Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-5108/15
Екатеринбург
09 июля 2015 г. | Дело № А47-8714/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Токмаковой А.Н., Сухановой Н.Н.
при ведении протокола помощником судьи Махониной В.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Оренбургской таможни (ИНН: 5610013521, ОГРН: 1025600888466; далее – таможня, таможенный орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.01.2015 по делу № А47-8714/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании Арбитражного суда Оренбургской области с использованием систем видеоконференц-связи приняли участие представители таможенного органа Низамеев К.Р. (доверенность от 22.12.2014 № 09-56/14368), Скороспелова Л.В. (доверенность от 25.06.2015 № 15-39/07712).
Общество с ограниченной ответственностью «Агро Плюс» (далее – общество «Агро Плюс») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к таможне о взыскании процентов за нарушение сроков возврата излишне взысканных пени в размере 71 753 руб. 95 коп., взыскании судебных расходов в размере 32 000 руб. - 2 000 руб. в счет уплаты государственной пошлины и 30 000 руб. расходов на представителя.
Решением суда от 20.01.2015 (судья Лазебная Г.Н.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 (судьи Тимохин О.Б., Арямов А.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможенный орган просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неверное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы не согласен с выводом судов о том, что оплата пени произведена обществом «Агро Плюс» в рамках инициирования таможенным органом процедуры принудительного взыскания. Фактически оплата пени произошла путем совершения действия (подача обществом «Агро Плюс» заявления от 29.11.2011 вх. № 17378), свидетельствующего о намерении плательщика использовать свои денежные средства в качестве уплаты начисленной пени. Во исполнение ч. 4 ст. 121 Федерального закона от 27.10.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон о таможенном регулировании), на основании распоряжения лица (общества «Агро Плюс»), внесшего авансовые платежи, об их использовании, таможня, осуществляющая администрирование указанных денежных средств, произвела идентификацию авансовых платежей в качестве пени, по видам и суммам (ТПО № 10409000/291111/ВБ-6024953, № 10409000/291111/ВБ-6024954, № 10409000/291111/ВБ-6024955, № 10409000/291111/ВБ-6024956, № 10409000/291111/ВБ-6024957). Учитывая изложенное, заявитель жалобы, ссылаясь на положения ч. 6 ст. 147 Закона о таможенном регулировании, считает, что начисленные и оплаченные пени не могут иметь статус излишне взысканных для начисления процентов.
Кроме того, заявитель кассационной жалобы обращает внимание на то, что поскольку излишне взысканные таможенные платежи возвращены таможней с соблюдением установленного ч. 6 ст. 147 Закона о таможенном регулировании срока возврата, оснований для взыскания обществом «Агро Плюс» процентов не имеется.
Отзыва на кассационную жалобу обществом «Агро Плюс» не представлено.
При рассмотрении спора судами установлено, что в период с октября по декабрь 2010 года на таможенный пост ЖДПП Илецк-1 с целью оформления товара обществом «Агро Плюс» поданы грузовые таможенные декларации, в ходе проверки которых таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными (либо заявленные сведения должным образом не подтверждены), что послужило основанием для принятия решений о проведении дополнительной проверки.
Для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, заявленной в декларациях на товары, таможней, в ходе проведения дополнительных мероприятий, затребованы дополнительные документы, сведения и пояснения, в результате чего таможенным органом принято решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров, в соответствии с которым обществу «Агро Плюс» необходимо осуществить корректировку таможенной стоимости товара и уплатить таможенные пошлины, налог с учетом скорректированной таможенным органом таможенной стоимости товара.
Заявленная таможенная стоимость задекларированных товаров скорректирована таможенным органом и в адрес общества «Агро Плюс» выставлены требования об уплате таможенных платежей (пени) от 16.11.2011 № 1828 на сумму 49 451 руб. 13 коп., № 1830 на сумму 147 587 руб. 63 коп., № 1832 на сумму 85 091 руб. 75 коп., № 1836 на сумму 91 774 руб. 35 коп., № 1838 на сумму 21 884 руб. 94 коп.
На основании заявления декларанта от 29.11.2011 вх. № 17378 задолженность по названным требованиям списана таможней по платежному поручению от 16.08.2011 № 349.
Заявлением от 01.04.2013 общество «Агро Плюс» просило таможню возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 395 879 руб. 80 коп.
Письмом от 05.04.2013 исх. № 15-48/3794 таможенный орган оставил заявление общества «Агро Плюс» без рассмотрения, в связи с отсутствием документального подтверждения факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей.
Общество «Агро Плюс» обратилось в суд с заявлением о возврате таможней излишне взысканных пеней и обязании вернуть на расчетный счет общества «Агро Плюс» пени в размере 395 879 руб. 80 коп.
Решением суда Оренбургской области от 03.10.2013 по делу № А47-6174/2013 действия таможни по отказу в осуществлении возврата излишне взысканной суммы пени признаны незаконными; денежные средства в сумме 395 789 руб. 80 коп. возвращены обществу «Агро Плюс». Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2014 и постановлением Федерального арбитражного апелляционного суда Уральского округа от 07.05.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Полагая, что действия таможенного органа, выразившиеся во взыскании пени на указанную сумму пени, являются незаконными, общество «Агро Плюс» посчитало, что с таможни должны начисляться проценты за период с 30.11.2011 по 20.02.2014, что послужило основанием для обращения в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом «Агро Плюс» требования суды руководствовались тем, что в данном случае право общества «Агро Плюс» на получение процентов применительно к ч. 6 ст. 147 Закона о таможенном регулировании.
рассматривается как право на финансовую компенсацию потерь, вызванных неисполнением таможенным органом своей обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение о возврате денежных средств.
Кроме того, судами удовлетворено требование общества «Агро Плюс» в части взыскания с таможенного органа расходов на представителя и государственной пошлины за подачу заявления.
Указанные выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
В силу ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Исходя из содержания ст. 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правовые последствия решений суда, принимаемых в пользу организаций, заключаются в том, что признание судом действий государственных органов незаконными свидетельствует о их незаконности с момента совершения. Судебным актом по делу № А47-6174/2013 установлена незаконность действий таможни по отказу в осуществлении возврата излишне взысканной суммы пени.
В соответствии с ч. 6 ст. 147 Закона о таможенном регулировании возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями гл. 18 Закона о таможенном регулировании таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Законность требований плательщика может быть установлена как решением таможенного органа, так и решением суда. Решение таможенного органа о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не лишает плательщика права требовать начисления процентов за несвоевременный возврат этих платежей, если признан факт их излишней уплаты или взыскания таможенным органом и этот плательщик уже обращался к таможенному органу с таким заявлением, но оно отклонено этим органом или оставлено без рассмотрения.
Согласно с ч. 1 ст. 147 Закона о таможенном регулировании излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа на основании заявления плательщика. Заявление и прилагаемые документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов - в таможенный орган, с которым заключение соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Судами установлено и из материалов дела усматривается, что в данном случае спор фактически заключается в отнесении спорной суммы пени к излишне уплаченной либо излишне взысканной. Сумма пени уплачена обществом «Агро Плюс» на основании заявления от 29.11.2011.
Принимая во внимание вышеизложенное, судами отмечено, что обязанность по уплате таможенных платежей возникла не в результате самостоятельного начисления декларантом подлежащих уплате таможенных платежей, а в силу решений, принятых таможней по результатам контроля таможенной стоимости товара по спорным таможенным декларациям.
Выставив требования об уплате таможенных платежей, таможенный орган инициировал процедуру принудительного взыскания, в связи с чем суды верно указали на то, что уплата декларантом на основании выставленных таможней требований задолженности и списание денежных средств, внесенных в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, не может признаваться добровольным исполнением обязанности по уплате таможенных платежей.
Неправомерность не возврата денежных средств обществу «Арго Плюс» установлена вступившим в законную силу решением суда Оренбургской области по делу № А47-6174/2013.
Правильно применив нормы права, регулирующие спорные правоотношения, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах доказательства и установленные по делу фактические обстоятельства, учитывая установленную вступившим в законную силу решением суда Оренбургской области от 03.10.2013 по делу № А47-6174/2013 незаконность действий таможенного органа по отказу в осуществлении возврата излишне взысканной пени в размере 395 789 руб. 80 коп., суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае право общества «Арго Плюс» на получение процентов применительно к ч. 6 ст. 147 Закона о таможенном регулировании рассматривается как право на финансовую компенсацию потерь, вызванных неисполнением таможенным органом своей обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение о возврате денежных средств; иное толкование указанных положений не отвечает основам таможенного регулирования.
Доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.01.2015 по делу № А47-8714/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Оренбургской таможни – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Ю.В. Вдовин
Судьи А.Н. Токмакова
Н.Н. Суханова