Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-1285/22
Екатеринбург
04 апреля 2022 г.
Дело № А47-6605/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Вдовина Ю.В., Сухановой Н.Н.
при ведении протокола помощником судьи Седеговой Н.А., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Оренбургской области кассационную жалобу Южно-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее – Управление, административный орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.10.2021 по делу № А47-6605/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Оренбургской области прибыли представители:
Управления – ФИО1 (доверенность от 23.12.2021);
акционерного общества «УНГП» (далее – общество) - ФИО2 (доверенность от 24.12.2021).
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению о признании незаконным и отмене постановления от 18.05.2021 № 04-048/2021Н о привлечении к административной ответственности оп части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 19.10.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Управление просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы настаивает на том, что общество не выполнило требование технического проекта на разработку пласта C2b башкирского яруса Чкаловского НГКМ в 2020 г. не пробурило боковой ствол, в связи с этим, обоснованно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ. Факты нарушения требования законодательства в ходе осуществления лицензируемой деятельности установлены.
Управление считает, что доводы судов о том, что административным органом не учтены показатели, предусмотренные пунктом 5.1 Правил, утвержденных приказом Минприроды России от 14.06.2016 № 356, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные показатели установлены исключительно для оценки недропользователем отклонений от утвержденного проекта, чтобы определить требуется ли ему внести изменения в процесс разработки месторождения, то есть определить, требуется ли новая проектная документация.
При этом административный орган полагает, что у общества имелась возможность для соблюдения требований законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Управления – без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, общество ведет разработку Чкаловского лицензионного участка на основании лицензии ОРБ 03056 НЭ, выданной в связи с переходом права пользования участками недр в соответствии с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования на основании приказа Департамента по недропользованию от 30.06.2017 № 193-пр/Е. Срок действия лицензии установлен до 31.12.2077. Участок недр имеет статус горного отвода (горноотводный акт от 20.01.2017 № 3, сроком действия до 31.12.2077). Площадь лицензионного участка составляет 4186,3 га.
С 04.03.2021 по 01.04.2021 Управлением в отношении общества проведена плановая проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды: в части охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных), требований земельного законодательства, требований Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах).
В ходе проверки выявлены следующие нарушения условий пользования недрами и требований законодательства о недрах: общество в 2020 г. не выполнило показатели, установленные технологическим проектом разработки Чкаловского НГКМ в части уровней добычи нефти; обществом не обеспечен ввод 1 бокового ствола на скважине, пробуренной на эксплуатационный объект - пласт С2Ь башкирского яруса Чкаловского НГКМ.
Согласно представленной в ходе проверки отчетности по форме 1-лс за 2020 г., обществом добыто 2,16 тыс.тонн, что не соответствует уровням добычи нефти установленных проектным документом на разработку Чкаловского НГКМ. Управлением сделан вывод, что обществом нарушены требования: пунктов 1, 2 части 2 статьи 22, статьи 36.1 Закона о недрах, раздела 7 Приложения № 1 к лицензии ОРБ 03056 НЭ от 21.07.2017, пункта 1 таблицы 8.18 «Дополнение к технологической схема разработки Чкаловского нефтегазоконденсатного месторождения», утвержденному протоколом Центральной нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 26.12.2018 № 7512).
В ходе проверки также установлено, что общество не выполнило требования технического проекта на разработку пласта С2Ь башкирского яруса Чкаловского НГКМ, а именно: боковой ствол в 2020 г. не пробурен, что явилось нарушением пунктов 1, 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах, раздела 10 Приложения № 1 к лицензии ОРБ 03056 НЭ от 21.07.2017; пункта 10 таблицы 8.25 «Дополнение к технологической схеме разработки Чкаловского нефтегазоконденсатного месторождения», утвержденному протоколом Центральной нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 26.12.2018 № 7512.
По результатам проведенной проверки административным органом составлены акт проверки от 01.04.2021, протокол об административном правонарушении № 04-048/2021Н.
Управлением 18.05.2021 с участием представителя общества, по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении вынесено постановление от 18.05.2021 № 04-048/2021Н о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Полагая, что названное постановление Управления незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются отношения в сфере пользования недрами.
Объективной стороной данного правонарушения является пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Согласно подпункту 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах, пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В соответствии со статьей 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Работы по добыче полезных ископаемых ведутся недропользователем на основании лицензии и лицензионного соглашения с соблюдением действующих требований по охране недр, окружающей природной среды, землепользованию, безопасному ведению работ в соответствии с проектом на отработку месторождения, согласованным в установленном порядке.
Недропользователь обязан соблюдать все требования лицензионного соглашения.
Под пользованием недрами с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), понимается: изменение целевого назначения работ, связанных с пользованием недрами, невыполнение недропользователем установленного в лицензии срока, в течение которого он (недропользователь) должен был приступить к пользованию недрами в предусмотренных объемах, невыполнение условий реализации установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ, нарушение требований, предусмотренных техническим проектом, утвержденным в установленном порядке.
Пунктом 3.3. «Правил разработки месторождений углеводородного сырья», утвержденных Приказом Минприроды России от 14.06.2016 установлено, что TCP, (ТПР) и дополнения к ним составляются на запасы категорий А+В1+В2. На стадии промышленной разработки месторождения недропользователь имеет право разбуривать или иным способом (например, возврат на эксплуатационный объект, углубление на эксплуатационном объекте, приобщение интервала эксплуатационного объекта) получать информацию, в том числе осуществлять добычу УВС по залежи, по эксплуатационным объектам (далее - ЭО), по участкам ЭО с запасами категории В2 и представлять в Федеральное агентство по недропользованию обосновывающие геологические документы и материалы для проведения государственной экспертизы оперативного изменения состояния запасов до конца года, в котором начата добыча. Изменения в категории запасов и их количество учитываются в ГБЗ по состоянию на 1 января года, следующего за годом внесения оперативных изменений.
Пунктами 5.1, 5.2 «Правил разработки месторождений углеводородного сырья», утвержденных Приказом Минприроды России от 14.06.2016, установлено, что показателями, характеризующими выполнение технического проекта разработки месторождения, являются: а) уровни добычи нефти и (или) свободного газа, утвержденные для категории запасов А+В1 месторождения в целом; б) ввод новых скважин; в) действующий фонд добывающих и (или) нагнетательных скважин. Уровни добычи нефти и (или) свободного газа устанавливаются в соответствии с техническим проектом, согласованным с Комиссией.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество ведет разработку Чкаловского лицензионного участка на основании лицензии ОРБ 03056 НЭ. Разделом 7 Приложения № 1 к лицензии ОРБ 03056 НЭ от 21.07.2017 предусмотрено, что уровень добычи минерального сырья и сроки выхода на проектную мощность определяется техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых.
Управлением указано, что одним из показателей, характеризующих выполнение технологического проекта, является показатель добычи УВС по категории запасов А+В1. При этом, в пункте 1 таблицы 8.18 и пункте 10 таблицы 8.25 «Дополнение к технологической схеме разработки Чкаловского НГКМ» определено, что данные таблицы отражают показатели категории добычи АВ1+В2, тогда как, следовало учитывать показатели таблиц 8.19, 8.27 по категории запасов АВ1. В связи с этим судами верно указано, что исходя из показателей таблицы 8.19 по категории запасов АВ1 следует, что уровень добычи нефти за 2020 г. обществом должен быть соблюден на уровне не 13,6 тыс. тонн, а на уровне 6.7 тыс. тонн (с учетом корректировки ошибки в показателях).
Ссуды с учетом пункта 5.1 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Минприроды России от 14.06.2016 № 356, Приложения к настоящим Правилам, письма Федерального агентства по недропользованию от 26.05.2021 № 438, согласно которому в протоколе заседания Центральной нефтегазовой секции от 26.12.2018 № 7512 была допущена техническая ошибка в таблице 8.19, также обоснованно указали, что добыча нефти за 2020 г. составила 6,7 тыс.тонн., то есть в два раза меньше, что составляет допустимое отклонение от проектного уровня в соответствии с абзацем 3 пункта 5.1 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Минприроды России от 14.06.2016 № 356.
Таким образом, суды пришли к верному выводу, что в действиях общества отсутствует правонарушение, выразившееся в невыполнении показателей, установленных технологическим проектом разработки Чкаловского НГКМ в части уровней добычи нефти.
Кроме того, разделом 10 Приложения № 1 к лицензии ОРБ 03056 НЭ от 21.07.2017 предусмотрено, что пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами. Разработка пласта С2Ь башкирского яруса Чкаловского НГКМ ведется на основании проекта «Дополнение к технологической схеме разработки Чкаловского нефтегазоконденсатного месторождения», утвержденному протоколом Центральной нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 26.12.2018 № 7512 (далее - Технологическая схема).
Пунктом 10 таблицы 8.25 Технологической схемы разработки в 2020 г. предусмотрен ввод 1 бокового ствола на скважине, пробуренной на эксплуатационный объект - пласт С2Ь башкирского яруса Чкаловского НГКМ.
Управление полагает, что общество не выполнило требования технического проекта на разработку пласта С2Ь башкирского яруса Чкаловского НГКМ, а именно: боковой ствол в 2020 г. не пробурен.
Однако в соответствии с пунктом 5.1 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Минприроды России от 14.06.2016 № 356 показателями, характеризующими выполнение недропользователем обязанностей, установленных пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах в части обеспечения соблюдения требований технических проектов являются: а) годовые уровни добычи нефти и (или) свободного газа, утвержденные для категории запасов А+В1 по месторождению в целом; б) годовой ввод новых добывающих и нагнетательных скважин (суммарно) для категории запасов A+Bl (С1) по месторождению в целом; в) годовой действующий фонд добывающих и (или) нагнетательных скважин для категории запасов A+Bl (С1) по месторождению в целом.
Таким образом, как верно указано судами при оценке действий недропользователя в части выполнения требований технических проектов и схем следовало руководствоваться пунктом 5.1 названных Правил, который не содержит такого показателя выполнения требований технического проекта как бурение бокового ствола скважины. Обществом в названной части требования лицензии и норм действующего законодательства соблюдены.
В действиях общества отсутствуют нарушения требований, установленных пунктами 1, 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах, раздела 10 Приложения № 1 к лицензии ОРБ 03056 НЭ от 21.07.2017.
Отсутствие события, состава административного правонарушения в силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, то признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.10.2021 по делу № А47-6605/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Южно-Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Е.О. Черкезов
Судьи Ю.В. Вдовин
Н.Н. Суханова