Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-7085/23
Екатеринбург
23 октября 2023 г.
Дело № А47-6917/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гайдука А. А.,
судей Сирота Е. Г., Беляева К. П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бидяновой В.С. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Оренбургские электросети» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.03.2023 по делу
№ А47-6917/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проводится с использованием систем веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседание).
В судебном заседании приняли участие представители:
публичного акционерного общества «Россети Волга» – ФИО1 (доверенность от 06.09.2022 № д/22-383);
общества с ограниченной ответственностью «Оренбургские электросети» – ФИО2 (доверенность от 01.10.2023 б/н).
Публичное акционерное общество «Россети Волга» (далее – общество «Россети Волга», истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Оренбургские электросети» (далее – общество «Оренбургские электросети», ответчик, заявитель жалобы) о внесении изменений в пункт 10 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям
от 11.01.2022 № 2130-007437/8130019006.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 23.03.2023 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2023 решение суда оставлено без изменения.
Общество «Оренбургские электросети», не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы указывает, что судами первой и апелляционной инстанций неверно трактуется момент заключения договора и момент согласования разногласий по договору.
По мнению заявителя жалобы, поскольку на момент заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, действовал приказ Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 17.12.2020 № 274-э/э., размер платы за технологическое присоединение не может определяться в соответствии с приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 23.12.2021 № 283-э/э.
Заявитель жалобы полагает, что условия договора технологического присоединения подлежат определению в соответствии с тарифным решением, действующим на дату подачи заявки, в связи с этим оснований для применения иного тарифного решения, в том числе, принятого на следующий период регулирования у сетевой организации отсутствуют, поскольку решения об установлении цен (тарифов) не имеют обратной силы и не могут быть распространены на ранее возникшие правоотношения, если уполномоченным органом не указано иное.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на судебную практику.
В дополнение к кассационной жалобе заявитель указывает, что разногласия по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в части существенного условия договора – платы за технологическое присоединение, были урегулированы сторонами в 2021году; стороны, в протоколе разногласий согласовали подлежащий применению нормативный акт для расчета платы – приказ Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 17.12.2020 № 274-э/э.
В отзыве на кассационную жалобу общество «Россети Волга» просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения. При этом указывает, что довод ответчика о том, что дата заключения договора 06.12.2021, в связи с этим размер платы за технологическое присоединение не может определяться в соответствии с приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 23.12.2021 № 283-э/э не соответствует требованиям законодательства и не подтверждается материалами дела.
По мнению общества «Россети Волга», представленные в дело документы свидетельствуют о том, что договор об осуществлении технологического присоединения заключен в соответствии с требованиями законодательства 11.01.2022, таким образом, размер платы за технологическое присоединение обоснованно определен в соответствии с приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 23.12.2021 № 283-э/э.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 04.10.2021 обществу «Россети Волга» от общества «Оренбургские электросети» поступила заявка на технологическое присоединение в связи с необходимостью увеличения объема максимальной мощности по линиям электропередачи 10 кВ для ТП – 1183.
Согласно заявке ответчику необходимо технологическое присоединение со следующими характеристиками:
- объем максимальной мощности 372 кВт (существующая мощность - 232,5 кВт, дополнительная мощность 139,5 кВт);
- категория надежности энергоснабжения - 2;
- уровень напряжения - 10 кВ.
По результатам рассмотрения заявки общество «Россети Волга» сопроводительным письмом от 25.10.2021 № МР6/125/01.11/5790 направило в адрес общества «Оренбургские электросети» договор
№ 2130-007437/8130019006 и технические условия, являющиеся неотъемлемой частью договора.
Общество «Оренбургские электросети», не согласившись с предложенными условиями договора, подписало договор с протоколом разногласий и направило его в адрес сетевой организации письмом от 03.12.2021 № 297, обществу «Россети Волга» письмо поступило 06.12.2021 № 19717.
Как указывает общество «Россети Волга», в разногласия вынесены существенные условия договора, а именно условия о размере платы (пункт 5 договора), мероприятия по технологическому присоединению (пункт 10.2.2. технических условий).
Истец не согласился с редакцией вынесенных в разногласия условий договора и подписал протокол разногласий с протоколом согласования разногласий к договору и направил документы в адрес ответчика сопроводительным письмом от 15.12.2021 № МР6/125/01.11/6751.
От общества «Оренбургские электросети» в адрес общества «Россети Волга» 11.01.2022 (согласно отметке на письме вх. № 156) поступило письмо с протоколом, подписанным без разногласий.
Полагая, что договор заключен 11.01.2022 с учетом того, что на момент поступления договора в сетевую организацию действовал Приказ Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 23.12.2021 № 283-э/э, общество «Россети Волга» письмом от 12.01.2022
№ МР6/125/01.11/48 направило в адрес общества «Оренбургские электросети» соглашение о внесении изменений в пункт 10 договора, согласно которому размер платы составляет 35 025 руб. 11 коп., в том числе НДС – 5 837 руб. 52 коп.
Письмом от 09.03.2022 № 75 ответчик вернул соглашение к договору истцу без подписи.
В связи с отсутствием подписанного соглашения, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что плата за технологическое присоединение входит в область государственного ценового регулирования, а стоимость услуг по технологическому подключению объектов электросетевого хозяйства не может быть определена по усмотрению сторон и в ином размере, чем тот, который является экономически обоснованным и утвержден регулирующим органом.
Установив, что на дату заключения договора (11.01.2022)действовал приказ Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 23.12.2021 № 283-э/э, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для внесения изменений в пункт 10 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям
от 11.01.2022 № 2130-007437/8130019006.
В связи с этим суд первой инстанции внес изменения в пункт 10 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых свыше 150 кВт и менее 670 кВт (за исключением случаев присоединения энергопринимающих устройств мощностью до 150 кВт, а также осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту)) от 11.01.2022 № 2130-007437/813001900, изложив его в следующей редакции: «Размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 23.12.2021 № 283-э/э и составляет 35 025,11 (тридцать пять тысяч двадцать пять рублей 11 копеек), в т.ч. НДС – 5 837, 52 рублей (пять тысяч восемьсот тридцать семь рублей 52 копейки)».
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с нормой абзаца второго части второй статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации при отклонении протокола разногласий сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно норме статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Исковые требования обусловлены необходимостью внесения изменений в пункт 10 договора, в части определения размера платы за технологическое присоединение, в связи с поступлением в адрес сетевой организации протокола разногласий, подписанного ответчиком 11.01.2022 в период действия приказа Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 23.12.2021 № 283-э/э.
Ответчик, возражая против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что подписанный договор поступил в почтовое отделение 30.12.2021, полагает, что поскольку договор заключен 06.12.2021, плата за технологическое присоединение подлежит определению на основании приказа Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 17.12.2020 № 274-э/э, действовавшего в этот период.
Закон об электроэнергетике устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии (статья 1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок согласно данному закону осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Порядок заключения договора технологического присоединения установлен постановлением Правительства Российской Федерации
от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее – Правила присоединения № 861).
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям представляет собой комплекс мероприятий и осуществляется на основании возмездного договора, заключаемого сетевой организацией с обратившимся к ней лицом (заявителем).
По условиям договора технологического присоединения сетевая организация обязана реализовать мероприятия, необходимые для осуществления такого технологического присоединения, а заявитель обязан помимо прочего внести плату за технологическое присоединение (пункт 4 статьи 23.1, пункт 2 статьи 23.2, пункт 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, подпункт «е» пункта 16, пункты 16(2), 16(4), 17, 18 Правил присоединения № 861).
Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций подлежит государственному регулированию. Принципы и методы расчета тарифов в электроэнергетике устанавливаются Правительством Российской Федерации в основах ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (пункт 4 статьи 23.1, пункт 1 статьи 24 Закона об электроэнергетике).
Правила присоединения № 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям; регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации; определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики, должен указываться в договоре как его существенное условие (подпункт «д» пункта 16 Правил присоединения № 861).
Договор об осуществлении технологического присоединения в силу абзаца третьего пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике является публичным.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, а заказчик вносит сетевой организации плату по договору об осуществлении технологического присоединения с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению, а также разрабатывает проектную документацию в границах своего земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, и выполняет технические условия, касающиеся обязательств заказчика.
В свою очередь, заказчик вносит сетевой организации плату по договору об осуществлении технологического присоединения с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению, а также разрабатывает проектную документацию в границах своего земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, и выполняет технические условия, касающиеся обязательств заказчика.
Согласно абзацу 8 пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию.
Исходя из указанных требований законодательства, цена (плата), уплачиваемая за технологическое присоединение к электрическим сетям, является регулируемой, устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Уполномоченным органом в данной сфере в Оренбургской области является Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов.
Размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам по согласованию с Федеральной антимонопольной службой, в том числе путем установления стандартизированных тарифных ставок.
Размер стандартизированных тарифных ставок определяется в соответствии с методическими указаниями по определению платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики заявителя.
Учитывая положения пункта 16 Правил № 861, принимая во внимание публичный характер рассматриваемого договора для сетевой организации цена за технологическое присоединение относится к сфере государственного регулирования.
В связи с этим суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что участники сделки не вправе определять иную цену за технологическое присоединение к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (пункт 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 15 Правил присоединения № 861 заявитель подписывает проект договора в течение 30 дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор. Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
Как установлено судами и следует из материалов дела, от общества «Оренбургские электросети» в адрес общества «Россети Волга» письмо с протоколом, подписанным без разногласий, поступило 11.01.2022, согласно отметке на письме вх. № 156.
При указанных обстоятельствах, с учетом положений статей 432, 433 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали договор заключенным 11.01.2022, то есть с даты получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
В связи с этим доводы заявителя жалобы о том, что договор заключен 06.12.2021, судом кассационной инстанции отклонятся, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Вопреки доводам заявителя жалобы, сдача подписанного договора с протоколом урегулирования разногласия, подписанным без разногласий, в почтовое отделение истца, не свидетельствует о его получении истцом, в связи с этим не имеет правового значения для определения даты заключения договора и признания договора заключенным.
Приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 23.12.2021 № 283-э/э установлены и введены в действие с 1 января 2022 по 31 декабря 2022 плата за выполнение мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям.
Обязанность сетевой организации произвести расчет платы за технологическое присоединение по ставкам, установленным действовавшим на момент заключения договора тарифным решением, предусмотрена действующим законодательством.
При этом в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку на дату заключения договора действовал приказ Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов
от 23.12.2021 № 283-э/э, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что размер платы за технологическое присоединение следует определять в соответствии с указанным приказом.
С учетом указанных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций, признали обоснованным внесение изменений в пункт 10 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 11.01.2022 № 2130-007437/813001900, изложив его в следующей редакции: «Размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 23.12.2021 № 283-э/э и составляет 35 025,11 (тридцать пять тысяч двадцать пять рублей 11 копеек), в т.ч. НДС – 5 837, 52 рублей (пять тысяч восемьсот тридцать семь рублей 52 копейки)».
Доводы заявителя жалобы о том, что размер платы за технологическое присоединение не может определяться в соответствии с приказом Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 23.12.2021 № 283-э/э; о том, что условия договора технологического присоединения подлежат определению в соответствии с тарифным решением, действующим на дату подачи заявки, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку заключение договора с нарушением условия о регулируемой цене противоречит существу законодательного регулирования указанного правового института, условия договора ничтожны в соответствующей части при установлении этого обстоятельства.
Ссылка заявителя на судебную практику также подлежит отклонению, поскольку судебные акты по приведенным в жалобе делам вынесены по иным, отличным от настоящего дела, обстоятельствам.
В каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела на основании представленных сторонами доказательств и применяет нормы права к установленным обстоятельствам.
Принимая во внимание указанные выше конкретные обстоятельства по делу, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность судебных актов, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с нормой части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба общества «Оренбургские электросети» – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.03.2023 по делу № А47-6917/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Оренбургские электросети» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.А. Гайдук
Судьи Е.Г. Сирота
К.П. Беляев