Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-1508/12
Екатеринбург
20 марта 2012 г. | Дело № А47-5675/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Матанцева И.В.,
судей Артемьевой Н.А., Дядченко Л.В.,
при ведении протокола помощником судьи Лопаевой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области (ИНН: <***> ОГРН: <***>, далее - регистрирующий орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.08.2011 по делу № А47-5675/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2011 по тому же делу.
В судебном заседании Арбитражного суда Оренбургской области путем использования систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
регистрирующего органа – ФИО1 (доверенность от 10.01.2012 № 04/16);
муниципального казенного учреждения «Центр социальных выплат города Оренбурга» (ИНН: <***> ОГРН: <***>, далее – учреждение «Центр социальных выплат города Оренбурга») - ФИО2 (доверенность от 26.01.2012 № 2).
Муниципальное учреждение «Центр социальных выплат города Оренбурга» обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к регистрирующему органу о признании незаконным решения от 24.05.2011 об отказе в государственной регистрации изменений в учредительные документы муниципального учреждения «Центр социальных выплат города Оренбурга», а также об обязании ответчика устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 26.08.2011 (судья Мирошник А.С.) заявленные требования удовлетворены, решение регистрирующего органа от 24.05.2011 об отказе в государственной регистрации изменений в учредительные документы муниципального учреждения «Центр социальных выплат города Оренбурга» признано недействительным. На регистрирующий орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2011 (судьи Матвеева С.В., Бабкина С.А., Ершова С.Д.) решение суда первой инстанции от 26.08.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе регистрирующий орган просит решение суда первой инстанции от 26.08.2011 и постановление суда апелляционной инстанции от 07.11.2011 отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 50, 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон «О некоммерческих организациях»), нарушение п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации), а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что ни законодательством Российской Федерации, ни Общероссийским классификатором организационно-правовых форм (далее - ОКОПФ), утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30.03.1999 № 97 «О принятии и введении в действие общероссийских классификаторов», не предусмотрена такая организационно-правовая форма как «муниципальное казенное учреждение», в силу чего принятое 24.05.2011 решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы муниципального учреждения «Центр социальных выплат города Оренбурга» является законным. В связи с тем, что ОКОПФ предназначен для целей государственной регистрации юридических лиц и его использование возможно при указании организационно-правовой формы в представляемом для государственной регистрации заявлении, регистрирующий орган считает ошибочным вывод судов об отсутствии оснований для принятия вышеуказанного решения.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не принято во внимание, что несоблюдение формы документов, представляемых для государственной регистрации, должно влечь за собой неблагоприятные последствия для заявителя, так как подача заявления, оформленного в установленном порядке, является существенным условием государственной регистрации юридического лица. Строки заявления, содержащие недостоверные сведения, считаются незаполненными, а заявление считается не представленным, что является основанием для отказа в государственной регистрации.
В письменном отзыве на кассационную жалобу учреждение «Центр социальных выплат города Оренбурга» просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, согласно постановлению администрации города Оренбурга от 01.03.2011 № 1131-п учреждение «Центр социальных выплат города Оренбурга» создано путем изменения типа существующего муниципального учреждения «Центр социальных выплат города Оренбурга».
В соответствии с приказом Управления социальной защиты населения администрации города Оренбурга от 18.04.2011 № 128-к утвержден устав учреждения «Центр социальных выплат города Оренбурга», а также определен срок для проведения мероприятий по государственной регистрации данного учреждения и устава в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц – до 01.06.2011.
Муниципальное учреждение «Центр социальных выплат города Оренбурга» 17.05.2011 обратилось в регистрирующий орган с заявлением по форме № Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица. К заявлению были приложены следующие документы, заверенный устав учреждения «Центр социальных выплат города Оренбурга», заверенный приказ от 18.04.2011 № 128-к «О создании учреждения «Центр социальных выплат города Оренбурга», документ об уплате государственной пошлины.
Из содержания заявления по форме № Р13001 следует, что на стр. 4 листа А в графе «Организационно-правовая форма» указано «Муниципальное казенное учреждение», а полное наименование юридического лица – «Муниципальное казенное учреждение «Центр социальных выплат города Оренбурга».
Рассмотрев представленные муниципальным учреждением «Центр социальных выплат города Оренбурга» документы, регистрирующий орган 24.05.2011 принял решение об отказе в государственной регистрации юридического лица ввиду непредставления определенных п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации необходимых для государственной регистрации документов.
Полагая, что решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации является незаконным, муниципальное учреждение «Центр социальных выплат города Оренбурга» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
В соответствии со ст. 9.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (введенной Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ) государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерации, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.
При изменении типа муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения (п. 7.1 названного Закона).
Из п. 1 ст. 9 Закона о государственной регистрации следует, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439 утверждены формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма № Р13001), предусматривающие указание организационно-правовой формы и полное наименование юридического лица (лист А).
Перечень документов, необходимых для представления в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, определен п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации.
В силу п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случаях непредставления определенных настоящим Законом необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Из материалов дела усматривается, что регистрирующий орган принял решение об отказе в государственной регистрации внесенных заявителем изменений в учредительные документы ввиду того, что такая организационно-правовая форма как «муниципальное казенное предприятие» не предусмотрена ОКОПФ, в связи с чем заявление заполнено неверно и считается непредставленным.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что муниципальным учреждением «Центр социальных выплат города Оренбурга» в надлежащий регистрирующий орган были представлены все необходимые для государственной регистрации документы, при этом п. 1 на ст. 4 листа А заявления формы № Р13001 заполнен в соответствии с требованиями подп. «а» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации, а также учитывая, что действующим законодательством не предусмотрено, что заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица формы № Р13001, должно быть заполнено в соответствии с ОКОПФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному, соответствующему законодательству и материалам дела выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы муниципального учреждения «Центр социальных выплат города Оренбурга». В связи с этим регистрирующим органом было нарушено право заявителя при осуществлении хозяйственной деятельности указывать свою организационно - правовую форму в соответствии с учредительными документами.
Доводы заявителя, изложенные в жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции от 26.08.2011 и постановление суда апелляционной инстанции от 07.11.2011 отмене не подлежат, основания для удовлетворения кассационной жалобы регистрирующего органа отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.08.2011 по делу № А47-5675/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области – без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Матанцев
Судьи Н.А. Артемьева
Л.В. Дядченко