АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-325/18
Екатеринбург
14 марта 2018 г.
Дело № А47-9075/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Поротниковой Е.А., Сухановой Н.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Новотроицкий завод хромовых соединений» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.08.2017 по делу
№ А47-9075/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель акционерного общества «Новотроицкий завод хромовых соединений» – ФИО1 (доверенность от 23.05.2016 № 68).
Акционерное общество «Новотроицкий завод хромовых соединений» (далее – заявитель, общество, АО «НЗХС») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области (далее – Росприроднадзор, Управление, Управление Росприроднадзора по Оренбургской области) о признании недействительным требования
от 21.05.2014 № ЛЧ-05-01-14/2459 об уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду (платы за размещение отходов) за 2013 год в части начисления платы за размещение отходов за 2013 год на собственном полигоне по размещению токсичных отходов (шламонакопителе) в размере
79 038 189, 94 рублей, ссылаясь на п. 4.5. приложения № 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды от 26.01.1993, утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
Решением суда от 10.08.2017 (судьи Е.Г. Цыпкина, Сиваракша В.И., Чердинцева Г.В.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2017 (судьи Малышева И.А., Бояршинова Е.В., Кузнецов Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, суды сделали вывод о невозможности применения пункта п. 4.5. приложения № 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды от 26.01.1993, утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации. Однако данная норма, по мнению заявителя, освобождает его от внесения платы за размещение токсичных отходов. Кроме того, суды неверно истолковали положения ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пришли к неправильному выводу о безусловной платности размещения отходов – вне зависимости от того, имелось ли действительно негативное воздействие на окружающую среду. Суды применили нормы, не подлежащие применению, а именно постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления».
Заявитель также считает не соответствующим материалам дела вывод суда первой инстанции о наличии негативного воздействия на окружающую среду со стороны объекта размещения отходов АО «НЗХС».
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности АО «НЗХС» является производство прочих основных неорганических химических веществ, одним из дополнительных видов деятельности – производство красителей и пигментов, ферросплавов (кроме доменных). В результате осуществления указанных видов деятельности образуются отходы производства различных классов опасности, в том числе токсичные, что подтверждается актами проверки от 07.08.2008 № 334-э,
от 24.09.2009 № 18, от 29.10.2010 № Э-40, паспортами опасных отходов, сведениями по форме № 2-ТП за 2013 год.
В связи с осуществлением деятельности, в результате которой образуются токсичные отходы, АО «НЗХС» выдана бессрочная лицензия серии 056 № 00066 от 19.09.2012 на осуществление деятельности по размещению опасных отходов (перечень отходов указан в приложении к лицензии), а также лицензия № ОТ-49-001344(56) от 10.01.2008 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Заключен договор страхования ответственности.
Для размещения (хранения и захоронения) образующихся в его деятельности токсичных ходов общество использует гидротехническое сооружение – шламонакопитель, который был введён в эксплуатацию в 1963 году, подвергался реконструкции в 1968, 1988, 1999 и 2005 годах.
Шламонакопитель предназначен для складирования хромосодержащих шламов и стоков ливневой канализации, шламов производства сернистого натрия, внесен в государственный реестр опасных производственных объектов (свидетельство № А49-00007).
05.03.2013 обществу был выдан документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (регистрационный номер
№ 21/35), в котором были утверждены годовые нормативы образования отходов производства и потребления 54 наименований отходов в количестве 194 558, 020 тонн и утверждены лимиты на размещение отходов производства и потребления в отношении 15 наименований отходов в количестве 897 254,685 тонн. Срок действия данного разрешения с 05.02.2013 по 05.05.2018.
По итогам 2013 года АО «НЗХС» представило в Управление статистический отчет по форме 2-ТП (отходы) и расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2013 г., в которых не указана и не внесена в бюджет плата за негативное воздействие, оказанное в результате размещения отходов.
При этом согласно данным отчета по форме 2-ТП (отходы) за 2013 год у АО «НЗХС» образовалось 14 видов токсичных отходов производства и потребления I-V класса опасности, что подтверждается паспортами опасных отходов. 4 вида отходов размещены на собственном объекте АО «НЗХС», 10 видов отходов размещены на объектах, эксплуатируемых сторонними организациями. Согласно сведениям отчетности 2-ТП (отходы) в 2013 году на предприятии было образовано 153 937,481 тонн отходов, а также накоплено на начало периода 12 269,286 тонн отходов.
За 2013 год обществом было использовано 7 403,971 тонны отходов, обезврежено 1,107 тонн отходов. За год обществом было размещено: на собственных объектах – 141 738,608 тонн отходов (захоронение – 100%); передано для размещения на объектах третьих лиц – 1 071,390 тонн отходов, в том числе на временное хранение – 3,283 тонн, на захоронение – 1 068,107 тонн.
Полагая, что при осуществлении деятельности по размещению (хранению, захоронению и переработке) отходов на шламонакопителе заявитель обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год, Управление Росприроднадзора по Оренбургской области выставило требование от 21.05.2014 № ЛЧ-05-01-14/2459, в соответствии с которым заявителю предложено в срок до 15.07.2014 внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2013 год в размере 79 378 948,95 рублей, в том числе, доля платы за размещение отходов: на собственных объектах составляет – 79 038 189,94 рублей; на объектах третьих лиц – 340 759,01 рублей. Расчет платы произведен с учетом установленных лимитов размещения отходов, установленных для общества, в однократном размере, с применением понижающего коэффициента 0,3.
Считая недействительным требование от 21.05.2014 № ЛЧ-05-01- 14/2459 о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду (платы за размещение отходов) за 2013 год в части начисления платы за размещение отходов за 2013 год на собственном полигоне по размещению токсичных отходов (шламонакопителе) в размере 79 038 189, 94 рублей, заявитель оспорил его в указанной части в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из того, что АО «НЗХС» занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», следовательно, в силу ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в установленном порядке; размер платы обоснованно рассчитан Управлением Росприроднадзора на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» с применением понижающего коэффициент 0,3.
В силу положений ч. 1 ст. 1 98, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды) установлено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статьей 16 Закона № 7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются законом. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленном порядке возложена на физических и юридических лиц в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе № 7-ФЗ (включая размещение отходов производства и потребления).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ, здесь и далее положения Закона приведены в редакции, действовавшей в 2013 году), отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие потребительские свойства. Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, а под хранением отходов – содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Отношения, связанные с негативным воздействием на окружающую среду, регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (далее – Постановление
№ 344).
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в 2013 году (спорный период) был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (далее – постановление Правительства Российской Федерации
от 28.08.1992 № 632, позднее утратило силу в связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255).
В соответствии с п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации разработало и утвердило 26.01.1993 Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей среды (зарегистрированы в Минюсте России 24.03.1993 за № 190; действовали в 2013 году, утратили силу в связи с изданием приказа Минприроды России от 04.07.2014 № 302, по тексту именуются также – ИМУ, Методические указания).
Согласно п. 4.5 Приложения № 1 к Методическим указаниям при размещении токсичных отходов на специализированных по их обезвреживанию, захоронению и хранению полигонах плата с природопользователей за размещение не взимается, а природопользователи в установленном порядке могут осуществлять страхование размещаемых отходов в связи с экологическим риском.
В силу п. 4.4 Приложения № 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище и другое).
Согласно п. 1.1 СНиП 2.01.28-85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию» полигоны являются природоохранными сооружениями и предназначены для централизованного сбора, обезвреживания и захоронения токсичных отходов промышленных предприятий, научно-исследовательских организаций и учреждений.
Письмом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 11.07.1995 № 01 -11/29-2002 о «Временных методических рекомендациях по проведению инвентаризации мест захоронения и хранения отходов в Российской Федерации» установлено, что шламонакопителями, хвостохранилищами являются сооружения для размещения хвостов обогащения полезных ископаемых, осадков сточных вод, шламов, шлаков, зол, илов и т.п., жидких, пастообразных или твёрдых отходов, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с проектами.
Статьей 12 Закона № 89-ФЗ определены требования к объектам размещения отходов. В частности к таким требованиям относятся: создание объектов размещения отходов на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; внесение объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах в пределах установленных лимитов, является платной.
Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, отсутствие признаков негативного воздействия вредных веществ на окружающую среду сверх установленных нормативов не исключает обязанность общества по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду. Размещение отходов в специально для этого предназначенном объекте (шламонакопитель создан для целей размещения токсичных отходов определенных видов, расположен на специально отведенном земельном участке и учитывался в качестве объекта размещения отходов при решении вопроса о выдаче обществу лицензии) соответствует установленному законом виду негативного воздействия на окружающую среду, в связи с чем сам факт размещения отходов, в том числе хранение и захоронение отходов в специальные хранилища, предназначенные для их размещения, является объектом взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, суды пришли к правильному выводу о том, что не является значимым для рассмотрения настоящего спора вопрос об изменении состоянии окружающей среды в результате размещения токсичных отходов на шламонакопителе, поскольку причинение вреда окружающей среде не является необходимым условием для возникновения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении деятельности по размещению расходов в пределах утверждённых лимитов. Достаточным для этого является факт осуществления деятельности, отнесенной законодательствам к видам такого негативного воздействия.
Довод ОАО «НЗХС» о необходимости применения в рассматриваемой ситуации п. 4.5 Приложения № 1 к Инструктивно-методическим указаниям от 26.01.1993 обоснованно отклонен судами с указанием на необходимость применения при установлении обязанности общества по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду положений принятого позже постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344, которым был установлен понижающий коэффициент для норматива платы за размещение отходов производства и потребления на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия, в размере 0,3, которым руководствовалось Управление Росприроднадзора при расчёте подлежащей взиманию с заявителя платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения в шламонакопителе токсичных отходов.
При расчёте платы за негативное воздействие на окружающую природную среду Управлением применен льготный коэффициент 0,3, который постановлением Правительства № 344 был установлен для деятельности по размещению отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия. Тем самым Управление подтвердило наличие у шламонакопителя статуса специально оборудованного полигона или оборудованной в соответствии с установленными требованиями промышленной площадки, использование которых даёт право на льготный коэффициент.
Вопрос о наличии у заявителя права на освобождение от внесения платы за загрязнение окружающей среды при размещении токсичных отходов на тот же шламонакопителе неоднократно являлся предметом рассмотрения в рамках других дел (№ А43-16305/2011, № А47-10907/2012, № А47-9799/2012,
№ А47-3247/2013, № А47-633/2014), в рамках которых оценивались те же обстоятельства, судебные акты по которым вступили в законную силу и обоснованно приняты во внимание при рассмотрении настоящего спора судом.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.08.2017 по делу
№ А47-9075/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества «Новотроицкий завод хромовых соединений» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.Н. Токмакова
Судьи Е.А. Поротникова
Н.Н. Суханова