ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А47-5698/2021 от 19.05.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-2359/22

Екатеринбург

23 мая 2022 г.

Дело № А47-5698/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Поротниковой Е. А.,

судей Черкезова Е. О., Ященок Т. П.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергоресурс» (далее – заявитель, общество «Теплоэнергоресурс, общество) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.11.2021 по делу № А47-5698/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество «Теплоэнергоресурс» обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Западно-Уральскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – заинтересованное лицо, административный орган, Управление) об отмене постановления от 27.04.2021 № 34-000-76 о привлечении к административной ответственности по статье 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных право нарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 24.11.2021, оставленным без изменения постановлениемВосемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, признать незаконным и отменить постановление от 27.04.2021 № 34-000-76 о привлечении к административной ответственности, ссылаясь на наличие грубых процессуальных нарушений, допущенных административным органом при производстве по делу об административном правонарушении.

Податель жалобы настаивает на том, что оспариваемое постановление вынесено на основании справки, которая является недопустимым доказательством, поскольку она получена за пределами сроков проведения проверки (с 01.03.2021 по 10.03.2021), таким образом, указанное постановление является незаконным.

Заявитель также ссылается на нарушение сроков направления постановления прокурора должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, указывает, что постановление от 29.03.2021 поступило в Западно-Уральское управление Ростехнадзора 19.04.2021, то есть через 21 день после вынесения постановления об административном правонарушении.

По мнению заявителя, учитывая отсутствие доказательств, свидетельствующих о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, пренебрежительном отношении общества к возложенным на него обязанностям, по мнению заявителя жалобы, в рассматриваемом случае имеются все основания для применения положения статьи 2.9 КоАП РФ в соответствии с разъяснениями, содержащимся в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление № 10).

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не установил.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Прокуратурой Светлинского района Оренбургской области на основании решения от 01.03.2021 № 20 проведена проверка соблюдения обществом «Теплоэнергоресурс» законодательства по эксплуатации котельных при производстве тепловой энергиис привлечением специалистаЗападно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Проверка проводилась в отношении тепловых энергоустановок котельных п. Светлый Светлинского района (далее – котельная).

По результатам проверки установлены нарушения обществом, фактически эксплуатирующим опасный производственный объект «котельная», требований пунктов 2.1.2, 2.3.21, 2.3.23, 2.3.44, 2.3.45, 2.3.48, 2.8.6, 2.8.7, 5.3.4, 2.6.7, 3.1.3, 3.3.4, 3.3.8, 12.9, 12.11, 12.18 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России № 115 от 24.03.03, зарегистрированных Минюстом России № 4358 от 02.04.03 (далее – Правила № 115).

Результаты проверки зафиксированы в справке от 18.03.2021,составленной старшим государственным инспектором Управления.

Прокурором Светлинского района 29.03.2021 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Указанное постановление с материалами проверки направлено прокурором в Управление для рассмотрения по существу.

По результатам рассмотрения материалов административного дела Управлением вынесено постановление № 30-000-76 от 27.04.2021 о привлечении общества «Теплоэнергоресурс» к административной ответственности по статье 9.11 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Полагая, что указанное постановление вынесено незаконно и необоснованно, заявитель обратился в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из наличия в действиях общества «Теплоэнергоресурс» состава вменяемого ему административного правонарушения, отсутствия со стороны административного органа существенных нарушений процессуальных требований при проведении проверки и производстве по делу об административном правонарушении.

Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.

Суды, руководствуясь статьей 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», пунктом 1 части 1 статьи 25.11 КоАП РФ, установили, что правом на возбуждение производства по делу об административном правонарушении обладает прокурор, в функции которого входит надзор за исполнением законов в соответствующей сфере общественных отношений.

Руководствуясь частями 1, 2 статьи 23.30 КоАП РФ, суды правомерно заключили, что постановление по делу об административном правонарушении от 27.04.2021 № 34-000-76 вынесено начальником Оренбургского отдела государственного энергетического надзора Управления в пределах предоставленных полномочий.

Статьей 9.11 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.

С целью обеспечения надежной, безопасной и рациональной эксплуатации теплоустановок и содержания их в исправном состоянии утверждены Правила № 115.

В силу пункта 2.1.2 Правил № 115 ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместитель назначаются распорядительным документом руководителя организации из числа управленческого персонала и специалистов организации.

Пунктом 2.3.21 Правил предусмотрено, что для проведения проверки знаний персонала руководитель организации назначает постоянно действующую комиссию. Для организаций, не имеющих возможности для создания комиссии, проверка знаний может проводиться в комиссиях органов государственного энергетического надзора в соответствии с правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации.

Результаты проверки знаний оформляются в журнале установленной формы и подписываются всеми членами комиссии (Приложение № 2). Персоналу, успешно прошедшему проверку знаний, руководителем организации выдается удостоверение согласно образцу (Приложение № 3) (пункт 2.3.23 Правил).

В соответствии с пунктами 2.3.44 и 2.3.45 Правил работники из числа оперативного, оперативно-ремонтного персонала, оперативных руководителей проверяются в контрольной противоаварийной тренировке один раз в три месяца. Работники из числа оперативного, оперативно-ремонтного и ремонтного персонала, оперативных руководителей организаций, персонал постоянных участков ремонтных подразделений, обслуживающий тепловые энергоустановки, проверяются один раз в полугодие в одной контрольной противопожарной тренировке.

Согласно пункту 2.3.48 Правил противоаварийные тренировки по специально разработанным программам и в соответствии с тематическим планом проводятся на рабочих местах или на тренажерах. Допускается использование других технических средств. Результаты проведения противоаварийных и противопожарных тренировок заносятся в специальный журнал. По окончании тренировки ее руководителем проводится разбор действий с оценкой общих результатов тренировки и индивидуальных действий ее участников. Результаты отражаются в журнале с общей оценкой тренировки, замечаниями по действиям ее участников. Если действия большинства участников тренировки получили неудовлетворительную оценку, то тренировка по этой же теме проводится вторично в течение следующих 10 дней, при этом повторная тренировка как плановая не учитывается.

В инструкциях по эксплуатации тепловой энергоустановки приводятся: - краткое техническое описание энергоустановки; - критерии и пределы безопасного состояния и режимов работы; - порядок подготовки к пуску, пуск, остановки во время эксплуатации и при устранении нарушений в работе; - порядок технического обслуживания; - порядок допуска к осмотру, ремонту и испытаниям; - требования по безопасности труда, взрыво- и пожаробезопасности, специфические для данной энергоустановки. По усмотрению технического руководителя инструкции могут быть дополнены (пункт 2.8.6 Правил).

Согласно пункту 2.8.7 Правил инструкции пересматриваются и переутверждаются не реже 1 раза в 2 года. В случае изменения состояния или условий эксплуатации энергоустановки соответствующие дополнения и изменения вносятся в инструкции и доводятся записью в журнале распоряжений или иным способом до сведения всех работников, для которых знание этих инструкций обязательно.

Пунктом 5.3.4 Правил предусмотрено, что в процессе пусконаладочных испытаний и на их основе устанавливается режим работы котлов и другого оборудования котельной установки и разрабатываются режимные карты. Режимные карты по эксплуатации котлов, утвержденные техническим руководителем организации, должны находиться на щитах управления.

В соответствии с пунктом 2.6.7 Правил периодические осмотры тепловых энергоустановок производятся лицами, ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок. Периодичность осмотров устанавливается настоящими Правилами. Результаты осмотров оформляются в журнале обходов и осмотров или оперативном журнале. Территория для размещения производственных зданий и сооружений тепловых энергоустановок определяется проектом и паспортом тепловой энергоустановки (пункт 3.1.3 Правил).

Согласно пунктам 3.3.4, 3.3.8 Правил обязательные осмотры зданий и сооружений тепловых энергоустановок проводятся 2 раза в год (весной и осенью) смотровой комиссией, состав и сроки проведения обследования назначаются руководителем организации. По результатам работы смотровой комиссии во время весеннего (осеннего) осмотра составляется акт, который утверждается руководителем предприятия с изданием распорядительного документа о результатах осмотра, принятии необходимых мер, сроках их проведения и ответственных за исполнение.

Пунктом 12.9 Правил предусмотрено, что для тепловых энергоустановок с учетом требований предприятий-изготовителей, настоящих Правил и других нормативно-технических документов разрабатываются инструкция по ведению водно-химического режима и инструкция по эксплуатации установки (установок) для докотловой обработки воды с режимными картами.

В соответствии с пунктом 12.11 Правил периодически, не реже 1 раза в 3 года, с привлечением специализированной организации, производить ревизию водоподготовительного оборудования и его наладку, теплохимические испытания паровых и водогрейных котлов и наладку их воднохимических режимов, по результатам которых следует вносить необходимые корректировки в инструкцию по ведению воднохимического режима, а также в инструкцию по эксплуатации установок для докотловой обработки воды и в режимные карты воднохимического режима. В режимные карты и инструкции по ведению водно-химического режима и эксплуатации установок докотловой обработки воды при этом вносятся изменения, а сами они переутверждаются. До указанного срока режимные карты следует пересматривать в случаях повреждений котлов по причинам, связанным с их водно-химическим режимом, а также при реконструкции котлов, изменении вида топлива или основных параметров (давление, производительность, температура перегретого пара), или водно-химического режима и водоподготовительной установки, при изменении требований к качеству исходной и обработанной воды.

Согласно пункту 12.18 Правил в котельной необходимо вести журнал (ведомость) по водоподготовке и водно-химическому режиму котлов для записей результатов анализов воды, пара, конденсата, реагентов, о продувках котлов и операциях по обслуживанию оборудования водоподготовки в соответствии с утвержденной режимной картой и периодичностью химического контроля. При каждой остановке котла для чистки внутренних поверхностей его элементов в журнале по водоподготовке производится описание физико-механических свойств и толщины отложений, накипи и шлама.

Факт нарушений обществом вышеприведенных требований Правил № 115, как они отражены в оспариваемом постановлении, установлен в ходе проверочных мероприятий, подтверждается взаимной связью и совокупностью представленных в дело доказательств (в том числе, справкой от 18.03.2021, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.03.2021, постановлением о назначении административного наказания от 27.04.2021 № 34-000-76), обществом по существу не опровергнут, что свидетельствует о доказанности административным органом события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.11 КоАП РФ.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, приняв во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, а также отсутствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, суды сделали правильный вывод о наличии в действиях общества «Теплоэнергоресурс» состава вмененного административного правонарушения и отказали в удовлетворении заявленного требования.

Судами проверены процедура и срок давности привлечения общества к административной ответственности, нарушения положений КоАП РФ не установлено.

При назначении административного наказания административным органом установлено, что общество «Теплоэнергоресурс» является субъектом малого предпринимательства – «малое предприятие», что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 26.04.2021 № ЮЭ9965-21-12219199, правонарушение совершено обществом впервые, в связи с чем предусмотренное санкцией статьи административное наказание в виде штрафа заменено Управлением на предупреждение.

Оценив в совокупности представленные доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного обществом правонарушения, суды пришли к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ.

Довод заявителя жалобы о необоснованном не применении судами положений статьи 2.9 КоАП РФ, судом кассационной инстанции отклоняется.

Согласно абзацу 4 пункта 18.1 Постановления № 10 оценка вывода арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.

Довод общества «Теплоэнергоресурс» о нарушении заинтересованным лицом сроков рассмотрения административного дела был предметом рассмотрения судов и правомерно отклонен.

Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, судом округа изучены и отклонены, поскольку не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанции и могли повлиять на обоснованность и законность судебных актов.

Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 АПК РФ.

При вынесении обжалуемых судебных актов арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами по делу доказательства (статья 71 АПК РФ) и дали надлежащую правовую оценку доводам заявителя, вновь приведенным в кассационной жалобе. Между тем иная оценка заявителем обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.11.2021 по делу № А47-5698/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергоресурс» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Е.А. Поротникова

Судьи Е.О. Черкезов

Т.П. Ященок