ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А47-6429/2021 от 21.02.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-10731/21

Екатеринбург

22 февраля 2022 г.

Дело № А47-6429/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Столярова А. А.,

судей Краснобаевой И. А., Суспициной Л. А.

рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее – Департамент) и акционерного общества «Оренбургнефтеотдача» (далее – общество «Оренбургнефтеотдача») на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.08.2021 по делу № А47-6429/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель Департамента –Денисова Ж.Э. (доверенность от 20.01.2022 № ПФО-01-07-15/65).

Общество с ограниченной ответственностью «Северная Нива» (далее – общество «Северная Нива», общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованиями к Департаменту о признании недействительным приказа от 31.03.2021 года № 110 об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя.

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество «Оренбургнефтеотдача» (далее – общество «Оренбургнефтеотдача»), Администрация Северного района Оренбургской области (далее – администрация).

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 06.08.2021 заявленные требования удовлетворены. Приказ Департамента от 31.03.2021 года № 110 об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя признан недействительным; на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества «Северная Нива».

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021 решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с указанными судебными актами, Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Департамент ссылается на неправильное применение положений статей 235, 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, 49, 56.2, 56.3, 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которых наличие у лицензии на пользование недрами, является прямым основанием для удовлетворения ходатайства ее обладателя об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд в целях недропользования. Указанное исключает необходимость предоставления дополнительного обоснования нужды государства по указанному вопросу, а также исследование вопроса о проектируемых объектах и планируемых работах на изымаемом земельном участке. По мнению заявителя, судами к спорным отношениям неверно применены положения статей и 78, 79, 90 Земельного кодекса Российской Федерации и Правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго Российской Федерации 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22.04.1992 № 9 (далее – Правила № 9), которые распространяются на магистральные объекты. Вместе с тем, предполагаемый к строительству на изымаемом земельном участке водовод к нагнетательной скважине необходим для обеспечения ее функционирования. Ссылаясь на Энергетическую стратегию России на период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-р (далее – Энергетическая стратегия) и Стратегию развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2018 № 2914-р (далее Стратегия развития минерально-сырьевой базы), указывает на направленность изъятия земельных участков для государственных нужд с целью повышения качества жизни населения страны. Разрешенным использованием изымаемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, является сельскохозяйственное производство. В отсутствие сведений об отнесении его к сельскохозяйственным угодьям, ссылка на статью 79 Земельного кодекса Российской Федерации произведена необоснованно. При этом добыча полезных ископаемых отнесена к исключительным случаям допустимости перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Также податель жалобы ссылается на отсутствие правового обоснования необходимости изучения Департаментом вопроса о возможности строительства и эксплуатации водопровода к скважине № 28 без изъятия земельного участка (субаренда, сервитут), а также оценки экономической и социальной выгоды для соответствующего публично-правового образования планируемого использования земельного участка по сравнению с предыдущим. Указывает на наличие сложившейся судебной практики по вопросу изъятия земельных участков для государственных нужд, обусловленных целями недропользования.

Общество «Оренбургнефтеотдача» также обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить. Указывает на изъятие земельного участка в интересах Российской Федерации ввиду принадлежности акций общества акционерному обществу «Зарубежнефть», учредителем и владельцем акций которого является Российская Федерация. Полагает, что без изъятия конкретных земельных участков не обеспечивается удовлетворение государственных нужд, в том числе в соответствии с задачами Энергетической стратегии до 2030 года, утвержденной распоряжением и Правительства РФ № 1715-р от 13.11.2009. Описывая фактические обстоятельства дела, полагает оспариваемый ненормативный правовой акт принятым в с соответствии со статьей 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 49, 56.2, 56.3, 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, Энергетической стратегией и Стратегией развития минерально-сырьевой базы. Полагает, что судами неправильно применены статьи 78, 79, 90 Земельного кодекса Российской Федерации, а вывод судов о том, что изымаемый земельный участок является фактически продолжением земельного участка с кадастровым номером 56:28:0000000:2992, в связи с чем строительство водовода отнесено судами к строительству магистрального трубопровода – ошибочным. Признавая вывод суда первой инстанции об отсутствии в границах изымаемого участка объектов нефтедобычи и нарушения требований статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, неправильным, апелляционный суд, по мнению кассатора, не указал нормы материального права, регламентирующих необоснованность изъятия земельного участка в случае нахождения объекта в вертикальной проекции. Считает, что судами немотивирован нормами права вывод о том, что общество обязано доказать возможность получения земельного участка в пользование иными предусмотренными законом способами. Ссылаясь на то, что обществом «Северная Нива» в полном объеме представлены доказательства нахождения на изымаемом земельном участке объекта, функциональным назначением которого является ведение работ, связанных с пользованием недрами, а целью изъятия земельного участка является разработка недр – добыча нефти и газа. Заявитель согласен с выводами судов о том, что разрешенным использованием изымаемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, является сельскохозяйственное производство. Между тем, по мнению кассатора, материалы дела не содержат доказательства отнесения земельного участка с кадастровым номером 56:28:1720003:70 к сельскохозяйственным угодьям, в связи с чем ссылка судов на статью 79 Земельного кодекса Российской Федерации является несостоятельной.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 19.11.2019 по результатам проведенного аукциона между администрацией муниципального района Северский район и обществом «Северная Нива» заключен договор аренды № 45.

Согласно пункту 1.1 договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 56:28:1720003:70 для сельскохозяйственного производства, место положение: Оренбургская область, Северный район, Новодомосейкинский сельсовет, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала 56:28:1720003, общей площадью 587160 кв.м.

В соответствии с пунктом 2.1. договора срок аренды устанавливается с 19.11.2019 по 18.11.2068.

В Единый государственный реестр недвижимости внесены следующие сведения о земельном участке с кадастровым номером 56:28:1720003:70 - поставлен на кадастровый учет 05.09.2018 года; адрес объекта: Оренбургская область, Северный район, Новодомосейкинский сельсовет, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала 56:28:1720003; площадь земельного участка 587160+/-3956,02 кв.м.; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования; правообладатель: данные о правообладателе отсутствуют; ограничение прав и обременение объекта недвижимости: аренда, весь объект, арендатор ООО «Северная Нива», номер государственной регистрации 56:28:1720003:70-56/012/2020-2 (выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 14.07.2020 № 99/2020/337994137, т.1 л.д. 133-138).

Общество «Оренбургнефтеотдача» предоставлена лицензия на пользование недрами Кирсановского месторождения нефти серии ОРБ номер 00896 вид лицензии НЭ сроком действия до 31.05.2033 года с целевым назначением и видами работ: добыча нефти и газа на Кирсановском месторождении.

Центральная комиссия по согласованию технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья (центральная нефтегазовая секция) протоколом от 06.12.2017 года № 7088 согласовала технологическую схему разработки Кирсановского нефтяного месторождения Оренбургской области (АО «Оренбургнефтеотдача»). Акционерным обществом «Институт по проектированию и исследовательским работам в нефтяной промышленности «Гипровостокнефть» по заказу АО «Оренбургнефтеотдача» разработана проектная документация «Обустройство Кирсановского месторождения. Этап 1», согласно части 2 «Проект полосы отвода» раздела 2 «Схема планировочной организации земельного участка».

В соответствии с названными документами по земельному участку с кадастровым номером 56:28:1720003:70 предполагается прохождение трассы водовода на скважину № 28.

Общество «Оренбургнефтеотдача» 27.01.2021 обратилось к заинтересованному лицу с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, приложив к ходатайству схему расположения земельного участка с условным номером 56:28:1720003:70:ЗУ1 в контуре проекции на земную поверхность границ предоставленного в пользование участка недр по лицензии ОРБ 00896 НЭ; схема расположения земельного участка с условным номером 56:28:1720003:70:ЗУ1.

Согласно ходатайству земельный участок площадью 863 кв.м. (условный номер 56:28:1720003:70:ЗУ1), местоположение: Оренбургская область, Северный район, Новодомосейкинский сельсовет, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала 56:28:1720003 (образуемый путем раздела земельного участка имеющего кадастровый номер 56:28:1720003:70). Цель изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд - проведение работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя.

ФБУ «Территориальный фонд геологической информации по Приволжскому федеральному округу» письмом от 09.02.2021 № 228-04 сообщило Департаменту о том, что земельный участок с условным номером 56:28:1720003:70:ЗУ1 расположен в контуре проекции на земную поверхность границ предоставленного в пользование участка недр по лицензии ОРБ 00896 НЭ, площадь образуемого земельного участка составляет 863,23 кв.м..

Комиссией по рассмотрению ходатайств об изъятии земельных участков для государственных нужд Оренбургской области в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), отнесенных к компетенции Приволжскнедра принято оформленное протоколом № 435 от 30.03.2021 решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по образованию земельного участка с условным номером 56:28:1720003:70:ЗУ1 площадью 863 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером 56:28:1720003:70, категория земель «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства, для ведения сельскохозяйственного производства», находящегося в государственной собственности и предоставленного в аренду в пользу ООО «Северная Нива»; об изъятии земельного участка с условным номером 56:28:1720003:70:ЗУ1 площадью 863 кв.м., расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 56:28:1720003:70 площадью 587 160+/-3 956,02 кв.м., предоставленного в аренду ООО «Северная Нива», находящегося по адресу: Оренбургская область, Северный район, Новодомосейкинский сельсовет, в юго-западной части кадастрового квартала 56:28:1720003, для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счет средств АО «Оренбургнефтеотдача» в соответствии с лицензией ОРБ 00896 НЭ.

Руководителем Департамента 31.03.2021 издан приказ № 110 «Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя», согласно которому утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по образованию земельного участка с условным номером 56:28:1720003:70:ЗУ1 площадью 863 кв.м. из земельного участка кадастровым номером 56:28:1720003:70 площадью 587160+/-3 956,02 кв.м., категория земель «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства, для ведения сельскохозяйственного производства», находящегося в государственной собственности и предоставленного в аренду в пользу ООО «Северная Нива»; изъят земельный участок с условным номером 56:28:1720003:70:ЗУ1 площадью 863 кв.м., расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 56:28:1720003:70 площадью 587160+/-3 956,02 кв.м., предоставленного в аренду ООО «Северная Нива», находящегося по адресу: Оренбургская область, Северный район, Новодомосейкинский сельсовет, в юго-западной части кадастрового квартала 56:28:1720003, для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счет средств общества «Оренбургнефтеотдача» в соответствии с лицензией ОРБ 00896 НЭ.

В соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости изымаемый земельный участок 28.04.2021 поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 56:28:1720003:283, местоположение: Оренбургская область, Северный район, Новодомосейкинский с/с; площадь: 863+/-257 кв.м.; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.

Полагая, что вышеназванным приказом Департамента нарушены законные права и интересы общества «Северная Нива», являющегося арендатором спорного земельного участка, на извлечение дохода от использования такого участка, последнее обратилось с настоящими требованиями в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что общество «Оренбургнефтеотдача» имеет лицензию на пользование недрами, в связи с чем подпадает под категорию лиц, которые имеют право обратиться с ходатайством об изъятии земельных участков. При этом судами учтено, что само по себе наличие действующей лицензии на право пользования недрами не является безусловным основанием, свидетельствующим о том, что деятельность заявителя в данном конкретном случае направлена на удовлетворение публичных интересов и соответствует общественным потребностям. Такая направленность подлежит установлению, исходя из фактических обстоятельств и представленных документов в каждом случае. Установив, что по изымаемому земельному участку планируется прохождение трассы водовода на скважину № 28 Кирсановского месторождения, а не размещение объектов нефтедобычи и приняв во внимание отсутствие необходимости оформления прав на земельные участки под линейными объектами трубопроводного транспорта, суды пришли к выводу о том, что изъятие земельного участка в целях строительства и эксплуатации водовода не отвечает требованиям статьи 56.3 Земельного кодекса в части условий и целей изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, к которым не подлежит отнесению создание недропользователем наиболее благоприятных для себя условий хозяйствования. При этом судами учтен особый правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота и сокращения их площадей в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 года № 20. С учетом изложенного суды признали недоказанным факт наличия оснований для изъятия земельных участков.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационных жалоб в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.

В силу требований пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Как видно из материалов дела, заявитель обратился в суд с требованиями в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.

В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В силу статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд допускается в исключительных случаях, по предусмотренных федеральными законами основаниями.

Порядок и условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлены главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность обоснования необходимости принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).

Пунктом 4 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса. К их числу отнесены организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.

Приказом Минэкономразвития России от 23.04.2015 № 250 утверждены Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, состав прилагаемых к нему документов.

Согласно пункту 11 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии в следующих случаях: 1) не соблюдены условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренные статьей 56.3 настоящего Кодекса; 2) ходатайством об изъятии предусмотрено изъятие земельного участка по основаниям, не предусмотренным федеральными законами; 3) схема расположения земельного участка, приложенная к ходатайству об изъятии, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 4) в иных случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, если подано ходатайство об изъятии земельных участков для региональных или муниципальных нужд.

В силу пункта 7 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии не может быть принято в случае, если: 1) земельные участки являются выморочным имуществом и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц; 2) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц; 3) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, которые являются выморочным или бесхозяйным имуществом.

Приведенные нормы позволяют инициировать недропользователем (обладателем лицензии на пользование недрами) процедуру изъятия земельного участка, которая влечет прекращение обременение земельных участков правами третьих лиц (правом аренды).

В силу статьи 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Согласно абзацу 4 статьи 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

Из положений статей 235, 279 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 49, 56.2, 56.3, 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации не следует, что данное обстоятельство влечет безусловное принудительное изъятие имущества для государственных или муниципальных нужд при несоблюдении иных условий, при которых возможно изъятие.

Основополагающим условием, которое допускает изъятие земельных участков в порядке, предусмотренном названными правовыми нормами, является наличие государственной или муниципальной нужды, которое подлежит доказыванию лицом, обратившимся с соответствующим ходатайством об изъятии.

При этом под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016).

Из материалов дела усматривается и судами установлено, что обращаясь с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, общество «Оренбургнефтеотдача» указало на наличии лицензии на пользование недрами с целью разведки и добычи нефти и необходимость проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя.

Материалами дела также подтверждено планируемое размещение по изымаемому земельному участку трассы водовода к нагнетательной скважине № 28 Кирсановского месторождения.

В соответствии с пунктом 1.2.1 Правил разработки нефтяных и газонефтяных месторождений (утв. Коллегией Миннефтепрома СССР, протокол от 15.10.1984 № 44) и пунктом 7.7 Правил разработки месторождений углеводородного сырья (утв. Приказом Минприроды России от 14.06.2016 № 356 (ред. от 07.08.2020) нагнетательные скважины являются один из видов эксплуатационных скважин и предназначены для воздействия на продуктивные пласты путем нагнетания в них воды, газа, пара и других рабочих агентов. Конструкция этих скважин в совокупности с применяемым оборудованием должны обеспечить безопасность процесса нагнетания, соблюдение требований по охране недр.

Система поддержания пластового давления должна обеспечивать объемы закачки воды в продуктивные пласты и давления ее нагнетания по скважинам участка, объектам разработки и месторождению в целом в соответствии с технологическими схемами и проектами разработки (пункт 3.1.2 Правил разработки нефтяных и газонефтяных месторождений).

Пунктом 4.2. Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго Российской Федерации 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22.04.1992 года № 9 и регулирующими сходные отношения, установлено, что земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил.

Как верно отмечено судами, вопреки доводам Департамента, в обжалуемом судебном акте применение Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго Российской Федерации 29.04.1992 года, постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22.04.1992 года № 9 произведено в качестве нормативного акта, регулирующими сходные отношения.

Поскольку специфика водовода к нагнетательной скважине не позволяет признать его таким объектом нефтедобычи, для эксплуатации которого требуется определенный земельный участок в вертикальной проекции, обусловленной расположением объекта, суды обоснованно исходили из наличия общей границы изымаемого земельного участка с одним из контуров земельного участка с кадастровым номером 56:28:0000000:2992 (:ЗУ11), согласно публичной кадастровой карте, а также согласно предоставленной схеме земельных участков.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости следует, что земельный участок с кадастровым номером 56:28:0000000:2992 поставлен на кадастровый учет 01.04.2021, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; виды разрешенного использования: трубопроводный транспорт.

Как видно из материалов дела и установлено судами, в ходе рассмотрения дела ни Департаментом, ни обществом «Оренбургнефтеотдача» не была аргументирована возможность строительства и эксплуатации водовода к скважине № 28 Кирсановского месторождения исключительно на спорном земельном участке, а также без его изъятия, а путем получения его в пользование иными предусмотренными законом способами (субаренда, сервитут и т.д.).

При таких обстоятельствах изъятие спорного земельного участка обоснованно не отнесено судами к исключительным случаям, допускающим принудительное изъятие земельного участка для общественно полезных целей, а не целей обеспечения деятельности общества «Оренбургнефтеотдача», лишь опосредованно служащей публичным интересам и направленная на извлечение прибыли самим заявителем.

Как правильно установлено судами при разрешении возникшего спора, одним из важнейших аспектов оценки при установлении наличия или отсутствия государственных или муниципальных нужд по основанию использования земельного участка в целях недропользования является выяснение вопроса о том, насколько экономически и социально выгоднее для соответствующего публично-правового образования иное использование земельного участка вследствие его изъятия по сравнению с существующим.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 321 утверждена государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики», целью которой явилось надежное обеспечение страны топливо-энергетическими ресурсами, повышение эффективности их использования и снижение антропогенного воздействия топливно-энергетического комплекса на окружающую среду.

Целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.

Приведенные положения, как верно отмечено судами, сами по себе не определяют приоритет экономической эффективности от использования земельных участков недропользователем перед использованием их собственником в качестве земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства.

В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Вместе с этим согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Законодательством установлен особый режим использования сельскохозяйственных угодий.

Так, статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Поскольку видом разрешенного использования изымаемого земельного участка является сельскохозяйственное производство, выводы судов в части установления особого режима охраны и приоритете в использовании являются верными.

Базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 (далее - Стратегия национальной безопасности).

Стратегия национальной безопасности призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, других государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации (пункт 3).

Предусмотренное в Стратегии национальной безопасности повышение качества жизни российских граждан обеспечивается, в том числе продовольственной безопасностью, осуществляемой за счет достижения, в частности продовольственной независимости Российской Федерации; ускоренного развития и модернизации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, пищевой промышленности и инфраструктуры внутреннего рынка; повышения эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и расширения их доступа на рынки сбыта продукции; повышения плодородия почв, предотвращения истощения и сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий (пункт 54).

Документом стратегического планирования, в котором отражены официальные взгляды на цели, задачи и основные направления государственной социально-экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации является утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 № 20 Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Доктрины под продовольственной безопасностью Российской Федерации понимается состояние социально-экономического развития страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевой продукции, соответствующей обязательным требованиям, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевой продукции, необходимой для активного и здорового образа жизни; под продовольственной независимостью Российской Федерации - самообеспечение страны основными видами отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

В пункте 7 Доктрины указано, что в развитие положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации национальными интересами государства в сфере продовольственной безопасности на долгосрочный период являются, в том числе: повышение эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей; восстановление и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения, предотвращение сокращения площадей земель сельскохозяйственного назначения, рациональное использование таких земель, защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от водной и ветровой эрозии и опустынивания.

С учетом вышеизложенного суды правильно указали, что особое значение угледобывающей отрасли в энергетической политике Российской Федерации само по себе не является основанием для вывода об имеющих место государственных нуждах Российской Федерации в использовании недр, размещенных в границах земельного участка сельскохозяйственного назначения, используемого обществом «Северная Нива» для сельскохозяйственного производства на основании договора аренды, сроком до 2068 года.

По сути, как установлено судами, решение заинтересованного лица об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд обосновывается лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя) (подпункт 3 пункта 2 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации), а не целями строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории (подпункт 2 пункта 1 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации).

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, установив, что изъятие спорного земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в рассматриваемом случае лишает заявителя, являющегося арендатором спорного земельного участка, возможности использовать земельный участок и, как следствие, лишает права на получение доходов, суды пришли к верному выводу о том, что обжалуемый приказ Департамента является незаконным как нарушающий права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.

Поскольку обжалуемый ненормативный правовой акт признан судами недействительным, в порядке восстановления прав заявителя судами на Департамент на основании пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Доводы заявителей, изложенные в кассационных жалобах, отклоняются по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления. Указанные доводы основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права применительно к обстоятельствам спора и сводятся, по сути, лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Между тем суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций в силу своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 06.08.2021 по делу № А47-6429/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу и акционерного общества «Оренбургнефтеотдача» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.А. Столяров

Судьи И.А. Краснобаева

Л.А. Суспицина