Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-10059/21
Екатеринбург
13 января 2022 г.
Дело № А47-5037/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Жаворонкова Д. В., Лукьянова В. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Советская» (далее – управляющая компания, общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.06.2021 по делу №А47-5037/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее – инспекция, ГЖИ по Оренбургской области) о признании недействительным предписания от 04.03.2021 №ПР-276 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 24.06.2021 (судья Вернигорова О.А) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 13.09.2021 (судьи Арямов А.А., Бояршинова Е.В., Плаксина Н.Г.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управляющая компания обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов заявитель указывает, что стоимость работ по обеспечению вывоза бытовых отходов представляет собой дополнительную плату, которая установлена общим собранием жильцов многоквартирного дома, в связи с чем исполнение предписания приведет к одностороннему изменению управляющей компанией тарифа, что не допускается жилищным законодательством.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как установлено судами, общество на основании соответствующей лицензии и договоров управления от 20.08.2016 №47 и от 12.09.2016 №60 осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами № 56А по ул. Просвещения и № 33 по
ул. Вокзальной г. Орска Оренбургской области (далее - МКД).
Инспекцией в рамках осуществления лицензионного контроля на основании обращения гражданина от 27.01.2020 проведена внеплановая документарная проверка управляющей компании, по итогам которой составлен акт проверки от 02.03.2020, выдано предписание от 02.03.2020 №ПР-415, которым установлено нарушение положений статьи 154, части 7 статьи 156, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), подпункта «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 №1110 (далее – Положение №1110), части 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №458-ФЗ) ввиду не исключения из размера выставляемой собственникам указанных жилых домов платы за содержание жилого помещения работ по обеспечению вывоза бытовых отходов в сумме 1,33 руб.
Обществу предписано в срок до 29.05.2020 устранить указанное нарушение лицензионных требований, для чего произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения собственникам помещений в МКД №56А по ул. Просвещения г. Орска и №33 по ул. Вокзальной г. Орска с 01.01.2019 по 31.12.2019 исходя из размера платы, установленного условиями договоров управления, с учетом исключенной с 01.01.2019 стоимости услуг по утилизации мусора, а именно – исключить стоимость работ по вывозу бытовых отходов в размере 1,33 руб.
По итогам проверки раннее выданного предписания от 02.03.2020 №ПР-415 инспекцией зафиксировано неисполнение предписания в полном объеме, в связи с этим составлен акт от 04.03.2021 №А276, обществу вновь выдано предписание от 04.03.2021 №ПР-276 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Считая указанное предписание незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, заявитель обратился с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований суды, исходили из того, что работы по вывозу бытовых отходов с 01.01.2019 осуществляет региональный оператор, расчет стоимости работ по обеспечению вывоза бытовых отходов подписан в одностороннем порядке ранее даты проведения общих собраний собственников спорных МКД – 20.08.2016 и 12.09.2016 и ранее дат заключения договоров управления теми же МКД, поэтому не может служить доказательством обоснованности включения в плату за содержание помещения собственникам спорных МКД стоимости указанных работ.
Оснований для иных выводов у суда округа не имеется в силу следующего.
Подпунктом «б» пункта 3 Положения № 1110 к лицензионным требованиям деятельности по управлению многоквартирными домами отнесено в том числе исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 и частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом (часть 1).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3).
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Подпунктом «д(2)» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 (далее – Правила №491) предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил об обращении с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 (далее – Правила №1156), понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.
В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз (пункт 26(1) Минимального перечня услуг).
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с частью 8.1 статьи 23 Закона №458-ФЗ, при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, предоставляемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО стоимость услуг по сбору, вывозу ТКО исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО.
Судами установлено, что между Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области и обществом с ограниченной ответственностью «Природа» (далее – общество «Природа») подписано Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области, в соответствии с которым указанное общество наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО сроком на 10 лет.
Учитывая, что к работе региональный оператор приступил с 01.01.2019, суды сделали вывод о том, что с 1 января 2019 года у собственников помещений в спорных МКД возникла обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем плата за вывоз твердых бытовых отходов должна быть исключена из платы за содержание жилого помещения.
Довод заявителя жалобы о том, что стоимость спорных работ представляет собой дополнительную плату, установленную собранием жильцов, рассмотрен и обоснованно отклонен судами со ссылкой на то, что утвержденный на общем собрании собственников спорных МКД Перечень обязательных услуг и работ не содержит расшифровки пункта 17 «Работы по обеспечению вывоза бытовых отходов»; представленный обществом расчет стоимости работ по обеспечению вывоза бытовых отходов от 15.07.2016 подписан только со стороны управляющей компании, в установленном законом порядке не рассмотрен, не утвержден на общем собрании собственников спорного МКД, в качестве приложения ни к договорам управления, ни к протоколам общего собрания не оформлен; также этот расчет датирован 15.07.2016, то есть ранее даты проведения общих собраний собственников спорных МКД – 20.08.2016 и 12.09.2016 и ранее дат заключения договоров управления теми же МКД.
При таких обстоятельствах у суда округа не имеются основания для вывода о том, что собственниками спорных МКД стоимость работ по обеспечению вывоза бытовых отходов (по очистке подвалов и чердаков, погрузке и вывозу мусора на контейнерную площадку; по спилу деревьев (омоложение), погрузке и вывозу образованного мусора; по вывозу смета) согласована как плата за дополнительные услуги.
Установив, что предписание выдано уполномоченным органом надлежащему субъекту, является исполнимым, направлено на устранение нарушений, факт которых подтвержден материалами дела, законные интересы заявителя не нарушает, суды обеих инстанций правомерно отклонили требования управляющей компании.
Нормы материального права применены судами верно, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу нормы части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.06.2021 по делу №А47-5037/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Советская» – без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Советская» в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу кассационной жалобы в размере 1 500 руб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Е.А. Кравцова
Судьи Д.В. Жаворонков
В.А. Лукьянов