АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-8612/17
Екатеринбург
01 февраля 2018 г.
Дело № А47-8729/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гайдука А.А.,
судей Черемных Л.Н., Сидоровой А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу жалобы открытого акционерного общества «Орское карьероуправление» (далее – общество «Орское карьероуправление», заявитель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.07.2017 по делу № А47-8729/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – общество «РЖД») - ФИО1 (доверенность от 25.05.2017);
общества «Орское карьероуправление» - ФИО2 (доверенность от 29.12.2017 № 8).
В судебном заседании суда кассационной инстанции 24.01.2018
в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 30.01.2018 12 ч 30 мин.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, представители лиц, участвующих в деле, явку в судебное заседание не обеспечили.
Общество «РЖД» обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением о взыскании с общества «Орское карьероуправление» платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования станции Круторожино, в сумме 128 662 руб. 48 коп. (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом на основании норм ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 15.07.2017 (резолютивная часть объявлена 22.06.2017судья ФИО3) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2017 (судьи Баканов В.В., Бабина О.Е., Махрова Н.В.) решение суда оставлено без изменения.
Общество «Орское карьероуправление» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя жалобы, вывод судов о том, что представленные в материалы дела памятки приемосдатчика подтверждают занятость путей необщего пользования и отсутствие возможности подачи вагонов и их принятия обществом «Орское карьероуправление», является ошибочным, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и условиям заключенного сторонами договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 19.01.2009 № 6/20 (далее – договор от 19.01.2009). Как полагает общество «Орское карьероуправление», причина занятости путей в рассматриваемой ситуации лежит в зоне ответственности общества «РЖД», нарушавшего сроки уборки вагонов. Заявитель жалобы считает, что материалами дела подтверждается как наличие свободных путей станции Карьерная, так и наличие у общества «РЖД» реальной возможности своевременно подать пришедшие в адрес общества «Орское карьероуправление» вагоны.
Кроме того, общество «Орское карьероуправление» ссылается не неправильное применение судами материального права в части определения начала периода простоя вагонов по истечении двух часов с момента составления акта общей формы, а не с момента уведомления о готовности вагонов к подаче, как того требует ст. 39 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав железнодорожного транспорта). Как указывает заявитель жалобы, порядок уведомления о подаче вагонов согласован сторонами в договоре от 19.01.2009 по телефону не позднее, чем за 2 часа до передачи вагонов на выставочные пути с регистрацией в книге уведомлений формы ГУ-2. При этом в рассматриваемом случае заявитель жалобы считает, что выполнение условий названного договора о направлении ему указанных уведомлений обществом «РЖД» не доказано. В связи с этим, по мнению заявителя, отсутствие уведомлений о подаче вагонов освобождает его от обязанности по внесению платы за пользование путями общего пользования по аналогии с нормой ст. 34 Устава железнодорожного транспорта.
Общество «Орское карьероуправление» полагает, что суд апелляционной инстанции ненадлежащим образом исследовал и оценил доказательства по делу, не принял во внимание недостоверность актов общей формы, не учел, что ФИО4, подписавший данные акты, в момент их составления не находился на работе (что подтверждается табелями учета рабочего времени), а также не принял во внимание недоказанность вины ответчика в простое вагонов на путях общего пользования.
Заявитель жалобы утверждает, что судами при вынесении оспариваемых судебных актов не учтено, что информация, отраженная в актах общей формы не соответствует действительности и как следствие данные акты не могли быть приняты судами в качестве доказательства, подтверждающего факт, время начала и окончания простоя вагонов по причинам, зависящим от ответчика.
В отзыве на кассационную жалобу общество «РЖД» просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между обществом «РЖД» (перевозчик) и обществом «Орское карьероуправление» (владелец) заключен договор от 19.01.2009.
Сторонами к договору от 19.01.2009 подписаны дополнительные соглашения от 30.06.2009 №1, от 18.08.2009 № 2, от 30.12.2009 № 3, от 29.05.2014 № 4, от 12.08.2014 № 5, от 11.11.2014 № 6, от 21.05.2015 № 7, от 11.08.2015 № 8, в соответствии с условиями которых стороны внесли изменения в условия договора.
В пункте 1 договора от 19.01.2009 стороны указали, что эксплуатация, принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Круторожино Южно-Уральской железной дороги через стрелку № 23 к 8 пути станции, обслуживаемого локомотивом владельца.
Согласно п. 6 названного договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению.
Уведомление передается по телефону не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов на выставочные пути станции Карьерная № 3, № 4, № 5, № 6 круглосуточно, с регистрацией в книге формы ГУ-2.
При условии нахождения вагонов до мест погрузки разрешается сдача вагонов на пути № 2 станции Карьерная, согласно пункту 3.4.1 ЕТП.
Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на выставочные пути станции Карьерная № 3, № 4, № 5, № 6, а также на путь № 2 при условии нахождения вагонов до мест погрузки, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца (п. 7 договора от 19.01.2009).
Пунктом 8 договора от 19.01.2009 стороны согласовали, что количество вагонов в каждой сдаваемой владельцу передаче устанавливается не более 41 вагона, по весу не более 942 тонны брутто. В случае прибытия в адрес владельца и его контрагентов более 41 вагона, вторая группа подается и зачисляется по времени фактической сдачи. В случае подачи вагонов двумя локомотивами передача и зачисление производится одной группой в количестве прибывших согласно пункту 3.5.12 ЕТП. Сроки на уборку вагонов с выставочного пути в течение 3 часов после окончания приемосдаточных операций, при наличии в передаваемой группе не принятых перевозчиком вагонов – срок на уборку исчисляется с момента уведомления станции об окончании отцепки не принятых перевозчиком вагонов, локомотивом владельца.
Согласно п. 18 договора от 19.01.2009 в редакции дополнительного соглашения от 21.05.2015 № 7 владелец уплачивает перевозчику предоплатой на расчетный счет ОАО «РЖД»: плату за пользование вагонами, принадлежащих перевозчику, установленную Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство № 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 № 35/12, за время нахождения их на железнодорожном пути необщего пользования, и за время задержки вагонов, ожидания их подачи или приема, как на станции назначения, так и в пути следования, по причинам, зависящим от владельца и не зависящим от перевозчика; плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности в соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации» в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров, нахождения вагонов под таможенными операциями, либо задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), приведших к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления, по причинам зависящим от владельца, по ставкам Тарифного руководства с учетом коэффициента индексации.
В обоснование исковых требований истец указал, что в период с 20.01.2016 по 27.01.2016 на путях станции Круторожино простаивали прибывшие в адрес ответчика груженые вагоны в ожидании их подачи железнодорожный путь необщего пользования по причине, зависящей от ответчика, а именно по причине занятости фронта выгрузки железнодорожного пути необщего пользования ответчика, о чем были составлены акты общей формы №№ 3/69, 3/83, 3/70, 3/73, 3/75, 3/78, 3/71, 3/79, 3/72, 3/76 и начислена плата по ведомостям подачи и уборки вагонов № 000270-000274 в общей сумме 134 971 руб. 94 коп. с учетом НДС. От подписания ведомостей подачи и уборки вагонов ответчик отказался, о чем имеется отметка перевозчика и составлены акты общей формы.
Поскольку ответчиком допущена задержка нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования по причинам, зависящим от владельца, истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием оплаты задолженности.
Согласно уточненному расчету истца, размер начисленной платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования станции Круторожино составил 128 662 руб. 48 коп. с учетом НДС.
Неисполнение ответчиком указанного требования послужило основанием для обращения общества «РЖД» в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив материалы дела, признал доказанным факт простоя вагонов, прибывших в адрес общества «Орское карьероуправление», на путях общего пользования в ожидании их подачи на пути необщего пользования по причинам, не зависящим от общества «РЖД», в связи с чем пришел к выводу о наличии достаточных оснований для взыскания с ответчика соответствующей платы за такой простой, начисленной на основании ст. 39 Устава железнодорожного транспорта. С учетом названных обстоятельств суд первой инстанции удовлетворил требования общества «РЖД» о взыскании с общества «Орское карьероуправление» платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования станции Круторожино, в сумме 128 662 руб. 48 коп.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными. Арбитражный апелляционный суд указал, что обстоятельства, изложенные в актах общей формы, фиксирующих факт и продолжительность простоя вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от владельца, подтверждаются памятками приемосдатчика, из которых усматривается нарушение ответчиком технологических норм грузовых операций, препятствующие подаче новых вагонов под погрузку.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с п. 1 ст. 793 данного Кодекса в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В силу ч. 11 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее – плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
Если в указанных случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Таким образом, названной нормой прямо установлена обязанность вносить плату за нахождение на путях общего пользования вагонов независимо от их принадлежности.
В соответствии с ч. 13 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
На основании ч. 17 указанной статьи размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Согласно п. 1.6 приказа Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 № 127-т/1 «Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство)» время, за которое взимается плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров определяется в соответствии с положениями ст. 39 Устава железнодорожного транспорта по данным актов общей формы или в соответствии с условиями, определенными по соглашению сторон.
В договоре от 19.01.2009 стороны согласовали, что владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности в соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров, нахождения вагонов под таможенными операциями либо задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), приведшей к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления, по причинам зависящим от владельца, по ставкам Тарифного руководства с учетом коэффициента индексации.
В соответствии с ч. 19 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования оформляется акт общей формы.
Согласно ст. 119 Устава железнодорожного транспорта обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В силу п. 4.5 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 26 (далее – Правила № 26), расчет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
В соответствии с п. 4.6 Правил № 26 при задержке вагонов независимо от их принадлежности на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов. На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей (п. 4.7 Правил № 26).
Согласно п. 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 45 (далее – Правила № 45), факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
В силу п. 3.2.4 Правил № 45 при несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: «С разногласиями» или «С возражением». Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
В п. 3.4 Правил № 45 предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При этом в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, должны быть указаны причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
На основании акта общей формы перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования (п. 4.7 Правил № 26).
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств (ч. 1 ст. 64, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка доказательств осуществляется судом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ст. 71 данного Кодекса).
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями названных норм процессуального права, представленные в материалы дела доказательства, суды установили факт простоя в период с 20.01.2016 по 27.01.2016 на путях станции Круторожино вагонов, прибывших в адрес общества «Орское карьероуправление», вследствие занятости железнодорожных путей необщего пользования, то есть по причине, зависящей от самого общества «Орское карьероуправление» и не зависящей от общества «РЖД» как перевозчика, в связи с чем пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с общества «Орское карьероуправление» начисленной в соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе.
В качестве доказательств задержки вагонов на путях общего пользования станции Круторожино Южно-Уральской железной дороги судами приняты представленные в материалы дела акты общей формы, в которых зафиксированы периоды задержки на путях общего пользования конкретных вагонов (с указанием номеров) и ее причины (ввиду занятости пути необщего пользования). Данные акты составлены обществом «РЖД» в соответствии с требованиями п. 3.4 Правил № 45, подписаны представителем общества «Орское карьероуправление» с отметкой «не согласен» и имеют отметки на обратной стороне, сделанные двумя работниками общества «РЖД» о том, что ответственный работник ответчика от получения актов на подпись отказался. Доказательства направления в адрес общества «РЖД» письменных разногласий или возражений по актам не позднее следующих суток со дня их составления как это предусмотрено п. 3.2.4 Правил № 45 ответчиком суду не представлены (ст. 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Помимо этого судами приняты во внимание представленные в материалы дела памятки приемосдатчика, содержащие сведения о времени завершения грузовых операций, тем самым подтверждающие занятость железнодорожного пути необщего пользования и, как следствие, отсутствие возможности подачи вагонов и их принятия обществом «Орское карьероуправление».
Расчет платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, составленный обществом «РЖД» на основании приказа Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 № 127-т/1 «Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство)», проверен судами и признан правильным.
С учетом вышеизложенного суды обоснованно удовлетворили требование общества «РЖД» о взыскании с общества «Орское карьероуправление» платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования станции Круторожино, в сумме 128 662 руб. 48 коп. (ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации ст. 39 Устава железнодорожного транспорта).
Ссылка общества «Орское карьероуправление» в качестве основания для освобождения его от обязанности по внесению платы за пользование путями общего пользования на неполучение уведомлений общества «РЖД» о предстоящей подаче вагонов (посредством телефонограмм), через два часа после которого может начисляться спорная плата, обоснованно отклонена судами в связи со следующим.
Из материалов дела усматривается, что в связи с возникшими разногласиями относительно самого факта уведомления общества «Орское карьероуправление» о предстоящей подаче вагонов общество «РЖД» скорректировало расчет платы, определив начало периода простоя каждого из вагонов по истечении двух часов с момента составления актов общей формы.
Как верно указали суды, при составлении актов общей формы общество «РЖД» зафиксировало факт занятости путей общего пользования вагонами, поданными для общества «Орское карьероуправление». При этом факт предъявления актов общей формы истцом ответчику с указанием в них информации о прибывших вагонах, причин простоя (занятости путей необщего пользования), отсутствие обоснованных возражений или разногласий как при подписании данных актов, так и в более поздние периоды подтверждает осведомленность ответчика о прибывших в его адрес вагонах, простаивающих на путях общего пользования. Доказательства того, что ответчиком предприняты с необходимой степенью заботливости и осмотрительности действия для предотвращения или сокращения времени простоя вагонов, ответчиком суду не представлено.
В связи с этим суды пришли к верному выводу о том, что простой вагонов на путях общего пользования возник по причине занятости пути необщего пользования ранее поданными вагонами, обществом «Орское карьероуправление» нарушен технологический срок оборота вагонов, что в силу закона является основанием для взимания платы за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Довод заявителя жалобы, касающийся того, что ФИО4, подписавший представленные в материалы дела акты общей формы, в момент их составления (исходя из чисел, которыми они датированы) не находился на работе (что подтверждается табелями учета рабочего времени), являлся предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и отклонен с указанием соответствующих причин в мотивировочных частях обжалуемых судебных актов.
Иные доводы общества «Орское карьероуправление», касающиеся необоснованности выводов судов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, подлежат отклонению судом кассационной инстанции, поскольку по существу не затрагивают вопросов применения судами при рассмотрении настоящего дела норм права, а сводятся к несогласию с произведенной судебными инстанциями оценкой установленных по делу обстоятельств со ссылкой на конкретные доказательства.
При этом оценка доказательственной базы и установление на ее основании фактических обстоятельств дела - компетенция судов первой и апелляционной инстанций и при рассмотрении настоящего дела данные процессуальные действия осуществлены судами надлежащим образом.
Из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 13031/2012).
Все возражения, приводимые обществом «Орское карьероуправление» в подтверждение своей позиции по данному делу, получили надлежащую правовую оценку со стороны судов и отклонены с подробным изложением причин в мотивировочных частях обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм материального права, в частности норм ст. 34, 39 Устава железнодорожного транспорта, а также процессуальных нарушений, в том числе являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба общества «Орское карьероуправление» – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.07.2017 по делу № А47-8729/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Орское карьероуправление» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.А. Гайдук
Судьи Л.Н. Черемных
А.В. Сидорова