госпошлина возвращается из федерального бюджета.
Не установлены нарушения, перечисленные в п. 4 ст. 270 АПК РФ: участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области по делу № А47-4726/2017 от 10.10.2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно – коммунального хозяйства Оренбургской области» - без удовлетворения.
Вернуть некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно – коммунального хозяйства Оренбургской области» из федерального бюджета излишне уплаченные 1 500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Ю.А. Кузнецов
Судьи Е.ФИО3
А.П.Скобелкин