АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-5149/17
Екатеринбург
08 октября 2017 г.
Дело № А47-8068/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т.Л.,
судей Сидоровой А.В., Черкасской Г.Н.
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу публичного акционерного общества «Орскнефтеоргсинтез» (далее – общество «Орскнефтеоргсинтез») на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.03.2017 по делу № А47-8068/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном путем использования видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области, приняли участие представители:
открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – общество «РЖД») - ФИО1 (доверенность от 25.05.2017);
публичного акционерного общества «Орскнефтеоргсинтез» - ФИО2 (доверенность от 01.01.2017 № Д-96).
Общество «РЖД» обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к обществу «Орскнефтеоргсинтез» о взыскании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику (подвижного состава) на путях общего пользования станции Оренбург, в сумме 207 077 руб. 02 коп.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 24.03.2017 (судья Сукачева А.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2017 (судьи Лукьянова М.В., Деева Г.А., Фотина О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество «Орскнефтеоргсинтез» просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, не соответствие выводов судов представленным в материалы дела доказательствам. Общество «Орскнефтеогрсинтез» ссылается на то, что акты общей формы составлены с нарушением Правил составления актов, в связи с чем не являются надлежащими доказательствами по делу и основанием для начисления платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования. Заявитель указывает на то, что истцом несвоевременно направлялись ведомости подачи и уборки вагонов в адрес ответчика.
Общество «Орскнефтеоргсинтез» считает, что судами неправильно применена ст. 39 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав железнодорожного транспорта), так как предметом рассмотрения являлась не плата за пользование вагонами, предусмотренная ч. 3 названной статьи, а плата за нахождение вагонов на путях общего пользования, которая предусмотрена абз. 11-19 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта, введенными в действие Федеральным законом от 31.12.2014 № 503-ФЗ с 01.04.2015. Следовательно, неправомерна ссылка судов на Тарифное руководство № 2, утвержденное постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 № 35/12, Решение Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 № ГКПИ10-1331, письмо Федеральной службы по тарифам России от 30.03.2001 № СН-2489/10.
Заявитель указывает, что не соответствует материалам дела выводы судов первой и апелляционной инстанций о договорном характере взыскиваемой платы. Стороны не достигли соглашения на включение в договор условия о плате за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности в соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта.
Кроме того, заявитель не согласен с выводами судов о том, что материалами дела не подтверждается задержка вагонов, вызванная действиями перевозчика. Именно перевозчик осуществляет действия после завершения грузовых операций на путях необщего пользования (убирает и подает вагоны своим локомотивом). Как отмечает заявитель, задержка на путях общего пользования указанных в актах вагонов по вине ответчика имела место только в период разгрузки с превышением технологических норм, установленных договором, вагонов находящихся в это время на путях необщего пользования. Остальное время задержки от ответчика не зависело. Следовательно, оснований для оплаты времени нахождения вагонов на путях общего пользования за периоды задержки, не зависящие от ответчика, не имелось.
В отзыве на кассационную жалобу общество «РЖД» просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между обществом «РЖД» (перевозчик) и обществом «Орскнефтеоргсинтез» (владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 25.03.2008 № 6/25 (далее – договор № 6/25).
Сторонами к названному договору подписаны дополнительные соглашения от 30.06.2009 № 1, от 22.12.2010 № 2, от 13.07.2012 № 3, от 24.10.2013 № 4, от 26.03.2014 № 5, от 23.09.2014 № 6, от 25.09.2014 № 7, от 06.05.2015 № 8, от 01.02.2016 № 9, от 12.04.2016 № 10, посредством которых стороны внесли изменения в условия договора № 6/25.
В п. 1 договора № 6/25 (в редакции дополнительных соглашений от 30.06.2009 № 1, от 22.12.2010 № 2) стороны указали, что эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Никель Южно-Уральской железной дороги через стрелку № 48 к путям Главного парка, стрелками № 28Э, № 36Э и № 40Э к путям Эстакадного парка и обслуживаемого локомотивом владельца и локомотивом перевозчика.
Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению с регистрацией в книге уведомлений формы ГУ-2 (п. 6 договора). Уведомление передается круглосуточно по телефону не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов на выставочные пути владельца с № 33 по № 35 и на места погрузки и выгрузки (пути № 23, № 24, № 25, с № 27 по № 29, № 31, № 32, № 36, № 37) круглосуточно, с регистрацией в книге формы ГУ-2 ВЦ (п. 7 договора в редакции дополнительного соглашения от 24.10.2013 № 4).
Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на пути погрузки и выгрузки № 24, № 25, с № 27 по № 29, № 31, № 32 (п. 8 договора в редакции дополнительного соглашения от 24.10.2013 № 4).
Согласно п. 9 договора (в редакции дополнительного соглашения от 24.10.2013 № 4) сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на выставочные пути владельца № 33-35 согласно пункта 2.5.1 ЕТП, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца.
В соответствии с п. 11 (в редакции дополнительного соглашения от 22.12.2010 № 2) количество вагонов в каждой сдаваемой владельцу передаче на пути погрузки и выгрузки устанавливается: на путь № 24 - не более 25 вагонов; на путь № 25 - не более 25 вагонов; на путь № 27 - не более 5 вагонов; на путь № 28 - не более 5 вагонов; на путь № 29 - не более 7 вагонов; на путь № 36 - не более 42 вагонов; на путь № 37 - не более 42 вагонов.
Сроки на уборку вагонов с выставочных путей владельца № 33-35, исходя из п. 16 (в редакции дополнительного соглашения от 24.10.2013 № 4) установлены не позднее, чем через 4 часа с момента окончания накопления группы вагонов согласно п. 2.6.5 ЕТП.
При наличии в передаваемой группе не принятых перевозчиком вагонов - срок на уборку исчисляется с момента уведомления станции об отцепке не принятых перевозчиком вагонов.
По п. 17 договора (в редакции дополнительного соглашения от 24.10.2013 № 4) сроки на уборку вагонов с путей № 23, 24, 25, с 27 по 29, 31, 32, 36, 37, согласно п. 2.6.6 ЕТП. При наличии в составе убираемой группы не принятых перевозчиком вагонов - с момента повторного уведомления станции о готовности вагонов к уборке.
Согласно п. 24 (в редакции дополнительного соглашения от 06.05.2015 № 8) владелец оплачивает перевозчику предоплатой на расчетный счет общества «РЖД» при ТехПД ЮУЖД плату за пользование вагонами, принадлежащих перевозчику, установленную Тарифным руководством № 2, за время нахождения их на железнодорожном пути необщего пользования, и за время задержки вагонов, ожидания их подачи или приема, как на станции назначения, так и в пути следования, по причинам, зависящим от владельца и не зависящим от перевозчика; плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности в соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров, нахождения вагонов под таможенными операциями, либо задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), приведших к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления, по причинам зависящим от владельца, по ставкам Тарифного руководства с учетом коэффициента индексации (пп. 24.2, 24.3).
В соответствии с п. 27 договора (в редакции дополнительного соглашения от 12.04.2016 № 10), договор действует с 01.09.2008 по 31.12.2016 включительно.
В период с декабря 2015 г. по апрель 2016 г. на путях станции Никель простаивали прибывшие в адрес ответчика груженые вагоны в ожидании их подачи на железнодорожный путь необщего пользования по причине, зависящей от ответчика, а именно по причине занятости фронта выгрузки железнодорожного пути необщего пользования ответчика, о чем были составлены акты общей формы № 4/3126, 4/3139, 4/3159, 4/3160, 4/3214, 4/3215, 4/3141, 4/3142, 4/3212, 4/3213, 4/842, 4/843, 4/862, 4/863, 4/840, 4/841, 4/860, 4/861, 4/846, 4/858, 4/857, 4/859, 4/808, 4/877, 4/878, 4/809, 4/896, 4/838, 4/839, 4/897, 4/898, 4/866, 4/903, 4/886, 4/905, 4/887, 4/924, 4/888, 4/925, 4/922, 4/947, 4/923, 4/948, 4/956, 4/957, 4/958, 4/959, 4/973, 4/981, 4/976, 4/982, 4/833, 4/835, 4/834, 4/836, 4/789, 4/790, 4/791, 4/792, 4/832, 4/837, 4/1282, 4/1285, 4/1284, 4/1286, 4/1309, 4/1319, 4/1310, 4/1320 и начислена плата по ведомостям подачи и уборки вагонов № 100005, 100006, 100061-100069, 100059, 100060, 100090, 100091 в общей сумме 175 489 руб. 00 коп. без учета НДС, с учетом НДС 207 077 руб. 02 коп.
От подписания ведомостей подачи и уборки вагонов ответчик отказался, о чем имеется отметка перевозчика и составлены акты общей формы.
Ответчик извещен о задержке вагонов на станции Никель, что подтверждается выписками из книги уведомлений.
Поскольку ответчиком допущена задержка нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику на путях общего пользования по причинам, зависящим от владельца, истцом в адрес ответчика направлены претензии с требованием оплаты задолженности.
Неисполнение ответчиком указанного требования послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу о том, что представленные истцом акты общей формы подтверждают несвоевременный прием вагонов грузополучателем на станции назначения.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.
Согласно п. 2 ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствие с п. 2 ст. 793 названного Кодекса в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Учитывая положения ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», ст. 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», общество «РЖД» относится к субъектам естественных монополий на транспорте и поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам (далее - ФСТ).
Согласно ч. 12 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта в случае задержки вагонов в пути следования если вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, по причинам, зависящим от владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Таким образом, названной нормой прямо установлена обязанность вносить плату за нахождение на путях общего пользования вагонов независимо от их принадлежности.
Ссылки судов первой и апелляционной инстанций на ч. 3 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта как на основание для взыскания платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава ошибочны (а равно выводы судов о договорном характере взыскиваемой платы) и подлежат исключению из мотивировочных частей судебных актов в силу ниже следующего.
Федеральным законом от 31.12. 2014 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и статью 2 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» внесены изменения, в частности, в ст. 39 Устава железнодорожного транспорта, а именно, положения указанной правовой нормы дополнены частями 11-19, в том числе, положениями части 12 о внесении перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава по причинам, зависящим от владельцев железнодорожных путей необщего пользования (ч. 14 ст. 1 Федеральным законом от 31.12. 2014 № 503-ФЗ).
Таким образом, в спорный период времени (декабрь 2015 – апрель 2016) действовала правовая норма, прямо предусматривающая обязанность вносить плату за нахождение на путях общего пользования вагонов независимо от их принадлежности.
Размер платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава установлен Приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 29.04.2015 № 127-т/1 «Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство № 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 № 35/12», которым утверждено Тарифное руководство «Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения».
Согласно ст. 119 названного Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с п. 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 26 (далее - Правила № 26) при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила № 45).
Согласно п. 3.1 названных Правил факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
Пунктом 3.4 Правил № 45 предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При этом в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, должны быть указаны причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления (п. 3.5 Правил № 45).
На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Как следует из материалов дела, акты общей формы, представленные обществом «РЖД», подтверждают задержку вагонов на станции назначения. В указанных актах перечислены вагоны, задержанные на станциях, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки, а также имеется запись о том, что представители ответчика отказались от подписания актов без объяснения причин, что подтверждено подписями представителей перевозчика. В обоснование факта задержки спорных вагонов на станции Никель представлены акты общей формы, составленные перевозчиком на соответствующей станции, в качестве причины их составления указано - на занятость пути.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что содержащиеся в материалах дела доказательства подтверждают факт простоя на путях общего пользования вагонов, следовавших в адрес ответчика, произведенный истцом расчет платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от перевозчика, является верным.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили требования общества «РЖД».
Доводы заявителя кассационной жалобы, в том числе, что представленные истцом акты общей формы не удостоверяют факт и продолжительность простоя вагонов на путях необщего пользования, не являются надлежащими доказательствами по делу и основанием для начисления платы, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 05.03.2013 № 13031/12, суд кассационной инстанции не вправе переоценивать представленные в материалы дела доказательства и устанавливать иные обстоятельства дела, чем те, что установлены судами первой и апелляционной инстанций, поскольку указанные действия выходят за пределы его полномочий в силу норм действующего процессуального законодательства (ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений при рассмотрении дела судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.03.2017 по делу № А47-8068/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ПАО "ОРСКНЕФТЕОРГСИНТЕЗ" – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Т.Л. Вербенко
Судьи А.В. Сидорова
Г.Н. Черкасская