Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-7759/23
Екатеринбург
14 декабря 2023 г.
Дело № А47-7483/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А. А.,
судей Гуляевой Е. И., Татариновой И. А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемортан И.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области (далее – УФСИН по Оренбургской области), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее – Управление), Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» (далее – ФКУ «ИК № 2 УФСИН по Оренбургской области») на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.04.2023 по делу № А47-7483/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2023 по тому же делу.
Судебное заседание проводится с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа, организованном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области, принял участие представитель УФСИН по Оренбургской области - ФИО1 (доверенность от 11.01.2023).
В Арбитражный суд Уральского округа явку обеспечили представители Православной религиозной организации Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь Бузулукской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) наместник ФИО2 (паспорт, выписка ЕГРЮЛ), ФИО3 (доверенность от 20.06.2022, удостоверение адвоката).
Православная религиозная организация Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь Бузулукской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (далее - религиозная организация) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Федеральное агентство) о признании незаконным решения Федерального агентства от 30.12.2021 № ОМ-07/46503 «Об объектах ансамбля Спасо-Преображенского Бузулукского мужского монастыря»; об обязании заинтересованных лиц принять решение в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона от 30.11.2010 № 327-ФЗ о передаче в собственность религиозной организации монастырского комплекса «Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь. Церковь Казанская: Северный придел, фундаменты; Церковь Преображения: фундаменты; корпус трапезной, кладовая», расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Бузулук, ВТК № 4, или о подготовке предложений о включении этого имущества в план передачи заявителю имущества религиозного назначения в соответствии с частями 4-8 статьи 5 указанного Закона.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации были привлечены Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области (далее - УФСИН по Оренбургской области), Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» (далее - ФКУ «ИК № 2 УФСИН по Оренбургской области»), Инспекция государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области (далее – Инспекция).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 14.04.2023 заявленные требования, предъявленные к Федеральному агентству, удовлетворены. Суд признал незаконным решение Федерального агентства от 30.12.2021 № ОМ-07/46503 «Об объектах ансамбля Спасо-Преображенского Бузулукского мужского монастыря», обязал Федеральное агентство в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (далее – Федеральный закон № 327-ФЗ) подготовить предложения о включении имущества религиозного назначения: Церковь Казанская: Северный придел. Фундаменты (Оренбургская область, г. Бузулук, ВТК № 4, литер ЕЕ1, стр. 20); Церковь Преображения. Фундаменты (Оренбургская область, г.Бузулук, ВТК № 4, от 6 до 22 м к западу от литер Е1, стр. 20); Корпус трапезной (Оренбургская область, г.Бузулук, ВТК № 4, литер Е, стр. 14); Кладовая (Оренбургская область, г.Бузулук, ВТК № 4, литер ВВ1, стр. 3), являющихся частью объекта культурного наследия регионального значения «Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь. Церковь Казанская: Северный придел, Фундаменты; Церковь Преображения: Фундаменты; Корпус трапезной; Кладовая; Пещера», в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии с частями 4 - 8 статьи 5 Федерального закона № 327-ФЗ. В удовлетворении требований к Управлению судом отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2023 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Управление обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель указывает, что в своем отзыве на заявление Управление ссылалось на то, что объекты строились не для обеспечения деятельности монастыря и монашеской жизнедеятельности, как в своем решении излагает суд, а для нужд колонии. Отмечает, что факт владения имуществом церковью до национализации не свидетельствует бесспорно о религиозном назначении указанного имущества. В настоящее время недвижимый комплекс бывшего Спасо-Преображенского монастыря, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Бузулук, ВТК № 4, закреплен на праве оперативного управления за ФКУ «ИК № 2 УФСИН по Оренбургской области». Управление настаивало на том, что объекты бывшего ансамбля «Спасо-Преображенский мужской монастырь» полностью перестроены под нужды колонии и не имеют религиозного назначения либо разрушены до основания, что подтверждается представленной в материалы дела информационной справкой исх. 55-1-3498 от 12.11.2021 Инспекции. Выводы судов о том, что объекты не утратили религиозного значения, полагает противоречащими действительности. Доказательная база представителя религиозной организации в отношении сохранности имущественного комплекса основана на акте государственной историко-культурной экспертизы, в то время как сам документ не содержит прямого утверждения, что в настоящее время объекты сохранились и не утратили религиозного назначения. Разные подходы специалистов показывают вариативность их толкования с позиции оценки свойств архитектурных объектов и содержания сведений о них в письменных документах. Выводы специалистов прямо противоположные, что подтверждает отсутствие однозначных данных по рассматриваемому вопросу. Поскольку решение суда не может основываться на вероятностных суждениях специалистов, при его вынесении выводы сторон о сохранности имущественного комплекса не могут быть приняты во внимание, поскольку истец не представил неопровержимых доказательств того, что недвижимое имущество было построено именно для нужд церкви, что является прямым основанием для отказа в передаче имущества в соответствии с Федеральным законом № 327-ФЗ. Полагает, что судами оставлено без внимания и не учтено, что прекращение деятельности учреждения приведет к общественному конфликту. В рассматриваемом случае юридический конфликт представляет собой разногласия между учреждением, действующим в рамках прокурорского надзора, и религиозной организацией. Каждая из сторон в своих сферах обеспечивает реализацию конституционных прав и свобод граждан. Указывает, что многопрофильный производственный сектор исправительной колонии обеспечивает выполнение государственных и муниципальных заказов, являясь полноправным субъектом экономики региона. Кроме того, земельный участок, на котором расположен комплекс, изъят из оборота и не может быть предоставлен в собственность религиозной организации. Особенность расположения объектов культурного наследия не позволяет их выделить в отдельную группу, следовательно, передача религиозной организации в собственность занимаемых Учреждением объектов не представляется возможной, рассмотрение их судом в совокупности, в качестве единого комплекса, не имеет под собой оснований. В случае удовлетворения заявленных требований в этой части, принятием распоряжения о подготовке предложений о включении к подготовке предложения о включении в план передачи имущества религиозной организации по существу разрешена его юридическая судьба – начата процедура передачи.
УФСИН по Оренбургской области и ФКУ «ИК № 2 УФСИН по Оренбургской области» также обратились в суд округа с кассационными жалобами, просят судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт. Кассаторы указывают, что передача испрашиваемых объектов посредством их выделения не представляется возможной, поскольку указанные помещения образуют комплекс режимных объектов учреждения, предназначенных для режимных мероприятий, и при их изъятии фактически пострадает деятельность учреждения исправительной системы. Отмечают, что объекты были вновь образованы для нужд деятельности учреждения и используются учреждением по целевому назначению. В случае ликвидации учреждения осужденные могут столкнуться с проблемными вопросами в поддержании отношений с семьей ввиду территориальной удаленности. Отмечает, что факт владения имуществом церковью до национализации не свидетельствует бесспорно о религиозном назначении указанного имущества. В настоящее время недвижимый комплекс бывшего Спасо-Преображенского монастыря, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Бузулук, ВТК № 4, закреплен на праве оперативного управления за ФКУ «ИК № 2 УФСИН по Оренбургской области». Управление настаивало на том, что объекты бывшего ансамбля «Спасо-Преображенский мужской монастырь» полностью перестроены под нужды колонии и не имеют религиозного назначения либо разрушены до основания, что подтверждается представленной в материалы дела информационной справкой исх. 55-1-3498 от 12.11.2021 Инспекции. Возражают против выводов судов о том, что объекты не утратили своего религиозного значения. Юридический конфликт представляет собой разногласия между учреждением и религиозной организацией. Каждая из сторон в своих сферах обеспечивает реализацию конституционных прав и свобод граждан. В случае удовлетворения заявленных требований в этой части, принятием распоряжения о подготовке предложений о включении к подготовке предложения о включении в план передачи имущества религиозной организации по существу разрешена его юридическая судьба - начата процедура передачи. Кроме того, указали, что в настоящее время в Реестре федерального имущества отсутствуют объекты недвижимости, которые бы удовлетворяли режимным требованиям к расположению организации уголовно-исполнительной системы.
В отзыве на кассационную жалобу религиозная организация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационные жалобы – без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, религиозная организация обратилась в порядке статьи 6 Федерального закона № 327-ФЗ в Федеральное агентство с письменным заявлением № 12-3 от 30.10.2015 о безвозмездной передаче в собственность религиозной организации монастырского комплекса Спасо-Преображенского Бузулукского мужского монастыря, расположенного по адресу: 461040 г. Бузулук ВТК-4; прекращении права оперативного управления УФСИН по Оренбургской области на монастырский комплекс и освобождении территории монастырского комплекса от учреждения ФСИН - ФКУ «ИК № 2 УФСИН по Оренбургской области».
Указанное заявление согласовано с вышестоящей религиозной организацией - Бузулукской Епархией Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
К заявлению религиозной организации приложены документы, обосновывающие право религиозной организации на передачу ей имущества религиозного назначения.
Управлением, в связи с отсутствием соответствующей компетенции, заявление религиозной организации письмом от 15.12.2015 № СП-56/03-8315 направлено Федеральному агентству для рассмотрения по существу.
На основании поручения Федерального агентства от 22.03.2016 № ИБ06/10914 Территориальным управлением проведена внеплановая выездная проверка соблюдения правообладателем (пользователем) обязательных требований, установленных законодательством для использования недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФКУ «ИК № 2 УФСИН по Оренбургской области», расположенного по адресу: Оренбургская область, г.Бузулук, ВТК № 4.
По результатам проверки составлен акт от 18.04.2016, установлено, что объект недвижимого имущества - здание, общей площадью 414,1 кв. м, литер ВВ1 с кадастровым номером 56:38:0128001:196, расположенное по адресу: Оренбургская область, г.Бузулук, ВТК № 4, стр. 3, согласно технической документации введено в эксплуатацию в 1988 году.
Объект недвижимого имущества – здание производственного назначения, клуб, общей площадью 1612,3 кв. м, литер ВВ1 с кадастровым номером 56:36:0128001:208, расположенное по адресу: Оренбургская область, г.Бузулук, ВТК № 4, согласно технической документации введено в эксплуатацию в 1962 году.
Проверяющие пришли к следующим выводам: проверяемые объекты недвижимого имущества находятся в удовлетворительном состоянии; определить, что из недвижимого имущества является имуществом религиозного назначения, а что является вновь построенными объектами для осуществления деятельности колонии, не представляется возможным. Федеральное агентство в письме от 10.06.2016 № 06-23543 сообщило религиозной организации о том, что, основываясь на данных БТИ и архивных документах, определить, что из недвижимого имущества ФКУ «ИК № 2 УФСИН по Оренбургской области» является имуществом религиозного назначения, а что является вновь построенными объектами для осуществления деятельности колонии, не представляется возможным. Также Федеральное агентство указало, что Министерством культуры и внешних связей Оренбургской области в 2016 году запланировано проведение историко-культурной экспертизы, в случае предоставления указанного заключения историко-культурной экспертизы Федеральное агентство готово в установленном порядке рассмотреть вопрос о передаче объектов.
Государственная историко-культурная экспертиза об обоснованности включения объекта культурного наследия «Комплекс бывшего Спасо-Преображенского мужского монастыря. Сер. XIX-нач. ХХв. Освящен 04.10.1853 (Воспитательная колония)», расположенного по адресу: г.Бузулук, Воспитательная колония, в реестр и об определении категории его историко-культурного значения» проведена в период с 14.10.2016 по 14.11.2016, окончательно закончена 20.12.2017 (дата внесения уточнений).
Заказчиком экспертизы являлось Министерство культуры и внешних связей Оренбургской области, эксперт - ФИО4, которым составлен акт государственной историко-культурной экспертизы.
Согласно акту экспертизы исторические границы монастыря в ограде находятся на западном склоне одной из Атаманских гор и вписываются в современный участок с кадастровым номером 56:36:0128001:94, имеющим адрес: г. Бузулук, ВТК № 4. Официально Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь открыт 04.10.1853 и является старейшей на территории Оренбургской области мужской обителью.
25.06.1857 заложен собор во имя Казанской иконы Божией Матери с колокольней, 13.09.1861 собор освящен. Храм четырёхстолпный квадратной формы с 4-мя окнами, сводом и барабаном с 8 окнами, апсида полукруглая в три окна, трапезная в шесть окон, с северной стороны располагался придел для помещения братии, ризницы и пономарки, соединенные с храмом арочными проемами.
В 1866 году построена трапезная, расписанная изнутри историческими картинами ветхозаветной библейской жизни.
В 1864 году заложена колокольня с Преображенской церковью, которая освящена 14.09.1869.
К началу Первой мировой войны Спасо-Преображенский монастырь представлял собой единый живописный архитектурный комплекс, обладал развитым хозяйством и оказывал помощь нуждающимся.
24.08.1910 произведена страховая оценка строений монастыря с подробным их описанием, в списке значились следующие строения:
- Казанский собор (1861 г.) с северным приделом для хранения церковной утвари, ризницы и пономарки;
- Преображенский храм во втором ярусе каменной колокольни (осв. 1889 г.);
- Трапезный корпус, каменный двухэтажный, в котором помещается: братская трапезная, кухня с кельями для двух поваров, хлебопекарня с комнатами для служащих, две братские кельи и два подвала для муки и овощей (1866 г.).
В 1913 году построен каменный амбар (кладовая) 7х5 саженей.
После революции 1917 года имущество Спасо-Преображенского Бузулукского мужского монастыря поэтапно реквизировано, в 1929 году религиозная община окончательно изгнана из монастыря.
На территории бывшего Спасо-Преображенского Бузулукского мужского монастыря размещалась колония для беспризорников, в Казанском храме устроены двухэтажные токарные мастерские, Преображенский храм разобран, в 1944 году на монастырской территории разместилось исправительное учреждение для взрослых, с начала 1950-х годов - колония строго режима для несовершеннолетних, с 2011 года - ФКУ «ИК № 2 УФСИН по Оренбургской области».
На дату проведения экспертного исследования установлено, что на территории бывшего Спасо-Преображенского Бузулукского мужского монастыря сохранились: Северный придел Казанского собора, где размещались помещения братии, ризница и пономарка, фундаменты; фундаменты церкви Преображения Господня; Трапезная; каменная кладовая в 2000 году надстроена вторым этажом и приспособлена под офицерскую столовую.
Из фотографий 2.17, 2.18, 2.19, 2.20 акта экспертизы следует, что помещение Северного придела Казанской церкви сохранилось полностью, также сохранилось храмовое помещение Казанской церкви. Согласно акту экспертизы, в здании литер ЕЕ1 сохранились подземные и надземные исторические конструкции Казанской церкви, здание с литером ЕЕ1 расположено на фундаментах Казанской церкви.
Из приложений № 6.1 и № 6.2 к акту экспертизы следует, что северная стена Казанской церкви сохранилась полностью на исторических фундаментах; восточные и западные стены Казанской церкви сохранены частично на исторических фундаментах (в пределах линии красного цвета), в оставшейся части на исторических фундаментах возведены новые стены; южная стена Казанской церкви возведена полностью на исторических фундаментах.
Согласно кадастровому и техническому паспортам, выписке из Единого государственного реестра недвижимости испрашиваемому религиозной организацией объекту монастырского комплекса Церковь Казанская: Северный придел, фундаменты, соответствует здание ПТУ литер ЕЕ1, строение 20, двухэтажное, кирпичное, общей площадью 1 131,0 кв. м, год ввода в эксплуатацию (завершения строительства) - 1976. Указанное здание согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.09.2010 № 56-АБ 217361 является федеральной собственностью и принадлежит на праве оперативного управления ФКУ «ИК № 2 УФСИН по Оренбургской области».
Согласно экспертному заключению общества с ограниченной ответственностью «АртПроект» «О техническом состоянии строительных конструкций перекрытия 1-ого этажа здания ПТУ, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Бузулук, ВТК 4, стр. 20» от 2015 года, исходя из результатов комплексного визуально-инструментального обследования, общее техническое состояние строительных конструкций перекрытия 1-ого этажа в осях "5-9"-"Г-К" здания ПТУ оценивается как аварийное, обследуемые конструкции 1-ого этажа в осях "5-9"-"Г-К" не обладают необходимой степенью эксплуатационной надежности и долговечности, не соответствуют строительным нормам и правилам.
Согласно кадастровому и техническому паспортам, выписке из Единого государственного реестра недвижимости, на месте испрашиваемого религиозной организацией объекта монастырского комплекса Церковь Преображения: фундаменты возведено здание производственного назначения, клуб, назначение: нежилое здание, 2-этажное, общая площадь 1 612,3 кв. м, литер ВВ1, строение 17, год ввода в эксплуатацию (завершения строительства) - 1962. Указанное здание согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.10.2012 № 56-АБ 745419 является федеральной собственностью и принадлежит на праве оперативного управления ФКУ «ИК № 2 УФСИН по Оренбургской области». Частичное наложение указанного здание на фундамент Церкви Преображения следует из приложения 6.3 к акту экспертизы.
Согласно кадастровому и техническому паспортам, выписке из Единого государственного реестра недвижимости, испрашиваемому религиозной организацией объекту монастырского комплекса Корпус трапезной соответствует здание карантина, ДИЗО, литер Е, строение 14, назначение: нежилое здание, 2-этажное, общая площадь 556,1 кв. м, год ввода в эксплуатацию (завершения строительства) - 1989. Указанное здание согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.11.2012 № 56-АБ 900105 является федеральной собственностью, принадлежит на праве оперативного управления ФКУ «ИК № 2 УФСИН по Оренбургской области». ФКУ «ИК № 2 УФСИН по Оренбургской области» на основании государственного контракта от 14.06.2017 № 104/17 проведены работы по капитальному ремонту здания карантина, ДИЗО, в том числе выполнены работы по усилению фундамента, усилению стен, усилению плит перекрытия.
Согласно кадастровому и техническому паспортам, выписке из Единого государственного реестра недвижимости, испрашиваемому религиозной организацией объекту монастырского комплекса Кладовая соответствует здание центрального склада, литер ВВ1, строение 3, назначение: нежилое здание, 2-этажное (подземных этажей - 1), общая площадь 285,2 кв. м, год ввода в эксплуатацию: литер В - 1988, литер В1 - 1990. Указанное здание согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.09.2010 года № 56-АБ 217381 является федеральной собственностью, принадлежит на праве оперативного управления ФКУ «ИК № 2 УФСИН по Оренбургской области».
На основании акта государственной историко-культурной экспертизы Министерством культуры и внешних связей Оренбургской области издан приказ № 426 от 12.11.2018, которым выявленный объект культурного наследия «Комплекс бывшего Спасо-Преображенского мужского монастыря. Сер. XIXнач. ХХв. Освящен 04.10.1853 (Воспитательная колония)», расположенный по адресу: Оренбургская область, г.Бузулук, Воспитательная колония, включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения «Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь. Церковь Казанская: Северный придел, Фундаменты; Церковь Преображения: Фундаменты; Корпус трапезной; Кладовая; Пещера», расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Бузулук, ВТК №4, юго-восточная часть лесного участка 53:212:06:96.
ФКУ «ИК № 2 УФСИН по Оренбургской области» обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным приказа Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области от 12.11.2018 № 426 «О включении выявленного объекта культурного наследия «Комплекс бывшего Спасо-Преображенского мужского монастыря. Сер. XIX - нач. XX в. Освящен 04.10.1853 (Воспитательная колония)» (г. Бузулук, Воспитательная колония) в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения, утверждении предмета охраны, границ и режима использования территории объекта культурного наследия», в части, касающейся ФКУ ИК-2; исключении данного объекта из Перечня выявленных объектов культурного наследия, утвержденного вышеуказанным приказом; обязании Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области исключить названный объект из реестра (дело № А47-16701/2018).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 17.09.2019 по делу № А47-16701/2018 в удовлетворении требований ФКУ «ИК № 2 УФСИН по Оренбургской области» отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.09.2019 по делу № А47-16701/2018 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 17.06.2020 решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.09.2019 по делу № А47-16701/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 по тому же делу оставлены без изменения.
Определением Верховного Суда Российской Федерации № 309-ЭС20- 13654 от 01.10.2020 отказано ФКУ «ИК № 2 УФСИН по Оренбургской области» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Акт экспертизы религиозной организацией направлен в Федеральное агентство сопроводительным письмом от 16.10.2018 № 12-12 в дополнение к поданному ранее заявлению от 30.10.2015 № 12-3 для принятия решения.
Получив приказ Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области от 12.11.2018 № 426 «О включении выявленного объекта культурного наследия «Комплекс бывшего «Спасо-Преображенского мужского монастыря. Сер. XIX-нач.ХХв. Освящен 04.10.1853 (Воспитательная колония)», (г.Бузулук, Воспитательная колония) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения, утверждении предмета охраны, границ и режима использования территории объекта культурного наследия», заявитель направил его в адрес Федерального агентства письмом от 19.11.2018 №12-13 для принятия решения по заявлению от 30.10.2015 № 12-3.
Федеральное агентство письмом от 14.12.2018 № 06/42171 уведомило религиозную организацию о том, что сохранившиеся объекты религиозного назначения в комплексе бывшего Спасо-Преображенскоого мужского монастыря могут быть переданы в безвозмездное пользование заявителя для осуществления монашеской деятельности только в случае ликвидации ФКУ «ИК № 2 УФСИН по Оренбургской области».
В связи с тем, что заявление от 30.10.2015 №12-3 с приложенными дополнительно документами, отправленными сопроводительными письмами от 16.10.2018 № 12-12 и от 19.11.2018 № 12-13, не было рассмотрено, религиозная организация обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с требованиями к Территориальному управлению и Федеральному агентству:
- о признании незаконными действий управления и агентства, выразившихся в уклонении от принятия решения по заявлению религиозной организации от 30.10.2015 № 12-3, с учетом дополнительно представленных заявлений от 16.10.2018 № 12-12 и от 19.11.2018 № 12-13;
- о признании недействительным письма агентства от 14.12.2018 № 06/42171 «О рассмотрении обращения религиозной организации»;
- об обязании управления и агентства принять решение по заявлению от 30.10.2015 № 12-3, с учетом дополнительно представленных заявлений от 16.10.2018 № 12-12 и от 19.11.2018 № 12-13, о передаче религиозной организации имущества религиозного назначения – «Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь. Церковь Казанская: Северный придел, Фундаменты; Церковь Преображения: Фундаменты; Корпус трапезной; Кладовая; Пещера», расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Бузулук, ВТК № 4, юго-восточная часть лесного участка 53:212:06:96;
- об обязании управления и агентства передать в собственность (безвозмездное пользование) религиозной организации имущество религиозного назначения – «Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь. Церковь Казанская: Северный придел, Фундаменты; Церковь Преображения: Фундаменты; Корпус трапезной; Кладовая; Пещера», расположенное по адресу: Оренбургская область, г. Бузулук, ВТК № 4, юго- восточная часть лесного участка 53:212:06:96, как последствие устранения допущенного нарушения (дело № А47-3076/2019).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 16.12.2020 по делу № А47-3076/2019 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконными действия Территориального управления и Федерального агентства, выразившиеся в уклонении от принятия решения по заявлению религиозной организации от 30.10.2015 № 12-3, с учетом дополнительно представленных документов от 16.10.2018 № 12-12 и от 19.11.2018 № 12-13; обязал заинтересованных лиц устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения по существу заявления от 30.10.2015 № 12-3, с учетом дополнительно представленных документов от 16.10.2018 № 12-12 и от 19.11.2018 № 12-13 и принятия по нему решения в соответствии с требованиями, установленными положениями статьи 7 Федерального закона № 327-ФЗ. В части требования заявителя о признании недействительным письма агентства от 14.12.2018 № 06/42171 «О рассмотрении обращения религиозной организации» производство по делу прекращено.
В связи с неисполнением Управлением, Федеральным агентством вступившего в законную силу судебного акта по делу № А47-3076/2019 арбитражным судом выданы исполнительные листы.
Постановлением судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов Центрального района г. Оренбурга Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области ФИО5 от 10.03.2022 исполнительное производство № 35528/22/56046-ИП (должник - Управление) окончено в связи с исполнением требования исполнительного документа в полном объеме.
Постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов России по Москве ФИО6 от 11.02.2022 исполнительное производство № 96372/21/77039-ИП (должник - Федеральное агентство) окончено в связи с исполнением требования исполнительного документа в полном объеме.
Религиозная организация обратилась в Федеральное агентство с заявлением от 22.03.2022 № 2 о предоставлении информации о результатах рассмотрении по его заявления от 30.10.2015 № 12-3, с учетом дополнительно представленных документов от 16.10.2018 № 12-12 и от 19.11.2018 № 12-13.
Федеральное агентство письмом от 28.04.2022 № 07/18864 сообщило, что в адрес заявителя и Управления было направлено письмо от 30.12.2021 № ОМ-07/46503 с принятым решением по заявлению, к письму приложена копия письма от 30.12.2021 № ОМ-07/46503, получено 23.05.2022.
Религиозная организация обратилась в Управление с заявлением от 28.03.2022 № 3 о рассмотрении по существу его заявления от 30.10.2015 № 12-3, с учетом дополнительно представленных документов от 16.10.2018 № 12-12 и от 19.11.2018 № 12-13.
Управление письмом от 22.04.2022 № 56-НБ02/2368 направило религиозной организации письмо Федерального агентства от 30.12.2021 № ОМ-07/46503, согласно которому Федеральное агентство отказало религиозной организации в передаче в собственность объектов имущественного комплекса бывшего Спасо-Преображенского Бузулукского мужского монастыря, поскольку здания Казанской церкви и церкви Преображения Господня как объекты недвижимости в настоящее время не сохранились, на фундаментах церквей возведены объекты, не имеющие религиозного назначения; сохранившийся от Казанской церкви Северный придел является помещением в здании, возведенном как нерелигиозное имущество; сохранившиеся от монастырского корпуса Корпус трапезной и Кладовая критериям имущества религиозного назначения не соответствуют, указанные объекты подлежат передаче религиозной организации после или вместе с имуществом религиозного назначения монастырского комплекса, а именно: зданиями Казанской церкви и церкви Преображения Господня, которые как объекты недвижимости религиозного назначения в настоящее время не сохранились.
Несогласие с принятым Федеральным агентством решением от 30.12.2021 № ОМ-07/46503 послужило основанием доля обращения религиозной организации в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования к Федеральному агентству, суды исходили из того, что спорные объекты изначально были возведены для осуществления и обеспечения деятельности Спасо-Преображенского Бузулукского мужского монастыря, функциональное назначение объектов не утрачено (доказательства обратного заинтересованными лицами не представлены), у Федерального агентства отсутствовали установленные Федеральным законом № 327-ФЗ основания для принятия решения об отказе в передаче религиозной организации в собственность объектов имущественного комплекса бывшего Спасо-Преображенского Бузулукского мужского монастыря. В отношении требований к Управлению отказано ввиду того, что оспариваемое заявителем решение от 30.12.2021 № ОМ-07/46503 принято Федеральным агентством. При этом Управлению соответствующее поручение дано не было.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
Как видно из материалов дела, заявитель обратился в суд с требованиями в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Из буквального толкования положений части 4 статьи 200, статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что основанием для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица является совокупность двух необходимых условий: несоответствие данного ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, определен Федеральным законом № 327-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 327-ФЗ под имуществом религиозного назначения для целей применения указанного Закона понимается недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона № 327-ФЗ государственное или муниципальное имущество религиозного назначения передается религиозной организации безвозмездно для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определенными ее уставом.
В статье 5 Федерального закона № 327-ФЗ определено, что передача такого имущества должна осуществляться на основании плана.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона № 327-ФЗ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления заявления религиозной организации, согласованного с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации, уполномоченный орган обязан рассмотреть такое заявление и по результатам рассмотрения принять решение о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения религиозной организации или о подготовке предложений о включении этого имущества в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии с частями 4 - 8 статьи 5 Федерального закона № 327-ФЗ либо в случаях, установленных статьей 8 Федерального закона № 327-ФЗ, мотивированное решение об отказе в передаче этого имущества.
На основании части 3 статьи 7 данного закона решение о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения, указанного в частях 4 - 8 статьи 5 Федерального закона № 327-ФЗ, принимается уполномоченным органом на основании плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, сформированного в порядке, установленном частями 4 - 8 статьи 5 Федерального закона № 327-ФЗ. При этом срок передачи религиозной организации указанного государственного или муниципального имущества религиозного назначения не может превышать шесть лет со дня принятия к рассмотрению заявления религиозной организации.
Перечень документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2011 № 325 и включает в себя: копии устава религиозной организации и документа, подтверждающего факт внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц; документ, подтверждающий согласие вышестоящего руководящего органа (центра) на передачу имущества религиозного назначения религиозной организации, подавшей заявление о передаче такого имущества; копии устава руководящего органа (центра) религиозной организации и документа, подтверждающего факт внесения записи о нем в Единый государственный реестр юридических лиц; квитанцию об отправке либо копии расписки в получении копии заявления в адрес государственного или муниципального унитарного предприятия, либо государственного или муниципального учреждения, либо третьего лица, если на дату подачи заявления соответствующее имущество принадлежит государственному или муниципальному унитарному предприятию, либо государственному или муниципальному учреждению на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, либо третьим лицам на ином праве; архивную справку, содержащую в том числе сведения об истории строительства и конфессиональной принадлежности имущества (для имущества религиозного назначения); справку федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, уполномоченных в области охраны объектов культурного наследия, об отнесении имущества к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (для недвижимого имущества), а также справку о принадлежности имущества к музейному, архивному или библиотечному фонду; выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним либо уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений; копию решения органа, уполномоченного на принятие решений о передаче религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения, о передаче имущества в безвозмездное пользование.
Как следует из материалов дела и судами установлено, заявитель является религиозной организацией, деятельность которой регулируется нормами Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
В силу положений Федерального закона № 327-ФЗ заявитель имеет право на безвозмездное получение в собственность имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Из правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.08.2018 № 305-ЭС18-1323, следует, что целью Федерального закона № 327-ФЗ является восстановление исторической справедливости путем возврата имущества религиозного назначения, которое было создано верующими и их организациями, но впоследствии изъято государством и использовалось в иных целях. При этом возможность передачи имущества религиозной организации ставится в зависимость от целей, в соответствии с которыми осуществлялось строительство спорного имущества, а не от целей, в соответствии с которыми такое имущество используется в настоящее время.
Одновременно с заявлением от 30.10.2015 № 12-3 заявитель представил в Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по оренбургской области все необходимые документы по Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2011 № 325, обосновывающие право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, в котором по настоящее время действует ФКУ «ИК № 2 УФСИН по Оренбургской области», принадлежащее УФСИН по Оренбургской области, в том числе, архивную справку от 24.04.2015 № 37 об истории строительства Спасо-Преображенского мужского монастыря.
Судами установлено, что Церковь Казанская: Северный придел, фундаменты, построена для осуществления основной деятельности Спасо-Преображенского Бузулукского мужского монастыря. После 1929 года в Казанском храме были устроены двухэтажные токарные мастерские. Разделение Казанского храма на два этажа сохранилось по настоящее время. Средняя часть храма (западная часть), а также паперть были снесены. На исторических фундаментах Казанского храма были возведены часть восточной и западной стен, южная стена, часть помещения литер Е1. Полностью сохранился Северный придел Казанского храма, где размещались алтарь, ризница, пономарка, помещения братии. Сохранилась средняя часть храма (за исключением западной части). Согласно акту экспертизы, полностью сохранились исторические конструкции: фундаменты, наружные и внутренние капитальные стены.
При этом создание в результате произведенных перепланировок и сопутствующих им строительно-технических работ новых помещений не повлекло утрату объекта религиозного назначения по смыслу пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 327-ФЗ.
Вывод Федерального агентства, изложенный в оспариваемом решении, о том, что сохранившийся в Казанской церкви Северный придел является помещением в здании, возведенном как нерелигиозное имущество, признан судами не соответствующим фактическим обстоятельствам дела и не основанным на нормах Федерального закона № 327-ФЗ.
По смыслу пункта 2 части 2 статьи 8 Федерального закона № 327-ФЗ данное законоположение распространяется на случаи, когда помещение религиозного назначения изначально было создано и находилось внутри здания нерелигиозного назначения, а также на случаи, когда реконструкция здания религиозного назначения таким образом затронула находящиеся в нем помещения, что изменилось их назначение.
Судами установлено и из материалов дела видно, что северный придел изначально был построен как часть Казанского храма, являлся его составной частью.
Корпус трапезной построен и использовался одновременно как для осуществления религиозной деятельности, так и для обеспечения монастырской деятельности. Корпус трапезной является объектом, в наименьшей степени подвергнутым каким-либо серьезным изменениям. Сохранены исторические конструкции: бутовые фундаменты, кирпичные наружные с белокаменными вставными плитами и внутренние капитальные стены, бревенчатые стропила. Кладовая построена и использовалась для обеспечения монастырской деятельности. В 2000 году кладовая надстроена вторым этажом, сохранены исторические конструкции первого этажа и подвала: фундаменты, исторические наружные и внутренние капитальные стены.
Надземные конструкции Церкви Преображения не сохранились, остались исторические фундаменты.
Объекты недвижимости монастырского комплекса Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь: Церковь Казанская, Церковь Преображения, Трапезная, Кладовая были построены на земельном участке, принадлежащем монастырю, за счет средств монастыря, находилось в собственности монастыря.
Приказом Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области № 426 от 12.11.2018 выявленный объект культурного наследия «Комплекс бывшего Спасо-Преображенского мужского монастыря. Сер. XIXнач. ХХв. Освящен 04.10.1853. (Воспитательная колония)», расположенный по адресу: Оренбургская область, г. Бузулук, Воспитательная колония, включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения «Спасо-Преображенский Бузулукский мужской монастырь. Церковь Казанская: Северный придел, Фундаменты; Церковь Преображения: Фундаменты; Корпус трапезной; Кладовая; Пещера», расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Бузулук, ВТК №4, юго-восточная часть лесного участка 53:212:06:96.
С учетом изложенного объекты бывшего Спасо-Преображенского Бузулукского мужского монастыря: Церковь Казанская: Северный придел, Фундаменты; Церковь Преображения: Фундаменты; Корпус трапезной; Кладовая, рассматриваются судом не в качестве отдельных объектов, а в совокупности, в качестве единого комплекса.
Поскольку спорные объекты изначально были возведены для осуществления и обеспечения деятельности Спасо-Преображенского Бузулукского мужского монастыря, функциональное назначение объектов не утрачено, доказательства обратного заинтересованными лицами не представлены, суды обоснованно установили, что у Федерального агентства отсутствовали установленные Федеральным законом № 327-ФЗ основания для принятия решения об отказе в передаче религиозной организации в собственность объектов имущественного комплекса бывшего Спасо-Преображенского Бузулукского мужского монастыря.
Как видно из материалов дела, спорное имущество (монастырский комплекс) находится по адресу: 461040 г. Бузулук ВТК-4, в котором по настоящее время действует ФКУ «ИК № 2 УФСИН по Оренбургской области», принадлежащее УФСИН по Оренбургской области.
Судами верно отмечено, что, вопреки доводам заявителей жалоб, отсутствие у Федерального агентства в настоящий момент альтернативы для переезда ФКУ «ИК № 2 УФСИН по Оренбургской области» само по себе не свидетельствует о неисполнимости решения о передаче религиозной организации в собственность спорных объектов.
Как было указано ранее, по закону уполномоченный орган вправе принять по заявлению религиозной организации одно из следующих решений: решение о передаче религиозной организации имущества; решение о подготовке предложений о включении имущества в план передачи в случаях, установленных частями 4 и 8 статьи 5 Федерального закона № 327-ФЗ; решение об отказе в передаче имущества в случаях, установленных статьей 8 Федерального закона № 327-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона № 327-ФЗ, передача религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, осуществляется уполномоченным органом после прекращения в установленном законодательством Российской Федерации порядке права хозяйственного ведения либо права оперативного управления на указанное имущество. В случае, если передача религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, невозможна без предоставления указанным предприятиям либо учреждениям обеспечивающих их деятельность служебных и производственных помещений вследствие отсутствия иного принадлежащего указанным предприятиям либо учреждениям недвижимого имущества или его недостаточности для осуществления уставных видов деятельности, а также в случае предварительного предоставления организации культуры равноценных здания, помещения, обеспечивающих уставные виды деятельности указанной организации культуры, взамен здания, помещения, занимаемых организацией культуры и передаваемых религиозной организации, такая передача осуществляется в соответствии с формируемым по решению соответственно Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления планом передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона № 327-ФЗ порядок формирования и опубликования плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в отношении имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности. Внесение изменений в указанный план осуществляется в порядке, установленном для формирования и опубликования плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1226 утверждены Правила формирования и опубликования плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности (далее – постановление № 1226).
В соответствии с пунктом 1 постановления № 1226 план формируется, если иное не предусмотрено настоящими Правилами, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом на основании принятого им в соответствии с пунктом 1 статьи 7 указанного Федерального закона решения о подготовке предложения о включении имущества религиозного назначения в план.
Предложение о включении имущества религиозного назначения в план подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится федеральное государственное унитарное предприятие либо федеральное государственное учреждение, которому на праве хозяйственного ведения или оперативного управления принадлежит имущество религиозного назначения, подлежащее передаче религиозной организации (далее соответственно - федеральный орган исполнительной власти, предприятие, учреждение), а также с руководящим органом (центром) религиозной организации, которой передается имущество религиозного назначения (пункт 2 постановления № 1226).
Согласно пункту 3 постановления № 1226 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в 2-месячный срок со дня принятия решения о подготовке предложения о включении имущества религиозного назначения в план формирует перечень имущества, которое может быть предоставлено предприятию либо учреждению взамен имущества религиозного назначения, передаваемого религиозной организации, из состава имущества, являющегося имуществом государственной казны Российской Федерации, имущества, закрепленного за находящимися в ведении Федерального агентства по управлению государственным имуществом организациями, а также из состава неиспользуемого или неэффективно используемого федерального имущества (далее - перечень), и направляет его в федеральный орган исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 4 постановления № 1226 федеральный орган исполнительной власти в 2-месячный срок со дня получения перечня направляет в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом: а) документ, содержащий согласие на передачу предприятию либо учреждению имущества, включенного в перечень, либо обоснованный отказ, в том числе в связи с отсутствием в перечне служебных и производственных помещений, необходимых для обеспечения деятельности предприятия или учреждения, либо равноценного помещения, необходимого для обеспечения уставных видов деятельности федерального государственного учреждения культуры; б) предложения о сроках и при необходимости этапах высвобождения передаваемого религиозной организации имущества религиозного назначения.
Согласно пункту 5 постановления № 1226 в случае отказа в передаче предприятию либо учреждению имущества, включенного в перечень, федеральный орган исполнительной власти подготавливает в установленном порядке для последующего включения в план предложение о размере бюджетных ассигнований федерального бюджета, которые необходимо предусмотреть в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на осуществление мероприятий по высвобождению имущества религиозного назначения и обеспечению соответствующим имуществом предприятий либо учреждений.
В силу пункта 6 постановления № 1226 в срок не позднее 2-х месяцев со дня принятия Министерством обороны Российской Федерации либо Управлением делами Президента Российской Федерации решения о подготовке предложения о включении имущества религиозного назначения в план указанные органы формируют план в части, касающейся имущества, управление и распоряжение которым возложены на них в установленном порядке. В случае если при формировании плана выявлено отсутствие служебных и производственных помещений, необходимых для обеспечения деятельности предприятия или учреждения, либо равноценного помещения, необходимого для обеспечения уставных видов деятельности федерального государственного учреждения культуры, указанные органы подготавливают в установленном порядке с последующим включением в план предложение о размере бюджетных ассигнований федерального бюджета, которые необходимо предусмотреть в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на осуществление мероприятий по высвобождению имущества религиозного назначения и обеспечению соответствующим имуществом предприятий либо учреждений.
Таким образом, на случай невозможности высвобождения передаваемого религиозной организации имущества религиозного назначения в текущий момент постановлением № 1226 предусмотрены пути решения проблемы, учитывая установленный частью 3 статьи 7 Федерального закона № 327-ФЗ предельный срок передачи религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения не превышающий шесть лет со дняпринятия к рассмотрению заявления религиозной организации.
Сторонами не оспаривается, что на территории Оренбургской области ФКУ «ИК № 2 УФСИН по Оренбургской области» является единственным учреждением уголовно-исполнительной системы, в котором отбывают наказания осужденные женщины.
На этом основании суды правомерно сочли подлежащими восстановлению права и законные интересы религиозной организации путем обязания Федерального агентства в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 327-ФЗ подготовить предложения о включении спорного имущества религиозного назначения в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии с частями 4 - 8 статьи 5 Федерального закона № 327-ФЗ.
При этом судами не установлено правовых оснований для возложения на Управление обязанности по подготовке предложения о включении спорного имущества религиозного назначения в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии с частями 4 - 8 статьи 5 Федерального закона № 327-ФЗ.
Довод исправительных учреждений о том, что объекты бывшего ансамбля «Спасо-Преображенский мужской монастырь» полностью перестроены под нужды колонии и не имеют религиозного значения либо разрушены до основания, судом округа отклоняется как противоречащий материалам дела, из которых видно, что создание в результате произведенных перепланировок и сопутствующих им строительно-технических работ новых помещений не повлекло утрату объекта религиозного назначения по смыслу пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 327-ФЗ. При этом часть объектов церковного значения сохранены в первоначальном виде.
Иные доводы заявителей, изложенные в кассационных жалобах, судом кассационной инстанции отклоняются по основаниям, указанным в мотивировочной части настоящего постановления. Указанные доводы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка и сводятся, по сути, лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. При этом заявители фактически ссылаются не на незаконность обжалуемых судебных актов, а выражают несогласие с произведенной судами оценкой доказательств, просят еще раз пересмотреть данное дело по существу, переоценить имеющиеся в деле доказательства.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.04.2023 по делу № А47-7483/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.А. Столяров
Судьи Е.И. Гуляева
И.А. Татаринова