ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А47-5090/2021 от 06.04.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-1761/22

Екатеринбург

07 апреля 2022 г.

Дело № А47-5090/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Столярова А. А.,

судей Тороповой М. В., Полуяктова А. С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемортан И.В.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее – Министерство) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.11.2021 по делу № А47-5090/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022 по тому же делу.

Судебное заседание проводится с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

При участии в судебном заседании, организованном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области, представителя Министерства – Мигунова Н.В. (доверенность от 19.05.2021).

Министерство обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Затонное» (далее – общество «Затонное») о взыскании бюджетных денежных средств, предоставленных в качестве субсидии, в размере 16 444 руб. 97 коп.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 22.11.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022 решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с указанными судебными актами, Министерство обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просило обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неверную оценку представленных в материалы дела доказательств. Делая вывод о том, что единственным законным основанием для возврата субсидии является ее нецелевое использование, суды, по мнению кассатора, не учли, что в соответствии с пунктами 2, 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, в частности должны определять не только цели, но и условия, порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Таким образом, бюджетное законодательство прямо устанавливает, что основанием для возврата субсидии являются нарушение условий, установленных при их предоставлении, а не только целей. Как полагает заявитель, суды, учитывая только такое обстоятельство как соблюдение цели предоставления субсидии, установил приоритет одних норм права статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации перед другими. Заявитель не согласен с доводами общества о том, что снижение результативности засева посевной площади вызвано чрезвычайными и не предвиденными обстоятельствами. Министерство указало, что засуха в 2019 году и невыполнение показателя результативности не имеет причинно-следственной связи между собой, поскольку согласно указу Губернатора Оренбургской области от 06.09.2019 «О введении режима чрезвычайной ситуации» режим чрезвычайной ситуации был введен с 06.09.2019, в силу чего указанное обстоятельство не могло повлиять на проведение засева сельскохозяйственных культур в 2019 году. Считает, что обществом не представлены доказательства, подтверждающие причины невыполнения показателя результативности.

Как следует из письменных материалов дела и установлено судами, общество «Затонное» обратилось в Министерство с заявлением от 28.02.2019 о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства.

По результатам рассмотрения данного заявления между Министерством и обществом «Затонное» (получатель) было заключено соглашение о предоставлении субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства от 27.03.2019 № 222 (далее также – соглашение).

Согласно пункту 1.1 соглашения предметом настоящего соглашения является предоставление из областного бюджета в 2019 году получателю субсидии в целях оказания несвязанной поддержки (далее – субсидия).

На основании пункта 2.1 соглашения субсидия предоставляется Министерством в соответствия с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств областного бюджета по кодам классификаций расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств областного бюджета 842, раздел 04, подраздел 05, целевая статья 18101R5410, вид расходов 811 в рамках подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области», утверждённой постановлением Правительства Оренбургской области от 29.12.2018 № 918-пп, на цели, указанные в разделе I настоящего соглашения в 2019 году, в размере 1 074 834 руб. 60 коп.

В силу пункта 3.1.1 соглашения субсидия предоставляется на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства на возмещение части затрат (без НДС) на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами (далее - сельскохозяйственные культуры), исходя из интенсивности страхования посевных площадей (далее - поддержка в области растениеводства). Поддержка в области растениеводства предоставляется при условии, что на посев при проведении агротехнологических работ использовались семена сельскохозяйственных культур, сорта или гибриды которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию по 9 региону допуска, а также при условии, что сортовые и посевные качества таких семян соответствуют ГОСТ Р 52325-2005, за исключением семян многолетних трав, использованных на посев, произведенный ранее 2018 года (далее - многолетние травы прошлых лет).

В соответствии с пунктом 4.1.4 соглашения Министерство обязуется установить для получателя показатель результативности, которым является посевная площадь зерновых, зернобобовых и кормовых сельскохозяйственных культур, которая должна быть в текущем году не менее 13 278 га.

Согласно пункту 4.1.5 соглашения Министерство обязуется осуществить оценку достижения получателем показателей результативности после завершения посева сельскохозяйственных культур под урожай текущего года на основании представленного в Министерство отчета о выполнении показателя результативности использования субсидии по форме согласно приложению № 14 к Порядку предоставления субсидии.

В силу пункта 4.1.7 соглашения Министерство обязуется в случае, если получателем допущены нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии, предусмотренных порядком предоставления субсидии и настоящим соглашением, направлять получателю требование об обеспечении возврата субсидии с указанием срока и суммы субсидии, подлежащей возврату в областной бюджет.

Пунктом 4.3.1 соглашения предусмотрено, что получатель обязуется обеспечить выполнение условий, целей и порядка предоставления субсидии, установленных порядком предоставления субсидии и настоящим соглашением, в том числе предоставить Министерству в сроки, установленные Порядком предоставления субсидии, документы, необходимые для предоставления субсидии.

На основании пункта 4.3.2 соглашения получатель обязуется обеспечить достижение значений показателей результативности, установленных условиями Порядка предоставления субсидии и Министерством в соответствии с п. 4.1.4. настоящего соглашения.

В пункте 4.3.3 соглашения установлено, получатель обязуется в случае нарушения обязательств по достижению значения показателя результативности, предусмотренных соглашением, осуществить возврат полученных бюджетных средств пропорционально недостижению значения показателя, скорректированному на коэффициент 0,1.

Субсидия предоставлена Министерством обществу «Затонное» в размере 1 074 834 руб. 60 коп., что подтверждается платежным поручением от 01.04.2019 № 640267 на сумму 1 074 834 руб. 60 коп.

Согласно отчету общества о выполнении показателя результативности использования субсидии за 2019 год посевная площадь, занятая зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами в текущем году составила 11 246 га.

Министерство направило обществу «Затонное» требование от 29.01.2020 № 01-04-06/034 с предложением в добровольном порядке возвратить в бюджет области часть суммы субсидии в размере 16 444,97 руб.

Оставление обществом указанной претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Министерства, суды пришли к выводу о том, что недостижение показателя результативности засева посевной площади в 2019 году оказалось вызванным чрезвычайным и непредвиденным ответчиком обстоятельством засухи. Уменьшение результата посевов сортов пшеницы, в том числе озимых, сев которых производится осенью, вызвано не фактическим уменьшением площади засеянных культур, а гибелью семян в связи с засухой и отсутствием всходов. Суды также пришли к выводу о том, что доказательства того, что ответчиком субсидии были использованы на иные цели, а не на затраты на поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, истцом суду представлены не были.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся, в том числе ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

В силу части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются в числе прочего, из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Согласно пункту 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.

Порядок предоставления субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в 2019 году регламентировался постановлением Правительства Оренбургской области от 08.02.2017 № 83-п «О предоставлении субсидий на поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства» (далее – Порядок № 83-п).

Пунктом 6 Порядка № 83-п было определено, что субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям при соблюдении следующих условий: а) представление отчетов о финансово-экономическом состоянии, составленных по формам и в сроки в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации; б) отсутствие на дату подачи заявления о предоставлении субсидии просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, в том числе предоставленных в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед областным бюджетом; в) на дату подачи заявления о предоставлении субсидии сельскохозяйственные товаропроизводители - юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении них не введена процедура банкротства, деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а сельскохозяйственные товаропроизводители - индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя; г) на дату подачи заявления о предоставлении субсидии сельскохозяйственные товаропроизводители не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов; д) на дату подачи заявления о предоставлении субсидии сельскохозяйственные товаропроизводители не должны получать средства из областного бюджета в соответствии с иными правовыми актами по направлениям, указанным в пункте 4 настоящего Порядка; е) обеспечение сельскохозяйственными товаропроизводителями в году, предшествующем текущему финансовому году, уровня среднемесячной заработной платы работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, не ниже установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда (с учетом уральского коэффициента); ж) на дату подачи заявления о предоставлении субсидии работники, занятые в сельскохозяйственном производстве, должны быть зарегистрированы в Пенсионном фонде Российской Федерации; з) посевная площадь подсолнечника на маслосемена в структуре общей посевной площади сельскохозяйственных товаропроизводителей начиная с 2020 года должна составлять не более 20 процентов; и) нагрузка общей посевной площади в расчете на одного работника, исходя из среднегодовой численности работников за предыдущий год, должна составлять не более 550 гектаров.

В силу пункта 11 Порядка № 83-п Министерство рассматривает документы, представленные сельскохозяйственным товаропроизводителем, и принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии в течение 30 рабочих дней со дня регистрации заявления. Информация о результатах рассмотрения документов размещается на сайте министерства. По результатам рассмотрения документов министерство формирует реестры сельскохозяйственных товаропроизводителей (получателей субсидии) по соответствующим направлениям поддержки, которые утверждаются приказом министерства.

Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются: а) неподтверждение статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя; б) несоответствие сельскохозяйственного товаропроизводителя условиям, указанным в пунктах 3, 6 настоящего Порядка; в) представление неполного комплекта документов; г) наличие недостоверной или неполной информации в представленных документах; д) несоответствие представленных сельскохозяйственным товаропроизводителем документов требованиям, установленным настоящим Порядком (пункт 13 Порядка № 83-п).

Субсидии предоставляются получателям, заключившим соглашения, не позднее десятого рабочего дня после принятия решения о предоставлении субсидии путем перечисления денежных средств на расчетные счета получателей субсидии, открытые ими в кредитных организациях, в установленном для исполнения областного бюджета порядке в соответствии со сводной бюджетной росписью в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств (пункт 17 Порядка № 83-п).

Эффективность использования получателями субсидии оценивается министерством на основании достижения результата предоставления субсидии и показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии, значение которых устанавливаются в соглашении (пункт 18 Порядка № 83-п).

Согласно пункту 21 Порядка № 83-п в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при ее предоставлении, выявленного по фактам проверок, субсидия подлежит возврату в областной бюджет. Министерство в течение 15 календарных дней со дня выявления обстоятельств, послуживших основаниями для возврата субсидии, направляет получателю субсидии требование о возврате субсидии в областной бюджет с указанием оснований для возврата субсидии.

В пункте 22 Порядка № 83-п указано, что в случае если получателем субсидии допущены нарушения обязательств по достижению результата предоставления субсидии, показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, осуществляется возврат полученных бюджетных средств пропорционально недостижению значения показателя, скорректированного на коэффициент 0,1.

Как уже указывалось выше, по результатам рассмотрения поданного ответчиком заявления о предоставлении субсидии между Министерством и обществом «Затонное» (получатель) было заключено соглашение от 27.03.2019 № 222 о предоставлении субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в размере 1 074 834 руб. 60 коп.

Факт перечисления ответчику субсидии в размере 1 074 834 руб. 60 коп. во исполнение условий указанного соглашения подтверждается материалами дела и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Министерство в исковом заявлении не ссылалось и судам не представляло доказательства того, что указанная сумма субсидии была получена обществом незаконно, в отсутствие установленных Порядком № 83-п оснований или в нарушение данного Порядка.

В обоснование заявленного иска Министерство указывало на реализацию положений пункта 4.3.3 соглашения, которые корреспондируют норме пункта 22 Порядка № 83-п.

Министерство указывало, что согласно отчету общества «Затонное» о выполнении показателя результативности использования субсидии за 2019 год посевная площадь, занятая зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами в текущем году, составила 11 246 га, тогда как в пункте 4.1.4 соглашения стороны установили для получателя показатель результативности, которым является посевная площадь зерновых, зернобобовых и кормовых сельскохозяйственных культур, который должен был быть в текущем году не менее 13 278 га.

Однако суды с учетом приказа Росстата от 26.03.2015 № 126 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения Сведения об итогах сева под урожай» верно установили, что в отчете общества о выполнении показателя результативности использования субсидии за 2019 год была указана площадь, не засеянная, а фактические занятая на отчетную дату зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами, что не тождественно понятию посевная (засеянная) площадь зерновых, зернобобовых и кормовых сельскохозяйственных культур.

Судами также был правомерно принят во внимание факт введения с 06.09.2019 указом Губернатора Оренбургской области от 06.09.2019 № 414-УК в Илекском районе Оренбургской области в 2019 году чрезвычайной ситуации регионального значения (засуха атмосферная и почвенная, суховей в 2019 году).

На основании части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.12.1994 № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение обязательств по государственному контракту в случае непредвиденных обстоятельств, возникших после его заключения в результате событий чрезвычайного характера (засуха, наводнение, градобитие и другие форс-мажорные обстоятельства), которые стороны не могли предвидеть и предотвратить.

Положения пункта 22 Порядка № 83-п также предусматривают, что документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению результата и показателей, указанных в пункте 18 настоящего Порядка, является основанием для освобождения получателя от ответственности, установленной пунктом 22 настоящего Порядка.

С учетом указанных положений закона, касающегося сельскохозяйственной продукции, относящих засуху к числу непредвиденных обстоятельств, возникших в результате событий чрезвычайного характера, суды пришли к верному выводу о том, что снижение результативности засева обществом «Затонное» посевной площади до 11 246 га в 2019 году было вызвано чрезвычайным и не предвиденными обстоятельством – засухой, что привело к невыполнению обществом «Затонное» показателей результативности по соглашению.

Доводы апеллянта о том, что засуха в 2019 году и невыполнение показателя результативности не имеет причинно-следственной связи между собой по причине введения указом Губернатора Оренбургской области режима чрезвычайной ситуации только с 06.09.2019, обоснованно признаны судами несостоятельными, поскольку по существу указ Губернатора Оренбургской области лишь констатировал сложившуюся ранее чрезвычайную ситуацию, которая после указанной даты потребовала принятия оперативных организационных мер.

Как верно указано судами, то обстоятельство, что указ Губернатора Оренбургской области от 06.09.2019 № 414-УК был издан в сентябре 2019 года не умаляет содержание принятого акта о субъектах, уже пострадавших от засухи, суховея в 2019 году, поскольку введение самого режима чрезвычайной ситуации с 06.09.2019 свидетельствует о предшествующем периоде (уже длящемся до 06.09.20219), приведшему к обстоятельствам, достаточным для признания ситуации чрезвычайной.

Судами обосновано отмечено, что уменьшение результата посевов сортов пшеницы, в том числе озимых, сев которых производится осенью, было вызвано не фактическим уменьшением площади засеянных культур, а гибелью семян в связи с засухой и отсутствием всходов. Иное из материалов дела не следует, Министерством, заявившим требование о возврате части субсидии, факт наличия иных обстоятельств, приведших к невыполнению обществом показателей результативности по соглашению, документально подтвержден не был.

При таких обстоятельствах выводы судов о том, что истцом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не были представлены доказательства нецелевого использования ответчиком бюджетных средств (субсидии), наличия оснований требовать от ответчика возврата средств субсидии, являются правильными, а в удовлетворении исковых требований отказано обоснованно.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются по основаниям, указанным в мотивировочной части настоящего постановления. Указанные доводы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Доводы заявителя направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.11.2021 по делу № А47-5090/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.А. Столяров

Судьи М.В. Торопова

А.С. Полуяктов